ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКА НА-ЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме
Небывалый рост объема информации требует от современного человека умения определять личностный смысл, планировать деятельность, осуществлять самооценку, рефлексировать, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. В статье описан ход реализации основных положений программы эвристического обучения, внедрение форм и методов эвристического обучения в начальных классах общеобразовательного учреждения, которые на наш взгляд, будут способствовать успешному формированию и развитию способностей и умений планирования учеником смысла образования, осуществления процесса его самоорганизации, самооценки и рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.shtrafmetova_liceyno22.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
1-4
Формирование умений и развитие способностей ученика начальных классов определять личностный смысл образования
Штрафметова Елена Владимировна, учитель начальных классов,
МНОУ лицей № 22 города Белово, 652642, Кемеровская область,
г. Белово, пгт Бачатский, ул. Шевцовой, 49, 8 (38 452) 7 – 17 – 24
В эпоху компьютеризации человек должен уметь принимать ответственные решения и эти решения должны быть грамотными и единственно верными. Предъявляются новые требования к личностному и профессиональному развитию человека. Небывалый рост объема информации требует от современного человека умения определять личностный смысл, планировать деятельность, осуществлять самооценку, рефлексировать, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Обществом и педагогами осознаётся необходимость формирования у обучающихся деятельности целеполагания, планирования, рефлексии. Выпускникам основной школы необходимо сделать один из главных выборов образовательного пути – выбора профиля и без сформированных этих качеств это трудно осуществить. А именно в начальной школе закладываются эти качества, так как младший школьный возраст сензитивен для формирования способности определения личностного смысла, целей, планирования, самооценки и рефлексии [8]. Педагогической наукой установлено, что данные способности формируются и развиваются в процессе создания творческой продукции. По словам доктора педагогических наук А.В. Хуторского, к окончанию школы актуальная способность детей создавать творческую продукцию уменьшается на порядок – с 30% в начальной школе до 3% для выпускников. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам 2 поколения (2010 г) учащиеся должны получать опыт творческой деятельности. Однако в педагогической практике общеобразовательных школ не выработан единый подход, который гарантировано формирует и развивает креативные способности. Сегодня разработана теория эвристического обучения. Она успешно реализуется в практике дополнительного образования. Именно эвристическое обучение — обучение, ставящее целью планирование учеником личностного смысла, целей и содержания образования, а также осуществление процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика – от греч. heurisko – отыскиваю, нахожу, открываю). Опыт работы педагогов-практиков доказывает результативность такого обучения. Но в настоящий момент отсутствует полноценное дидактическое и научно – методическое обоснование для реализации эвристического обучения в процессе общего образования начальных классов (в урочной и внеурочной деятельности). Таким образом, налицо противоречие между востребованностью эвристического обучения, продиктованной социальным заказом (государственными образовательными стандартами) и отсутствием полноценного дидактического и научно-методического обоснования для реализации эвристического обучения в процессе общего образования начальных классов.
Данное противоречие имеет отношение и к образовательному процессу лицея. Используя творческий потенциал обучающихся, материально-техническую и учебно-методическую базу учреждения, учителя реализуют отдельные формы и методы эвристического обучения, преимущественно в дополнительном образовании: обеспечивается эпизодическое участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности; организуется участие обучающихся в городской конференции младших школьников «Маленькая дверь в большой мир». Работа эта даёт определённые результаты: от 70% до 75% обучающихся начальных классов лицея успешно усваивают знания, формируются их умения, определённые государственными образовательными стандартами; 7 % обучающихся задействованы в исследовательской и проектной деятельности. [1] С целью разрешения противоречий нами разработана программа реализации эвристического обучения в начальных классах «Помни, ты способен на гениальные открытия!», которая апробируется с 2007 года в МНОУ лицее №22 города Белово. Реализация основных положений программы эвристического обучения, внедрение форм и методов эвристического обучения в начальных классах общеобразовательного учреждения, на наш взгляд, будет способствовать успешному формированию и развитию способностей и умений планирования учеником смысла образования, осуществления процесса его самоорганизации, самооценки и рефлексии. Формы и методы эвристического обучения согласуются с принципами образовательной системы «Школа 2100» [4]. Главная идея программы заключена в гармоничном включении в образовательный процесс начальных классов, осуществляемый по системе «Школа 2100»: в урочную деятельность - системы эвристических заданий: когнитивных (познавательных), креативных (творческих), оргдеятельностных; в дополнительное образование и внеурочную деятельность - эвристических форм и методов обучения для формирования и развития способностей и умений обучающихся определять личностный смысл образования осуществлять самоорганизацию, самооценку и рефлексию.[2] В результате будет сформирован образ ученика, который успешно усваивает знания, умения, обладает компетенциями, определёнными государственными образовательными стандартами; умеет определять личностный смысл образования: умеет задавать вопросы, обозначать свое понимание или непонимание вопроса; проявляет творческую активность: умеет фантазировать, проявить гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; имеет свое мнение; способен определить цель своей учебной деятельности, организовать и оценить её достижение; способен рефлексировать [5]. Новизна представленной программы заключается в дополнении, развитии теоретических положений организации эвристического обучения, внесении новых элементов в положения о практическом применении положений эвристического обучения, а именно:
научно-методического и дидактического обоснования возможности внедрения форм и методов эвристического обучения в образовательном процессе начальных классов общеобразовательных школ; основных критериев и показателей эффективности работы с учащимися начальных классов общеобразовательных школ при внедрении в образовательный процесс эвристического обучения; определённых уровней сформированности умений и развития способностей определять учеником личностный смысл образования, осуществлять самоорганизацию, самооценку и рефлексию образовательного процесса.
Цель программы: формирование умений и развитие способностей ученика начальных классов определять личностный смысл образования, а также осуществлять самоорганизацию, самооценку и рефлексию образовательного процесса;
Реализация программы предполагает несколько этапов: организационно-теоретический (Июнь – август 2007); внедренческий (сентябрь 2007 – май 2011); аналитический, обобщение и распространение опыта (май 2011 – сентябрь 2011). Программа реализации эвристического обучения «Помни, ты способен на гениальные открытия!» решает задачи получения следующих результатов:
- успешное усвоение обучающимися знаний, умений, формирование компетенций, определённых государственными образовательными стандартами (критерии: необходимый уровень – решение типовой задачи, где требуются отработанные умения и давно изученные знания (соответствие ФГОС); программный уровень – решение нестандартной задачи, где применяются новые знания, либо старые, но в новой, непривычной ситуации; максимальный уровень – решение никогда не изучавшейся в классе задачи, для которой потребовались самостоятельно добытые знания, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно освоенные умения. Инструмент измерения: технология оценки образовательных достижений учащихся («Линии развития»), рабочий журнал учителя, определённый образовательной системой «Школа 2100», универсальная шкала трех уровней успешности , школьные отметки);
- умение учащимся определять личностный смысл образования (критерии: наличие у обучающегося смыслов в области содержания образования, в построении собственных образовательных планов, учебно-познавательная и социальная мотивация учения обучающегося; умение обучающегося ставить цели, творческая активность обучающихся. Иструмент измерения: опросник мотивации [2], педагогическое наблюдение на уроках; педагогический анализ);
умение обучающегося организовать процесс обучения (критерии: наличие у обучающегося умений составлять общий план в соответствии с целью. Иструмент измерения: задания максимального уровня, входящие в образовательную систему «Школа 2100», эвристические задания);
- способность обучающихся к самооценке и рефлексии (критерии: осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик», способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием).
Мы предлагаем следующие уровни сформированности умений и развития способностей определять учеником личностный смысл образования, осуществлять самоорганизацию, самооценку и рефлексию образовательного процесса:
высокий уровень - обучающийся владеет компетенциями, усваивает знания, умения, определённые государственными образовательными стандартами не ниже чем на необходимом уровне; умеет ставить конкретную цель не менее чем на 1 неделю; творчески активен – отдаёт всегда предпочтение креативной деятельности; создаёт продукты обучения, решая конкретные задачи и проблемы; мотивирован в обучении учебно-познавательно и социально; способен адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении.
средний уровень - обучающийся владеет компетенциями, усваивает знания, умения, определённые государственными образовательными стандартами не ниже чем на необходимом уровне; умеет ставить конкретную внешнюю по отношению к образованию цель не менее чем на 1 неделю; творчески активен, создаёт с помощью взрослого продукты обучения, решая конкретные задачи и проблемы; мотивирован в обучении учебно-познавательно и /или социально; преимущественно способен адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении.
низкий уровень - обучающийся владеет компетенциями, усваивает знания, умения, определённые государственными образовательными стандартами на необходимом уровне; затрудняется в постановке цели по отношению к образованию цели на 1 неделю; чаще выбирает репродуктивную деятельность; создаёт с помощью взрослого продукты обучения, не всегда осознавая конкретные задачи и проблемы; мотивирован больше на внешний результат обучения; связывает свой неуспех с внешними обстоятельствами.
Реализация программы и промежуточные результаты обучающихся дают основание считать, что у обучающихся успешно формируются умения определять личностный смысл образования, осуществлять самоорганизацию, самооценку и рефлексию образовательного процесса. Программа может быть рекомендована учителям начальных классов, руководителям общеобразовательных учреждений, методистам.
Список литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе [Письмо] Министерство образования РФ.-М. 19.11.98
- Нормативные документы: сборник / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа,2004. – 443, [5] с.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд.2-е, доп.- М.: Баласс, 2009.-400с.
- О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях [Письмо] Министерство образования РФ.-М. 3 июня 2003 г. N 13-51-120/13
- Хуторской А.В. Творческие ли у нас стандарты? // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2005/0212.htm.
- Хуторской А. В. Помни, ты способен на гениальные открытия! [Статья]// Первое сентября.- 2000./ - http://ps.1september.ru/2000/66/3-1.htm
- Хуторской А.В. Рождение знаний в обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 2 декабря. /http://www.eidos.ru/journal/2003/1201.htm.
Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. /А.В. Хуторской.- М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2000
[1] Представлены данные о лицее на момент запуска программы – 2007 год
[2] Эвристические задания логически вписываются в образовательную систему «Школа 2100», которая на сегодняшний день наиболее полно отвечает требованиям ФГОС 2010г начального общего образования Авторами разработаны планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие способности к рефлексии как важное условие формирования умения учиться".
Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности работы учащихся: принимаемых им решений, поведения в группе, а также собственного развития....
Основа системно-деятельностного подхода в образовании - формирование умения учиться.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Пословицы как основа системы приемов, направленной на формирование умения понимать их смысл.
Представление опыта работы в начальных классах...
Тема опыта: «Развитие познавательных УУД на уроках математики посредством формирования умений решения текстовых задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»
Условия возникновения, становления опытаВажнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, сп...
Развитие интеллектуальных умений и творческих способностей детей младшего школьного возраста
Цель: углубление теоретических знаний по теме « Развитие интеллектуальных умений и творческих способностей детей младшего школьного возраста»....
Выявление и развитие способностей воспитанников средствами дополнительного образования
Начальная школа – это период серьезной перестройки в ритме жизни. Нередко дети в первые годы обучения в школе страдают переутомлением и рассеянным вниманием. Эти проблемы можно легко решить при ...