ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКА НА-ЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ОБРАЗОВАНИЯ
статья по теме

Штрафметова Елена Владимировна

Небывалый рост объема информации требует от современного человека умения   определять  личностный  смысл, планировать деятельность, осуществлять  самооценку,  рефлексировать, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. В статье описан ход реализации основных положений программы эвристического обучения, внедрение форм и методов эвристического обучения в начальных классах общеобразовательного учреждения, которые на наш взгляд,  будут способствовать  успешному формированию и развитию способностей и умений планирования  учеником смысла образования, осуществления процесса его самоорганизации, самооценки и рефлексии.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.shtrafmetova_liceyno22.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

1-4

Формирование умений и развитие способностей ученика  начальных  классов  определять  личностный смысл образования

Штрафметова Елена Владимировна, учитель начальных классов,

МНОУ лицей № 22 города Белово, 652642, Кемеровская область,

г. Белово, пгт Бачатский, ул. Шевцовой, 49, 8 (38 452) 7 – 17 – 24

В эпоху компьютеризации человек  должен уметь принимать ответственные решения и эти решения должны быть грамотными и единственно верными.   Предъявляются  новые требования к  личностному и профессиональному развитию человека. Небывалый рост объема информации требует от современного человека умения   определять  личностный  смысл, планировать деятельность, осуществлять  самооценку,  рефлексировать, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Обществом и педагогами осознаётся необходимость формирования у обучающихся деятельности целеполагания, планирования, рефлексии. Выпускникам основной школы необходимо сделать один из главных выборов образовательного пути – выбора профиля и без сформированных этих качеств это трудно осуществить. А именно в начальной школе закладываются  эти качества, так как младший школьный возраст сензитивен для  формирования способности определения   личностного смысла, целей, планирования, самооценки и рефлексии [8]. Педагогической наукой установлено, что данные способности формируются и развиваются в процессе создания творческой продукции. По словам доктора педагогических наук А.В. Хуторского,  к окончанию школы актуальная способность детей создавать творческую продукцию уменьшается на порядок – с 30% в начальной школе до 3% для выпускников. Согласно  Федеральным государственным образовательным стандартам 2 поколения (2010 г)  учащиеся должны  получать опыт творческой деятельности.  Однако в педагогической практике общеобразовательных школ не выработан единый подход, который  гарантировано формирует и развивает  креативные  способности.  Сегодня  разработана теория  эвристического обучения. Она успешно реализуется в  практике дополнительного образования. Именно  эвристическое обучение — обучение, ставящее целью планирование  учеником личностного смысла, целей и содержания образования, а также  осуществление  процесса его организации, диагностики и осознания. Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика – от греч. heurisko – отыскиваю, нахожу, открываю). Опыт работы педагогов-практиков доказывает результативность такого обучения. Но в настоящий момент  отсутствует полноценное дидактическое и научно – методическое обоснование для реализации эвристического обучения в  процессе общего образования начальных классов (в урочной и внеурочной деятельности). Таким образом, налицо противоречие между востребованностью  эвристического обучения, продиктованной социальным заказом (государственными образовательными стандартами)  и отсутствием  полноценного дидактического и научно-методического обоснования для реализации эвристического обучения в  процессе общего образования начальных классов.

Данное противоречие имеет отношение  и к образовательному процессу лицея. Используя творческий потенциал обучающихся, материально-техническую и учебно-методическую базу учреждения, учителя реализуют отдельные  формы и методы  эвристического обучения, преимущественно в дополнительном  образовании: обеспечивается эпизодическое участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности; организуется  участие обучающихся в городской конференции младших школьников «Маленькая дверь в большой мир». Работа эта даёт определённые результаты: от 70% до 75% обучающихся  начальных классов лицея  успешно усваивают знания, формируются их умения,  определённые государственными образовательными стандартами; 7 %  обучающихся задействованы в  исследовательской и проектной деятельности. [1] С целью разрешения противоречий нами разработана программа  реализации эвристического обучения в начальных классах «Помни, ты способен на гениальные открытия!», которая апробируется с 2007 года в МНОУ лицее №22 города Белово. Реализация основных положений программы эвристического обучения, внедрение форм и методов эвристического обучения в начальных классах общеобразовательного учреждения, на наш взгляд,  будет способствовать  успешному формированию и развитию способностей и умений планирования  учеником смысла образования, осуществления процесса его самоорганизации, самооценки и рефлексии.  Формы и методы эвристического обучения согласуются  с  принципами  образовательной системы «Школа 2100» [4].  Главная идея программы заключена в  гармоничном   включении  в образовательный процесс начальных классов, осуществляемый по  системе «Школа 2100»: в урочную деятельность - системы эвристических заданий: когнитивных (познавательных), креативных (творческих), оргдеятельностных;  в дополнительное образование и внеурочную деятельность - эвристических форм и методов обучения для формирования  и развития способностей и умений обучающихся  определять  личностный   смысл  образования осуществлять  самоорганизацию, самооценку  и рефлексию.[2]  В результате будет сформирован образ ученика, который  успешно усваивает  знания, умения, обладает компетенциями, определёнными  государственными образовательными стандартами; умеет  определять личностный  смысл образования:  умеет   задавать вопросы, обозначать свое понимание или непонимание вопроса;  проявляет  творческую активность: умеет  фантазировать, проявить  гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; имеет  свое мнение; способен определить   цель своей   учебной деятельности, организовать и оценить  её достижение; способен  рефлексировать [5].  Новизна представленной программы заключается в  дополнении, развитии теоретических положений организации эвристического обучения, внесении  новых  элементов  в  положения о практическом  применении  положений   эвристического обучения, а именно:

научно-методического и дидактического обоснования возможности  внедрения форм и методов  эвристического обучения в образовательном  процессе  начальных классов  общеобразовательных школ; основных  критериев  и показателей  эффективности работы с учащимися  начальных классов  общеобразовательных школ при внедрении в  образовательный процесс эвристического обучения; определённых уровней  сформированности  умений и развития способностей определять учеником личностный смысл образования, осуществлять самоорганизацию, самооценку и рефлексию  образовательного процесса.

Цель  программы: формирование умений и развитие способностей ученика  начальных  классов  определять  личностный смысл образования, а также осуществлять самоорганизацию, самооценку и рефлексию образовательного процесса;

Реализация программы предполагает несколько  этапов: организационно-теоретический  (Июнь – август 2007);  внедренческий (сентябрь 2007 – май 2011); аналитический, обобщение и распространение опыта  (май  2011 – сентябрь  2011).  Программа реализации эвристического обучения «Помни, ты способен на гениальные открытия!» решает задачи получения следующих результатов:

  1. успешное усвоение обучающимися знаний, умений, формирование компетенций, определённых государственными образовательными стандартами (критерии: необходимый уровень – решение типовой задачи, где требуются отработанные умения и давно изученные знания (соответствие ФГОС); программный уровень – решение нестандартной задачи, где применяются новые знания, либо старые, но в новой, непривычной ситуации; максимальный уровень – решение никогда  не изучавшейся в классе задачи, для которой потребовались самостоятельно добытые знания, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно освоенные умения. Инструмент измерения: технология оценки образовательных достижений учащихся («Линии развития»),  рабочий журнал  учителя, определённый образовательной системой «Школа 2100», универсальная шкала трех уровней успешности , школьные  отметки);
  2. умение учащимся определять  личностный  смысл  образования (критерии: наличие у обучающегося смыслов в области содержания образования, в построении собственных образовательных планов, учебно-познавательная  и социальная  мотивация учения обучающегося; умение обучающегося ставить цели, творческая активность обучающихся.  Иструмент измерения: опросник мотивации [2],  педагогическое наблюдение на уроках; педагогический анализ);

умение  обучающегося организовать процесс обучения (критерии: наличие у обучающегося умений составлять общий план в соответствии с целью. Иструмент измерения: задания максимального уровня, входящие в образовательную систему «Школа 2100», эвристические задания);

  1. способность  обучающихся к самооценке  и рефлексии (критерии: осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик», способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием).

Мы предлагаем следующие уровни сформированности  умений и развития способностей  определять учеником личностный смысл образования, осуществлять самоорганизацию, самооценку и рефлексию образовательного процесса:

высокий уровень -  обучающийся  владеет  компетенциями, усваивает знания, умения, определённые государственными образовательными стандартами не ниже чем на необходимом уровне; умеет ставить конкретную цель не менее чем на 1 неделю; творчески активен – отдаёт всегда предпочтение креативной деятельности; создаёт продукты обучения, решая конкретные задачи и проблемы; мотивирован в обучении учебно-познавательно и социально; способен адекватно  судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении.

средний уровень   - обучающийся  владеет компетенциями, усваивает знания, умения, определённые государственными образовательными стандартами не ниже чем на необходимом уровне; умеет ставить конкретную внешнюю по отношению к образованию цель не менее чем на 1 неделю; творчески активен,   создаёт с помощью взрослого продукты обучения, решая конкретные задачи и проблемы; мотивирован в обучении учебно-познавательно и /или  социально; преимущественно способен адекватно  судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении.

низкий уровень -  обучающийся  владеет компетенциями, усваивает знания, умения, определённые государственными образовательными стандартами  на необходимом уровне; затрудняется в постановке цели по отношению к образованию цели  на 1 неделю;   чаще выбирает репродуктивную  деятельность; создаёт с помощью взрослого продукты обучения, не всегда осознавая  конкретные задачи и проблемы; мотивирован больше на внешний результат обучения; связывает  свой  неуспех с внешними обстоятельствами.

Реализация программы  и промежуточные результаты  обучающихся дают основание  считать, что  у обучающихся успешно формируются  умения определять личностный смысл образования, осуществлять самоорганизацию, самооценку и рефлексию образовательного процесса. Программа  может быть рекомендована учителям начальных классов, руководителям  общеобразовательных учреждений, методистам.

Список литературы 

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
  2. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе [Письмо] Министерство образования  РФ.-М.  19.11.98
  3. Нормативные документы: сборник / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа,2004. – 443, [5] с.
  4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд.2-е, доп.- М.: Баласс, 2009.-400с.
  5. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного  обучения в общеобразовательных учреждениях [Письмо] Министерство образования  РФ.-М.   3 июня 2003 г. N 13-51-120/13
  6. Хуторской  А.В. Творческие ли у нас стандарты? // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2005/0212.htm.
  7.  Хуторской А. В. Помни, ты способен на гениальные открытия!  [Статья]// Первое сентября.- 2000./ - http://ps.1september.ru/2000/66/3-1.htm
  8. Хуторской А.В. Рождение знаний в обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 2 декабря. /http://www.eidos.ru/journal/2003/1201.htm.

Хуторской, А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. /А.В. Хуторской.- М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2000


[1] Представлены  данные о лицее на момент запуска программы – 2007 год

[2]    Эвристические задания  логически вписываются в образовательную систему «Школа 2100», которая на сегодняшний день наиболее полно отвечает требованиям ФГОС 2010г  начального общего образования Авторами разработаны планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие способности к рефлексии как важное условие формирования умения учиться".

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности работы учащихся: принимаемых им решений, поведения в группе,  а также собственного развития....

Основа системно-деятельностного подхода в образовании - формирование умения учиться.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Тема опыта: «Развитие познавательных УУД на уроках математики посредством формирования умений решения текстовых задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»

Условия   возникновения, становления опытаВажнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, сп...

Развитие интеллектуальных умений и творческих способностей детей младшего школьного возраста

Цель: углубление теоретических знаний по теме « Развитие интеллектуальных умений и творческих способностей детей младшего школьного возраста»....

Выявление и развитие способностей воспитанников средствами дополнительного образования

Начальная школа – это период серьезной перестройки в ритме жизни. Нередко дети в первые годы обучения в школе страдают переутомлением и рассеянным вниманием. Эти проблемы можно легко решить при ...