Основа системно-деятельностного подхода в образовании - формирование умения учиться.
статья на тему
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_umeniya_uchitsya.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Основа системно-деятельностного подхода в образовании - формирование умения учиться
Л.А.Потемкина
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.[2, 38]
В основе построения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», лежит системно-деятельностный подход.
Системно-деятельностный подход – организация условий для активного действия детей. Он предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих потребностям на основе толерантности, диалога межнациональных отношений;
- учет индивидуальных возрастных, психических особенностей учащихся;
- разнообразие образовательных траекторий;
- формирование учиться.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Приоритетной целью современного начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения является формирование у младших школьников умения учиться.
Наиболее разработанной в психологическом плане является в настоящее время теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Так, Д.Б. Эльконин показал, что единицей учебной деятельности является "учебная задача", решение которой преобразует не только предмет, на который воздействует субъект деятельности (учащийся), а самого учащегося, формируя его знания, умения, навыки, взгляды, мировоззрение. В.В. Давыдов определил, что учебная деятельность - это усвоение теоретических (научных) знаний, а формирование учебной деятельности - это формирование умения учиться самостоятельно и творчески. Задача учителя, таким образом, не давать готовые знания, а научить учащихся самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации. Учиться правильно - это учиться мыслить.
Умение учиться – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться, формируемое в учебной деятельности, резко выделяется из ряда всех школьных умений. Появление этого умения означает, что ребенок из обучаемого, ведомого взрослым становится хозяином, субъектом собственного развития – человеком, обучающим себя, меняющим самого себя сознательно и целенаправленно.
Умение учиться производится в практике учебной деятельности учащихся, умело управляемой учителем. Умелость эта определяется тем, какие задачи ставит он перед учениками, как помогает им находить рациональные средства их выполнения, какое место остается для доступной учащимся активности и самостоятельности, как согласуются методы управления работой детей учителем и родителями.
Учитель строит свою работу по формированию у учащихся умений учиться в системе. Эта работа основывается на следующих взаимосвязанных компонентах: постановка целей, отбор педагогических средств, их применение, оценка хода и результатов процесса обучения и его корректировка.
Взаимосвязанность этих компонентов обеспечивает развитие репродуктивных и продуктивных умений учиться.
Изменение одного из компонентов системы влечет за собой изменение других. По мере развития умений изменяются цели, педагогические средства (содержание, методы, организационные формы, методы воздействия классного коллектива и учителя на учащихся, технические средства обучения).
Действие процесса обучения выражается в цепи переходов системы из одного состояния в другое до тех пор, пока не наступит такое, которое удовлетворит заданным целям. Например, учитель проводит серию тренировочных упражнений по овладению вычислительным навыком до тех пор, пока не убедится, что сформировано умение определенного уровня развития. Организуемая при этом деятельность учащихся выглядит как последовательность учебных действий, управление которыми осуществляется с учетом взаимосвязи уровней развития умений и мотивов.
Если умения переходят на более высокий уровень развития, необходимо изменение системы работы учителя. Здесь важно, чтобы педагогические средства были бы соответствующими уровням развития у школьников у школьников умений учиться во взаимосвязи с мотивами учебных действий.
Совершенствование умений репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности является сложным процессом. Развитие умений за период обучения в школе осуществляется от низших к более высоким уровням. С другой стороны, этот же процесс представляет собой постепенное изменение соотношения между репродуктивными и продуктивными умениями, которое зависит от возраста учащихся и особенностей обучения. По мере развития продуктивных умений повышается их роль в обучении, но при этом совершенствуются и репродуктивные умения. Это соответствует диалектической взаимосвязи между воспроизводящими и творческими компонентами мышления учащихся.[1, 18]
Умение учиться включает все виды действий: логические, психологические, специфические. Эти действия сначала входят в процесс учения как предмет, который учащиеся должны усвоить. После их усвоения, когда они входят в состав познавательной деятельности учащихся, такие действия можно использовать как средства усвоения новых действий и включить их в состав понятия « умение учиться ». Причем одно действие может выполнять несколько функций: сначала быть предметом усвоения, а затем - его средством. Каждый раз, когда ученик усваивает новое действие, он должен овладеть средствами ее усвоения. Итак, вся совокупность действий, необходимых для усвоения новых, и составляет умение учиться этим новым действиям. Учитель должен уметь выделять те действия, которые необходимы для усвоения данного раздела, данной темы. Каждый раз, когда ученик приступает к изучению нового материала, он должен иметь те знания и действия, на основе которых строятся новые. Если это условие не выполнено, то ученик не может понять новый материал.
Кроме того, школьник должен располагать такими действиями, которые необходимы для прохождения этапов усвоения. К ним относятся: умение включаться в работу по речевой инструкции, умение кодировать, моделировать, умение работать с текстом и многие другие.
Умение учиться включает в себя:
- рефлексивные действия и операции, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: «Чему учиться?»;
- продуктивные действия и операции, которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться.
Условиями для развития умения учиться должны стать: отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип построения предметного содержания; организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе; широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач; ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности.
Взаимосвязь уровней развития умений и мотивов позволяет проанализировать особенности управления учителем познавательными действиями учащихся.
На первом уровне развития умений учитель показывает учащимся образцы способов решения учебно-познавательных задач, предъявляет требования к их применению. Под влиянием учителя и под его контролем школьники включаются в воспроизводящую деятельность, в которой формируются соответствующие этой деятельности умения.
На втором уровне развития умений управление познавательными действиями учеников проходят таким образом, что вместе с инструктажем и показом образцов деятельности учитель в работе использует небольшую степень самостоятельности учащихся, вызванной ситуативным интересом.
На третьем уровне развития умений отмечается устойчивый интерес учащихся к учебным действиям. Учащиеся перестраивают известные им способы деятельности для выполнения задания в новой ситуации. Управление такими действиями включает в себя подбор учителем заданий в новой ситуации.
Четвертый уровень характеризуется преобладанием потребности в творческих действиях. Здесь учащиеся самостоятельно формулируют проблему, выдвигают гипотезу, обсуждают ее, разрабатывают, а затем реализуют план поиска и делают выводы. Решение задач осуществляется разными способами. Педагогическое руководство состоит в создании необходимых условий для проявления творчества учащихся, в рекомендациях по самообразованию и самовоспитанию.
Знание взаимосвязей уровней развития умений и мотивов учебных действий позволяет определить особенности управления учителем различными познавательными действиями, что необходимо для реализации целостного подхода к системе работы учителя по формированию у учащихся умений учиться.
Способность учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия (УУД) как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Литература
- Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.
- Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Серия уроков математики во 2 классе на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся
Разработка конспектов серии уроков на основе системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся. Практико- ориентиро...
Формирование развивающей среды первоклассников как основы системно-деятельностного подхода
Главной отличительной особенностью ФГОС НОО (Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования) является системно – деятельностный подход в обучении , ставящий г...
Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"
Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"...
4 класс Русский язык Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода Тема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Цель урока: развивать умения изменять глаголы по лицам и числам в настоящем
4 классРусский языкУрок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подходаТема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения»....
Формирование проектировочных умений на основе системно - деятельностного подхода в урочной деятельности
Формирование проектировочных умений на основе системно - деятельностного подхода в урочной деятельности...
Формирование проектировочных умений на основе системно - деятельностного подхода в урочной деятельности
Формирование проектировочных умений на основе системно - деятельностного подхода в урочной деятельности...
Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)
Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...