"Развитие способности к рефлексии как важное условие формирования умения учиться".
статья (4 класс) по теме
Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения эффективности работы учащихся: принимаемых им решений, поведения в группе, а также собственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_teoriya.doc | 47.5 КБ |
refleksiya_praktika.pps | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Один мудрец искал способного и талантливого ученика, который обладал бы достаточными навыками и умениями, чтобы передать ему свои знания, когда умрёт. Он решил собрать всех учеников.
И вот собралось множество учеников. Мудрец сказал им:
— У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите — в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи?
Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.
Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно.
Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он тщательно проверил её, используя свои глаза и руки. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки.
Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась.
Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно было легчайшего толчка, чтобы она открылась.
Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:
— Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В- четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.
Ценность данной притчи заключается в том, что она подводит нас к понятию рефлексии.
Если обратиться к толковому словарю Ожегова: «Рефлексия -размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания».
Прежде, чем говорить о способности ученика к рефлексии, рассмотрим само понятие рефлексии. Что такое рефлексия, нужна ли она вообще человеку в жизни, каково ее значение для успешности? Изначально рефлексия была философским термином и обозначала самоанализ, расширение границ собственного «я». Как особая проблема рефлексия стала предметом обсуждения еще в древнегреческой философии.
Сократ рассматривал рефлексию как задачу самопознания, предмет которого - духовная активность в ее познавательной функции.
Сам процесс рефлексии — это способ анализа, рассмотрения объекта, другого человека или самого себя с разных позиций, накопление результатов, их синтез и объединение в единую картину.
Рефлексия - неотъемлемая часть движущих сил саморазвития.
1 . Выявление несовпадения «Я» идеального и «Я» реального;
- борьба мотивов;
- внутренние противоречия
4. осознание себя носителем знаний;
5. выбор ценностей;
6.принятие активной творческой позиции по отношению к самому себе
и собственной жизни.
Примеры рефлексии встречаются и в произведениях литературы . Шри Ауробиндо: «птичка, сидящая в ветвях дерева, наблюдает за другой птичкой, сидящей в ветвях дерева»;
- книга Царя Соломона: «... и оглянулся я на дела свои. . .»
- Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она,
Чтоб посмотреть — не оглянулся ли я. . .
Технология деятельного метода открывает большие возможности как для ученика, так и для учителя. Рефлексия рассматривается как этап урока и как один из типов уроков. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного и обдуманного, понятого каждым. Ее цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемыми другими. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация :
1 . рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое
изображение настроения, эмоционально – художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и
приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на разных этапах урока.
При актуализации знаний (урок литературного чтения во 2 классе -
«Сказочный мир А.С.Пушкина»); при изучении нового материала (урок
окружающего мира в 3 классе «Лесная зона и ее обитатели»). А
применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах, используя например, «Лестницу успеха».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного (урок математики в 1 классе «Сравнение предметов. Составление неравенств», урок математики в 1 классе «Знакомство с двузначными числами»). Эффективен прием незаконченного предложения, подбора афоризма. Прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить полученные ранее знания и осмыслить новые. Обычно в конце урока при подведении итогов, целесообразно обсудить, что дети узнали нового, каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал...
было интересно...
было трудно...
я понял, что...
теперь я могу...
я приобрел...
я научился...
я смог...
меня удивило...
мне захотелось...
урок дал мне для жизни...
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением « Плюс - минус - интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно. Под «+» рассматривают, все, что понравилось на уроке. Под « -« рассматривают, что показалось скучным, осталось непонятным. Ну и
говорят о любопытных фактах, о которых узнали и что еще хотелось бы
узнать по данной проблеме. Это позволяет учителю взглянуть на урок
глазами детей, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого
ученика. Так же можно использовать небольшую анкету, которая позволит
осуществить самоанализ:
1. На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
- Мое настроение стало лучше / хуже
- Материал урока был понятен / не понятен
- Домашнее задание мне кажется легким / трудным
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент».Комплимент - похвала, комплимент деловым качествам., дети благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончательно дает возможность удовлетворения потребности в признании личной значимости каждого. Отличительной особенностью уроков рефлексии от уроков закрепления в традиционной модели является фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности. Такие уроки являются наиболее интересными и для учителя и для детей Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они самостоятельно находят ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность в их исправлении, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, т.к. от самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими,
требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Основная задача рефлексии – развитие таких качеств современной личности:
самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка
должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими
людьми.
Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность
учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс,"
ориентируясь на личность каждого ученика.
Закончить свое выступление мне бы хотелось ответом Аристотеля на
вопрос: «Как ученикам преуспеть?».
"Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади".
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексия – задача самопознания, предмет которого – духовная активность в ее познавательной функции
Сам процесс рефлексии — это способ анализа, рассмотрения объекта, другого человека или самого себя с разных позиций, накопление результатов, их синтез и объединение в единую картину
Рефлексия - неотъемлемая часть движущих сил саморазвития Выявление несовпадения «Я» идеального и «Я» реального Борьба мотивов Принятие активной творческой позиции по отношению к самому себе и собственной жизни Выбор ценностей Осознание себя носителем знаний Внутренние противоречия
Классификация: Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала
? ? ? Выполните сравнение!
7 45 24 37 9 15 29 36 8
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнил задание… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… Меня удивило… Урок дал мне для жизни…
1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен 7. Домашнее задание мне легким / трудным кажется Анкета, позволяющая осуществить самоанализ, дать оценку работе на уроке
Основная задача: Развитие важных качеств современной личности: самостоятельности; предприимчивости; конкурентоспособности
Рефлексия на уроке- это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...
Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться
Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного процесса, которые в свою ...
Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться
Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного процесса, которые в свою ...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться
В статье раскрываются сущность и принципы системно-деятельностного подхода в обучении. Рассматривается использование различных способов организации учебного процесса при реализации системно- деятельно...
«Развитие современного урока и его роль в формировании умений учиться. Анкетирование»
Метод анкетирования. Виды анкетирования. Анкета для педагогов....
Чтение, как важнейшее условие формирования мыслительных способностей ребёнка.
Главное в образовании – это образованная и всесторонне развитая личность. Как этого добиться? Ведь мы все – и педагоги, и родители хотим видеть детей свободными, с хорошо развитой речью, умеющими мысл...
Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.
В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно ...