Формирование УУД, обеспечивающих умению учиться и способность обучающихся самостоятельному усвоению новых знаний и умений
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Формирование УУД, обеспечивающих умению учиться и способность обучающихся самостоятельному усвоению новых знаний и умений
Панова Г.В. Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
- В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
- В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
- Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия. - Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности
- – удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- – планировать решение учебной задачи: выстраивать
- последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
- – оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
- («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);
- – корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
- – анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
- Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:
- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
- – оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- – анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
- – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
- Познавательные универсальные учебные действия
- Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:
- -различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
- – выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
- – анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- фиксировать их результаты;
- – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- – проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
- – применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
- – презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
- Познавательные универсальные учебные действия
- Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции
- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять
- характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;
- – выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
- – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
- – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
- – выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения
- Познавательные универсальные учебные действия
- Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность
- - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,
- - составлять план простого эксперимента;
- – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
- – выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
- – преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
- – моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
- – исследовать собственные нестандартные способы решения;
- – преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать
- Коммуникативные универсальные учебные действия.
- Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом
- - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,
- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- – сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной
- мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
- – анализировать и исправлять деформированный текст: находить
- ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
- – составлять план текста: делить его на смысловые части,
- озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
- Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания
- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- – различать особенности диалогической и монологической речи;
- – описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
- – характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
- – характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
- – выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
- – составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
- – писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников
- Личностные универсальные учебные действия
- а) отражающие отношение к социальным ценностям:
- – идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- – проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
- – проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
- – различать основные нравственно-этические понятия;
- – соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и
- чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
- – анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- - оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- – мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
- б) отражающие отношение к учебной деятельности:
- – воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
- – выражать положительное отношение к процессу познания:
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности
Универсальные учебные действия на уроках открытия нового знания по ТДМ
Условные обозначения:
Л - личностные УУД;
Р - регулятивные УУД;
П - познавательные УУД;
К - коммуникативные УУД.
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ | Перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) | |
Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки урока («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности (субъектный и личностный уровни) Цель: 1) включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации; 2) определение содержательных рамок урока; 3) сформулировать основную образовательную цель урока. | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) 1. Знаю что значит уметь учиться 2. Хочу учиться 3. Могу учиться (содержательные рамки) 4. Зачем мне надо учиться |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин) | |
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 1) актуализировать учебное содержание 2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнения, аналогии; 3) организовать мотивирование и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа; 4) организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок). | - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) 1. Актуализация необходимых ЗУН 2. Обобщение ЗУН 3. Пробное учебное действие 4. Фиксация затруднения |
3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин) | |
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они выполняют следующие учебные действия: 1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще Цель этапа: Выявление и фиксация места и причины затруднения, организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи): а) организовать выявление учащимися места затруднения; б) организовать выявление учащимися причины затруднения; в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании. | - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К) 1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? 3. Где возникло затруднение? (место) 4. Почему оно возникло? (причина) |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. (4-6 мин) | |
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, а именно: - ставят цель; - согласовывают тему урока; - выбирают способ; - строят план достижения цели; - определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, потом побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов Цель этапа: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 1) уточнить индивидуальные цели будущих действий; 2) на основе алгоритма исправления ошибок, согласовать и зафиксировать цель и тему урока, организовать согласование плана достижения поставленной цели; 3) организовать реализацию согласованного плана действий; определить средства достижения цели. 4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки; 5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий. | - Самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование (П); - прогнозирование (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); - разрешение конфликтов (К) 1. Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта) 2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств) 3. План построения нового знания. |
5. Реализация построенного проекта (5-8) | |
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения Цель этапа: Построение и фиксация нового знания, организовать обсуждение типовых затруднений и воспроизведение во внешней речи формулировки способов действий, вызвавших затруднение | - Смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - поиск необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.) (П); - установление причинно-следственных связей (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - разрешение конфликтов (К) 1. Реализация построенного проекта. 2. Фиксация нового знания в речи и знаково. (эталон) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин) | |
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях. | - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - извлечение из математических текстов необходимой информации (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) 1. Решение типовых заданий на новое знание 2. Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин) | |
На данном этапе используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и которые предстоит доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность Цель этапа: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях 1) интериоризация способов действий, вызвавших затруднение, и самоконтроль способности к их выполнению. 2) фиксация достижений индивидуальной цели. | - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - извлечение из математических текстов необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) 1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий) 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) 3. Коррекция ошибок 4. Ситуация успеха |
8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин) | |
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, которые позволяют отрабатывать применение изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм Цель этапа: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 1) включение используемых способов действий в систему знаний;........ 2) повторение и закрепление материала, изученного ранее, необходимого для последующих уроков. | - Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); - моделирование, преобразование модели (П); - использование знаково-символических средств (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выведение следствий (П); - самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - построение логической цепочки рассуждений, доказательство (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - контроль, коррекция, оценка (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - управление поведением партнёра (К); - осознание ответственности за обшее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) 1. Границы применимости нового знания 2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными 3. Задания на повторение 4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) | |
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель учебной деятельности и её результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | - Рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) 1. Фиксация нового содержания 2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание |
В процессе выполнения заданий, у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия в личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД)
- Целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее обучающиеся самостоятельно (или с помощью учителя) формулируют тему урока
- Актуализация. При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД).
- После предположений учащихся начинается совместное открытие нового. На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:
- личностные (формирование интереса)
- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
- Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.Поглазовой
Комбинированный урок усвоения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по учебнику О.Т.ПоглазовойНазвание УМК: «Гармония» Предмет: Окружающий мир Класс: 3Тема у...
Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)
Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...
Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)
Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить, различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...
Метапредметный подход как условие организации продуктивной деятельности обучающихся на этапе усвоения новых знаний.Мастер - класс фрагмента урока окружающего мира по теме «В поисках подземных кладовых».
Мастер - класс фрагмента урока окружающего мира по теме «В поисках подземных кладовых»....
Урок русского языка во 2 классеСлова с безударными гласными в корне слова.Усвоение новых знаний
конспект урока русского языка во 2 классе....
«Расширение и закрепление новых знаний. Самостоятельное открытие нового знания. Выход за рамки урока». Фрагмент урока "Символы Магадана"
Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не расс...
Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки обучающихся
В данной статье изложены разные взгляды на необходимость домашнего задания в школе, его положительные и отрицательные стороны....