Тема: «Диалог – одна из форм сотрудничества на уроке».
статья по теме

Калеева Надежда Григорьевна

Статья на тему "Диалог - одна из форм сотрудничества на уроке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

              МОУ «Таврическая гимназия».

Учитель начальных классов Калеева Надежда Григорьевна.

                Тема: «Диалог – одна из форм сотрудничества на уроке».

         Основной стратегией современного общего образования является повышение его качества. Имеется в виду, прежде всего, совершенствование ведущего вида деятельности в начальной школе – учебной. Современному обществу в изменившихся условиях нужны личности, которые могут саморазвиваться, самореализовать себя в нём.

          Постоянно встают вопросы: как сделать обучение более интересным, творческим, понятным каждому. Как можно учить всех детей без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в самостоятельном поиске? Как воспитать активного творческого человека?

            Залогом успешного развития детей является правильная организация учебной деятельности на уроке, которая строится на взаимном уважении и доверии, на сотрудничестве учителя и ученика. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. В этих условиях важную роль играет такой метод, как дискуссия или коллективный диалог, что предполагает равноправие партнёров, участвующих в нём. Постепенно диалог приобретает формы развёрнутого общения между субъектами коллективной учебной деятельности.

                Умение общаться друг с другом, вести дискуссию даёт возможность каждому ребёнку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины.

Учитель обучает школьников применять следующие правила работы в диалоге:

1 отвечать на поставленный вопрос;

2 каждый имеет право на свою версию;

3 каждый имеет право поддерживать версию товарища;

4 каждый имеет право критиковать версию товарища.

                Важным методическим приёмом работы является самостоятельный поиск учащихся, добывание ими знаний из разных источников. Ученики не просто обсуждают, а сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, высказывают своё мнение, выступают в роли исследователей.

                Исследовательская деятельность младших школьников осуществляется как диалоговая, при которой одни участники – исследователи, другие – оппоненты. Это определяет столкновение разных точек зрения, выбор доказательств, заинтересованность в установлении истинных и ложных высказываний. Наиболее ценной с этой точки зрения является форма коллективного диалога, при которой ученик, по словам Г. А. Цукерман, «…действует не рядом с другими учениками, а вместе с ними». Учение идёт от учеников, а учитель направляет коллективный поиск. Отвечают и слабые и сильные. Учащиеся не боятся допустить ошибку в ответе, так как знают, что им придут на помощь одноклассники и все вместе они найдут правильное решение. Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.

                     Главным условием возникновения учебного диалога на уроке является наличие проблемной ситуации, когда дети поставлены в ситуацию затруднения или удивления. Например, записываю на доске слово «Коля». Теперь нам надо преобразовать его в слово «колья». Кто-то предлагает заменить заглавную букву на строчную. При чтении получается всё то же слово «Коля». Как быть? Возникает ситуация затруднения. Дети вовлечены в диалог. Предлагают разные решения, каждое из них рассматривается, пока кто-нибудь не сделает своё маленькое открытие – «Ь» разделительный.

                   Ещё пример. 12-4+5=13

                                          12-(4+5)=3

                Как педагог руководит дискуссией в классе?

-Приглашает к участию стеснительных детей.

-Направляет комментарии и вопросы от одного ученика к другому.

-Если учитель не уверен, что понял сказанное учеником, значит, и другие участники дискуссии тоже не смогли этого понять.

          Например:

-Саша,  прокомментируй ответ Лены.

Если высказывание ученика прокомментировано  неверно, учитель просит девочку прояснить или сам пересказывает высказывание ученика и спрашивает:

-Я правильно тебя поняла или ошибаюсь?

-Учитель старается получить больше информации.

- Не отвлекается от предмета дискуссии.

- Даёт время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.

- Когда ученик заканчивает ответ, учитель оглядывает класс, оценивает реакцию других учащихся. Если ученики выглядят озадаченными, спрашивает: «Почему?» - если согласно кивают - просит привести свои примеры и доказательства сказанному.

             Каковы же положительные стороны дискуссии?

  1. Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения.
  2. В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, т. к. каждый имеет возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
  3. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.
  4. Думая вместе, оспаривая друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов.

            Основное средство в руках учителя для организации дискуссии – вопросы:

- открытого типа, не предполагающие краткого однозначного ответа, стимулирующие мышление;

- не предполагающие единственно правильного ответа, побуждающие к поиску, творческому мышлению;

- «оценочные», связанные с выработкой учеником собственной оценки того или иного явления, собственного суждения.

- по мере возможности не задаёт вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

               Во время проведения дискуссии необходимо избегать однозначных оценочных реакций на ответы учащихся, просто благодарить ученика за его ответ. Чаще спрашивать пассивных учеников, в беседе хвалить учащихся, стремясь к равновесию, участию всех учеников в беседе. Не бояться тишины, дать время на размышление, избегать соблазна «читать лекции» и самой давать ответ на свой вопрос.

                    Таким образом, организация совместной учебной деятельности учителя и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, поддерживающего позицию учащегося, позволяют школьникам чувствовать себя открывателями в науке, переживать радость творчества и успеха.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Экскурсия- одна из форм внеурочной деятельности в школе"

Экскурсия- это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и художественного восприятия. Важным является сочетание эстетического и познавательного в образовательной функции музея....

Учебный диалог как одна из форм современного урока

Учебный диалог - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между учениками, между учениками  и учителем....

Докдад ШМО на тему «Релаксация – современный метод работы на уроках, как одна из форм здоровьесберегающих технологий».

В докладе говорится о необходимости  примениения метода релаксации и даны практиеские рекомендации....

Проектирование урока для 3 класса по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»

Проектирование урока по теме «Имена существительные имеющие форму одного числа»...

"Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников"

Парная форма работы на уроке и во внеурочное время, как одна из форм активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников...

Проектная деятельность обучающихся и родителей как одна из форм сотрудничества семьи и школы

Выступление на межрегиональной форсайтсессии  «Формы и методы повышения компетентности родителей в соответствии с направлениями воспитания личности младшего школьника»...