Обобщение опыта на тему"Методы, приёмы и формы работы на уроках в начальной школе".
статья (1 класс) на тему

Малова Наталья Викторовна

Материал из практики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shms.odt76.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

В.А.Сухомлинский.

Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее ее развитие у школьников.

Мотивация — это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм, методов и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

 В своей практике я применяю следующие технологии, методы, приёмы и формы работы:

 Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе в 1-м и 2-м классе. На уроках обучения грамоте использую игры.

Н:Угадай первый звук

Цель- развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова.

Произношу слова, а дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.

Игры совершенствующие слуховое восприятие: Н: “Хлопки”,  на определение количества слогов. 

Н: «Какой звук чаще звучит?» (чистоговорки)

Цель— развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать.

Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся.

Клим из Клина ехал в Крым

Ким из Крыма ехал в Клин (К)

У Аграфены и Арины

Растут герань и георгины (Г)

  • Игра «Каждому предмету свое место»

Детям раздаются предметные картинки, в названиях которых есть определенные звуки, например, м или н .На доску выставляются буквы М,Н. Каждый ученик должен поставить свою картинку к соответствующему звуку.

Задания на развитие внимания на уроке  обучения чтению в 1 классе.

  • Игра «Кто больше запомнит слов из текста со звуком м, мь.

 «Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. И т.д.)

На уроках  математики :

  • Игры на усвоение состава чисел. «Белка и грибы

Рассказываю детям о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит свои запасы, а раскладывает их в 2-3 дупла. «Белочка (показ изображения белочки) каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в 2 дупла. Поскольку грибов может положить белочка в каждое дупло?

Вопросы. Кто хочет быть белочкой и разложить грибы в дупла? Как белочка могла бы разложить грибы в первый день? Во второй день? В третий день?

На уроках окружающего мира:

  • Игра «Рассели животных».

Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные» и «Домашние животные».

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется приём «Привлекательная цель».  (прием входа в урок, подачи новой темы)

Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Беседа.

-А вы любите путешествовать?

- А что значит путешествовать? (езда по странам, по чужим местам )

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в плавание на корабле.

 А для того, чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать следующие

условия:

* быть очень внимательными;

* правильно выполнять задания и решать примеры;

* не допускать ошибок;

        * выполнять физкультминутки.

Н: Задачи в стихах на уроках математики:

На плетень взлетел петух

Повстречал там ещё двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

Н: Задачи – смекалки.

На столе лежали 3 конфеты в одной кучке. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Как это понимать? Сколько человек брали конфеты?

(3)

Н: Загадки на уроках обучения чтению в 1 классе.

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

Какой зверь опасный,

Ходит в в шубе красной

Снег разгребает,

Мышек хватает? (Лиса)

Дети сравнивают первый звук в словах и называют тему урока. ( звук л, ль и буква, которая их обозначает эль).

Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

 «Найди лишнее число в каждом ряду»,   «Расшифруй анаграммы  и найди лишнее слово», «Найди различия».   В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.   Подставив вместо чисел соответствующие буквы расшифруй слово», запиши его.  

За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи.

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках использую групповую  работу. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. При использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения.
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".

Н: В 4 классе по теме «Глагол».  Класс делится  на 4 группы. Каждая группа получает текст и задание. 1 — выписать глаголы и поставить к ним вопрос, 2 — выписать глаголы и определить их вид, 3 — выписать глаголы и определить число глаголов, 4 — выписать глаголы в два столбика.

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить. 

Н: В 1 классе на уроке окружающего мира. Ребята получают картинки с изображением насекомых и растений. Задание: распределите картинки на две группы.

Также в 4 классе на уроках русского языка использовала творческие работы по группам. Н: По теме «Наречие». Даны наречия: вдоль, влево, утром, однажды. Задание: используя данные наречия составьте связный рассказ из 4-5 предложений.

Также в 4 классе на уроке русского языка на этапе урока — применение изученного, проводила индивидуальную работу по карточкам в виде игры «Редакция газеты». Беседа: Люди каких профессий трудятся в издательстве газеты?(редакторы, секретари, корреспонденты, корректоры). Давайте представим, что весь наш класс — это издательство газеты. Придумайте название издательства, в названии которого было бы наречие.

- Машинист набирал текст, но пропустил некоторые слова. Ваша задача отредактировать текст, вставив в него наречия по смыслу, которые даны ниже.

Основное средство воспитания устойчивого интереса — это использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Поэтому в своей работе я   использую метод проектов, так как считаю его очень эффективным. В проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: прежде всего, учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности каждого. Проекты могут быть разными по сроку исполнения. Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4—6 уроков. Данный метод использовала в 4 классе на уроке музыки по темам: «Музыкальные инструменты».

Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе.

  • Видеоуроки.

Активизируют мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивают их интерес, служат лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляют знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания.

Такой урок проводила в 1 классе по теме: «Растения – часть живой природы». Фронтальный опрос.

  • Урок — сказка. Такой урок проводила в 1 классе. Сказка «Репка», «Заюшкина избушка». Ребята с удовольствием инсценировали сказки.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха.  Фразами… учитель поддерживает и мотивирует ученика.

Преодоление страха - «Ничего страшного….Бывает, что люди боятся…»

Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что …»

Авансирование - «У тебя получится…»

Персональная исключительность  - «Только у тебя может получиться…»

Усиление мотивации - «Нам это нужно для…»

Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя замечательна!»

 Использование ИКТ на уроках мне позволяет:

 сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения.  

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля, для проведения физминутки для глаз. 

 Подведение итога урока.

Н: В форме теста на внимание. В 4 классе по литературному чтению по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Читаю вопрос и 3 варианта ответов. Ребята на листочках записывают номер вопроса и букву правильного ответа. ( Сколько лет было Мари? 8,6,7 1 — а).Взаимопроверка  по ключу.

- Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка» ». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка, «Мудрый совет» Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

Вывод: Использование названных технологий, методов, приемов и форм работы  оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся, что является необходимым условием   для успешной  учебной деятельности  и сохранения здоровья ребенка.

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

Статья на тему "Коллективные формы работы на уроках в начальной школе".

В начальных классах эффективно используются формы коллективной работы, которые позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности учащихся, создать условия для их развития и помогают учи...

Доклад на тему «Групповые формы работы на уроках в начальной школе»

Глобальные изменения в современном обществе требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования. Полного пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установ...

Сообщение на тему: " Групповые формы работы на уроках в начальной школе"

Групповые формы работы на уроках в начальной школе....