Проектная деятельность обучающихся и родителей как одна из форм сотрудничества семьи и школы
статья
Выступление на межрегиональной форсайтсессии «Формы и методы повышения компетентности родителей в соответствии с направлениями воспитания личности младшего школьника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_v_lipetske.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
(слайд1)
Тема выступления «Проектная деятельность обучающихся и родителей
как одна из форм сотрудничества семьи и школы».
«Главная задача ребенка – это строительство человека, в которого ему суждено превратиться»
(Мария Монтессори)
«Ребенок рождается, чтобы стать человеком, неповторимым и уникальным. Сам он без помощи взрослого этого сделать не может»
(Ш.А. Амонашвили)
Сегодня на этой форсайт-сессии в конце хочу привлечь вас к сотрудничеству, которое позволит вам включиться в мое выступление. И это будет созидательным вмешательством в качество сотрудничества школы с семьей. Мы объединимся для совместной выработки единых действий, направленных на коррекцию или дополнение дорожной карты по привлечению в проектную деятельность обучающихся их родителей, как одной из форм сотрудничества семьи и школы. Сегодня мы совместно определим некоторые предстоящие события, которые приведут к избранной цели. Завершающим этапом станет совместно созданная карта будущего (дорожная карта), позволяющая визуализировать способы и пути достижения результата. Ответственных за каждое мероприятие и сроки реализации мы определим уже у себя среди педагогов, родителей и обучающихся.
(слайд2)
Федеральный государственный образовательный стандарт давно уже потребовал от нас пересмотра содержания школьного образования. ФГОС направлен на:
-социализацию детей;
-индивидуализацию в развитии детей;
-сотрудничество образовательной организации и семьи.
(слайд3)
В образовании сейчас применяются новые технологии организации жизни учеников, среди которых одним из ведущих является метод проектов.
(слайд4)
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию сообщил, что классные руководители школ и кураторы групп в колледжах и техникумах, работающие в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 тысяч человек, будут получать федеральную выплату в размере 10 тысяч рублей, советники директоров по воспитанию в школах и колледжах с 1 сентября 2024 года начнут получать федеральную выплату в размере 5 тыс. рублей. Значит, вопросы, связанные с воспитанием и формированием мировоззрения школьников, вовлечение их в социально-значимые проекты важны.
До недавнего времени родители мало участвовали в образовании и воспитании своих детей, считая, что это задача школы. Думаем, что такая позиция негативно отражается на детско-родительских отношениях.
(слайд5)
Возникают следующие вопросы: как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного и учебного процесса? Решили вовлечь родителей в проектную деятельность. Проектный метод позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат общего труда, способствует эмоциональному сближению всех участников проектной деятельности.
(слайд6)
Цель: привлечение в проектную деятельность обучающихся их родителей, как одна из форм сотрудничества семьи и школы.
Для достижения данной цели поставили ряд задач:
Способствовать активному вовлечению семей учащихся в образовательное пространство школы и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;
Создать условия для обмена семейными традициями и обычаями, для воспитания семейных ценностей;
Создать атмосферу взаимопонимания, взаимной эмоциональной поддержки;
Способствовать активному участию родителей в образовательных отношениях.
(слайд7)
В современных условиях учителю необходимо сформировать у ребёнка умение правильно организовать свою работу – сначала учебную, а затем и любую другую. Это означает - самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.
Проектная деятельность, как никакая другая, служит формированию коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителями, родителями, с техникой, с Интернетом. Успех от результата совместной деятельности, который чувствует ребенок, делает и его, и родителей счастливыми.
Важным условием для работы с методом проекта, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей.
Во-первых, маленькие дети еще не могут самостоятельно выполнить все этапы проекта. Многие испытывают трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов. Нужна поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время.
Во-вторых, существует дефицит семейного общения.
И, наконец, есть такие проекты, в которых участие родителей просто необходимо, например: «Наши семейные традиции», «Моя родословная» и др.
(слайд8)
Привлечение родителей к проектной деятельности детей специально организовано педагогом. Мы провели родительский семинар, на котором объяснили сущность проектного метода, формы возможного участия родителей в проектной деятельности учащихся.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Сначала не все охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе время. Самыми убедительными оказались нескрываемая гордость, восхищение и уважение в лице детей к своим родным. В нашей школе был такой проект, он назывался «Виртуальный поход», который у детей точно вызвал подобные чувства.
(слайды9,10)
Зато потом была реальная экскурсия.
(слайд11)
Главное - убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и школы. Без родительского участия процесс воспитания неполноценен. Многие родители учеников нашей школы – активные участники проектной деятельности.
Формы участия родителей в проектной работе школьников следующие:
(слайд12)
Мотивационная поддержка - родители могут подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность как темой проекта, так и сотрудничеством с ребенком.
Информационная поддержка – родители могут порекомендовать определённые источники, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.
Организационная поддержка – это может быть сопровождение детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации.
Техническая поддержка – возможно участие родителей в проведении фото- и видеосъёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов, праздников.
Психологическая поддержка - родителям нужно продумать поддержку в самооценке проекта, чтобы ребенок мог своевременно скорректировать свои действия.
В учебном процессе мы используем различные типы проектов: творческие, исследовательские, информационные, учебные, ролевые, практико-ориентированные, игровые. Родители проявляют больший интерес к тому, что можно сделать своими руками, что они умеют сами, то есть к творческим проектам. Создание таких проектов способствует не только сохранению традиционных семейных ценностей, но и учит детей полезным прикладным навыкам и умениям.
(слайд13)
А это одна из задач семьи в отношении детей, которая была озвучена как один из ключевых смыслов Года семьи, утвержденного Указом Президента РФ от 22 ноября 2023 года.
А теперь несколько примеров работы в данном направлении. (Фото и название проектов на слайдах презентации)
Это проекты, где каждый вносит свой посильный вклад в общее дело. Появляется возможность проявить мастерство в разных направлениях, публично показать достигнутый результат. Неоценимую помощь детям оказывают при этом родители: вместе с детьми готовят дома все необходимое для разных проектов.
(слайды 14,15)
Традиционно в декабре в школе проходят творческие мини-проекты: «Новогоднее творчество», «Необычные ёлочки». Результаты этих проектов направлены на развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование сплоченного коллектива детей и родителей. Совместные работы были успешно представлены в виде украшения школы, выставки и театрализованного выступления на новогоднем утреннике. Многие стали победителями и призерами муниципального конкурса «Вместо елки – новогодний букет».
(слайды 16,17)
В ходе проведения акции «Покормите птиц зимой» был разработан проект «Зимующие птицы», в котором активное участие принимали папы и дедушки, так как кроме рефератов, творческой работы «Птицы у кормушки», нужно было изготовить настоящие кормушки.
(слайды 18,19)
Любое внеклассное мероприятие или праздник – это тоже проект.
(слайд20)
С огромным увлечением родители принимали участие в подготовке и проведении проекта «Масленица». Данный проект имеет огромное значение в развитии духовно-нравственного воспитания младших школьников, так как такие праздники предполагают сохранение народных традиций и духовных ценностей. Родители вместе с детьми готовили оформление праздника, чучело Масленицы, пекли блины.
Ежегодно дети и родители с большим желанием принимают участие в разработке проекта ко Дню матери «Мой ангел - мама». Итог проекта – красочное театрализованное представление с чаепитием.
(слайды21-33 от «Футбола» до «Мармелада»)
Также ежегодно в феврале-марте проводится НПК «Шаг в будущее», где дети представляют свои творческие и исследовательские работы на разные темы. Помощь родителей в подготовке таких проектов наиболее важна, потому что победители становятся участниками межрайонной конференции «Фестиваль наук» в лицее с. Долгоруково.
(слайды34 «Катя (1) и Данила35-37 (3)»)
Хочу обратить внимание, что некоторые дети, окончив школу, выбирают для себя профессию, связанную с умениями, которые они развили в детстве во время работы над проектами вместе с родителями. Значит, проектная деятельность является одним из направлений профориентационной работы.
Родители теперь больше времени проводят с детьми, а это главное в жизни семьи.
Путем анализа мы выявили ошибки и можем прогнозировать возможности по взаимодействию семьи и школы посредством совместной проектной деятельности детей и родителей.
(слайд 38)
Итак, ошибки и возможности:
ОШИБКИ | ВОЗМОЖНОСТИ |
Участниками проекта часто являются лишь активные дети и родители | Предоставление возможностей для инициативы всем ученикам и их родителям |
Прямое руководство ходом проекта учителем | Дать детям и родителям возможность самим что-то найти, придумать, сделать выводы |
Невостребованность продукта проекта | Найти применение любому продукту либо заранее продумывать его практичность |
Проектная деятельность не отражена в документах | Внести в календарный план ВР в раздел «Работа с родителями» |
(слайд 39)
Такая Дорожная карта по привлечению в проектную деятельность обучающихся их родителей, как одна из форм сотрудничества семьи и школы, была разработана в нашей школе. А сейчас предлагаю небольшой интерактив, о котором я говорила вначале. Прошу вас внести предложения по корректировке или дополнению этой Дорожной карты.
Сроки | Планируемые мероприятия | Результат |
Май 2023 года | Изучение удовлетворённости качеством образования и внеурочной деятельности. | Проведение социологического опроса по изучению удовлетворённости качеством образования и внеурочной деятельности. |
Сентябрь 2023 года | Активное вовлечение родителей в проектную деятельность обучающихся. | Участие в родительском семинаре «Сущность проектного метода» |
Октябрь 2023 года | Совершенствование форм взаимодействия «школа – семья» посредством совместной проектной деятельности. | Круглый стол «Формы участия родителей в проектной работе школьников» |
Ноябрь 2023 года | Формирование навыков практического взаимодействия с детьми | Консультация для родителей «Возможные формы проведения совместного досуга» |
Декабрь 2023 года | Повышение уровня родительской компетентности по вопросам подготовки и презентации проектов. | Родительский всеобуч «Типы проектов. Структура проекта. Презентация проекта». |
Январь – март 2024 года | Совершенствование форм взаимодействия «школа-семья» посредством совместной проектной деятельности. | Организация и проведение открытых уроков с применением метода проектов. Проведение классных праздников. Проведение НПК «Шаг в будущее». |
4 четверть | Эффективность участия родителей в проектной деятельности школьников. | Совместное участие в праздниках, конференциях. Анализ работы за год. |
Предложения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(слайд 40)Спасибо за внимание и сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль проектной деятельности в становлении сотрудничества семьи и школы
Роль проектной деятельности в становлении сотрудничества семьи и школы велика. И это сотрудничество нами рассматривается как согласованное взаимодействие учителя, учеников и родителей, включающее в се...
Особенности проектной деятельности как одной из форм обучения в начальной школе
В статье рассматриваются особенности проектной деятельность в начальной школе, виды проектов, правила выбора темы и этапы работы....
Статья: "Сотрудничество семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности".
СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – основополагающий фактор УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ. Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах ч...
" Формы сотрудничества семьи и школы"
В это статье рассказывается о родительском собрании в начальной школе, о методике проведения собраний....
ШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРЕЗЕНТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье представлена одна из форм презентации результатов проектной деятельности...
Статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ"
Наш век — информационный. Главное — это информированность. Общее снижение интереса к чтению — это, конечно, влияние времени...
Внеурочная проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества классного руководителя с участниками образовательного процесса
Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир....