Проектная деятельность обучающихся и родителей как одна из форм сотрудничества семьи и школы
статья

Малютина Галина Анатольевна

Выступление на межрегиональной форсайтсессии  «Формы и методы повышения компетентности родителей в соответствии с направлениями воспитания личности младшего школьника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_v_lipetske.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд1)

Тема выступления «Проектная деятельность обучающихся и родителей

как одна из форм сотрудничества семьи и школы».

                                                                 «Главная задача ребенка – это строительство человека, в которого ему суждено превратиться»

(Мария Монтессори)    

«Ребенок рождается, чтобы стать человеком, неповторимым и уникальным. Сам он без помощи взрослого этого сделать не может»

(Ш.А. Амонашвили)

   Сегодня на этой форсайт-сессии в конце хочу привлечь вас к сотрудничеству, которое позволит вам включиться в мое выступление. И это будет созидательным вмешательством в качество сотрудничества школы с семьей. Мы объединимся для совместной выработки единых действий, направленных на коррекцию или дополнение дорожной карты по привлечению в проектную деятельность обучающихся их родителей, как одной из форм сотрудничества семьи и школы. Сегодня мы совместно определим некоторые предстоящие события, которые приведут к избранной цели. Завершающим этапом станет совместно созданная карта будущего (дорожная карта), позволяющая визуализировать способы и пути достижения результата. Ответственных за каждое мероприятие и сроки реализации мы определим уже у себя среди педагогов, родителей и обучающихся.

(слайд2)

Федеральный государственный образовательный стандарт  давно уже потребовал от нас пересмотра содержания школьного образования. ФГОС направлен на:

-социализацию детей;

-индивидуализацию в развитии детей;

-сотрудничество образовательной организации и семьи.

(слайд3)

В образовании сейчас применяются новые технологии организации жизни учеников, среди которых одним из ведущих является метод проектов.

  (слайд4)

 Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному Собранию сообщил, что классные руководители школ и кураторы групп в колледжах и техникумах, работающие в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 тысяч человек, будут получать федеральную выплату в размере 10 тысяч рублей, советники директоров по воспитанию в школах и колледжах с 1 сентября 2024 года начнут получать федеральную выплату в размере 5 тыс. рублей. Значит, вопросы, связанные с воспитанием и формированием мировоззрения школьников, вовлечение их в социально-значимые проекты важны.

   До недавнего времени родители мало участвовали в образовании и воспитании своих детей, считая, что это задача школы.  Думаем, что такая позиция негативно отражается на детско-родительских отношениях.

  (слайд5)

Возникают следующие вопросы: как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного и учебного  процесса? Решили вовлечь родителей в  проектную деятельность. Проектный метод позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат общего труда, способствует эмоциональному сближению всех участников проектной деятельности.

(слайд6)

Цель: привлечение в проектную деятельность обучающихся их родителей, как одна из форм сотрудничества семьи и школы.

Для достижения данной цели поставили ряд задач:

Способствовать активному вовлечению семей учащихся в образовательное пространство школы и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;

Создать условия для обмена семейными традициями и обычаями, для воспитания семейных ценностей;

Создать атмосферу взаимопонимания, взаимной эмоциональной поддержки;

Способствовать активному участию родителей в образовательных отношениях.

(слайд7)

В современных условиях учителю необходимо сформировать у ребёнка умение правильно организовать свою работу – сначала учебную, а затем и любую другую. Это  означает - самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями.

        Проектная деятельность, как никакая другая, служит формированию коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителями, родителями, с техникой, с Интернетом. Успех от результата совместной деятельности, который чувствует ребенок, делает и его, и родителей счастливыми.

Важным условием для работы с  методом проекта, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей.  

Во-первых, маленькие дети еще не могут самостоятельно выполнить все этапы проекта. Многие испытывают трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов.  Нужна поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых происходит   во внеурочное время.

Во-вторых, существует дефицит семейного общения.

И, наконец, есть такие проекты, в которых участие родителей просто необходимо,   например: «Наши семейные традиции»,  «Моя родословная» и др.

(слайд8)

        Привлечение родителей к проектной деятельности  детей специально организовано педагогом. Мы провели родительский семинар, на котором объяснили сущность проектного метода, формы возможного участия родителей в проектной деятельности учащихся. 

                                                                                                

 Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Сначала не все охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе время. Самыми убедительными оказались нескрываемая гордость, восхищение и уважение в лице детей к своим родным. В нашей школе был такой проект, он назывался «Виртуальный поход», который у детей точно вызвал подобные чувства.

(слайды9,10)

Зато потом была реальная экскурсия.

(слайд11)

Главное - убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и школы. Без родительского участия процесс воспитания неполноценен. Многие родители учеников нашей школы  – активные участники проектной деятельности.

Формы участия родителей в проектной работе школьников следующие:

(слайд12)

Мотивационная  поддержка - родители могут подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность как темой проекта, так и сотрудничеством с ребенком.         

Информационная поддержка – родители могут порекомендовать определённые источники, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.         

Организационная  поддержка – это может быть сопровождение детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации.

        Техническая поддержка – возможно участие родителей в проведении фото-  и видеосъёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов, праздников.

Психологическая поддержка - родителям нужно продумать поддержку в самооценке проекта, чтобы ребенок мог своевременно скорректировать свои действия.

   В учебном процессе мы используем различные типы проектов: творческие, исследовательские, информационные, учебные, ролевые, практико-ориентированные, игровые. Родители проявляют больший интерес к тому, что можно сделать своими руками, что они умеют сами, то есть к творческим проектам. Создание таких проектов способствует не только сохранению традиционных семейных ценностей, но и учит детей полезным прикладным навыкам и умениям.

(слайд13)

А это одна из задач семьи в отношении детей, которая была озвучена как один из ключевых смыслов Года семьи, утвержденного Указом Президента РФ от 22 ноября 2023 года.

        А теперь несколько примеров работы в данном направлении. (Фото и название проектов на слайдах презентации)

Это проекты, где каждый вносит свой посильный вклад в общее дело. Появляется возможность  проявить мастерство в разных направлениях, публично показать достигнутый результат. Неоценимую помощь детям оказывают при этом родители: вместе с детьми готовят дома все необходимое для разных проектов.

(слайды 14,15)

Традиционно в декабре в школе проходят   творческие мини-проекты: «Новогоднее творчество», «Необычные ёлочки».  Результаты этих проектов направлены на развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование сплоченного коллектива детей и родителей. Совместные работы были успешно представлены в виде украшения школы, выставки  и театрализованного выступления на новогоднем утреннике. Многие стали победителями и призерами муниципального конкурса «Вместо елки – новогодний букет».

(слайды 16,17)

В ходе проведения акции «Покормите птиц зимой» был разработан проект «Зимующие птицы», в котором активное участие принимали папы и дедушки, так как кроме рефератов, творческой работы «Птицы у кормушки», нужно было изготовить настоящие кормушки.

(слайды 18,19)

Любое внеклассное мероприятие или праздник – это тоже проект.

(слайд20)

С огромным увлечением родители принимали участие в подготовке и проведении проекта «Масленица».  Данный проект имеет огромное значение в развитии духовно-нравственного воспитания младших школьников, так как такие праздники предполагают сохранение народных традиций и духовных ценностей. Родители вместе с детьми готовили  оформление праздника, чучело Масленицы, пекли блины.

Ежегодно дети и родители с большим желанием принимают участие в разработке проекта ко Дню матери «Мой ангел - мама». Итог  проекта – красочное театрализованное представление с чаепитием.

(слайды21-33 от «Футбола» до «Мармелада»)

Также ежегодно в феврале-марте проводится НПК «Шаг в будущее», где дети представляют свои творческие и исследовательские работы на разные темы. Помощь родителей в подготовке таких проектов наиболее важна, потому что победители становятся участниками межрайонной конференции «Фестиваль наук» в лицее с. Долгоруково.

  (слайды34 «Катя (1) и Данила35-37 (3)»)

    Хочу обратить внимание, что некоторые дети, окончив школу, выбирают для себя профессию, связанную с умениями, которые они развили в детстве во время работы над проектами вместе с родителями. Значит, проектная деятельность является одним из направлений профориентационной работы.

        Родители теперь больше времени проводят с детьми, а это главное в жизни семьи.

Путем анализа мы выявили ошибки и можем прогнозировать возможности по взаимодействию семьи и школы посредством совместной проектной деятельности детей и родителей.

(слайд 38)

Итак, ошибки и возможности:

ОШИБКИ

ВОЗМОЖНОСТИ

Участниками проекта часто являются лишь активные дети и родители

Предоставление возможностей для инициативы всем ученикам и их родителям

Прямое руководство ходом проекта учителем

Дать детям и родителям возможность самим что-то найти, придумать, сделать выводы

Невостребованность продукта проекта

Найти применение любому продукту либо заранее продумывать его практичность

Проектная деятельность не отражена в документах

Внести в календарный план ВР в раздел «Работа с родителями»

(слайд 39)

   Такая Дорожная карта по привлечению в проектную деятельность обучающихся их родителей, как одна из форм сотрудничества семьи и школы, была разработана в нашей школе. А сейчас предлагаю небольшой интерактив, о котором я говорила вначале. Прошу вас внести предложения по корректировке или дополнению этой Дорожной карты.

Сроки

Планируемые мероприятия

Результат

Май 2023 года

Изучение удовлетворённости качеством образования и внеурочной деятельности.

Проведение социологического опроса по изучению удовлетворённости качеством образования и внеурочной деятельности.

Сентябрь 2023 года

Активное вовлечение родителей в проектную деятельность обучающихся.

Участие в родительском семинаре «Сущность проектного метода»

Октябрь 2023 года

Совершенствование форм взаимодействия «школа – семья» посредством совместной проектной деятельности.

Круглый стол «Формы участия родителей в проектной работе школьников»

Ноябрь 2023 года

Формирование навыков практического взаимодействия с детьми

Консультация для родителей  «Возможные формы проведения совместного досуга»

Декабрь 2023 года

Повышение уровня родительской компетентности по вопросам подготовки и презентации проектов.

Родительский всеобуч «Типы проектов. Структура проекта. Презентация проекта».

Январь – март 2024 года

Совершенствование форм взаимодействия «школа-семья» посредством совместной проектной деятельности.

Организация и проведение открытых уроков с применением метода проектов.

Проведение классных праздников.

Проведение НПК «Шаг в будущее».

4 четверть

Эффективность участия родителей в проектной деятельности школьников.

Совместное участие в праздниках, конференциях.

Анализ работы за год.

Предложения:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(слайд 40)Спасибо за внимание и сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности в становлении сотрудничества семьи и школы

Роль проектной деятельности в становлении сотрудничества семьи и школы велика. И это сотрудничество нами рассматривается как согласованное взаимодействие учителя, учеников и родителей, включающее в се...

Особенности проектной деятельности как одной из форм обучения в начальной школе

В статье рассматриваются особенности проектной деятельность в начальной школе, виды проектов, правила выбора темы и этапы работы....

Статья: "Сотрудничество семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности".

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – основополагающий фактор УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ. Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах ч...

" Формы сотрудничества семьи и школы"

В это статье рассказывается о родительском собрании в начальной школе, о методике проведения собраний....

Статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ"

Наш век — информационный. Главное — это информированность. Общее снижение интереса к чтению — это, конечно, влияние времени...

Внеурочная проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества классного руководителя с участниками образовательного процесса

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир....