Рабочая программа по "Охране зрения и развития зрительного восприятия" для 5 класса
рабочая программа по теме

Мухаметзянова Роза Геннадьевна

 

Рабочая программа

                            коррекционного курса«Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»

                                                     для     5    класса (1час в неделю, 35 часов в год).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._prog.5_klass.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №87 IV ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                                                                      «Утверждено»

                                                                      Педагогическим советом

                                                                      протокол от 2 9.08.2011г.№__1__

                                                                    Введено приказом от 29 .08.2011г №277

                                                                     Директор школы

                                                                                                      ___        Т.И.Королькова

                                                                                                                       Подпись                          Ф.И.О.

Рабочая программа

                            коррекционного курса «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»

                                                     для     5    класса (1час в неделю, 35 часов в год).

Составитель:             Мухаметзянова Р.Г. - учитель начальных классов.

«Согласовано»

Заместитель директора________        Маркова Л.С.              от 28 .08.2011г.

                                           Подпись           Ф.И.О.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от 28 .08.2011г.   №__1__

Руководитель МО ________          _/_____________________

                                            Подпись             Ф.И.О.

г. Набережные Челны

2011г.

         Пояснительная записка курса «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» 5 класс.

В проблеме социальной реабилитации детей с низким зрением важную роль играет психологическая компенсация отставания в развитии. Для решения теоретических и практических задач психологической коррекции нарушений зрительно-образных форм познания в процессе школьного обучения возникла необходимость создания системы компенсации и развития нарушенного зрительного восприятия.

     Предмет «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» является важным и необходимым в школе для детей с нарушением зрения. Этот предмет призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение. Врожденные и приобретенные заболевания глаз требуют дифференцированного подхода тифлопедагога, преподавателей, медицинских работников, родителей, знаний учащимися своего дефекта и особенностей его прогноза

    В предлагаемой программе весь материал сгруппирован по разделам, позволяющим вести целенаправленную работу по развитию различных сторон зрительного восприятия (развитию восприятия основных сенсорных эталонов, формированию зрительных представлений о явлениях и предметах окружающего мира и др.) в тесной связи с развитием других психических процессов и в связи с изучением школьных предметов. Материал программы представлен так, что позволяет осуществлять преемственность в работе по развитию зрительного восприятия.

Данный курс позволит качественно изменить отношение учащихся к своему здоровью, образованию, нести ответственность за свою жизнь, грамотно пользоваться возможностями своего нарушенного зрения для восприятия окружающего мира.

Цель данной программы: компенсация нарушений сенсорного и зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов, совершенствование навыков зрительного обследования за счет сохранных анализаторов с использованием средств коррекции.

                                  Задачи программы:

  1. Совершенствование у учащихся умения заботится о своем здоровье.
  2. Совершенствования у учащихся потребности использовать зрительные умения и навыки для установления логических причинно-следственных связей при отражении множества объектов окружающей действительности.
  3. Формирование знания факторов приводящих к ухудшению и потере зрения.
  4. Мотивация к самообразованию при остаточном зрении, умение выходить на компенсацию дефекта.
  5. Совершенствование пространственного восприятия.

   

Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся по подгруппам 1раз в неделю. Развитие зрительного восприятия реализуется в ходе фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

   

                                                   

                                                                             Содержание программы  5 класс.

Объем часов – 35ч. Занятия проводятся по подгруппам 1 раз в неделю. В 5-м классе совершенствуются знания, умения и навыки, полученные в 4-м классе, больше внимания уделяется развитию словесно-логического мышления. Осуществляется помощь в адаптации в среднем звене, создаются положительные установки к учебной деятельности в среднем звене.

                             Основные разделы программы:

        I раздел. Оценка уровня развития зрительного восприятия –1ч

-определение уровня знаний, умений и навыков после 4-го года обучения.

          II раздел. Охрана здоровья – 7ч

- понимание значимости зрительного анализатора;

- знание различных видов гимнастики для глаз;

- факторы риска потери зрения;

- поле зрения (боковое зрение, центральное зрение, сужение поля зрения), прибор для определения поля зрения – периметр;

- мотивация к самообразованию при остаточном зрении, выход на компенсацию дефекта;

- знание важности правильной осанки;

- движение и  охрана зрения.

III раздел. Восприятие цвета – 10ч

- выполнение различных узоров по клеткам по образцу;

- выполнение заданий на составление и раскрашивание орнамента;

- задания на развитие мышления, воображения, зрительной памяти;

- формирование зрительных представлений по теме «Насекомые».

IV раздел.  Восприятие формы и величины предмета -8ч

- сравнение плоскостных изображений;

- сравнение нарисованных предметных изображений;

- сопоставление предметов по параметру высоты по представлению;

- проведение графических диктантов;

- проведение дидактических игр и упражнений на закрепление понятия величины;

- формирование зрительных представлений по теме: «Травянистые растения нашего края».

          V раздел.  Основы здорового образа жизни - 2ч

- о здоровом образе жизни;

- профилактика вредных привычек.

         VI раздел. Основы медицинских знаний и

                               оказание первой медицинской помощи -7 ч

- первая медицинская помощь и правила ее оказания;

- средства оказания первой медицинской помощи;

- характеристика различных видов повреждений (травм) организма человека;

- первая медицинская помощь при повреждениях некоторых видов;

- первая медицинская помощь при отравлениях.

             Требования к уровню подготовки  обучающихся  5 класса.

  1. Знание строения, функции глаза, умение выполнять гигиенические правила.
  2. Умение правильно выполнять гимнастику для глаз, знание различных комплексов упражнений.
  3. Знание факторов, угрожающих потере зрения. Формирование бережного отношения к своему здоровью.
  4. Владение понятием «поле зрения», знание путей компенсации дефекта.
  5. Умение поддерживать правильную осанку.
  6. Умение выполнять по образцу узоры, чертежи (в зависимости от зрительного диагноза).
  7. Умение узнавать искажение изображения или пространственного местоположения одного и того же предмета или его части.
  8. Умение опознавать изображения, предъявляемые при увеличивающемся расстоянии от глаз.
  9. Сформированность зрительных представлений по темам: «Насекомые», «Травянистые растения», «Лекарственные растения».
  10.  Определять признаки физического, психического и нравственного здоровья.
  11.  Уметь сказать: «нет» плохим привычкам.
  12.  Проводить простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях.
  13.  Использовать природные лекарственные средства при оказании ПМП.
  14.  Уметь оказать ПМП при ушибах, ссадинах, носовых кровотечениях. Положить повязку и обработать ссадину.
  15.  Уметь определять симптомы отравления, оказывать первую помощь.

                                                                                      Календарно-тематическое планирование

                                                                                      Мухаметзяновой Розы Геннадьевны

                                                                                                             Ф.И.О. учителя

                                                                                              на 2011/2012 учебный год

План составлен согласно адаптивно-авторской программы. Утверждена научно-методическим советом ЦРО г. Н. Челны , 2010г.

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

1.Охрана зрения и развитие зрительного восприятия.

5

35

1

                                                          Методическая тема на 2011-2012 учебный год

Городская

Школьная

Учителя

Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования.

Социализация и оздоровление слабовидящих детей в условиях школы полного дня, на основе современного менеджмента.

Формирование у детей с нарушением зрения базы конкретных представлений и знаний об окружающем мире.

РАССМОТРЕНО                                                                           СОГЛАСОВАНО

На заседании МО          

Протокол от     .08.2011г. № _1___

                                                                                                  Заместитель директора __________        Маркова Л.С

Руководитель МО  ______   /                                                                                                                           (Ф.И.О.)

                       (Ф.И.О.)

Дата  28 .08. 2011г.                                                                            Дата   28 .08.2011г.

             

Изучаемый раздел. Тема учебного материала

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактичес. сроки

Планируемый результат

КИМ

Коррекц. задачи

знания

умения

ОУУН

                                                     Календарно - тематическое планирование по коррекционному курсу

                                                   «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»  для 5-го класса, 35 часов.

                                I. Раздел. Оценка уровня развития зрительного восприятия. ( 1час)

1.

Оценка уровня развития зрительного восприятия.

1

Этапы овладения сенсорными эталонами.

Использовать сформированные представления для более точного отображения свойств предметов и объектов.

Работать в заданном режиме

Тест.

Формирование зрительных сенсорных эталонов.

                                                                II.Раздел. Охрана зрения. (7часов)

2.

Глаз как зрительный анализатор.

1

Строение, функции глаза, значимость зрительного анализатора.

Правильно называть основные функции зрительного анализатора.

Заботиться о своем здоровье и здоровье глаз.

Сохранять остаточное зрение.

3.

Гимнастика для глаз.

1

Знание различных комплексов упражнений для глаз.

Правильно и систематически выполнять гимнастику для глаз.

Самостоятельно выполнять правила гигиены глаза и зарядку.

Практическая работа.

Расширение навыков самообслуживания.

4.

 Факторы риска потери зрения.

1

Знание факторов, приводящих к ухудшению и потере зрения.

Ухаживать за глазами, соблюдать гигиенические требования.

Организовывать рабочее место.

Расширение познавательной активности.

5.

Поле зрения.

1

Владение понятием «поле зрения».

Умение определить свое поле зрения.

Законы передачи зрительного изображения.

Практическая работа.

Работа в заданном темпе.

6.

Пути компенсации при остаточном зрении.

1

Мотивация к самообразованию при

 остаточном зрении.

Умение выходить на компенсацию дефекта.

Понимание и выполнение инструкций.

Воспитание правильного отношения к своему дефекту.

7.

Осанка - важный компонент здоровья.

1

Значение правильной осанки в жизни человека.

Поддерживать правильную осанку.

Выполнение упражнений для поддержания правильной осанки.

Практическая работа.

Понимание и выполнение инструкций, осуществление самоконтроля.

8.

Движение и охрана зрение.

1

Значимость движения в жизни человека.

Определять связь зрения и активного образа жизни.  

Выполнение инструкций по активному образу жизни.

Устанавливать причинно – следственные связи.

                                                                   III. Раздел. Восприятие цвета. (10 часов)

9.

10.

Выполнение

различных узоров.

2

Совершенствование ранее приобретенных знаний.

Умение выполнять различные узоры по образцу и самостоятельно.

Осуществление

анализа, синтеза сенсорной информации.

Практическая работа.

Развитие наглядно-образного мышления.

11.

12.

13.

Составление и   раскрашивание

 орнамента.

3

Знания о составлении орнамента в круге, квадрате.

Умение  сочетать цвета и их оттенки  в орнаменте.

Определение соотношения компонентов объектов.

Практическая работа.

Развитие мышления, воображения, зрительной памяти.

14.

15.

Дорисуй половинки.

2

Развитие координации глаз и рук.

Умение  дорисовывать предметы по образцу и самостоятельно.

Выполнение

анализа частей и опознавание предметов.

Практическая работа.

Планирование своих действий.

16.

17.

Расшифруй код.

2

Закрасить области рисунка заданным цветом.

Применять полученные знания на практике.

Зрительно различать оттенки разных цветов.

Практическая работа.

Развитие зрительного восприятия.

18.

Формирование зрительных представлений по теме «Насекомые».

1

Знание видов насекомых наиболее часто встречающихся в нашей области.

Умение опознавать насекомых по значимым признакам.

Выявление существенных признаков.

Максимальное использование своих зрительных возможностей.

                                            IV. Раздел. Восприятие формы и величины предметов. (8часов)

19.

20.

Сравнивание плоскостных изображений.

 

2

Анализировать, сопоставлять  предметы.

Сравнивать фигуры,  различные предметы по форме и величине.

Проведение разных видов сравнения.

Практическая работа.

Тактильно-зрительный способ сравнения.

21.

22.

 Графические

диктанты.

2

Алгоритм выполнения графических диктантов.

Пользоваться специальной терминологией.

Оперирование понятиями, суждениями.

Практическая работа.

Развитие глазомера и пространственного воображения.

23.

24.

25.

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины и формы предметов.

3

Осознание параметров величины и формы.

Опознавать изображения, предъявляемые при увеличивающемся расстоянии от глаз.

Опознавание, описывание различных объектов.

Расширение опыта пространственного восприятия.

26.

Формирование  

 зрительных представлений по теме: «Травянистые растения нашего края».

1

Знание наиболее распространенных травянистых растений нашего края.

Опознавать травянистые растения по значимым признакам.

Использование различных видов наблюдения.

Классификация информации.

                                                    V. Раздел. Основы здорового образа жизни.(2часа)

27.

О здоровом образе жизни.

1

Понятие «здоровый образ жизни». Факторы, влияющие на здоровье человека.

Определять признаки физического, психического и нравственного здоровья.

Соблюдения режима дня, занятие спортом.

Тест.

Совершенствование умения сохранять свое здоровье.

28.

 Профилактика вредных привычек.

1

Осознать влияние привычек на общее состояние здоровья человека.

Уметь сказать: «нет» плохим привычкам.

Негативно относиться к вредным привычкам и сохранять свое здоровье.

Связь здоровья глаз от общего состояния здоровья человека.

             VI. Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.(7часов)

29.

Первая медицинская помощь и правила ее оказания.

1

Значение первой медицинской помощи. Четыре принципа оказания ПМП.

Проводить простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях.

Владеть принципами  оказания ПМП.

Тест.

Связь зрительного восприятия и технических функций.

30.

Средства оказания первой медицинской помощи.

1

Знать содержимое аптечки ПМП и природные лекарственные средства.

Использовать природные лекарственные средства при оказании ПМП.

Владеть навыками применения лекарственных средств при различных ранениях.

Развитие пространственного восприятия зритель - моторной координации.

31.

 Характеристика различных видов повреждений (травм) организма человека.

1

Классификацию повреждений организма человека.

Уметь оказать первую медицинскую помощь при незначительных ранениях.

Владеть навыками приемов в оказании ПМП при незначительных травмах.

Тест.

Связь зрительного восприятия и технических функций.

32.

33.

 Первая медицинская помощь при повреждениях некоторых видов.

2

Принципы оказания первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовых кровотечениях.

Уметь оказать ПМП при ушибах, ссадинах, носовых кровотечениях. Положить повязку и обработать ссадину.

Владеть навыками приемов в оказании ПМП при незначительных травмах.

Практическая работа.

Связь зрительного восприятия и технических функций.

34.

35.

Первая медицинская помощь при отравлениях.

2

Причины возникновения отравлений. Правила оказания первой помощи, лекарственные растения, меры предосторожности.

Уметь определять симптомы отравления, оказать первую помощь, выбрать лекарственные растения.

Владеть навыками приемов в оказании ПМП при отравлениях.

Практическая работа.

Связь зрительного восприятия и технических функций.

                                                                 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 5 класса  по курсу «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»

Форма контроля познавательной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Ученик должен понимать:

- значимость зрительного анализатора;

-значение правильной осанки в жизни человека;

-значимость движения;

-значимость здорового образа жизни;

- значение первой медицинской помощи.

Должен знать:

- различные комплексы упражнений для глаз;

- факторы приводящие к ухудшению и потере зрения;

-понятие «поле зрения»;

- пути компенсации при остаточном зрении;

- влияние вредных привычек на общее состояние здоровья человека;

- содержимое аптечки ПМП и природные лекарственные средства;

- принципы оказания первой медицинской помощи.

Должен уметь:

- правильно и систематически выполнять гимнастику для глаз;

- опознавать изображения, предъявляемые при увеличивающемся расстоянии от глаз;

-зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов;

-целенаправленно рассматривать, то есть зрительно обследовать;

- проводить простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях;

- уметь оказать ПМП при ушибах, ссадинах, носовых кровотечениях. Положить повязку и обработать ссадину;

- уметь определять симптомы отравления, оказать ПМП.

                                       

                                                                                   Литература и средства обучения:

                                                                                           Основная литература:

  1. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. –Москва, 2004.
  2. Программа коррекционного курса «Охрана зрения и зрительного восприятия для учащихся 1 – 7 классов» школы-интерната IV  вида г.Владимира, 2010. Разработала: тифлопедагог Ксенофонтова Н.В.
  3. Плаксина Л.И. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –М.:РАОИКП, 1999. Сайт в Интернете: www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека).

                                                                        Дополнительная литература:

  1. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. – Москва, 1999.
  2. Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально- бытовому ориентированию в школе для детей с нарушением зрения. – Москва, 2008.
  3. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.— М.: Генезис, 2003. Сайт в Интернете: www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека).
  4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – Москва, «Просвещение», 1090.
  5. Грищенко Т.А. Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками. Сайт в Интернете: www.superin.ru (Лучшие работы в сети по логопедии и коррекционной педагогике).
  6. Сайт в Интернете: www. Festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей) и другие.
  7. Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие. –Москва, 1990 http://www.twirpx.com/

                                       

                                                                               Средства обучения.

                              Для организации теоретической и практической работы используются:

  1. различные по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого, черного, насыщенного красного, желтого, зеленого, синих цветов;
  2. наборы черно-белых и цветных изображений предметов,  сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса;
  3. цветные фломастеры, карандаши;
  4. таблицы;
  5. специализированные тифлосредства (лупы,  цветовые фоны, рельефно-графические пособия, специальные сигнализаторы);
  6. персональный компьютер, различные презентации по темам и с заданиями,
  7. видео и музыка для релаксации и другое.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....

Рабочая программа по чтению и развитию речи. 1 класс.

Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса коррекционных школ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, деление на группы по уровню обучаемости, треб...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид.

Рабочая программа по  чтению  для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовател...

Рабочая программа по письму и развитию речи, 3 класс,8вид

Разработана  на основе программы: « Программы  специальных  (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой(допущено Министерством образования и науки ...