Рабочая программа по "Охране зрения и развития зрительного восприятия" для 5 класса
рабочая программа по теме
Рабочая программа
коррекционного курса«Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»
для 5 класса (1час в неделю, 35 часов в год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog.5_klass.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №87 IV ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
«Утверждено»
Педагогическим советом
протокол от 2 9.08.2011г.№__1__
Введено приказом от 29 .08.2011г №277
Директор школы
___ Т.И.Королькова
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
коррекционного курса «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»
для 5 класса (1час в неделю, 35 часов в год).
Составитель: Мухаметзянова Р.Г. - учитель начальных классов.
«Согласовано»
Заместитель директора________ Маркова Л.С. от 28 .08.2011г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 28 .08.2011г. №__1__
Руководитель МО ________ _/_____________________
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2011г.
Пояснительная записка курса «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» 5 класс.
В проблеме социальной реабилитации детей с низким зрением важную роль играет психологическая компенсация отставания в развитии. Для решения теоретических и практических задач психологической коррекции нарушений зрительно-образных форм познания в процессе школьного обучения возникла необходимость создания системы компенсации и развития нарушенного зрительного восприятия.
Предмет «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» является важным и необходимым в школе для детей с нарушением зрения. Этот предмет призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение. Врожденные и приобретенные заболевания глаз требуют дифференцированного подхода тифлопедагога, преподавателей, медицинских работников, родителей, знаний учащимися своего дефекта и особенностей его прогноза
В предлагаемой программе весь материал сгруппирован по разделам, позволяющим вести целенаправленную работу по развитию различных сторон зрительного восприятия (развитию восприятия основных сенсорных эталонов, формированию зрительных представлений о явлениях и предметах окружающего мира и др.) в тесной связи с развитием других психических процессов и в связи с изучением школьных предметов. Материал программы представлен так, что позволяет осуществлять преемственность в работе по развитию зрительного восприятия.
Данный курс позволит качественно изменить отношение учащихся к своему здоровью, образованию, нести ответственность за свою жизнь, грамотно пользоваться возможностями своего нарушенного зрения для восприятия окружающего мира.
Цель данной программы: компенсация нарушений сенсорного и зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов, совершенствование навыков зрительного обследования за счет сохранных анализаторов с использованием средств коррекции.
Задачи программы:
- Совершенствование у учащихся умения заботится о своем здоровье.
- Совершенствования у учащихся потребности использовать зрительные умения и навыки для установления логических причинно-следственных связей при отражении множества объектов окружающей действительности.
- Формирование знания факторов приводящих к ухудшению и потере зрения.
- Мотивация к самообразованию при остаточном зрении, умение выходить на компенсацию дефекта.
- Совершенствование пространственного восприятия.
Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся по подгруппам 1раз в неделю. Развитие зрительного восприятия реализуется в ходе фронтальной и индивидуальной работы с детьми.
Содержание программы 5 класс.
Объем часов – 35ч. Занятия проводятся по подгруппам 1 раз в неделю. В 5-м классе совершенствуются знания, умения и навыки, полученные в 4-м классе, больше внимания уделяется развитию словесно-логического мышления. Осуществляется помощь в адаптации в среднем звене, создаются положительные установки к учебной деятельности в среднем звене.
Основные разделы программы:
I раздел. Оценка уровня развития зрительного восприятия –1ч
-определение уровня знаний, умений и навыков после 4-го года обучения.
II раздел. Охрана здоровья – 7ч
- понимание значимости зрительного анализатора;
- знание различных видов гимнастики для глаз;
- факторы риска потери зрения;
- поле зрения (боковое зрение, центральное зрение, сужение поля зрения), прибор для определения поля зрения – периметр;
- мотивация к самообразованию при остаточном зрении, выход на компенсацию дефекта;
- знание важности правильной осанки;
- движение и охрана зрения.
III раздел. Восприятие цвета – 10ч
- выполнение различных узоров по клеткам по образцу;
- выполнение заданий на составление и раскрашивание орнамента;
- задания на развитие мышления, воображения, зрительной памяти;
- формирование зрительных представлений по теме «Насекомые».
IV раздел. Восприятие формы и величины предмета -8ч
- сравнение плоскостных изображений;
- сравнение нарисованных предметных изображений;
- сопоставление предметов по параметру высоты по представлению;
- проведение графических диктантов;
- проведение дидактических игр и упражнений на закрепление понятия величины;
- формирование зрительных представлений по теме: «Травянистые растения нашего края».
V раздел. Основы здорового образа жизни - 2ч
- о здоровом образе жизни;
- профилактика вредных привычек.
VI раздел. Основы медицинских знаний и
оказание первой медицинской помощи -7 ч
- первая медицинская помощь и правила ее оказания;
- средства оказания первой медицинской помощи;
- характеристика различных видов повреждений (травм) организма человека;
- первая медицинская помощь при повреждениях некоторых видов;
- первая медицинская помощь при отравлениях.
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 класса.
- Знание строения, функции глаза, умение выполнять гигиенические правила.
- Умение правильно выполнять гимнастику для глаз, знание различных комплексов упражнений.
- Знание факторов, угрожающих потере зрения. Формирование бережного отношения к своему здоровью.
- Владение понятием «поле зрения», знание путей компенсации дефекта.
- Умение поддерживать правильную осанку.
- Умение выполнять по образцу узоры, чертежи (в зависимости от зрительного диагноза).
- Умение узнавать искажение изображения или пространственного местоположения одного и того же предмета или его части.
- Умение опознавать изображения, предъявляемые при увеличивающемся расстоянии от глаз.
- Сформированность зрительных представлений по темам: «Насекомые», «Травянистые растения», «Лекарственные растения».
- Определять признаки физического, психического и нравственного здоровья.
- Уметь сказать: «нет» плохим привычкам.
- Проводить простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях.
- Использовать природные лекарственные средства при оказании ПМП.
- Уметь оказать ПМП при ушибах, ссадинах, носовых кровотечениях. Положить повязку и обработать ссадину.
- Уметь определять симптомы отравления, оказывать первую помощь.
Календарно-тематическое планирование
Мухаметзяновой Розы Геннадьевны
Ф.И.О. учителя
на 2011/2012 учебный год
План составлен согласно адаптивно-авторской программы. Утверждена научно-методическим советом ЦРО г. Н. Челны , 2010г.
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | |
1.Охрана зрения и развитие зрительного восприятия. | 5 | 35 | 1 |
Методическая тема на 2011-2012 учебный год
Городская | Школьная | Учителя |
Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования. | Социализация и оздоровление слабовидящих детей в условиях школы полного дня, на основе современного менеджмента. | Формирование у детей с нарушением зрения базы конкретных представлений и знаний об окружающем мире. |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
На заседании МО
Протокол от .08.2011г. № _1___
Заместитель директора __________ Маркова Л.С
Руководитель МО ______ / (Ф.И.О.)
(Ф.И.О.)
Дата 28 .08. 2011г. Дата 28 .08.2011г.
№ | Изучаемый раздел. Тема учебного материала | Кол-во часов | Календарные сроки | Фактичес. сроки | Планируемый результат | КИМ | Коррекц. задачи | ||
знания | умения | ОУУН |
Календарно - тематическое планирование по коррекционному курсу
«Охрана зрения и развитие зрительного восприятия» для 5-го класса, 35 часов.
I. Раздел. Оценка уровня развития зрительного восприятия. ( 1час) | |||||||||
1. | Оценка уровня развития зрительного восприятия. | 1 | Этапы овладения сенсорными эталонами. | Использовать сформированные представления для более точного отображения свойств предметов и объектов. | Работать в заданном режиме | Тест. | Формирование зрительных сенсорных эталонов. | ||
II.Раздел. Охрана зрения. (7часов) | |||||||||
2. | Глаз как зрительный анализатор. | 1 | Строение, функции глаза, значимость зрительного анализатора. | Правильно называть основные функции зрительного анализатора. | Заботиться о своем здоровье и здоровье глаз. | Сохранять остаточное зрение. | |||
3. | Гимнастика для глаз. | 1 | Знание различных комплексов упражнений для глаз. | Правильно и систематически выполнять гимнастику для глаз. | Самостоятельно выполнять правила гигиены глаза и зарядку. | Практическая работа. | Расширение навыков самообслуживания. | ||
4. | Факторы риска потери зрения. | 1 | Знание факторов, приводящих к ухудшению и потере зрения. | Ухаживать за глазами, соблюдать гигиенические требования. | Организовывать рабочее место. | Расширение познавательной активности. | |||
5. | Поле зрения. | 1 | Владение понятием «поле зрения». | Умение определить свое поле зрения. | Законы передачи зрительного изображения. | Практическая работа. | Работа в заданном темпе. | ||
6. | Пути компенсации при остаточном зрении. | 1 | Мотивация к самообразованию при остаточном зрении. | Умение выходить на компенсацию дефекта. | Понимание и выполнение инструкций. | Воспитание правильного отношения к своему дефекту. | |||
7. | Осанка - важный компонент здоровья. | 1 | Значение правильной осанки в жизни человека. | Поддерживать правильную осанку. | Выполнение упражнений для поддержания правильной осанки. | Практическая работа. | Понимание и выполнение инструкций, осуществление самоконтроля. | ||
8. | Движение и охрана зрение. | 1 | Значимость движения в жизни человека. | Определять связь зрения и активного образа жизни. | Выполнение инструкций по активному образу жизни. | Устанавливать причинно – следственные связи. | |||
III. Раздел. Восприятие цвета. (10 часов) | |||||||||
9. 10. | Выполнение различных узоров. | 2 | Совершенствование ранее приобретенных знаний. | Умение выполнять различные узоры по образцу и самостоятельно. | Осуществление анализа, синтеза сенсорной информации. | Практическая работа. | Развитие наглядно-образного мышления. | ||
11. 12. 13. | Составление и раскрашивание орнамента. | 3 | Знания о составлении орнамента в круге, квадрате. | Умение сочетать цвета и их оттенки в орнаменте. | Определение соотношения компонентов объектов. | Практическая работа. | Развитие мышления, воображения, зрительной памяти. | ||
14. 15. | Дорисуй половинки. | 2 | Развитие координации глаз и рук. | Умение дорисовывать предметы по образцу и самостоятельно. | Выполнение анализа частей и опознавание предметов. | Практическая работа. | Планирование своих действий. | ||
16. 17. | Расшифруй код. | 2 | Закрасить области рисунка заданным цветом. | Применять полученные знания на практике. | Зрительно различать оттенки разных цветов. | Практическая работа. | Развитие зрительного восприятия. | ||
18. | Формирование зрительных представлений по теме «Насекомые». | 1 | Знание видов насекомых наиболее часто встречающихся в нашей области. | Умение опознавать насекомых по значимым признакам. | Выявление существенных признаков. | Максимальное использование своих зрительных возможностей. | |||
IV. Раздел. Восприятие формы и величины предметов. (8часов) | |||||||||
19. 20. | Сравнивание плоскостных изображений.
| 2 | Анализировать, сопоставлять предметы. | Сравнивать фигуры, различные предметы по форме и величине. | Проведение разных видов сравнения. | Практическая работа. | Тактильно-зрительный способ сравнения. | ||
21. 22. | Графические диктанты. | 2 | Алгоритм выполнения графических диктантов. | Пользоваться специальной терминологией. | Оперирование понятиями, суждениями. | Практическая работа. | Развитие глазомера и пространственного воображения. | ||
23. 24. 25. | Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины и формы предметов. | 3 | Осознание параметров величины и формы. | Опознавать изображения, предъявляемые при увеличивающемся расстоянии от глаз. | Опознавание, описывание различных объектов. | Расширение опыта пространственного восприятия. | |||
26. | Формирование зрительных представлений по теме: «Травянистые растения нашего края». | 1 | Знание наиболее распространенных травянистых растений нашего края. | Опознавать травянистые растения по значимым признакам. | Использование различных видов наблюдения. | Классификация информации. | |||
V. Раздел. Основы здорового образа жизни.(2часа) | |||||||||
27. | О здоровом образе жизни. | 1 | Понятие «здоровый образ жизни». Факторы, влияющие на здоровье человека. | Определять признаки физического, психического и нравственного здоровья. | Соблюдения режима дня, занятие спортом. | Тест. | Совершенствование умения сохранять свое здоровье. | ||
28. | Профилактика вредных привычек. | 1 | Осознать влияние привычек на общее состояние здоровья человека. | Уметь сказать: «нет» плохим привычкам. | Негативно относиться к вредным привычкам и сохранять свое здоровье. | Связь здоровья глаз от общего состояния здоровья человека. | |||
VI. Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.(7часов) | |||||||||
29. | Первая медицинская помощь и правила ее оказания. | 1 | Значение первой медицинской помощи. Четыре принципа оказания ПМП. | Проводить простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. | Владеть принципами оказания ПМП. | Тест. | Связь зрительного восприятия и технических функций. | ||
30. | Средства оказания первой медицинской помощи. | 1 | Знать содержимое аптечки ПМП и природные лекарственные средства. | Использовать природные лекарственные средства при оказании ПМП. | Владеть навыками применения лекарственных средств при различных ранениях. | Развитие пространственного восприятия зритель - моторной координации. | |||
31. | Характеристика различных видов повреждений (травм) организма человека. | 1 | Классификацию повреждений организма человека. | Уметь оказать первую медицинскую помощь при незначительных ранениях. | Владеть навыками приемов в оказании ПМП при незначительных травмах. | Тест. | Связь зрительного восприятия и технических функций. | ||
32. 33. | Первая медицинская помощь при повреждениях некоторых видов. | 2 | Принципы оказания первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовых кровотечениях. | Уметь оказать ПМП при ушибах, ссадинах, носовых кровотечениях. Положить повязку и обработать ссадину. | Владеть навыками приемов в оказании ПМП при незначительных травмах. | Практическая работа. | Связь зрительного восприятия и технических функций. | ||
34. 35. | Первая медицинская помощь при отравлениях. | 2 | Причины возникновения отравлений. Правила оказания первой помощи, лекарственные растения, меры предосторожности. | Уметь определять симптомы отравления, оказать первую помощь, выбрать лекарственные растения. | Владеть навыками приемов в оказании ПМП при отравлениях. | Практическая работа. | Связь зрительного восприятия и технических функций. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся 5 класса по курсу «Охрана зрения и развитие зрительного восприятия»
Форма контроля познавательной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Ученик должен понимать:
- значимость зрительного анализатора;
-значение правильной осанки в жизни человека;
-значимость движения;
-значимость здорового образа жизни;
- значение первой медицинской помощи.
Должен знать:
- различные комплексы упражнений для глаз;
- факторы приводящие к ухудшению и потере зрения;
-понятие «поле зрения»;
- пути компенсации при остаточном зрении;
- влияние вредных привычек на общее состояние здоровья человека;
- содержимое аптечки ПМП и природные лекарственные средства;
- принципы оказания первой медицинской помощи.
Должен уметь:
- правильно и систематически выполнять гимнастику для глаз;
- опознавать изображения, предъявляемые при увеличивающемся расстоянии от глаз;
-зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов;
-целенаправленно рассматривать, то есть зрительно обследовать;
- проводить простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях;
- уметь оказать ПМП при ушибах, ссадинах, носовых кровотечениях. Положить повязку и обработать ссадину;
- уметь определять симптомы отравления, оказать ПМП.
Литература и средства обучения:
Основная литература:
- Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. –Москва, 2004.
- Программа коррекционного курса «Охрана зрения и зрительного восприятия для учащихся 1 – 7 классов» школы-интерната IV вида г.Владимира, 2010. Разработала: тифлопедагог Ксенофонтова Н.В.
- Плаксина Л.И. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –М.:РАОИКП, 1999. Сайт в Интернете: www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека).
Дополнительная литература:
- Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. – Москва, 1999.
- Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально- бытовому ориентированию в школе для детей с нарушением зрения. – Москва, 2008.
- Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.— М.: Генезис, 2003. Сайт в Интернете: www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека).
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – Москва, «Просвещение», 1090.
- Грищенко Т.А. Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками. Сайт в Интернете: www.superin.ru (Лучшие работы в сети по логопедии и коррекционной педагогике).
- Сайт в Интернете: www. Festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей) и другие.
- Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Учебно-методическое пособие. –Москва, 1990 http://www.twirpx.com/
Средства обучения.
Для организации теоретической и практической работы используются:
- различные по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого, черного, насыщенного красного, желтого, зеленого, синих цветов;
- наборы черно-белых и цветных изображений предметов, сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса;
- цветные фломастеры, карандаши;
- таблицы;
- специализированные тифлосредства (лупы, цветовые фоны, рельефно-графические пособия, специальные сигнализаторы);
- персональный компьютер, различные презентации по темам и с заданиями,
- видео и музыка для релаксации и другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....
Рабочая программа по чтению и развитию речи. 1 класс.
Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса коррекционных школ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, деление на группы по уровню обучаемости, треб...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс
рабочая программа...
Рабочая программа по письму и развитию речи 2 класс
рабочая программа...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид.
Рабочая программа по чтению для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовател...
Рабочая программа по письму и развитию речи, 3 класс,8вид
Разработана на основе программы: « Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой(допущено Министерством образования и науки ...