Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_i_razvitie_rechi_4_klass.zip | 30.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Половинкина Елена Анатольевна
ГРАММАТИКА, ПРАВОПИСАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
4 класс
Пояснительная записка
Составленная программа по грамматике, правописанию и развитию речи основывается на программу специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой. М., Издательство «Просвещение», 2001.
В младших классах даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Учащиеся должны:
получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция фонематического слуха.
Коррекция артикуляционного аппарата.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Коррекция познавательных процессов.
Общая характеристика курса
Программа по грамматике, правописанию и правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Звуки и буквы. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твёрдых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Младшие школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т.е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путём сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков. Даётся понятие о родственных словах, составляются гнёзда родственных слов, выделяется общая часть – корень.
Предложение. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определённом порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. Даётся понятие о главных и второстепенных членах предложения.
Связная речь. Особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создаёт предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, развиваются движения мелких мышц рук. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, то предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Структура курса
Рабочая программа по письму и развитию речи рассчитана на 162 часа, 5 часов в неделю.
Таблица основных тем по четвертям.
№ | Тема раздела | четверти | Итого: |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Повторение | 9ч. | 9ч. |
2 | Звуки и буквы | 31ч. | 35ч. | 66ч. |
2 | Слово | 45ч. | 45ч. |
4 | Предложение | 33ч. | 33ч. |
5 | Контрольные диктанты | 2ч. | 2ч. | 3ч. | 2ч. | 9ч. |
Итого: | 42ч. | 37ч. | 48ч. | 35ч. | 162ч. |
Межпредметные связи
Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.
Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звуко-буквенного анализа слов.
Природоведение. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень (Базовый) | 2-й уровень (Минимальный) |
Учащиеся должны уметь: - различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; - подбирать группы родственных слов (несложные случаи); - проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова; - обозначать мягкость согласных буквой ь; - разбирать слова по составу; - выделять имя существительное как часть речи; Строить простое распространённое предложение; - связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя); - пользоваться школьным орфографическим словарём. Учащиеся должны знать: - алфавит; - способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова). | Учащиеся должны уметь: - различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; - обозначать мягкость согласных буквой ь; - разбирать слова по составу; - выделять имя существительное как часть речи; Строить простое распространённое предложение; - пользоваться школьным орфографическим словарём. Учащиеся должны знать: - алфавит; |
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по письму и развитию речи
При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки све однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Литература:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Русский язык. 4 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова –5-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 271с.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи 4 класс
№ | Дата | Кол-во часов | Тема урока | № упр. | Стр. | Коррекционная работа | Словарь |
1 четверть. Повторение | Совершенствование движений и сенсорномоторного развития: -развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; -развитие артикуляционной моторики. Развитие навыков основных мыслительных операций: -навыков соотносительного анализа; -навыков группировки и классификации; - умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; -умение планировать деятельность; -развитие комбинаторных способностей. Развитие слухового восприятия, внимания Развитие фонематического восприятия Развивать память, внимание Развивать умение дифференцировать звуки речи, сходные по месту и способу образования Расширять активный словарь Развивать умение грамотно строить предложения Развивать умение комментировать свои действия Развивать умение выделять сходства и различия понятий Развивать умения сравнивать, анализировать Развивать умение применять правила при выполнении упражнений Воспитывать умение анализировать свою деятельность путём самоконтроля и взаимоконтроля -развитие комбинаторных способностей. Развитие слухового восприятия, внимания Развитие фонематического восприятия Развивать память, внимание Развивать умение дифференцировать звуки речи, сходные по месту и способу образования Расширять активный словарь Развивать умение грамотно строить предложения |
1 | 1 | Практическое построение простого предложения. | 1,2 | 3-4 |
2 | 2 | Деление текста на предложения. | 3.4, 5.6 | 44-5 |
3 | 1 | Знакомство с окончанием. | 5-6 |
4 | 1 | Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам. | считать |
5 | 1 | Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах, из слов, данных в начальной форме. | 7-10 | 7,8 | решать |
10 | 1 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Словарный диктант. | 15-16 | 9 |
7 | 1 | Р/р Запись рассказа по вопросам. | 21 | 11 |
8 | 1 | Многозначность слов. | 23-25 | 12 | пример |
Звуки и буквы |
9 | 2 | Алфавит. Запись слов в алфавитном порядке. |
10 | 1 | Звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. | 1-8 | 13-15 | пшеница |
11 | 1 | Твердые и мягкие согласные звуки . | 11-13 | 16 |
12 | 2 | Диктант «В парке». Работа над ошибками. | 14-15 | 17 | человек |
13 | 5 | Мягкий знак на конце и в середине слова, как показатель мягкости согл. звука Самостоятельная работа. | 1-20 | 18-25 | корабль |
14 | 5 | Разделительный мягкий знак перед гласными е,ё,ю,я,и. Изменение слов по образцу. Словарный диктант. | 1-11 | 26-29 | деревня |
15 | 2 | Сопоставление разделительного знака со знаком мягкости. | 12-17 | 30-31 | здоровье |
16 | 2 | Перенос слов с мягким знаком. | 18-22 | 32-33 |
17 | 1 | Р/р Составление рассказа по картинке и вопросам. | 23 | 34 | аптека |
18 | 14.10 | 1 | Упражнения слов на изученные правила. | 25 |
19 | 15.10 | 1 |
Гласные после шипящих. |
20 | 1 | Сочетания гласных с шипящими. | 1-4 | 35-36 | земляника |
21 | 2 | Правописание жи-щи, ча-ща, чу-щу. | 5-11 | 37-39 |
22 | 2 | Контрольный диктант «Часы». Работа над ошибками. |
23 | 1 | Правописание слов на изученные правила. | 12-18 | 39 | экскурсия |
24 | 1 | Р.р Составление рассказа по плану. |
Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. |
25 | 2 | Парные согласные на конце слова. | 41-42 |
26 | 1 | Повторение |
2 четверть |
1 | 2 | Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова. | 1-11 | 43-44 | берег |
2 | 2 | Проверка слов. Парные согласные на конце слова. |
3 | 1 | Правило о правописании парных согласных в середине слова. | 12-17 | 45-46 | обед |
4 | 1 | Упражнения в написании слов с парными согласными в середине слова |
5 | 1 | Парные согласные на конце и в середине слова. | 18-21 | 47- | автобус |
6 | 1 | Парные согласные. Проверка написания путем изменения формы слова | 22- | билет |
7 | 1 | Проверка написания путем подбора родственных слов парных согласных | вдруг |
8 | 2 | Упражнения в написании слов с парными согласными. | ястреб |
9 | 1 | Р.р Запись текста по плану «Ястреб». |
10 | 1 | Упражнения в написании слов с парными согласными. |
11 | 1 | Правописание слов на изученные правила. |
12 | 2 | Контрольный диктант «На катке». Работа над ошибками. |
Ударные и безударные гласные. |
13 | 1 | Ударение. Словарный диктант. | 1-6 | 59-61 | магазин |
14 | 1 | Роль ударения в различении смысла слов. | 7-9 | 61-62 | фабрика |
15 | 1 | Различение ударных и безударных гласных. | 10-18 | 63-64 |
Правописание безударных гласных. |
16 | 1 | Сравнение ударной и безударной гласной. | 1-5 | 65 | иней |
17 | 2 | Проверка безударных гласных путем изменения формы слова. | 6-10 | 66-67 | шофер |
18 | 1 | Проверка безударных гласных путем подбора родственных слов. | 11-25 | 67-71 | завтрак |
19 | 1 | Р/р Запись рассказа по вопросам . | 36 | 75 |
20 | 3 | Правописание безударных гласных. Проверочная работа. | 30-39 | 73-76 |
21 | 2 | Контрольный диктант «В лесной чаще». Работа над ошибками. |
1 | Непроверяемые безударные гласные | 34-37 |
22 | 1 | Непроверяемые безударные гласные. Словарные слова |
23 | 2 | Непроверяемые и проверяемые безударные гласные. | 1-5 | 77-78 | автомобиль |
24 | 1 | Проверка слов с безударной гласной и парной согласной на конце и в середине слова. | 6-11 | 79 | метро |
25 | Р.Р. Запись рассказа по картинке и вопросам. | 12-15 | 80-81 | Трамвай трактор |
26 | Правописание слов на изученные правила. | 21-26 | 84-85 | спасибо |
27 | Письмо по памяти. Правописание слов на изученные правила. | 29 | 85 | портрет |
3четверть. |
Слово. |
1 | Слово, как название предмета. | 1-6 | 88-89 | квартира |
2 | Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? что? в ед. и мн. числе | 7-9 | 90-92 | телефон |
3 | Правильное употребление слов друг с другом по вопросам, по смыслу. | 10-13 | 93-94 |
4 | Название действий предметов. |
5 | Название предметов и название действий. |
6 | Название признаков предметов. |
7 | Окончание в вопросе и названии признака. Словарный диктант. |
8 | Р.Р Запись предложений по вопросам и картинке. | 53 |
9 | Закрепление по теме: «Слово». | 54-58 | 142-143 |
10 | Контрольный диктант «Узнай зверька» |
11 | Работа над ошибками. Письмо по памяти. |
Имена собственные |
12 | Имена собственные. Имена людей, клички животных, название городов, сел. | 1-4 | 144-145 | Фамилия огромный |
13 | Расширение круга имен собственных: название рек, гор, морей. | 5-13 | 147-150 | Россия |
14 | Большая буква в именах собственных. | 14-17 | 148-151 |
15 | Проверочный диктант «Друзья». Работа над ошибками |
5 | Большая буква в именах собственных. Словарный диктант. |
Предлоги. |
16 | Роль предлогов. | 1-4 | 153 | лестница |
17 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 5-9 | 154-156 |
18 | Предлоги до, под, над, около, перед. | 10-15 | 157-158 |
19 | Написание предлога со словами, обозначающими предмет и признак предмета. | 16-23 | 159-161 | минута |
20 | Р/р Запись предложений по картинке и опорным словам. | 122-164 |
21 | Написание предлога со словами, обозначающими предмет и признак предмета. |
22 | Контрольный диктант «Дежурные». Работа над ошибками. |
23 | Разделительный твердый знак. Роль Ъ знака. | 1-6 | 165-167 | цыпленок |
24 | Слова с -ъ -знаком. |
25 | Понятие о родственных словах. | 1-3 | 129-130 |
26 | Общая часть родственных слов (корень). Сл.д. | 4-11 | 131-133 |
27 | Написание корня в родственных словах. | 12-17 | 134-135 |
28 | Подбор родственных слов по вопросам. | 18-33 | 136-139 |
29 | Правописание безударной гласной в родственных слов. |
30 | Правописание звонкой согласной в корне родственных слов. |
31 | Правописание звонкой согласной и безударной гласной в родственных словах |
32 | Упражнения в правописании корня в родственных словах. |
33 | Контрольный диктант «У реки». Работа над ошибками |
34 | Р/р. Составление рассказа по картинке и опорным словам. |
4 четверть. | Развитие слухового восприятия, внимания Развитие фонематического восприятия Развивать память, внимание Расширять активный словарь |
Предложение. |
1 | Составление предложений из слов. | 1-5 | 142-143 | малина |
2 | Деление текста на предложения. Сл.д. | 6-8 | 144-145 |
3 | Упражнения в составление предложений из сочетании слов. | 9-14,18 | 146 |
4 | Упражнения в составлении предложений. Деление текста на части |
5 | Распространение предложений. | 14-17 | 147 | вагон |
6 | Связь слов в предложении по смыслу. | 20-31 | 148-152 | вокзал |
7 | Связь слов в предложении по вопросам. |
8 | Р.Р Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам. | русский |
9 | Распространение предложений по смыслу | 40-45 | Развивать умение дифференцировать звуки речи, сходные по месту и способу образования Расширять активный словарь | мешок |
10 | Распространение предложений по вопросам |
Знаки препинания в конце предложения. |
11 | Роль знаков препинания. | 1-6 | 159-160 | лягушка |
12 | Роль вопросительного знака в предложении. Сл.д. | ящерица |
13 | Знаки препинания в конце предложения. | 5,7,8,10,11 | 162-163 | полотенце |
14 | Роль восклицательного знака в предложении. | 12-15 | 163 |
15 | Упражнения в расстановке знаков препинания. | 16-26 | 164-168 |
16 | Контрольный диктант «В школе». Работа над ошибками |
Главные члены предложения. |
17 | Понятие о сказуемом. | 1-7 | 169-172 | Совершенствование движений и сенсорномоторного развития: -развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; - развитие навыков каллиграфии; -развитие артикуляционной моторики. | театр |
18 | Понятие о подлежащем. | 8-11 | 172-173 |
19 | Обобщение знаний о главных членах предложения. | 12-19 | 173-176 | костюм |
20 | Второстепенные члены предложения. | 20-25 | 177-178 |
21 | Переносное и прямое значение сказуемого. | 26-28 | 179 |
22 | Проверочная работа по теме. |
23 | Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения. | 29-32 | 180 |
24 | Р.Р. Составление и запись рассказа по вопросам и словам «На границе» | 30 |
Повторение пройденного материала. |
25 | Предложение. Алфавит. | 1-3 | 181 |
26 | Корень. Составление родственных слов. | 4-7 | 182 |
27 | Ударные и безударные гласные в корне слова. | 8-11 | 183 |
28 | Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. | 14-15 | 185 |
29 | Упражнения в правописании парных согласных в середине слова. | 16-18 | 185 |
30 | Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
31 | Правописание разделительного мягкого знака. | 22- | 187- | Развитие навыков основных мыслительных операций: -навыков соотносительного анализа; |
32 | Правописание предлогов со словами. | 25 | 189 |
33 | Главные и второстепенные члены предложения. | 26-32 | 189 |
34 35 | Распространение предложений. | 35- 40 | 192-195 |
36 | Контрольный диктант за год «Ручьи». Р.О. |
37 | Р.Р.Изложение текста по вопросам. | 44 | 195 | -навыков группировки и классификации; |
38 | Деление текста на предложения. | 48-49 | 196 |
39 | Знаки препинания в конце предложения. | 59-53 | 197 |
40 | Закрепление написания слов на изученные правила. | 61, 67, 68 | 200 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир» 4 класс....
рабочая программа по литературному чтению для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
Рабочая программа составлениа на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В....
Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение
Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...
Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение
Рабочая программа по письму и развитию речи для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /базовый уровень/ надобное обучение Рабочая программа по письму и развитию р...
Авторская рабочая программа по краеведению "География родного края" для учащихся коррекционной школы VIII вида
краеведческая работа...
Урок письма и развитие речи для обучающихся коррекционной школы 8 вида 3 класс Тема: Согласование действий с названием предметов.
Цель: учащиеся углубят свои знания в согласовании слов-предметов и слов - действийЗадачи: образовательные: Уточнить знания учащихся о словах, обозначающих названия предметов и названи...
Рабочая программа по письму и развитию речи. Класс - 4 (8 вид)
Рабочая программа составлена в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред.В. В. Воронковой...