Личностно - ориентированный подход на уроках рисования
методическая разработка по теме

Демидова Анжела Владимировна

При личностно-ориентированном обучении ведущим становится не просто обучение, т.е. передача знаний, умений, навыков, а становление личности в целом на основе интеграции и дифференциации, индивидуализации процессов обучения, воспитания, развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_podhod.docx15.18 КБ

Предварительный просмотр:

     В настоящее время многие педагоги и психологи уделяют значительное внимание изучению и внедрению в процесс образования и воспитания личностно-ориентированного подхода. Это не случайно. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена требованием общества формирования в человеке не социально-типичного, а индивидуального, позволяющего ребёнку оставаться самим собой. Психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а это требует применения педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. « Особенности личностно-ориентированного урока» - тема доклада не случайна, так как урок – основная форма организации обучения. Сущность личностного образования: взаимодействие учителя и ученика: - помощь ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей заложенных в нём. Вывод: реализацию этих функций нельзя осуществлять в условиях командно-административного стиля отношения учителя к ученикам. Позиция педагога личностно-ориентированного образования: - видеть перспективы развития личностного потенциала ребёнка и умение стимулировать это развитие. Что же обеспечивает личностно-ориентированная направленность урока? 1. Стимулирование учащихся: уважительное отношение к самостоятельности мнения и выводам учащихся, создание ситуации выбора, организации индивидуальной деятельности. 2.Создание условий для проявления и развития индивидуальности учащихся: опора на личностный опыт, создание ситуаций, позволяющих учащимся к выборам и самостоятельной работе. 3.Поощрение инициативы учащихся. 4.Знание и учёт психофизиологических особенностей учащихся: выбор методических приёмов соответствия с возрастными особенностями учащихся . 5. Ориентация на развитие внутренних мотивов учащихся: создание ситуации успеха, помощь в создании мотивов собственных действий, поведения. 6. Ориентация на развитие познавательных способностей: поощрение творческой активности, использование сюжетно-ролевых игр, анализ ситуации. 7. Организация равноправного партнёрского общения: организация сотрудничества учителя и учащегося,  организация сотрудничества учащихся  между собой. 8. Обеспечение обратной связи: обучение учащихся самооценки, открытость учителя и учащихся, возможность задавать вопросы, пожелания учащихся, откликаться на эмоции учащихся.

Вывод: при личностно-ориентированном обучении ведущим становится не просто обучение, т.е. передача знаний, умений, навыков, а становление личности в целом на основе интеграции и дифференциации, индивидуализации процессов обучения, воспитания, развития.

     Современному учителю изобразительного искусства в настоящее время предложено несколько учебных программ. Это программы В.С.Кузина, Б.М.Неменкого, Т.Я.Шпикаловой. Эти программы направлены на формирование творческой личности ребёнка, на становление его духовного мира. Это творческие программы, использующие все виды деятельности: игровую, трудовую, художественную, учебную, а также формы – индивидуальную, коллективную, требующие много наглядного материала,  применения литературного и музыкального ряда. Программы построены так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Личностно-ориентированное обучение  направлено на формирование творческой личности, воспитания человека перед дифференцированным процессом его обучения через использование всех видов деятельности детей (игровой, трудовой, художественной), когда коллективная её форма постепенно становится индивидуальной. На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций; индивидуальная работа.

     Если у детей проблемы с речью, значит – и с мелкой моторикой рук тоже проблемы. Это видно на уроках изобразительного искусства, технического труда, черчения. В начальных классах проблемы с раскрашиванием карандашами по контуру, быстрая утомляемость. Нет таких детей которые не любят рисовать, есть дети «А у меня не получается». Поэтому необходим дифференцированный подход в обучении. И это даёт свои положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в рамках ФГОС"

В статье указаны некоторые методы, которыми я пользуюсь на уроках английского языка....

Личностное развитие учащихся как цель и предмет личностно-ориентированного подхода при внедрении ФГОС

Содержание статьи позволит задуматься педагогам и родителям о школе, в которой реализуются стандарты нового поколения....

Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»

Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»...

Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода

Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....

Игровая деятельность в начальной школе. Личностно-ориентированный подход на уроках открытия новых знаний

Различные технологии, применяемые в начальной школы. Разработано Аристарховой Е.Д....

Образовательные технологии и личностно-ориентированный подход на уроках английского языка с детьми с ОВЗ

Образовательные технологии и личностно-ориентированный подход на уроках английского языка с детьми с ОВЗ...