Образовательные технологии и личностно-ориентированный подход на уроках английского языка с детьми с ОВЗ
методическая разработка по иностранному языку
Образовательные технологии и личностно-ориентированный подход на уроках английского языка с детьми с ОВЗ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Введение
В условиях современного российского образования согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» одной из ключевых компетенций педагога является готовность работать с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности, имеет особые потребности. Поэтому обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.
Образовательные технологии, которые необходимы учителю при составлении урока с детьми с ОВЗ
1.Игровые технологии.
Цель игровых технологий- пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Все дети, особенно младшего школьного возраста любят играть, дети с ОВЗ особенно.
Особенность игровых заданий состоит в том, что усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание непроизвольно. Игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность. Внимание ребенка с ОВЗ не может долго концентрироваться на выполнении однообразных и утомительных упражнений, а подвижные игры помогают создавать благоприятную почву для развития двигательной активности, укрепления здоровья детей. Практика показывает, что уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников.
2.Информационно-коммуникационные технологии.
Цель информационно-коммуникационных технологий- заинтересовать учащихся, дать возможность многократного повторения материала.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка позволяет детям с ОВЗ полюбить и использовать иностранные языки в повседневной жизни. В последнее время появились в интернете обучающие сайты для изучения иностранных языков. Они рассчитаны на улучшение произносительных навыков, обогащения лексики.
Практика показывает, что использование видеоуроков, презентаций помогают сделать уроки более яркими, интересными и запоминающимися.
3.Здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих технологий- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомляемости и снятия у них мышечного статического напряжения, должны проводиться физминутки, различные виды гимнастики, зарядка для глаз, строго соблюдаться режим проветривания кабинета. Как правило, уроки английского языка с обучающимися с ОВЗ начинаются с упражнений по развитию зрительной, фотографической, слуховой и ассоциативной памяти.
4.Технология разноуровневого обучения.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможность для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Кроме перечисленных технологий при работе с детьми с ОВЗ очень полезна методика личностно-ориентированного обучения.
Целью которой является помощь каждому ученику развиваться как личность.
На уроках с личностно-ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. Для того, чтобы организовать самостоятельную работу учащихся я использую проектную методику. В основе проектной методики лежит принцип деятельностного подхода. В деятельностном подходе выделяется результат деятельности, что и является целью обучения по ФГОС, а именно, развитие личности ребенка на основе УУД.
Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Виды проектов
1. Исследовательский проект - проект направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы. Исследовательский проект предполагает следующие этапы: мотив, проблема, цель, задачи, способы, план, действия, результаты, рефлексия. Все эти этапы требуют чётких формулировок, определённого уровня развития мыслительных операций, что для детей с ОВЗ затруднительно, поэтому данный вид проектов, по моему мнению, целесообразно выполнять коллективно. Ребята учатся сотрудничать, дополнять мысли друг друга, генерировать идеи, предлагать варианты.
Исследовательскому проекту есть место на каждом уроке, так как, когда перед детьми с ОВЗ предстаёт два языка, соответственно, две страны, две культуры, можно бесконечно рассматривать их в сравнении, отмечая схожести и разницу.
2. Творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Основные преимущества данной технологии состоят в том, что она основана на коммуникативном подходе, дает возможность развития одновременно различных компетенций речевой, лингвистической, социокультурной, учебно-познавательной. Запоминание лексики английского языка вызывает трудности у детей с ОВЗ. Творческий проект способен эти трудности преодолевать.
Творческие мини-проекты также могут присутствовать на любом уроке. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
3.Социальный проект – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике. Это особенно актуально для детей с ОВЗ. Такой проект можно начинать с каждым 2 классом.
На уроках английского языка мы работаем по учебно-методическому комплексу М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой (Enjoy English) и Н.И.Быковой, Д. Дули, М.Д.Поспеловой, В.Эванс (Spotlight )
Данные УМК предусматривают наличие проектно-исследовательской деятельности уже с первого года обучения. Это задания, направленные на общение со сверстниками. Данные задания можно назвать мини –проектами, так как при их выполнении дети решают достаточно сложную для них задачу, связанную с исследованием интересов других людей, а также предоставляют результат своего исследования.
Заключение
Таким образом, вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка являются наиболее эффективными в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описанные методики не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса. Необходимо всемерно поддерживать у детей с ОВЗ интерес к иностранному языку и его изучению. Учитель должен проявлять терпение, постоянную заботу, любить детей такими, какие они есть, радоваться их успехам.
Проанализировав литературу по методике преподавания иностранного языка для детей с ОВЗ, можно сделать вывод о том, что обучение английскому языку детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Уроки английского языка как раз обладают такой возможностью, так как они способствуют развитию личности ребенка. Социальная адаптация многих детей с ограниченными возможностями проходит успешнее при условии знания ребенком какого-либо иностранного языка, особенно английского, поскольку английский язык является международным языком. Овладение языком является для ребенка с ОВЗ не только как средством общения, это также способ познания мира, познания другой культуры.
Список использованной литературы:
- Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Т. Грузинова // Директор школы. Экспресс-опыт. – 1999. – №4.
- Конституция Российской Федерации
- Немчанина Е. С. Проектная деятельность педагога в работе с детьми с ОВЗ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 133-135.
- Пасенкова Н.М. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования. -Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.-46 с.
15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии КСО (коллективный способ обучения) на уроках английского языка в начальной школе
Коллективный способ обучения (КСО), разработчиком которого является академик международной академии образования, профессор В.К. Дьяченко – это технология коллективного, группового, парного, индивидуал...
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
Вторые областные пед чтнения. Направление - формы и методы реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка....
Системно-деятельностный подход на уроках английского языка в начальной школе на основе метода проектов
Выступление на районном профессиональном обединении учителей иностранного языка по теме «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения»....
Реализация индивидуального и дифференцированного подходов на уроках английского языка
Выступление на педагогическом совете....
Использование системно-деятельностного подхода на уроках английского языка
Методы парной и групповой работы с использованием системно-деятельностного подхода...
"Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в рамках ФГОС"
В статье указаны некоторые методы, которыми я пользуюсь на уроках английского языка....
Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»
Доклад учителя английского языка, Колпиковой Натальи Викторовны, по теме самообразования «Личностно-ориентированный подход на уроках английского языка в начальной школе»...