Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста с использованием национально-регионального компонента.
статья на тему
Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста
с использованием национально-регионального компонента
Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.
Бернард Шоу
Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" является продолжением государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы" и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы", сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. В программах определены приоритетные направления патриотического образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.
Перед общеобразовательной школой ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Ни для кого не секрет, что воспитание патриотических чувств детей невозможно без формирования нравственной сферы личности ребёнка, что человек – патриот должен обладать определёнными этическими качествами. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Ведь то, что закладывается человеку с младшего возраста, откладывается в его сознании надолго и, если в системе налажена эта работа, то – навсегда.
Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Для учителя начальных классов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая региональное своеобразие своего края. Изучение школьниками культуры России и Татарстана в совокупности с национальным компонентом позволяет им осознать свою причастность к семье, родному краю, окружающим людям, осмыслить понятия «Родина», «Отечество», «патриот».
Приведу примерную тематику патриотической деятельности с использованием национально-регионального компонента.
Литература
1.Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы" (Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005г №422)
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795)
3. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России (с изменениями от 22.08, 29.12.2004, 21.07.2005г.)
4. Национально-региональный компонент в образовании / Отв. ред. Т.С. Буторина –Архангельск: Изд-во ПМУ,1994.
5. Воспитание историей родного города. Методическое пособие. – Казань: ТГГП.2005.
6. ФГОС. Начальная школа. 1-4 классы. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...
Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста
Статья о значении семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста...
Гражданско- патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста
материал для работы во внеурочное время ....
«Гражданско-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.»
Выступление на педсовете...
Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.
В статье рассматривается практическая работа по патриотическому воспитанию из личного опыта работы учителя начальных классов Толдоновой Т.И....
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста
Патриотическое воспитание играет большую роль в социальном и духовном развитии ребёнка ....
Статья на тему "Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста"
В данной статье представлены приемы, которые могут использовать в своей работе учителя, воспитатели и даже родители для воспитания в младших школьниках чувства патриотизма, любви к родине....