Конспект урока по теме «Мир музыкальных инструментов» 4 класс
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Цель урока: создать единый музыкальный образ России  на примере знакомства с русской музыкальной культурой,с русскими народными инструментами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx79.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

«Мир музыкальных инструментов» 4 класс

Цель урока: создать единый музыкальный образ России на примере знакомства с русской музыкальной культурой, с русскими народными инструментами.

Задачи:

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
  • учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
  • пробудить желание научиться играть на русских народных музыкальных инструментах;
  • в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки

Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Виды деятельности:

1.Вокально-хоровая работа

2.Слушание и исполнение музыки

4.Рассуждения о музыке

5.Музыкально-ритмические движения

6.Импровизация

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную характеристику прослушанного произведения.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- вход в класс под русскую народную мелодию;

- музыкальное приветствие «Добрый день»

 (Учитель: Ребята, какая музыка встретила вас?

  Дети: народная

  Учитель: Замечательно, скажите пожалуйста, какие картины можно под                                                                     эту мелодию нарисовать?

  Дети: Картину праздника, гуляния, танцы.

 

     II.       Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

                Пробное учебное действие

Учитель нацеливает обучающихся на предстоящий урок;

Вступительная беседа на фоне музыки «Липа вековая»)

-«Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Пролетели утки - уронили дудки.

Пролетели гуси - уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а песня? С песней

На Руси родились.

(Г.Серебряков)

III.  Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, о чем идет речь?

-А почему я выбрала и прочитала именно это стихотворение? О чем пойдет речь у нас сегодня?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока?

- Чем мы будем заниматься?

-Чему вы хотите научиться?

-Проанализировав, можно сделать вывод, что говорить мы сегодня будем о музыкальных инструментах

Сегодня тема нашего урока: «Мир музыкальных инструментов»

Учитель: молодцы, все верно.

Мне хочется, чтобы каждый из вас проявил свои творческие музыкальные способности сегодня на уроке.

IV.  Повторение музыкальной грамоты

  1. - разгадывание музыкального кроссворда (“Мелодия – душа музыки”. Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому.

Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.

- повторение правил во время пения стоя

- повторение правил во время пения сидя

V. Распевка

- упражнения на дыхание;

- распевка и пальчиковая гимнастика.

VI. Знакомство с русскими традиуиями

- Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.

Как много бед прошло над Русью,

А песня русская – жива!

Учитель: Наша страна богата своей историей, традициями и конечно культурой. «Сказка – складка, песня – быль», - говорит пословица.

Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Жизнь человека немыслима без песни. Они охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем. Испокон веков наши предки устраивали народное гуляние, посиделки, водили хороводы. И до сих пор мы исполняем традиционные фольклорные песни. Ребята. давайте вспомним что такое фольклор?

Дети: устное народное творчество, которое передаются из уст в уста.

Масленица – обрядовый славянский праздник, самый веселый, или вернее – разгульный народный праздник, который дошел и до наших времен. 

– Отмечают ли его сейчас?
– Что вы знаете о нем?

Учащиеся: Масленица – это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущая оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.

Учащиеся: Возник он в глубокой древности и праздновался в конце зимы. Но с приходом христианства на Русь его праздновали как неделю приготовления к великому посту.

Учащиеся: Он длился неделю – последнюю перед Великим постом. В пост запрещалось, есть мясо и другую скоромную пищу, считалось грехом петь песни и веселиться. На Масленицу мясную пищу уже не ели, и называли эту неделю сырной, т.к употребляли в пищу только яйца и молочные продукты. Каждый день масленицы имел собственное название и ритуальное значение.

Учащиеся: Первый день – понедельник – называли “встречей”. В этот день встречали Масленицу, наряжали куклу – чучело, строили снежные городки.

Учащиеся: Вторник – “заигрыш”. Начинались разные безудержные игры и потехи. Строились снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки.

В русской живописи оставлены нам наследия великих художников, запечатлевших на своих полотнах обычаи и обряды православных праздников великой Руси.

Показ иллюстраций Б.М.Кустодиева. (Слайд 6.)

Учащиеся: Среда – “лакомка”. В этот день зятья приходили к тещам на блины, при их большом количестве прокормить всех было нелегким делом.

Учащиеся: Широкий четверг – четвертый день праздника. Здесь-то и начиналось основное веселье, возят чучело, катаются, поют частушки, ходят колядовать

VII. Физминутка.

Учащиеся: Пятый день пятница – тещины вечерки. Здесь, наоборот, теща собиралась на блины к зятю, да не просто так, а если будет приглашение, чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета.

Учащиеся: В субботу – золовкины посиделки. Невестка приходит и дарит золовкам подарки. В этот же день сжигали чучело, чтобы весна быстрее пришла, а чтобы год был урожайным, пепел развевали по полям.

Учащиеся: Завершающий день масленицы, воскресенье, назывался по-разному – прощеное воскресенье, целовальник, проводы. Все просят друг у друга прощения, т.к начинается пост время покаяния в грехах, кланяются в пояс, а в ответ слышат: “Бог простит, и я прощаю”.

Учитель: Давайте и мы встретим Масленицу.

Исполнение песен.

- Чтобы песня прозвучала веселей, что нам поможет (беседа об инструментах)

- Игра «Концертный зал»

- Игра «Музыкальное лото»

- Назвать русские народные инструменты.

VIII. Игра на шумовых инструментах.

 IX. Рефлексия

Учитель: У каждого на столе лежит кружок со смайликом. С одной стороны у него нарисовано прекрасное настроение, с другой грустное. Выберите то, которое соответствует вашему настроению.

(Подведение итога. Выставление  оценок).

Домашнее задание.

 Нарисовать понравившийся русский народный инструмент. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.

Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...

Конспект урока по теме "Состав слова" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Состав слова" для 2 класса...

конспект урока по теме:"Имена существительные" 2 класс

конспект урока по теме: "Имена существительные" 2 класс...

Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс

УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс...

План-конспект урока на тему "Рождество" для 3 класса

Новый год, Рождество…Сколько радости, веселья, подарков для детей. Услышав эти слова, у них поднимается настроение, возникает желание дарить друг другу подарки, тепло и доброту. Поэтому данная ...