Конспект урока по теме «Мир музыкальных инструментов» 4 класс
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Цель урока: создать единый музыкальный образ России на примере знакомства с русской музыкальной культурой,с русскими народными инструментами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 79.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме
«Мир музыкальных инструментов» 4 класс
Цель урока: создать единый музыкальный образ России на примере знакомства с русской музыкальной культурой, с русскими народными инструментами.
Задачи:
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
- учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
- пробудить желание научиться играть на русских народных музыкальных инструментах;
- в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки
Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Виды деятельности:
1.Вокально-хоровая работа
2.Слушание и исполнение музыки
4.Рассуждения о музыке
5.Музыкально-ритмические движения
6.Импровизация
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения; музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.
Воспринимать на слух музыкальное произведение.
Давать образную характеристику прослушанного произведения.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Ход урока:
- Организационный момент.
- вход в класс под русскую народную мелодию;
- музыкальное приветствие «Добрый день»
(Учитель: Ребята, какая музыка встретила вас?
Дети: народная
Учитель: Замечательно, скажите пожалуйста, какие картины можно под эту мелодию нарисовать?
Дети: Картину праздника, гуляния, танцы.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Пробное учебное действие
Учитель нацеливает обучающихся на предстоящий урок;
Вступительная беседа на фоне музыки «Липа вековая»)
-«Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась с самого начала?
Как же ты явилась? Как ты зазвучала?
Пролетели утки - уронили дудки.
Пролетели гуси - уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней
На Руси родились.
(Г.Серебряков)
III. Постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, о чем идет речь?
-А почему я выбрала и прочитала именно это стихотворение? О чем пойдет речь у нас сегодня?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока?
- Чем мы будем заниматься?
-Чему вы хотите научиться?
-Проанализировав, можно сделать вывод, что говорить мы сегодня будем о музыкальных инструментах
Сегодня тема нашего урока: «Мир музыкальных инструментов»
Учитель: молодцы, все верно.
Мне хочется, чтобы каждый из вас проявил свои творческие музыкальные способности сегодня на уроке.
IV. Повторение музыкальной грамоты
- - разгадывание музыкального кроссворда (“Мелодия – душа музыки”. Эти слова принадлежат великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому.
Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.
- повторение правил во время пения стоя
- повторение правил во время пения сидя
V. Распевка
- упражнения на дыхание;
- распевка и пальчиковая гимнастика.
VI. Знакомство с русскими традиуиями
- Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы.
Как много бед прошло над Русью,
А песня русская – жива!
Учитель: Наша страна богата своей историей, традициями и конечно культурой. «Сказка – складка, песня – быль», - говорит пословица.
Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Жизнь человека немыслима без песни. Они охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем. Испокон веков наши предки устраивали народное гуляние, посиделки, водили хороводы. И до сих пор мы исполняем традиционные фольклорные песни. Ребята. давайте вспомним что такое фольклор?
Дети: устное народное творчество, которое передаются из уст в уста.
Масленица – обрядовый славянский праздник, самый веселый, или вернее – разгульный народный праздник, который дошел и до наших времен.
– Отмечают ли его сейчас?
– Что вы знаете о нем?
Учащиеся: Масленица – это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущая оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.
Учащиеся: Возник он в глубокой древности и праздновался в конце зимы. Но с приходом христианства на Русь его праздновали как неделю приготовления к великому посту.
Учащиеся: Он длился неделю – последнюю перед Великим постом. В пост запрещалось, есть мясо и другую скоромную пищу, считалось грехом петь песни и веселиться. На Масленицу мясную пищу уже не ели, и называли эту неделю сырной, т.к употребляли в пищу только яйца и молочные продукты. Каждый день масленицы имел собственное название и ритуальное значение.
Учащиеся: Первый день – понедельник – называли “встречей”. В этот день встречали Масленицу, наряжали куклу – чучело, строили снежные городки.
Учащиеся: Вторник – “заигрыш”. Начинались разные безудержные игры и потехи. Строились снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели частушки.
В русской живописи оставлены нам наследия великих художников, запечатлевших на своих полотнах обычаи и обряды православных праздников великой Руси.
Показ иллюстраций Б.М.Кустодиева. (Слайд 6.)
Учащиеся: Среда – “лакомка”. В этот день зятья приходили к тещам на блины, при их большом количестве прокормить всех было нелегким делом.
Учащиеся: Широкий четверг – четвертый день праздника. Здесь-то и начиналось основное веселье, возят чучело, катаются, поют частушки, ходят колядовать
VII. Физминутка.
Учащиеся: Пятый день пятница – тещины вечерки. Здесь, наоборот, теща собиралась на блины к зятю, да не просто так, а если будет приглашение, чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета.
Учащиеся: В субботу – золовкины посиделки. Невестка приходит и дарит золовкам подарки. В этот же день сжигали чучело, чтобы весна быстрее пришла, а чтобы год был урожайным, пепел развевали по полям.
Учащиеся: Завершающий день масленицы, воскресенье, назывался по-разному – прощеное воскресенье, целовальник, проводы. Все просят друг у друга прощения, т.к начинается пост время покаяния в грехах, кланяются в пояс, а в ответ слышат: “Бог простит, и я прощаю”.
Учитель: Давайте и мы встретим Масленицу.
Исполнение песен.
- Чтобы песня прозвучала веселей, что нам поможет (беседа об инструментах)
- Игра «Концертный зал»
- Игра «Музыкальное лото»
- Назвать русские народные инструменты.
VIII. Игра на шумовых инструментах.
IX. Рефлексия
Учитель: У каждого на столе лежит кружок со смайликом. С одной стороны у него нарисовано прекрасное настроение, с другой грустное. Выберите то, которое соответствует вашему настроению.
(Подведение итога. Выставление оценок).
Домашнее задание.
Нарисовать понравившийся русский народный инструмент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Органы чувств" 1 класс.
Конспект урока по теме "Органы чувств" УМК "Школа 2100" по требованиям ФГОС...
Конспект урока по теме "Состав слова" 2 класс
Урок по русскому языку по теме "Состав слова" для 2 класса...
конспект урока по теме:"Имена существительные" 2 класс
конспект урока по теме: "Имена существительные" 2 класс...
Конспект урока по теме:"Свойства воды" 3 класс
УМК "Школа России" А.А.Плешаков Окружающий мир 3 класс...
План-конспект урока на тему "Рождество" для 3 класса
Новый год, Рождество…Сколько радости, веселья, подарков для детей. Услышав эти слова, у них поднимается настроение, возникает желание дарить друг другу подарки, тепло и доброту. Поэтому данная ...
Конспект урока на тему "Текст - описание"(3 класс,образовательная программа "Школа России")
Урок открытия новых знаний ....