Значение музыкально-ритмических движений в физическом развитии
статья по музыке (2 класс)

Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения. Именно так возможно проникнуть в многогранный мир ребенка, способствуя физическому развитию.  В практике физического воспитания детей дошкольного возраста широкое распространение получили методики двигательно-ритмического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 19.docx21.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение музыкально-ритмических движений в физическом развитии

Мир детства – это вечное движение. Двигаясь, дети ощущают радость жизни, красоту и гармонию окружающего мира, заключенную в самом ритме движения. Именно так возможно проникнуть в многогранный мир ребенка, способствуя физическому развитию. В практике физического воспитания детей дошкольного возраста широкое распространение получили методики двигательно-ритмического воспитания.

Система музыкально-ритмического воспитания – ритмика - в нашей стране тоже имеет довольно глубокие корни. Современное музыкально-ритмическое воспитание детей и взрослых связано с именем женевского учителя музыки Эмиля Жака-Далькроза (1865-1914). Он один из первых разработал систему музыкально-ритмического воспитания и в его работах можно встретить разное наименование предмета, на котором осуществлялось музыкально-ритмическое воспитание: ритмическая гимнастика, ритмопластика и даже эвритмика. Название «ритмика» появляется в работах его последователей в 20-е годы. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. В педагогике под словом ритмика (от греч. rhythmikos – равномерный, размеренный) подразумевается система физических упражнений, построенная на связи движений и музыки.

Работа по ритмике строится на основных движениях: ходьбе, беге, различного рода прыжках, с соблюдением правильного положения корпуса при движении и торможении, на гимнастических (общеразвивающих) упражнениях с предметами и без предметов, тренирующих различные группы мышц, построениях и перестроениях, танцевальных движениях – танцах, играх. Все эти движения благодаря сопровождению музыки приобретают особую четкость, ритмичность и пластичность, улучшается осанка, координация. С древних времён известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Оздоровительное воздействие сочетание музыки и движений широко применялось в древнем Египте, Китае, Индии. В древней Греции танцы, музыка, физические упражнения применялись для того, чтобы воспитывать хорошую осанку, походку, пластичность движений, наконец, силу, выносливость, а движение под музыку использовалось в целях психологической гигиены. Пифагор, Платон, Аристотель считаются предшественниками музыкотерапии.

Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения. На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1) музыкально-ритмические упражнения;

2) танцы, пляски, хороводы;

3) музыкальные игры.

  1. Музыкально-ритмические упражнения можно условно разделить на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Дети учатся ритмично, непринужденно выполнять подскоки с ноги на ногу, прямой галоп и т.д. В дальнейшем эти движения включаются в игры, хороводы.
  2. Танцы, пляски, хороводы делят на две группы: фиксированные и свободные. Фиксированные - имеют авторскую композицию движений, и точно соблюдают её при разучивании ("Пляска с платочками", "Парная пляска" и т.д.). К свободным танцам относятся пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев.
  3. Музыкальная игра - важный метод музыкального развития. Игры делятся на игры под инструментальную музыку и игры под пение.

Для реализации оздоровительных задач целесообразнее использование ритмической гимнастики, то есть упражнений с высокой двигательной активностью, цель которых - многократное повторение элементов, что позволяет выработать тот или иной навык. В процессе музыкально-ритмической деятельности детей происходит развитие как музыкальных способностей, а также развитие физических качеств. Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъема выполнения движений под музыку несет мощный оздоровительный эффект. Влияние музыки на здоровье человека неоднократно отмечали многие ученые-физиологи, так В. М. Бехтеревым установлено, что при спокойной музыке дыхание человека становится глубоким и равномерным, а гармоничные созвучия замедляют пульсацию крови. Музыкально-ритмическая деятельность гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность, свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, эмоциональность, диктуемую музыкальными ритмами. В этом ее преимущество по сравнению с физкультурной деятельностью без сопровождения музыки. А, кроме того:

- при той же нагрузке на сердечно - сосудистую систему, она не утомляет детей;

- в ней гораздо активнее работают суставы, а значит, она является средством развития гибкости;

- она всегда создает хорошее настроение.

Музыкальное сопровождение на современном этапе развития физкультурного образования может иметь большое значение для решения многих задач, поставленных перед отраслью физической культуры.

Таким образом ритмика для дошкольников решает как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные. К частным можно отнести следующие: привлечение детей к систематическим занятиям; укрепление здоровья; воспитание правильной осанки; профилактика заболеваний; повышение работоспособности; развитие основных физических качеств; совершенствование чувства ритма; формирование культуры движений. Решение этих задач направлено на воспитание гармонично развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.

Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...

тематическое планирование факультативных занятий по обучению школьников с нарушением слуха музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах

Календарно-тематический план  работы ансамбля «Радуга» во 2 классе составлен в  соответствии с «Программой опытно-эксперементальной работы по обучению школьников с нарушенным слухом му...

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Статья "Из истории музыкально-ритмического воспитания и его значение в развитии ребенка"  освещает историю предмета ритмики и особенности развития ребенка посредством ритмики. Ритмика - достаточн...

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...

Доклад на тему: «Принципы подбора репертуара по музыкально- ритмическим движениям»

Подбору репертуара по ритмике всегда придавалось важное значение. В последние два десятилетия к созданию произведений для музыкально- ритмических движений стали специально привлекаться композиторы. В ...

«Коррекция особенностей психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмических занятий»

В статье представлен материал о роли коррекционного курса "Ритмика" для учащихся с интеллектуальными нарушениями....