Развитие музыкально-ритмических движений через игровые методы и приемы
план-конспект урока (1 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Овгортская ШИСОО»
Открытое занятие по внеурочному предмету
«Ритмика».
Тема урока:
«Развитие музыкально-ритмических движений
через игровые методы и приемы»
Данный урок составлен по адаптированной рабочей программе
«Ритмика »
для детей 1 года обучения.
Занятие проводится в первом полугодии. В нем представлены танцевальные игры на развитие чувства ритма, фантазии, импровизации, перестроения. Материал предложен в игровой форме, с использованием сюжетных сказочных образов, что служит отличной базой для успешного понимания и разучивания ребенком танцевальных движений, и постановок.
Тема урока: «Навыки выразительного движения. Работа в парах»
Тип урока: Комбинированный
Цель: 1) Всестороннее развитие ребенка - выработка танцевальности, музыкальности, ритма.
2) Формирование индивидуальных качеств и творческих способностей.
Задачи:
- учить слушать и слышать музыку.
- способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении.
- прививать учащимся культуру общения в танце и между собой
Форма работы: групповая, парная, игровая.
Оборудование и источники информации музыкальный центр, аудио записи.
Методы обучения: практический, словесный.
Структура урока:
Первая часть – подготовительная (10 минут).
Вход учащихся в зал, построение в шахматном порядке.
Поклон (приветствие)- педагогу и, если есть, концертмейстеру.
Разминка. (Разогрев всех групп мышц).
Вторая часть - основная (20минут) – игроритмика.
Изучение:
- музыкально - ритмического материала,
- вспомогательных упражнений,
- элементов хореографической азбуки.
Работа над этюдами, танцам.
Третья часть урока – заключительная (10 минут).
Закрепление, с помощью игры, музыкально-танцевального материала.
Импровизация.
Основное построение. Подведение итогов.
Поклон, выход из зала.
Содержание урока:
- Организационный момент: Организованный вход детей в класс, приветствие – поклон.
2. Объявление темы и цели урока.
3. Разминка на середине в линиях:
Разогрев всех групп мышц под веселую детскую песенку
Алины Кукушкиной «Песенка – зарядка».
Слова: М. Гауэра, Музыка: А.Богатырёва
Музыкальный размер 2/4.
Проигрыш - «пружинка»
Зайцы встали по-порядку,
упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны головы)
Зайцы делают зарядку,
Саша тоже не ленись -
На зарядку становись.
Припев:
Прыг-скок, руки вверх
2 прыжка на месте,
2 хлопка в ладоши над головой
Прыг-скок, руки вниз
2 прыжка на месте,
2 хлопка в ладоши внизу
А теперь давай, дружок, подтянись.
поднять руки вверх и стать на носочки
(повторить 2 раза)
Рядом ежик травку топчет,
подъемы на полупальцы
Заниматься с нами хочет.
Будем с ежиком шагать,
марш на месте с высоко поднятыми коленями
Выше ноги поднимать.
Припев:
Топ-топ, шаг вперед,
2 притопа, шаг вперед
Топ-топ, шаг назад.
2 притопа, шаг назад
А теперь в ладошки хлопнуть
Встали и стоять.
(повторить 2 раза)
Проигрыш
А лягушки на кувшинке
«мячик» на месте, руки как у лягушек
Дружно вытянули спинки,
Ставят лапки на бок
руки поставить на пояс
И качаются слегка.
наклоны в стороны
Припев:
Кач-кач, вправо, влево,
наклоны корпуса в стороны
Кач-кач, влево, вправо.
Вот такая лягушачья
повороты корпусом в стороны
И зарядка, и забава.
(повторить 2 раза)
Проигрыш: прыжки на месте
- Прыжки по кругу: прыжки с продвижением вперед, подскоки, галоп лицом в круг.
- Основная часть:
Игроритмика(танцы игры по кругу под чтение стихов развивают у детей слух, чувство ритма, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве)
Игра «Воротики» (по методике К. Орфа)
Выбирают Водящего и встают в круг.
Под музыку дети идут друг за другом, взявшись за руки и поют:
Тра-та-та, тра-та-та, растворились ворота-тройные притопы и расширение круга.
А оттуда из ворот вышел маленький народ - поднять сцепленные руки вверх.
Водящий со следующим за ним ребенком образуют «ворота», а следующие за ними дети изображают героев стихотворения, проходят в «воротики».
Один дядя вот так
Другой дядя вот такой
Третий дядя вот такой
А четвертый вот такой
Одна тетя вот такая,
А вторая вот такая,
Третья тетя вот такая
А четвертая вот такая.
Парный танец – игра «Ойра-ойра».
Формировать азы партнерских отношений, прививать знания этикета танца.
Пары детей стоят по кругу (мальчики — спиной в круг), держась за обе ручки.
1-я фигура.
Три топа (лев, прав, лев), 2 раза столкнулись правыми стопами. ( Как бы небольшие легкие удары внутренним ребром стопы)
Три топа (прав, лев, прав), 2 раза столкнулись левыми стопами.
2-я фигура.
Три топа (лев, прав, лев), 2 раза столкнулись правыми плечами. Три топа (прав, лев, прав), 2 раза столкнулись левыми плечами.
3-я фигура.
Три топа (лев, прав, лев), 2 раза столкнулись правыми бедрами. Три топа (прав, лев, прав), 2 раза столкнулись левыми бедрами.
4-я фигура.
Три топа (прав, лев, прав), развернулись и поклонились друг другу. 2. По кругу против час.стр., держась за 1 руку (парни — правую, девушки — левую): шаг с левой ноги, подскок. Шаг, подскок, 3 шага, подскок. Покружились и поменялись парами, просто мальчики перешли к рядом стоящим девочкам и начали танец с 1-й фигуры.
Повторяем ещё 3 раза.
Танцевальная композиция «На носок»
Цель и задачи: учить детей ритмично исполнять основные шаги, сочетая хлопки и притопы.
Муз.размер 2/4
И.П.: стоим по кругу лицом в круг, ноги 6п, руки свободно опущены
На носок, на носок, пр.н. вперед на носок
Каблучками – цок, цок. каблуком пр.н.
Поворот, поворот, поворот в пр. сторону
И в ладоши – хлоп-хлоп. два хлопка в ладоши
Шаг вперед – раз, два, три, шаг вперед и тройной притоп
Шаг назад – раз, два, три шаг назад и тройной притоп
И пойдем, и пойдем, и пойдем по кругу.
Далее повторяем с лев.н. в другую сторону.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Муз.размер 4/4. Исполняем марш.
Через середину перестроение в колонну по одному, по двое, по четыре.
Музыкально – ритмические этюды(в линиях по 4 человека):
Ритмический этюд «Тюлень»
Цель и задачи: создать условия для развития у детей
выразительности движений
Муз.размер 2/4
И.П.: ноги в 6п., руки свободно опущены
Жил – да – был один тюлень разворачиваемпр.н. в 1п и ставим в И.П. – 2р
Все тюленю было лень: повторяем с л.н.
Умываться по утрам – лень, показываем как умываемся, на слово «лень» - наклонвниз
Одеваться по утрам – лень показываем как одеваем штаны, на слово «лень» - наклон вниз
И зарядкой заниматься тоже было лень поднимаемся и сгибаем от локтя руки поочередно
Вот такой смешной тюлень, поворот вокруг себя на полупальцах, руки через верх раскрываем в стороны
Вот такой смешной тюлень.
Раз по лужам он ходил 4 шага вперед
Прямо в лужу угодил садимся на пол: ноги согнуты в коленях, сзади упор
Только плавать было лень болтаем ногами
Вот и утонул тюлень. встаем в позу: пр.н в сторону на пятку, руки в стороны.
«Бабка – Ежка»
Цель и задачи: добиваться эмоциональности и варызительности исполнения.
Музыкальное сопровождение песня «Бабка Ежка» слова и музыка Т.Морозова.
Хореография Т.Суворова.
На неведомых дорожках,- выпад в правую сторону правая рука над бровям
«смотрим в даль»,повторить в левую сторону.
Где растет дремучий лес поднимаем руки вверх и опускаем
Избушка там на курьих ножках. руки домиком над головой
Да сосны вьются до небес. поднимаем руки вверх и опускаем
Кто в избушке живет? держать руки «под козырек»(то правую,то левую)
Песню громкую поет? удивляются: вправо-влево
Там бабушка Яга приседаем, руки как «Чунга - чанга»
Костянная нога 4 хлопка по правой ноге
Припев:
Бабка-Ежка, выгляни в окошко показываем Бабку - Ежку в окошке
(2 раза) (показать руками окошко)
Не боимся мы тебя руки на пояс: поочередно выставлять на пятку то правую, то левую ноги.
Труля-ля,труля-ля
Выходи скорей гулять
Будем петь и танцевать
Проигрыш: сложить руки полочкой, поворот вокруг себя в правую сторону, затем в левую сторону.
Ох и скучно же старушке повторяются движения первого куплета.
Жить одной в такой глуши
Когда вокруг одни лягушки
Да густые камыши.
Вот бы было хорошо,
Как бы в гости кто пришел
К бабушке Яге - Костянной ноге.
Припев: повторяются движения припева.
Танцевальная композиция «10 поросяток»
Цель и задачи: добиваться эмоциональности и выразительности исполнения. Исполняют движения, о которых поется в песенке.
Проигрыш один из детей выносит огромное корыто и зовет остальных
Десяток поросяток
Ужасно есть хотят.
Десяток поросяток
Торопятся, спешат.
Толкаются, брыкаются,
Пронзительно визжат.
И это называется обед у поросят (2 раза)
Вперед спешат пробиться,
И драка началась,
Еда вся из корытца на землю пролилась.
Пропало их питание, стоят и голосят.
Плохое воспитание у этих поросят (2 раза).
«Арам – зам – зам» (игра на ускорение)
Игра не только забавляет ребят, но и учит согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания.
Музыкальное сопровождение: песня «AramZamZam» .
1-2 такты: 3 хлопка по коленям – 2 раза
3-4 такты: круговые движения руками перед собой (мотор)
5-8 такты: повторить движения 1-4 тактов
9-10 такты: руки к щеке (спим), повторить с правой, левой – 2 раза
11-12 такты: повторить 3-4 такты
13 такт: 3 хлопка по коленям
14-16 такты: повторить движения 11-13 тактов
Постепенно музыка ускоряется и движения тоже.
- Заключительная часть:
- упражнения для восстановления дыхания
- поклон
- Подведение итогов. Отметить работу каждого учащегося.
Данное занятие целесообразно проводить на первоначальных этапах обучения. Были использованы методы игровой, развивающий, творческий и наглядно - словесный. В процессе каждого занятия стараюсь акцентировать внимание на то, что ритмика и танец неразделимы и при помощи чего можно научиться выполнять различные танцевальные движения. На протяжении урока, обязательно обращаю внимание на то, как дети усвоили правильность исполнения того или иного движения, на ритмичность и музыкальность, научились выполнять в сочетании хлопки и удар, умение детей работать и мыслить самостоятельно.
Список литературы
- Барышникова Т. Азбука хореографии.- М., 1999.
- Бочкарева Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно–методическое пособие. – Кемерово, 1998.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. – Спб., 1997.
- Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. –М., 2002. – 120с.
- Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч.1. – 112 с.
- Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч.2. – 104 с.
- Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2066. – 272 с. + вкл.
- Видео: Суворова Т. «Ритмика» выпуск 5.
- Видео: Методика логоритмики и танцевальные этюды для детей 3-6 лет Л. Богомазова, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников
Это статья о оздоровлении детей через игру, танец, подвижную игру, Музыкально-ритмические занятия являются воспитатнльным процессом, помогают развитию многих сторон личности: музыкально-эстетиче...
Развитие музыкально-ритмического чувства на уроках сольфеджио
Развитие музыкально-ритмического чувства является неотъемлемой частью развития музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной де...
Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории Санкт-Петербурга"
Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на прим...
Формирование учебной деятельности младших школьников через активные методы и приемы.
Формирование учебной деятельности младших школьников через активные методы и приемы...
Роль семьи в формировании детской речи. Игровые методы и приемы
Памятка для родителей...
Развитие разных видов памяти через игровую деятельность младших школьников
Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью ...
Игровые методы и приемы логопедической работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
Методический материал для учителей-логопедов,дефнктологов , педагогов и родителей....