«Коррекция особенностей психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмических занятий»
статья по физкультуре
В статье представлен материал о роли коррекционного курса "Ритмика" для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Коррекция особенностей психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмических занятий»
Занятия ритмикой с детьми с умственной отсталостью могут стать эффективным дополнением к урокам физкультуры в школе, поскольку интеллектуальные нарушения ребенка нередко сочетаются с нарушениями развития его двигательной сферы.
Коррекционный курс «Ритмика» направлен на коррекцию особенностей психического и физического развития обучающихся средствами музыкально-ритмических занятий. Программа курса позволяет учитывать особые образовательные потребности обучающихся, предусматривая использование индивидуально-дифференцированного подхода в процессе образования.
Коррекционный курс «Ритмика» представляет собой систему физических упражнений, которая основывается на взаимосвязи движений с музыкой и предоставляет широкие возможности для коррекционно-компенсаторной и оздоровительной деятельности. Разнообразие музыкально-ритмических средств способствует формированию, закреплению и совершенствованию двигательных навыков учащихся; развитию чувства ритма, координации, ориентировки в пространстве, а также восприятию музыки, способности передавать в движении ее содержание и формированию коммуникативных навыков.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по коррекционному курсу «Ритмика» учатся ощущать свое тело и управлять им. Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, организует моторику, улучшает настроение, активизирует внимание. Занятия «Ритмикой» упорядочивают темп движений, который легко связывается с характером музыки; улучшают психические процессы, автоматизируют двигательные акты.
Таким образом, целью занятий коррекционного курса «Ритмика» является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.
В ходе занятия ритмикой решают ряд задач.
Задачи по развитию музыкальной сферы:
- Развитие слухового восприятия музыки;
- Развитие чувства ритма;
- Развитие восприятия и способности выражения музыкальных образов в движении;
- Развитие эстетических чувств;
- Развитие творческих способностей;
- Развитие эмоционального отклика на музыку.
Задачи по развитию двигательной сферы:
- Формирование правильной осанки;
- Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;
- Развитие навыка согласованных и упорядоченных движений;
- Развитие ориентировки в пространстве;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие способности усваивать ритмическую основу движений;
- Развитие быстроты реакции;
- Развитие способности к расслаблению мышц;
- Повышение работоспособности и двигательной активности;
- Развитие правильного дыхания.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие произвольного и непроизвольного внимания: его устойчивости, переключения и объема;
- Развитие слухового восприятия;
- Развитие памяти;
- Коррекция и развитие темпо-ритмической стороны речи;
- Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, навыков самоконтроля, дисциплины;
- Развитие коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи:
- Воспитание интереса к занятиям ритмикой;
- Воспитание умения работать в парах, в группе;
- Воспитание самостоятельности.
Занятия ритмикой для обучающихся с ОВЗ необходимы, поскольку данный вид занятий развивают не только координацию, точность движений, ориентировку в пространстве и чувство ритма, но и способствуют гармоничному развитию личности ребенка и подготовке его к жизни в социуме.
Во время занятий ритмикой достаточное количество времени должно быть уделено пространственной ориентировке и точности движений, так как подобные упражнения способствуют коррекции двигательных нарушений. Кроме того, для развития координации движения необходимы ритмико-гимнастические упражнения, которые проводятся с гимнастическими предметами и без них.
Благодаря упражнениям с детскими музыкальными инструментами создается возможность для развития координации движений и мелкой моторики, слухового внимания и чувства ритма. Посредством игры на музыкальном инструменте учащиеся получают опыт создания метроритма музыкального произведения. Звучание инструмента помогает понять характер и настроение музыкальной пьесы.
Игры под музыку, включающие двигательные импровизации, позволяют учащимся «прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на ее характер, выраженный в метрической организации».
Танец, как один из видов музыкально-ритмической деятельности, создает эмоциональное равновесие: дисциплинирует, успокаивает детей, облегчает переход от одного занятия к другому. Организованная структура танца, ее характер, четкая структура, развивает эмоционально-познавательную сферу, приобщает ребенка к разным социальным ролям, формирует определенное отношение к окружающему миру, труду, что в будущем позволит успешно социализироваться.
При занятиях ритмикой необходимо уделять особое внимание темпу движений, характеру движений и чувству ритма.
Выполнение движений и двигательных упражнений должно согласовываться с музыкальным сопровождением и соответствовать темпу музыки.
Необходимо обращать внимание обучащихся на изменения в характере музыки (например, постепенное усиление и ослабление громкости звучания; мелодическую плавность или отрывистость). Характер музыки должен быть отражен в коллективных перестроениях и передвижениях (например, движение шеренги вперед, назад, в расширяющийся и суживающийся круг, подскоки, плавный шаг и т. д.).
Выполнение несложных ритмичных движений – хлопков, подскоков, прохлопывание и простукивание на шумовых инструментах рифмованных фраз – приучит обучающихся чувствовать музыкальное сопровождение, поскольку оно является регулятором движения, задает темп, характер, динамическую и эмоциональную окраску. Подбор музыкального сопровождения должен соответствовать возрасту школьников, не должен быть сложным по построению и трудным для восприятия.
Значение ритмических упражнений в коррекции психофизических недостатков учащихся с нарушением интеллекта сложно переоценить. Развитое чувство ритма помогает обучающимся быстрее овладевать двигательными навыками и умениями. Известно, что чувство ритма у школьников с нарушениями интеллекта развито слабее, чем у их сверстников, обучающихся в массовой школе, поэтому этот недостаток следует координировать средствами музыкально-ритмической деятельности.
Работа по развитию чувства ритма положительным образом влияет на координацию движений, точность, скорость двигательной реакции. Ритмические движения построены главным образом на слуховом восприятии с участием зрительного и тактильного, что создает условия для разностороннего влияния на коррекцию различных нарушений посредством музыкально-ритмических видов деятельности.
Таким образом, коррекционные занятия курса «Ритмика» могут рассматриваться как «психокоррекционная методика, устанавливающая равновесие в деятельности нервной системы, регуляцию процессов возбуждения и торможения, общего тонуса, обеспечивающая формирование согласованности движений и речи, коррекцию моторики, психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения), снятие психоэмоционального напряжения, трудностей в проявлении коммуникативно-рефлексивных функций».
Одной из важнейшей задач школы является музыкально-эстетическое воспитание учащихся, позволяющее музыке выполнять эстетическую, познавательную и воспитательную роли в формировании личности, воздействовать на духовный мир учащихся, их нравственность, эстетические воззрения, эмоциональное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
Доклад на тему: «Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникал...
Особенности формирования базовых учебных действий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 1 классе.
Первый год обучения особенно трудный для детей с умственной отсталостью: меняется привычный уклад их жизни, они адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и свер...
Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.
В статье рассказывается об особенностях построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС....
Карта индивидуального речевого развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Пояснительная записка. Актуальность создания данной карты индивидуального речевого развития обусловлена наличием у обучающихся с ТНР отклонений в правильном произношении звуков, в фонематическом и лек...
«ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Тема: Особенности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяСодержание:Введение1. Сущность понятия «духовно-нравственное развитие и воспитание...
Аналитический отчет Тема «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через методологическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса»
Цель предъявления аналитических показателей и материалов - провести анализ и оценку педагогической деятельности в должности учитель - дефектолог с 2018 по 2019 гг., определить эффективност...
Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителя начальных классов
В данной статье представлен анализ положительной динамики в коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за 2015-2016, 2016-2017 уч.г. Образец данной аналитической справки мож...