ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
статья на тему
Статья "Из истории музыкально-ритмического воспитания и его значение в развитии ребенка" освещает историю предмета ритмики и особенности развития ребенка посредством ритмики. Ритмика - достаточно молодая дисциплина, ее не надо путать с хореографией и художественной гимнастикой. Поэтому данная статья актуальна для широкого круга людей, интересующихся предметом ритмики и ее значением в развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_muzykalno.docx | 22.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Некрасова С.М.,
педагог дополнительного образования по ритмике.
Музыкально-ритмическое воспитание – одно из основополагающих направлений развития, как музыкальных способностей, так и общей культуры каждого ребенка. Оно имеет свою историю, свои традиции.
Основоположник ритмики, профессор Женевской консерватории по классу теории музыки, сольфеджио и гармонии, пианист и композитор Эмиль Жак Далькроз (1865-1950), впервые создал институт ритма и разработал в начале 20 века систему музыкально-ритмического воспитания, которая стала известна под названием «метода ритмической гимнастики» и положила начала ритмике как самостоятельной дисциплине.
Понимая, что ритм музыки тесно связан с моторикой, мышечной реактивностью человека, Далькроз доказал, что возможно перевести музыкальный ритм в пластические движения человеческого тела. (1)
Цель ритмики Далькроз сформулировал так: «повести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий не столько «я знаю», сколько «я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей, их творческого воображения...» (1)
«С первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем мышечного чувства, что, по его словам, способствует более живой и успешной работе мозга». (2)
Эмиль Жак Далькроз обосновал влияние музыкального ритма на формирование психических процессов (внимания, воли, воображения и др.) и выдвинул идею всеобщего ритмического воспитания, которая приблизит человека к искусству, одухотворит, упорядочит его внутреннюю жизнь, откроет новые возможности для самовыражения, разовьет музыкальные и творческие способности.
«Совершенствуя тело и раскрепостив дух с помощью ритмического воспитания в каждом ребенке, по мысли Э.Ж.Далькроза, можно открыть различные творческие способности». (3)
Невозможно переоценить и творческий вклад знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан в развитие идей музыкально-ритмического воспитания. Она считала танец «естественным средством воспитания ребенка», а занятия физическими упражнениями и гимнастикой «мобилизующими все силы организма к его наиболее полному развитию». (3)
В России система музыкально-ритмического воспитания Далькроза и идеи Айседоры Дункан были подхвачены, разработаны, систематизированы и нашли свое воплощение в различных учебных заведениях: детских садах, школах, музыкальных школах, театральных училищах, институтах, учебных заведениях, консерваториях. Кроме того, развивающий и оздоровительный эффект данной дисциплины позволил ввести ее в лечебные заведения.
Учениками и последователями были открыты центры подготовки педагогов-ритмистов. Так, в Петербурге открыта школа ритмики О.Адамович, перешедшая затем ученице Э.Ж.Далькроза, Н.В. Романовой и составившая основу института ритма, открытого в 1920 году.
В Москве в 1914 году Н.А. Александрова (ученица Э.Ж.Далькроза) открыла курсы, которые органично влились в 1918 году в институт ритма.
Российские педагоги – ритмисты Н.Г.Александрова, М.А.Румер. В.А.Гринер, Е.В.Конорова, В.Е.Яновская, З.К.Шукшина, И.В.Заводина и другие обогатили своей плодотворной деятельностью музыкально-ритмический метод воспитания и развития детей и вывели его на качественно новый уровень. Российскими педагогами разработаны различные направления ритмики, к художественной основе привлечены высоко эстетические и духовные образцы народной, классической, современной, отечественной и зарубежной музыки.
В разработке системы и методики музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста и подбора музыкально-ритмического репертуара большой вклад внесли М.А.Румер, Г.С.Бабаджан, Н.А.Метлов, Ю.А.Двоскина, позднее – Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, С.Д.Руднева и другие. Искусством ритмики занимались К.С.Станиславский, в театральных учебных заведениях ритмика охвачена предметом сценическое движение.
Среди педагогов – музыкантов большую роль музыкально-ритмическому развитию отводил известный композитор и педагог Карл Орф. Он провел взаимосвязь между танцем, музыкальной игрой, восприятием музыки, театральным действием, речевым упражнением, игрой и импровизацией движений под музыку.
К.Орф пишет: «Элементарная музыка, элементарный инструмент, элементарные словесные формы и формы движений, элементарное по латыни elementarius, означает «относящийся к элемента, основам вещества, первозданный, изначальный». Элементарная музыка – это не музыка сама по себе, она связана с движением, танцем и словом: ее нужно самому создать, в нее нужно влиться и не как слушатель, а как участник... Движение, пение и игра образовали единое целое». (4). Система элементарного музицирования актуальна в музыкально-ритмическом образовании в России и за рубежом.
«Ритмика – это исполнительский вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении. Основа ритмики – музыка. а движение используется как средство более глубокого ее восприятия и понимания» (Т.Ф.Коренева).(5)
Ценность метода ритмики в том, что через дифференцированное, осмысленное восприятие музыки, анализ средств музыкальной выразительности дети подходят к выражению музыки в движении, что в свою очередь способствует естественному гармоничному развитию ребенка.
Итак, ритмика способствует:
- Формированию всех психических процессов:
- Осмысленному и дифференцированному восприятию, концентрации памяти, внимания, сосредоточенности, воли, образного и логического мышления, фантазии, творческого воображения;
- Развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер.
- Развитию музыкальных способностей: музыкально-слуховых представлений (способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание), чувство ритма, ладовое чувство:
- Развитию двигательных качеств и умений:
- Формированию красивой осанки, свободы и пластики движений, разнообразию и выразительности жестов;
- Развитию ловкости, точности, координации движений, умению ориентироваться в пространстве;
- Обогащению двигательного опыта разнообразными видами движений;
- Развитию творческих способностей: способности к импровизации в движении, изобразительной деятельности, в слове.
- Формированию основ музыкальной культуры;
- Развитию нравственно – коммуникативных качеств личности:
- Умению чувствовать и переживать характер, настроение музыки, умение выражать его в движении;
- Умению сопереживать другим людям и животным:
- воспитанию культуры общения с детьми и взрослыми.
Музыкально-ритмическая деятельность, несомненно, оставит след в душе и сознании ребенка, что, в свою очередь, сыграет большую роль в его общем музыкально-эстетическом становлении. Общение с лучшими образцами высокохудожественной музыки сформирует музыкальный вкус и навсегда разбудит в душе каждого ребенка любовь к музыке и огромное желание творить.
Список использованной литературы:
- Г.Франио, И.Лифиц. Методическое пособие по ритмике для 1-го класса музыкальной школы. Москва: «Музыка», 1995 г.
- Е. Жак – Далькроз. Ритм; его воспитательное значение для жизни и для искусства. – «Театр и искусство», 19922 г.
- Российская педагогическая энциклопедия. Том 1. Москва: Научное издательство БРЭ, 1993 г.
- О.В.Кацер. Роль движения в воспитательной системе К.Орфа/ Музыкальное движение вчера, сегодня, завтра. Спб.1998 г.
- Фольклор – музыка – театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования. Под редакцией С.И. Мерзляковой. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.
Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...
Методические рекомендации к образовательной программе "Развитие двигательных навыков младших школьников на музыкально-ритмических занятиях" 1 и 2 года обучения.
Развитие двигательных навыков младших школьников: методические рекомендации к образовательной программе «Развитие двигательных навыков младших школьников на музы-кально-ритмических занятиях» (1 год об...
Результативность развития психофизических качеств средствами музыкально-ритмической деятельности
Исследование развития психофизических качеств средствами музыкально-ритмической деятельности показали положительную динамику развития. Применение музыкально-ритмических упражнений способствует повышен...
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка...
Проектная деятельность, ее значение в развитии ребенка
Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно…Дай мне приглядеться…Потрогать и подержать в руках,Послушать, понюхать и,Может быть, попробовать на вкус…О, сколько всегоЯ смогу найти самос...
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРАВОСЛАВНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Статья "Музыкально-ритмическое воспитание детей в образовательном православном учреждении" актуальна для учителей, педагогов дополнительного образования и родителей учащихся, обучающихся ритмике...
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка»
Консультация для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка»...