Музыкальные инструменты. Импровизация.
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Музыкальные инструменты.  Импровизация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_4_muzykalnye_instrumenty_pechat.docx29.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 4 классе (УМК Школа России)

Тема

Музыкальные инструменты. Импровизация.

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с тембрами музыкальных инструментов.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Научиться отличать на слух звучание инструментов; развивать музыкальные творческие способности учащихся.

Личностные результаты

Наличие эмоционального отношения к произведениям разного характера, расширение представлений об опыте человечества, реализация творческого потенциала через индивидуальные и коллективные упражнения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии и исполнении классической музыки различных жанров; уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки; определять средства музыкальной выразительности; умение слышать и слушать музыку.

Регулятивные: развивать слух, голос; уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки; определять средства музыкальной выразительности.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями других учеников при выработке общего решения, участвовать в коллективном обсуждении.

Основные понятия и термины

Музыкальные инструменты, фортепиано, скрипка, арфа, флейта.

Методы и формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная.

Образовательные ресурсы

Учебник Музыка 4 класс, мультимедийная презентация, аудиозаписи музыкальных произведений, раздаточный материал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

Этап урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

#1054;рганизационный момент

Цель: содействовать установлению рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

#1055;риветствие.

#1069;моциональный настрой.

#1055;роверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Альбертовна, сегодня урок музыки проведу у вас я.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Проверим готовность к уроку. У вас на столах должны лежать: дневник, учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Не забывайте, как нужно правильно сидеть, спина касается спинки стула, руки лежат на парте.

Проверяет готовность класса к уроку, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм урока.

III. Целеполагание

Цель: определить содержательные рамки урока, сообщить тему и цели урока.

#1055;остановка темы и цели урока.

- Ребята, прослушайте произведение и приготовьтесь ответить на мой вопрос

(прослушивание аудиозаписи)

-Какие инструменты ее исполняют?

-Почему музыка входит к нам в разноцветном наряде?

-Что надо сделать для изучения музыкальных инструментов?

-Что необходимо узнать о музыкальных инструментах?

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? («Музыкальные инструменты»)

Подводит к формулированию темы урока в ходе беседы. Проводит беседу

Помогает сформулировать тему и задачи урока.

Формулируют тему урока в ходе беседы. Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Формулируют тему и задачи урока.

#1048;зучение нового материала

Цель:обеспечить в ходе изучения повышение уровня осмысления изученного ма-териала, глубины его понимания.

1. Отгадывание загадок

- Ребята давайте вспомним, понятие «музыкальный инструмент».

СЛ.1.

Музыкальные инструменты — предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные звуки для исполнения музыкального произведения.

А какие вы знаете музыкальные инструменты? (ответы детей)

Наша добрая волшебница – Муза подготовила встречу для нас с новыми друзьями. Но с ними мы сможем познакомиться только тогда, когда отгадаем загадки:

1 загадка

Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое…
(Пианино)

СЛ.2.

-Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях – рояль и пианино. На фортепиано можно исполнить любое музыкальное произведение, будь то оркестровое, вокальное, инструментальное, также любую современную композицию, музыку из кинофильмов, мультфильмов или эстрадную песню. Фортепианный репертуар является самым обширным. Для этого инструмента сочиняли музыку великие композиторы разных эпох. Струны современного фортепиано приводятся в колебание ударами молоточков.

(показ инструмента, прослушивание инструмента)

2 загадка

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…
(Скрипка)

СЛ.3.

- Как она стройна, красива и изящна: тонкая талия, плавные закругления. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты 4 струны.

-Верхняя часть скрипки-дека - изготавливается из ели, нижняя из белого клёна. Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве появляются листья. После долгой зимы дерево «просыпается» и листья забирают лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру.

-Сделать скрипку очень сложно. Здесь важно всё: и размер корпуса и форма корпуса и даже качество лака, которым её покрывают. В изготовлении скрипок прославились на весь мир итальянские мастера из города Кремон: Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Их называют сегодня мастера - волшебники. Никто до сих пор не разгадал секрета, как им удавалось делать у скрипок необыкновенный и красивый голос.

-Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянуты конские волосы.

-Смычок скрипач плавно и непрерывно ведёт по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят - скрипка поёт. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка. Кажется, что скрипка что-то рассказывает.

(показ инструмента, прослушивание инструмента)

3 загадка

Только заиграет ,

Сердце замирает,

Дудочка большая,

Нежная такая.

И дышать, сейчас не смейте!

Заиграл на чём? На - (флейте)

СЛ.4.

-Флейта очень древний инструмент. Каких только превращений не претерпела флейта. Её изготовляли из тростника и бамбука, из костей убитых животных и врагов, из дерева, и даже из камня. Флейта была различной формы. Сначала возникли простейшие свистковые флейты, похожие на детские игрушки – свистульки, потом появились более сложные продольные и поперечные флейты.

(показ инструмента, прослушивание инструмента)

4 загадка

Мама как-то мне сказала,

Что ее бабуля Марфа,

Очень здорово играла

И на домре, и на… (Арфе)

СЛ.5.

-Арфа - многострунный щипковый музыкальный инструмент древнего происхождения. На арфе играют перебирая струны пальцами и нажимая на педали.
-Современная арфа имеет 45-47 струн, натянутых вертикально на треугольной металлической раме с резонатором и семь педалей!

Поэтому арфа – один из самых сложных для игры инструментов! Нужно большое терпение, чтобы научиться на ней играть, ведь в игре участвуют не только две руки, но и обе ноги!

На арфе играют и мужчины (арфисты) и женщины (арфистки). Арфа звучит очень поэтично, она применяется как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.

-Арфа - инструмент не для всех. Во-первых, арфа очень тяжелая – весит около 35 кг. Попробуй, удержи ее на плече в течение пяти часов.

Арфу нужно беречь от сквозняков – рвутся струны, которые, кстати делаются из трех разных материалов – металл, жила, нейлон. При этом арфе нужна повышенная влажность в помещении, где она хранится.

Ставит учебную задачу отгадать загадки, задаёт вопросы

Слушают и воспринимают новую информацию о музыкальных инструментах, прослушивают и анализируют

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Работать продолжаем.

Проводит физкультминутку с целью предупреждения переутомления у младших школьников.

Выполняют физкультминутку.

Слушание музыкального произведения «Весёлый музыкант»

- Для того чтобы услышать музыку, надо ее исполнить. Уже в давние времена человек изобрел музыкальные инструменты: барабаны, дудочки и другие. На музыкальных инструментах играют музыканты: в их исполнении мы и слушаем различные музыкальные произведения.

- Также очень много песен сложено про музыкальные инструменты. Давайте познакомимся с одной из них.

Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
2. Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, тренди-брень!
3. А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!

-Что удивило вас в звучании песни?

-О каких музыкальных инструментах здесь шла речь?

Показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт уч-ся.

Организовывает работу по прослушиванию музыкального произведения

Слушают и воспринимают новую информацию.

Приобретение умения осознанного высказывания о содержании, характере, особенностей языка музыкальных произведений разных эпох.

Игра «Собери пазлы».

-Сейчас мы с вами сыграем в игру «Собери пазлы», но для начала нам необходимо разделиться на группы.

-1 группа – первые 2 парты первого ряда, 2 группа – вторые 2 парты первого ряда; 3 группа – первые 2 парты второго ряда, 4 группа – вторые 2 парты второго ряда; 5 группа – первые 2 парты 3 ряда; 6 группа – вторые 2 парты третьего ряда.

-Ребята, сейчас я раздам каждой группе пазлы, а вам необходимо будет сложить из них музыкальные инструменты.

-Потом, начиная с первой группы мы узнаем, что у вас получилось.

Организует работу в группах в виде игры, оценивает работу. Задает вопросы, дополняет ответы.

Выполняют задание в группе, отвечают на вопросы.

#1055;одведение итога урока: Цель: обобщение и систематизация знаний, подведение итогов занятия.

#1054;бобщающая

беседа

- С какими новыми музыкальными инструментами вы сегодня познакомились?

-Что нового узнали о музыкальных инструментах?

-Какие инструменты вам показались более интересные по звучанию?

-Где можно применить знания о музыкальных инструментах?

Проводит обобщающую беседу, рефлексию деятельности.

Участвуют в обобщающей беседе, проводят рефлексию деятельности.

2. Рефлексия.

-На столах у вас лежат карточки настроения. Если на уроке вам все понравилось, вы поняли тему и у вас не возникло трудностей, поднимите карточку зеленого цвета. Если в ходе урока у вас возникли затруднения и вам что-то было непонятно, поднимите карточку красного цвета.

Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.

Оценивают собственную деятельность
на уроке.

3. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Задает домашнее задание.

Слушают домашнее задание.

#1042;ыставление оценок.

-Оценки за урок получают…

- Урок окончен, до свидания!

Оценивает работу учащихся на уроке.

Слушают оценки за свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкально - конкурсной программы «Музыкальный К.В.Н»

- Выявить уровень музыкальных знаний- Способствовать развитию музыкального слуха, положительной         мотивации к изучению музыки.-Воспитывать интерес к музык...

тематическое планирование факультативных занятий по обучению школьников с нарушением слуха музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах

Календарно-тематический план  работы ансамбля «Радуга» во 2 классе составлен в  соответствии с «Программой опытно-эксперементальной работы по обучению школьников с нарушенным слухом му...

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ на развитие музыкально-слуховых представлений.

Сколько нас поёт, определи  музыкальный инструмент, музыкальная лесенка....

Музыкально-дидактические игры и особенности их проведения на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровые формы и методы являются активными для развития интереса учащихся. Игровая деятельность предшествует учебной деятельности, и следовательно, лежит в ее основе. В процессе игровой деятельно...

Рабочая программа музыкального кружка "Музыкальная капель"

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительн...

Рекомендации родителям, педагогам и музыкальным руководителям по формированию музыкального вкуса в начальных классах.

Обратить внимание на музыкальные предпочтения ребенка, чтобы резкими и радикальными методами не спугнуть и не спровоцировать ( в ребенке) отторжение к рекомендуемым  образцам музыкального произве...