Планируемые образовательные результаты/критерии успеха |
Личностные | Формирование основ российской, гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю; Развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; Овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; Реализация творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования. |
Метапредметные | Понимание душевного состояния героя и сопереживание ему; Ориентация в нравственном содержании поступка героя; Распознавать жизненное содержание художественных образов; Понимать прямой и переносный смысл художественного текста; Прогнозировать развитие художественного образа; Участвовать в коллективном обсуждении и исполнении фрагмента художественного произведения; Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности. |
Предметные | Знание основных закономерностей музыкального искусства (ария, речитатив, музыкальная драматургия, контраст); Формирование основ музыкальной культуры; Умение эмоционально и осознанно относится к народной, классической и современной музыке; умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокальных произведений;
|
Цель урока создать условия для художественного восприятия, проживания, переживания музыкальных фрагментов из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки
|
Структура урока/этапы деятельности | Содержание взаимодействия |
Ожидаемый результат |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент и мотивация Цель: Услышать характер музыки (р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки») и «себя» в музыке. Подготовить учащихся для исполнения песни «Солдатушки, бравы ребятушки» | Музыкальное приветствие детей. Инструментальное звучание р.н. песни «Солдатушки, бравы ребятушки». Вопрос: Узнали музыку? Что вам близко в этой песне? Поделитесь со всеми своим впечатлением? О ком эта песня?
| Восприятие через слушание музыки. Свободное высказывание. | Эмоциональный отклик обучающихся. Развитие навыка размышлять, рассуждать.
|
2. вокально-хоровая работа. Цель: Создать условия для выразительного исполнения и проживания песни «Солдатушки. Бравы ребятушки». | Что вы можете сказать о людях написавших эту песню? О эпохи, в которую была написана песня? Посмотрите на экран (показ слайд-презентации). Что вы чувствуете, глядя на эти иллюстрации? Как вы будете исполнять песню? С какой интонацией? В какой форме написана песня? Кто будет запевать? Отвечать?
| Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки» (девочки-вопрос, мальчики-ответ). | Эмоциональный отклик, передача через исполнение любви, доброты к Родине, ее истории. |
3.Целеполагание | Родина моя. Русская земля! Бури мчатся над тобой. Всех, кто в смертный бой Шел за край родной, Вечно помнить будет Русь! О чем эти слова? Из какого произведения? Как вы думаете, какой теме будет посвящен урок? О чем мы будем говорить? Какая музыка будет звучать? Кто такой Иван Сусанин? Какой подвиг он совершил? Во имя чего? (Дети делятся своим мини- исследованием: история создания, краткое содержание оперы). | Свободное высказывание обучающихся. Постановка темы, цели урока. | Развитие навыка размышлять, рассуждать, определять тему урока, цели и задачи. |
4. Открытие и усвоение нового знания. Цель: создать условия для понимания, восприятия художественного образа, рожденного жизнью и неразрывно с жизнью связанного. | Измученные походом сквозь непроходимый зимний лес поляки решают отдохнуть. Сусанин остается наедине со своими думами. -Представьте себя в положении героя и попытайтесь определить: -о чем будет думать, о чем будет вспоминать Сусанин перед смертью? А вот как в своих воспоминаниях пишет сам композитор: «Сцену Сусанина в лесу с поляками я писал зимою, всю эту сцену, прежде чем я начал писать, я часто с чувством читал вслух и так живо переносился в положение моего героя, что волосы у меня самого становились дыбом и мороз подирал по коже». -Как композитор передал душевное состояние человека, готового идти на смерть во имя спасения родины? -Подумайте, что олицетворяет восход солнца в жизни Ивана Сусанина, поляков, русского народа?
|
Эмоциональный отклик. Ответы детей, рассуждение. Давать нравственную оценку поступкам, действиям героя. Слушают арию Сусанина, определяют по оркестровым реминисценциям, с кем мысленно прощается Сусанин перед смертью. |
Эмоциональное и осмысленное восприятие музыкального произведения. Принятие душой каждого ребенка возвышенных чувств. |
5. Вокально-хоровая работа. Цель: создать условия для выразительного исполнения и проживания арии Сусанина. | -Чем тронула вас эта ария? -Кто услышал себя в этом произведении? -Какими чувствами наполнилось ваше сердце? Разучивание арии Сусанина -Обратить внимание на выразительный смысл распевов в мелодии. Как меняется душевное состояние героя от начала арии к ее завершению, выявление контраста между силой Сусанина и одновременно его глубокой скорбью, печалью. Детям предлагается исполнить движением рук нисходящую интонацию, передавая тем самым обреченность музыки, и затем исполнить начало арии, которая дает возможность почувствовать, что делается в душе Сусанина.
| Погружение в музыку, глубокое осознание трагизма ситуации, сопереживание герою, сознательно идущему на самопожертвование во имя спасения Родины.
Размышление детей об интонационно-жанровых, содержательных особенностях музыкальной речи героя. | Выражение своего отношения в процессе исполнения, пластического интонирования. Понять душевное состояние героя.
|
6. .Восприятие. Цель: прожить (пережить) единение всех с музыкой.
| Перечислите качества Сусанина? Какой ценой народу досталась победа? Как бы вы закончили оперу? По вашему мнению, каким должен быть финал? Какая мелодия оперы могла бы стать основой заключительного хора? Только ли радость будет звучать в финале? Послушайте завершение оперы М.И.Глинки . (Видеофрагмент).
| Моделируют образный строй музыки заключительной сцены оперы. Эмоциональный отклик. Ответы детей. Рассуждение. Обсуждение видеофрагмента эпилога оперы. Слушают и разучивают хор «Славься». | Эмоциональное и осмысленное восприятие музыкального произведения. |
7. Итог урока. Художественный анализ. Рефлексия учебной деятельности. | -Кто услышал «себя» в этом произведении? -Что зажглось в ваших сердцах? -Какие цели вы для себя ставили? -Что нового увидели, узнали на уроке? На Родине Ивана Сусанина в городе Костроме воздвигнут памятник, на котором высечены слова «Ивану Сусанину – патриоту земли Русской». -Что означает слово «патриот»? Кого еще из героев оперы вы назовете патриотом?
Домашнее задание: Подвиг Сусанина запечатлен в произведениях разных видов искусства: живописи, скульптуры, литературы. Познакомьтесь с этими произведениями и расскажите о них в классе. Наш урок подошел к концу. Заполните оценочный лист
На уроке я работал | Активно/пассивно | Своей работой на уроке я | Доволен/не доволен | Урок для меня показался | Коротким/длинным | За урок я | Не устал/устал | Материал урока мне был | Понятен/не понятен полезен/бесполезен | Домашнее задание мне кажется | Легким/трудным интересным/не интересным |
| Свободное высказывание учащихся. Закрепление знаний.
Анализируют и оценивают свою деятельность. | Осознание любви к Родине, ее музыкальной культуре. Преображение и возвышение собственной души. Гордость за свою Родину, историческое прошлое. |