Урок музыки Опера "Иван Сусанин"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Гринёва Наталия Евгеньевна

В файле представлен конспект урока музыки в 3 классе. А также презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opera_ivan_susanin.docx32.01 КБ
Файл opera_ivan_susanin.pptx2.03 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Омский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока музыки

Омск, 2021

Технологическая карта урока по музыке 3 класс

Тема урока: Опера «Иван Сусанин»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Задачи урока:

  1. Познакомить с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин
  2. Развивать духовно- нравственные качества, эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа;
  3. Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, слушательскую культуру.

Планируемые результаты(УУД):                       

Предметные:

- знакомство с термином «опера», с содержанием оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Метапредметные:

Регулятивные: 

- формирование умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности;

-  аргументировать своё мнение и позицию;

- самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные: 

-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера  в   процессе   восприятия,   исполнения;

-обобщать собственное представление;

Коммуникативные: 

- формирование умения слушать и слышать учителя, ученика;

-учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи.

Личностные: 

- формирование мотивации к обучению и познанию музыки;

- развитие умения слушать и понимать речь других;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Оборудование: компьютер; презентация, раздаточный материал.

Время урока: 40 минут.

Основные этапы организации учебной деятельности.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I. Самоопределение к деятельности

Планирование совместного сотрудничества с учителями и сверстниками

Послушай: музыка вокруг;
Она во всем — в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки у вас проведу я!

Присаживайтесь на свои места.

- Давайте проверим вашу готовность к уроку.

У вас на парте должны лежать дневник,  учебник по музыке, тетрадь и письменные принадлежности.

Приветствуют учителя

Садятся на места

Проверяют готовность

II. Актуализация знаний

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

- Ребята, сейчас мы с вами послушаем фрагмент одного музыкального произведения(Действие 1)

- Определите характер музыки, какие чувства она у вас вызывает?

- Теперь давайте посмотрим на портреты, представленные на слайде.(И.Сусанин, А.Невский, А.Суворов, М.Кутузов) Кто это? Какими они обладают качествами? Что их объединяет?

- Выберите человека, который отличается от остальных. Как вы думаете, кто это? Что вы о нем знаете?

- Предание о героическом подвиге Ивана Сусанина послужило толчком к созданию первой русской оперы «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки.

Вначале урока прозвучала увертюра к опере «Иван Сусанин».

Увертюра – это вступление к опере, балету или драматическому спектаклю.

-Так как будет звучать тема нашего урока?

 Слушают произведение

- Вначале музыка сильная, грозная, а затем песенная, плавная, широкая, распевная.

- Они военные, герои Отечества, защищающие Родину в разное историческое время. Качества - храбрость, сила, отвага, смелость. Объединяет - преданность и любовь к Родине и своему народу.

Ответы детей

Опера «Иван Сусанин»

III. Целеполагание

Самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели и задачи

  • Тогда какова будет целью нашего урока?
  • Все верно.

-Познакомиться с оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин»

 

IV. Открытие новых знаний

Развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения

Физминутка

- Ребята, а вы знаете, что такое опера?

Опера – это музыкально-драматическое представление, предназначенное для исполнения в театре, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Это первая русская национальная опера.

- Что вы знаете об этом композиторе?

- Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) - великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: еще в детстве он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов.

Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии, Испании, Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина и принялся за сочинение своей первой оперы, которую назвал « Иван Сусанин», но по настоянию царской цензуры оперу пришлось переименовать в «Жизнь за царя». Лишь в советское время она получила своё первоначальное название, данное автором.

- Кто такой Иван Сусанин? Почему М.И. Глинка посвятил ему свое произведение?

В опере описано подлинное историческое событие – подвиг крестьянина костромского села Домнина Ивана Осиповича Сусанина, который он совершил в 1613 году. Москва уже была освобождена от польской армии, но отряды шляхтичей ещё бродили по русской земле.

Один из таких отрядов должен был захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича, который жил тогда возле Домнино. Враги пытались сделать Сусанина своим проводником. Но русский крестьянин завёл захватчиков в густой лес и погубил их, при этом сам погиб. Простой русский мужик, погибает, спасая Родину и молодого царя от иноземных захватчиков. Подвиг его вошёл в историю. На родине героя поставлен памятник. Этот подвиг был воспет и в русской литературе.

- Ребята, скажите, почему Иван Сусанин не показал полякам правильную дорогу, а завел их в густой лес?

- А какие песни про Родину вы знаете?

- Сейчас мы с вами послушаем еще одну песню, но еще будем повторять движения, которые показаны на видео.

– Как здорово вы потанцевали!

- Ребята, кто такой герой? Какими качествами должен обладать этот человек?

- А каких героев вы знаете? Есть ли герои в наше время?

- Во время ВОВ Кузьмин Матвей Кузьмич, 83-летний крестьянин, повторил подвиг Ивана Сусанина, в феврале 1942 года он тайными тропами привел немецкий отряд прямо в засаду советских войск. За этот подвиг Матвей Кузьмич Кузьмин был удостоен звания Героя Советского Союза. В благодарность Матвею Кузьмину в московском метро был установлен памятник.

- Я бы хотела рассказать вам еще про одного героя, но уже нашего времени.

Елизавета Глинка, многие ее знают, как Доктор Лиза. Является ярким представителем рода Глинок. Доктор Лиза сталкивалась с разными ситуациями, требующими ради спасения человека принятие непростых решений. Она организовывала оказание медицинской помощи и питание бездомным пациентам на вокзалах, дежурила у постелей умирающих, поддерживала безутешных матерей, не жалела сил для жертв катастроф, вывозила пострадавших из Донецка. Все это она делала ради своей Родины и своего народа.

- В нашем мире были, есть и будут герои. Главное, знать и помнить историю своей страны, жить в мире и гармонии с собой и друг другом!

- А теперь я раздам вам текст песни «Росиночка-Россия», и мы постараемся  разучить припев песни и первый куплет, но перед этим послушаем ее. Какие эмоции она у вас вызывает?

-Сейчас мы вместе попробуем проговорить слова двух строчек первого куплета, но для начала сядьте ровно, руки на парту.

-Хорошо, а теперь давайте споем эти строчки.

-Молодцы. А теперь послушаем, как поются следующие две строчки.  

-Отлично, а теперь давайте пропоём их самостоятельно.

-Вы молодцы, у вас отлично получается! А сейчас соединим эти четыре строчки и пропоем полностью куплет.

(Изучение текста песни проходит также с оставшимися двумя куплетами)

- А теперь давайте споем эту песню.

ТЕКСТ

1. Много разных танцев есть,

Но от русской пляски

Никому ни лечь, ни сесть,

Пляшут без опаски

Голубые небеса,

Голубые небеса,

Где во поле роса.

ПРИПЕВ:

Росиночка-Россия -

Похожие слова.

Росиночка-Россия -

Высокая трава,

Росиночка-Россия -

Широкие края.

Росиночка-Россия -

Родная ты моя.

2. Много разных песен есть,

Но от русской песни

В небо хочется залезть

И плясать, хоть тресни.

Пляшет девичья коса,

Пляшет девичья коса,

Где во поле роса.

ПРИПЕВ 2р.

Ответы детей

- Крестьянин, герой, защитник Родины

- Он защищал свою Родину, спасал родную землю

- «Мы дети твои, Россия», «Я нарисую страну», «Потому что Родину люблю» и тд.

Выполняют физминутку

- Герой - человек, совершивший (совершающей) подвиги мужества, доблести, самоотверженности.

- Мужество, смелость, отвага и тд.

Ответы детей

Слушают про героев

 Слушают песню, описывают свои эмоции

Учат песню

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Умение проводить самоанализ и самооценку действий.

- Молодцы, ребята! Потрудились сегодня на славу.

- Напомните, какая была цель нашего урока? Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели?

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- С каким произведением познакомились?

- Перед вами на парте лежит нота, закрасьте ее зеленым, если урок понравился и был полезен, желтым, если урок понравился, но ничего нового вы не узнали, красным, если урок не понравился.

Большое вам спасибо за урок. Вы порадовали меня своей активной работой. До свидания!

-Познакомиться с оперой М.И. Глинки «Иван Сусанин»

- Слушали произведения, пели, танцевали, учили песню

-Опера «Иван Сусанин»

Оценивают урок

Прощаются с учителем


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Послушай: музыка вокруг; Она во всем — в самой природе, И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук.

Слайд 4

Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»

Слайд 5

Михаил Иванович Глинка

Слайд 9

Матвей Кузьмич Кузьмин

Слайд 10

Елизавета Петровна Глинка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"

Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Интегрированный урок: музыка и окружающий мир по теме "Смутное время. Иван Сусанин."

Материал по теме смутного времени в России 1612 года.Тема урока: Смутное время. Обобщение.Цель урока:    1.образовательные:  а) воспитывать уч-ся с образом защитника Отечества в оп...

конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...

презентация к уроку музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"

Данный материал позволит учителю более полно раскрыть тему урока, зрительный ряд подобран по возрасту учащихся....

Проект урока музыки 3 класс. Опера "Иван Сусанин"

Проект урока музыки 3 класс по теме "Опера "Иван Сусанин"...