урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_3klass_ivan_susanin.docx | 43.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Учитель Высоцкая Т.В.
Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»»
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель урока: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Задачи:
- Познакомить с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин»; учить определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
- Развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа;
- Воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.
Планируемый результат:
- Познакомятся с музыкальным и литературным содержанием оперы «Иван Сусанин», научатся определять событие в опере по музыкальным видео фрагментам;
- Продолжат развивать духовно- нравственные качества такие как (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональную отзывчивость; уважительное отношение к обычаям и традициям русского народа
- Проявят любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма, культуру слушателя.
Формируемые УУД:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки; адекватной самооценке;
готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное
понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее
результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей
деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль
процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;
музицировать; выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.
Воспринимать на слух музыкальное произведение.
Давать образную характеристику прослушанного произведения.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика.
Оборудование: компьютер, презентация, видео фрагменты
Музыкальный материал: М.И.Глинка «Предсмертная ария», «Заключительный. Славься хор»
Информационные источники:
- Е.Д. Критская Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка 3 классы», Москва «Просвещение» 2012г.
- Методическое пособие Методическое пособие «Музыка 1- 4 класс» Критская Е.Д.,Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.; М. «Просвещение»
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! | Приветствуют учителя, настраиваются на предстоящую работу |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы Первичное усвоение новых знаний | -Ребята, мы сегодня продолжаем путешествовать по волшебному миру музыки. -Откройте учебники на странице 18 и прочитайте тему нашего сегодняшнего урока. - Итак, тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин» - Какие учебные задачи вы поставите перед собой на урок, связав с темой урока? - Посмотрите внимательно на экран (слайд1), здесь вы видите слова ОПЕРА - Прочитайте на слайде определение слова «ОПЕРА» (1. опера – это жанр музыкально – драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки; 2. музыкально – драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра (толковый словарь)). - Внимание на экран , кого вы там видите? - Знаком ли он вам? - это Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857) – великий русский композитор – жил в первой половине прошлого столетия. М.И. Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как и А.С. Пушкин в поэзии. Глинка - основоположник русской классической музыки. Он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Когда Мишу упрекнули в том, что он только и думает о музыке, будущий композитор ответил: «Что же делать? Музыка – моя душа!» Еще в молодые годы, живя в Петербурге, Глинка прославился как композитор и замечательный певец, исполнитель своих романсов. Несколько лет Михаил Глинка провел за границей, в Италии и в Германии. Всюду он изучал музыку народа, среди которого жил, но ближе всего ему была русская народная песня. Вернувшись на родину, он увлекся темой о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина. Он давно полюбил «Думу» поэта-декабриста Рылеева о Сусанине и теперь с жаром принялся за свою первую оперу. Глинка назвал ее «Иван Сусанин», но по настоянию царской цензуры оперу пришлось переименовать в «Жизнь за царя». Лишь в советское время она получила своё первоначальное название, данное автором. Первые люди восхищались оперой. Музыкальный критик Одоевский, современник Пушкина и Глинки, провозгласил композитора «Колумбом русской музыки». Он написал после первого представления «Ивана Сусанина»: «С оперой М. Глинки начинается новый период русской музыки». | - познакомится оперой «Иван Сусанин», - узнать значение слова «опера» - кто является композитором - смотрят, анализируют, читают. |
-Композитор Михаил Иванович Глинка сочинил оперу «Иван Сусанин» в основе музыкального произведения лежит реальное событие. Его вдохновил образ Ивана Сусанина. - Знаете ли вы что-нибудь об Иване Сусанине? - крестьянин, который решается ценой своей жизни спасти Москву, обманув поляков: он заводит их в глухой дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги убивают его. - Ребята, готовы ли вы на такой подвиг? Какие чувства у вас вызывает этот подвиг? Посмотрите на портрет Ивана Сусанина. Написанным Скотти Михаилом Ивановичем - Каким вы видите его на этом полотне? Опишите его, расскажите о его качествах. -Внимание на экран. Событие, которому посвящена опера, относится к началу 17 века, когда польский король пытался завоевать Россию. - Сейчас мы просмотрим один из видеофрагментов. «Предсмертная ария». -Ребята, а что значит предсмертная? (написанная перед смертью) - А кто знает, что такое ария?(ария – это эпизод в опере) (на слайде) - Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели. - Что любит музыка? - Все, верно, приступаем к просмотру. - Звучит видеофрагмент («предсмертная ария») - Вот такая интересная история про храбрость русских людей. Что услышали? Какие чувства раскрыты в этой арии? - Ребята, а как вы думаете, почему именно это историческое событие вдохновило нашего композитора к созданию оперы «Иван Сусанин»? Люди должны знать героев и быть героями. Сейчас мы свами просмотрим еще один видеофрагмент, который называется «заключительный хор славься». - А почему ее назвали заключительной? (потому что звучит в конце оперы). Что такое хор? (хор – это коллектив поющих). - Ваша задача внимательно просмотреть этот фрагмент и рассказать, что вы увидели. И так ребята, что вы увидели? - А почему именно этим сюжетом заканчивают оперу? - Ребята, а вас этот поступок оставил равнодушными? | - Тишину! | |
Информация о домашнем задании ( Личностные УУД смыслообразование, т.е. установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществлялась | - про героев | |
Рефлексия учебной деятельности (Регулятивные УУД - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. | - А сейчас подведем итог нашего урока. -Скажите, пожалуйста, мы с вами выполнили поставленные задачи? Дополните предложение: - Я узнал… - Самое интересное… - Я запомнил это произведение, потому что… - На этом наш урок закончен | - да, мы познакомились с оперой «Иван Сусанин». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...
Технологическая карта по музыке в 3 классе на тему "Опера Иван Сусанин"
Предмет: МузыкаКласс: 3Тип урока: открытие нового знанияТема урока: «Опера «Иван Сусанин»»Цель урока: Познакомить с оперным театром, с музыкальным и литературным содержан...
Конспект урока по музыке "Опера «Иван Сусанин" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели: знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Планируемые результаты:Предметные: познакомить учащихся с понятием ...
Технологическая карта урока 4 класс на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»
Технологическая карта урока на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»...
презентация к уроку музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"
Данный материал позволит учителю более полно раскрыть тему урока, зрительный ряд подобран по возрасту учащихся....
Проект урока музыки 3 класс. Опера "Иван Сусанин"
Проект урока музыки 3 класс по теме "Опера "Иван Сусанин"...
Урок музыки Опера "Иван Сусанин"
В файле представлен конспект урока музыки в 3 классе. А также презентация к уроку...