Программа Основы Духовно-нравственной культуры народов России Основы православной культуры. Автор учебника Людмила Леонидовна Шевченко. 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Программа соответсвует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа ОРКСЭ 4 класс. Л.Л. Шевченко | 104 КБ |
Календарно-тематическое планирование ОРКСЭ 4 класс | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы православной культуры»
4 «Б» класс
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требованиями основной образовательной программы НОО МБОУ «Лицей города Климовска», авторской программы Шевченко Л. Л. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - модуль «Основы православной культуры», 4 класс, 2013г.
Цели и задачи курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы православной культуры»
в 4 классе.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России;
- единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у учащихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
- ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;
- ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
По результатам мониторинга в школе был выбран модуль «Основы православной культуры».
Цель модуля – ознакомление школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Изучение данного модуля не только расширит образовательный кругозор учащихся, но и окажет воспитательное воздействие на процесс формирования порядочного, честного достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего его культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому, межконфессиональному диалогу.
В процессе изучения предмета «Основы православной культуры» могут быть решены следующие задачи:
* дать современным школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
* способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором они узнали, пройдя маршрутами духовного краеведения;
* дать знания о христианской понимании смысла добра и зла, смысла добра и зла, смысла жизни и пути его воплощения в жизни святых героев Отечества;
* научить детей беречь святыни родной земли.
Общая характеристика учебного курса
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Ценностные ориентиры содержания
учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы православной культуры»
в 4 классе
Личностные ценности:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности:
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Место учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы православной культуры»
в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей города Климовска» на изучение модуля «Основы православной культуры» в течение одного (4 класс) учебного года отводится 34 часа (1ч в неделю, 34 учебные недели)
Результаты освоения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль «Основы православной культуры»
(Личностные, метапредметные и предметные)
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
* основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину;
* формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
*бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
* нравственно-эстетическое оценивание;
* развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
*ценить и принимать ценности;
Могут быть сформированы:
* развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
* личностное переживание;
* этические чувства как регуляторов морального поведения;
* образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
* развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
* начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
* умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
* доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
Предметные результаты.
Обучающиеся научатся:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;
• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Содержание учебного предмета
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
4 класс (34 часа)
Название раздела | Количество часов |
1. Культура и религия в жизни человека. | 2 |
2. Священное писание. | 5 |
3. Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика. | 10 |
4. Православные традиции. | 5 |
5. Православный календарь. | 8 |
6. Проверь себя. Творческий проект «Диалог культур и поколений». | 4 |
Итого: | 34 |
Основные результаты освоения предметного содержания курса
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Учебный модуль «Основы православной культуры»
в 4 классе.
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;
– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном уровне в соответствии с уровнем 4 класса. Уровни выражены через действия, которые обучающиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.
В рамках требований обучающиеся должны:
- называть и показывать;
- определять и измерять, фиксировать;
- описывать, составлять;
- объяснять;
- прогнозировать (простейшие действия)
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения обучающихся охарактеризовывать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-истрическом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общество.
В связи с этим критерии оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерии факты (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерии отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результат деятельности.
Оценка выполнения требований программы.
Система оценивания по курсу: «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры» является безотметочной.
Формы и средства контроля
Православная культура как предметная область включает совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологических, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных, существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету или выборочной информации, доступной обучающимся на соответствующем 4 классу уровне. Поэтому для проверки знаний должен использоваться комплекс заданий, ориентирований на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.
Контроль проводится в виде выступлений по выбранным темам, презентаций, творческих проектов.
Примерный перечень тем итоговых презентаций обучающихся:
1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.
2.Учение Христа.
3.Жертва и воскресение.
4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.
5. Суть православного поведения.
6. Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».
7. Православные традиции русской семьи.
Примерные темы творческих работ обучающихся:
1.Храмы России.
2.Православные иконы.
3.Православные праздники.
4.Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.
Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала.
Примеры контрольных заданий
Для проверки выполнения требований по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.
1) Краткий вопрос типа: “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.
2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.
3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.
5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.
Состав учебно-методического комплекта по курсу:
«Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Учебный модуль «Основы православной культуры»
4 класс
1. Шевченко Л. Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры и светской этики. Основы православной культуры. –4 класс. Учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.
2. Шевченко Л. Л. Духовно-нравственная культура. Основа православной культуры. Духовная азбука. Словари-минимумы. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.
3. Шевченко Л. Л. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА: Концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1-11 годы) образования. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.
4. Отчий дом: Книга для семейного чтения. Автор-составитель Л. Л. Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.
5. Шевченко Л. Л. (автор-составитель). Наследие веков живое. Книга для юношества. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009.
6. Шевченко Л. Л. (автор-составитель). Просветители. Книга для чтения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.
7. Православие: полная энциклопедия для новоначинающих/ Ольга Глаголева, Екатерина Щегалева. – М.: Эксмо, 2014.
8. Интернет-ресурсы:
* http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
* Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru
* http://festival.1september.ru
* http://festival.1september.ru
* http://www.uroki.net/docnach.htm
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
(автор: Шевченко Л. Л.)
4 «Б» класс
(34 часа в год, 1 час в неделю, 34 недели)
№ п/п | Тема урока | Решаемые учебные проблемы на уроке | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата урока по плану | Дата урока по факту | ||
Предметные результаты | УУД (Р. – регулятивные, П. – познавательные, К. – коммуникативные ) | Личностные | ||||||
1. | Культура и религия в жизни человека. Россия – наша Родина. | Что я знаю о своей Родине – России? | Авторы учебника, система условных обозначений, любовь к Родине, | Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября). | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: отвечать на простые вопросы учителя К.: слушать и понимать речь других | Основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину | 07.09 | |
2. | О вере, знании и культуре | Во что веруют христиане? | Религия, Бог, Иисус Христос, творения, культура, вера в Бога, любовь к ближним, православие, христиане, православная культура | Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | Р.: работать по предложенному учителем плану П.: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | 14.09 | |
3. | Священное писание. О чем рассказывает Библия? | Для чего человеку дана жизнь? | Библия, любовь, молитва, благословение, благодать, Отче наш, человек, образ и подобие Божье | «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | Р.: работать по предложенному учителем плану П.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | Бережное отношение к материальным и духовным ценностям | 21.09 | |
4. | Что говорит о Боге православная культура. | Что люди узнали о Боге? | Бог Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой | Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках | Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя П.: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | 28.10 | |
5. | Добро и зло. | Что такое добро и зло? | Мир невидимый, ангелы, Ангел Хранитель, добро, зло, гордость. | Рассказать, что такое «Десять заповедей» или Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик» | Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | нравственно-эстетическое оценивание | 05.09 | |
6. | Что говорит о человеке православная культура | Какие правила для жизни получили от Бога Адам и Ева? | Послушание, любовь, грех, раскаяние, прощение | Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках, объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть»; связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | 12.10 | |
7. | О талантах и душе человека | Каким был сотворённый Богом человек? | Тело, душа, совесть, дар, способности душевные, талант | Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души», в чём заключается свобода для христианина | Р.: организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний | 19.10 | |
8. | Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика. Спасение. | Как Бог спасал человека? | Пророк, заповеди, скрижали | Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна, в чём состоит смысл христианского поста. | Р.: высказывать своё предположение П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | 26.10 | |
9. | Спаситель. | Почему христиане называют Христа Спасителем? | Евангелие, Рождество, Богородица, Сын Божий Иисус Христос, Спаситель, Богомладенец, дары волхвов | Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. | Р.: высказывать своё предположение. П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи К.: Участвовать в диалоге | начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний | 09.11 | |
10. | Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди Блаженства. | Как найти путь к счастью? | Заповеди Блаженства, апостолы | Объяснить, чему учил Христос, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | Р.: организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи К.: участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека | личностное переживание; начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний | 16.11 | |
11. | Золотое правило жизни христиан | Чему Иисус учил людей? | Царство небесное, милосердие, ответственность | Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. | Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы. | личностное переживание | 23.11 | |
12. | Добродетели и страсти. Какой я? | Что такое притча? Что такое добродетель? | Притчи, добродетели, вера, надежда, любовь, страсти, стыд | Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках | Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Нравственно-эстетическое оценивание; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | 30.11 | |
13. | Милосердие. Кто мой ближний? | Кто мой ближний? Что такое милосердие? | Милосердие, ближний, добрые дела, добродетели | Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным; какие существуют дела милосердия | Р.: организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | этические чувства как регуляторов морального поведения | 07.12 | |
14. | Жертвенная любовь | Что такое жертвенная любовь | Любовь, крестная жертва. Крест, раскаяние, Голгофа, Крестное знамение | Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности. | доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | 14.12 | |
15. | Победа над смертью. | Для чего человеку дана жизнь? | Воскресение Христово, спасение, бессмертие, смерть духовная, Пасха | Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя; К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | личностное переживание | 21.12 | |
16. | Поверь себя. | Может ли человек преодолеть смерть? | Искать требующуюся литературу. | Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; личностное переживание; умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи | 28.12 | ||
17. | Проверь себя. | Какие добродетели помогают христианам сражаться с страстями? | Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; личностное переживание; умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи | 18.01 | ||
18. | Православные традиции. Православный храм. | О чём рассказывают украшения и изображения православных храмов? | Храм, крест, купол, паперть,, притвор, четверик, иконостас, алтарь, царские ворота, священник, клирос, скиния | Рассказать, как устроен православный храм, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно; может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны. | Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | личностное переживание | 21.01 | |
19. | Православные Таинства. | Что называется в Православной церкви Таинством? | Матерь Божия, богослужение, Таинства, духовное рождение, литургия, Символ веры | Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | личностное переживание | 01.02 | |
20. | Священные образы. О чём рассказывает икона. Христианское искусство. | Что такое икона? | Святыня, икона, образ, фреска, мозаика | Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве; почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик» | Р.: определение общей цели и путей ее достижения П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) | доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | 08.02 | |
21. | Христианская семья. | Для чего человеку семья? Как рождается христианская семья? | Семья – малая Церковь, дар любви, дела любви, таинство брака, страх Божий, благодарение, послушание, любовь к Богу, освещение дома, молебен | Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | 15.02 | |
22. | Православный календарь и праздники. | Чему посвящены православные праздники? | Церковный календарь, православный праздник, пост, Христославы, колядки, Пасха, кулич, Христосование, именины | Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | личностное переживание | 22.02 | |
23. | Православный календарь. Почитание Святых. Святая Русь. | Кого называют святым? | Спасение, святой, Святая Русь, жития, лики святых | Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: готовность слушать собеседника | личностное переживание; начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний | 01.03 | |
24. | Верность. | За что прославили князей Бориса и Глеба? | Вера, верность, благоверный, христианский подвиг, страстотерпцы, кротость, смирение, жертвенная любовь | Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; | начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний | 15.03 | |
25. | Смирение. | Какого человека называли смиренным? | Монах, молитва, Лавра, смирение, чудо, Святыни, мощи, паломничество | Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России. | Р.: организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | 22.03 | |
26. | Ратный подвиг. | Что защищали христианские воины? Чем жертвовали защитники Отечества? | Ратный подвиг, православная вера, защита Отечества, святой, благоверный | Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; | личностное переживание; начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний | 05.04 | |
27. | Мужество. | В чем состоял подвиг Патриарха Ермогена? | Православие, Патриарх, вера, Отечество, крестное целование, духовный подвиг, Священномученик | Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета на участие в Куликовской битве. | Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | 12.04 | |
28. | Христианская радость. | Для чего живет человек? В чем счастье его жизни? | Старцы, христианская радость, цель жизни, благодать, преподобный. | Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: готовность слушать собеседника | начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний | 19.04 | |
29. | Подвиг веры. | В чем заключается подвиг Новомучеников и Исповедников Российских? | Подвиг веры, Новомученики, Исповедники, любовь, святыня | Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом | Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | личностное переживание; начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний | 26.04 | |
30. | Как сохранить красивый мир? Святыни России. | Какие главные Святыни России? | Свобода, ответственность, добродетель любви, Богородица, чудотворные иконы | Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | 03.05 | |
31. | Проверь себя. Творческий проект «Диалог культур и поколений». Сохраняем культурное наследие. | Как сохранить культурное наследие России? | Духовная жизнь, духовная мудрость, духовный подвиг | Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Р.: высказывать своё предположение П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи | 10.05 | |
32. | Святыни России. | Как подготовить проект «Святыни России?» | Святыни | Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Р.: высказывать своё предположение П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | 17.05 | |
33. | Обращение к школьникам 22 века | Как написать обращение к школьникам 22 века? | Сокровища духовные, духовное завещание | Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Р.: высказывать своё предположение П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний | 24.05 | |
34. | Золотая цепь святых. | Как составить золотую цепь святых? | Золотая цепь святых | Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Р.: высказывать своё предположение П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | ||
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль
Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Рабочая программа для 4 класса по «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...
Программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс
Предлагаемый материал нацелен на формирование у учущихся представления о культурном наследии народов нашей страны, о общечеловеческих ценностях предшествующих поколений (религиозное верование, фолькле...
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». "Праздники мусульман"
Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы исламской культуры»....
Урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры"
Методическая разработка по ОРКСЭ на тему: Итоговый урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры".Защита проектов "Основы православн...
Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга
Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры ...