Программа Основы Духовно-нравственной культуры народов России Основы православной культуры. Автор учебника Людмила Леонидовна Шевченко. 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Афонина Людмила Викторовна

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры»

4 «Б» класс

                                                                         

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности   гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требованиями  основной образовательной программы НОО  МБОУ «Лицей города Климовска»,  авторской программы Шевченко Л. Л. «Основы духовно-нравственной культуры  народов России» - модуль «Основы православной культуры», 4 класс,  2013г.

Цели и задачи курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры»

   в 4 классе.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Данный курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными  и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сущность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающая развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у учащихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса , а так же между ними и другими учебными предметами;
  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

По результатам мониторинга в школе был выбран модуль «Основы православной культуры».

Цель модуля – ознакомление школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Изучение данного модуля не только расширит образовательный кругозор учащихся, но и окажет воспитательное воздействие на процесс формирования порядочного, честного достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего его культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому, межконфессиональному диалогу.

В процессе изучения предмета «Основы православной культуры» могут быть решены следующие задачи:

* дать современным школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

* способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором они узнали, пройдя маршрутами духовного краеведения;

* дать знания о христианской понимании смысла добра и зла, смысла добра и зла, смысла жизни и пути его воплощения в жизни святых героев Отечества;

* научить детей беречь святыни родной земли.

Общая характеристика учебного курса

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Ценностные ориентиры содержания

учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры»

в 4 классе

Личностные ценности:

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Общественные ценности:

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Место учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры»

в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей города Климовска» на изучение модуля «Основы православной культуры»  в течение одного (4 класс)  учебного года отводится 34  часа  (1ч в неделю, 34 учебные недели)

Результаты освоения учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры»

 (Личностные, метапредметные и предметные)

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

* основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину;

* формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

*бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

* нравственно-эстетическое оценивание;

* развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

*ценить и принимать ценности;

Могут быть сформированы:

* развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

* личностное переживание;

* этические чувства как регуляторов морального поведения;

* образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

* развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

*  начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;

* умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

* доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;

• используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

Содержание учебного предмета

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

4 класс (34 часа)

Название раздела

Количество часов

1. Культура и религия в жизни человека.

2

2. Священное писание.

5

3. Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика.

10

4. Православные традиции.

5

5. Православный календарь.

8

6. Проверь себя. Творческий проект «Диалог культур и поколений».

4

Итого:

34

Основные результаты освоения предметного содержания курса

«Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Учебный модуль «Основы православной культуры»

в 4 классе.

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в  семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

–        ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;

–        на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

–        излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

–        соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

–        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

        развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

        устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

        выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

        акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном уровне в соответствии с уровнем 4 класса. Уровни  выражены через действия, которые обучающиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

В рамках требований обучающиеся должны:

- называть и показывать;

- определять и измерять, фиксировать;

- описывать, составлять;

- объяснять;

- прогнозировать (простейшие действия)

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения обучающихся охарактеризовывать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-истрическом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общество.

В связи с этим критерии оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерии факты (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерии отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результат деятельности.

Оценка выполнения требований программы.

Система оценивания по курсу: «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры» является безотметочной.

Формы и средства контроля

Православная культура как предметная область включает совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологических, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных, существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету или выборочной информации, доступной обучающимся на соответствующем 4 классу уровне. Поэтому для проверки знаний должен использоваться комплекс заданий, ориентирований на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.    

Контроль проводится в виде выступлений по  выбранным темам, презентаций, творческих проектов.

Примерный перечень тем итоговых презентаций обучающихся:

1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.

2.Учение Христа.

3.Жертва и воскресение.

4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.

5. Суть православного поведения.

6. Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».

7. Православные традиции русской семьи.

Примерные темы творческих работ обучающихся:

1.Храмы России.

2.Православные иконы.

3.Православные праздники.

4.Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.

Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала.

Примеры контрольных заданий

Для проверки выполнения требований по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.

1) Краткий вопрос типа: “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.

         2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

           3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).  

    4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

        5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

Состав учебно-методического комплекта по курсу:

 «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Учебный модуль «Основы православной культуры»

4 класс

1. Шевченко Л. Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России.  Основы православной культуры и светской этики. Основы православной культуры. –4  класс. Учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.

2. Шевченко Л. Л. Духовно-нравственная культура. Основа православной культуры. Духовная азбука. Словари-минимумы. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2014.

3. Шевченко Л. Л. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА: Концепция и учебные программы дошкольного и школьного (1-11 годы) образования. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.

4. Отчий дом: Книга для семейного чтения. Автор-составитель Л. Л. Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012.

5. Шевченко Л. Л. (автор-составитель). Наследие веков живое. Книга для юношества. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009.

6. Шевченко Л. Л. (автор-составитель). Просветители. Книга для чтения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010.

7. Православие: полная энциклопедия для новоначинающих/ Ольга Глаголева, Екатерина Щегалева. – М.: Эксмо, 2014.

8. Интернет-ресурсы:

* http://www.prosv.ru

* http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

* Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru 

* http://festival.1september.ru

* http://school.edu.ru

* http://festival.1september.ru

* http://school.edu.ru

* www.rusedu.ru

*  http://standart.edu.ru

*  http://www.4stupeni.ru

* http://uchportal.ru

* http://www.nachalka.com

* http://metodsovet.su

* http://www.uroki.net

* http://www.uroki.net/docnach.htm

* http://www.it-in.ru



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

 (автор: Шевченко Л. Л.)

4 «Б» класс

(34 часа в год, 1 час в неделю, 34 недели)

№ п/п

Тема урока

Решаемые учебные  проблемы на уроке

Понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

урока по

плану

Дата

урока

по

факту

Предметные результаты

УУД

(Р. – регулятивные,

П. – познавательные,

К. – коммуникативные )

Личностные

1.

Культура и религия в жизни человека. Россия – наша Родина.

Что я знаю о своей Родине – России?

Авторы учебника, система условных обозначений, любовь к Родине,

Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).  

Р.: применять подбор информации для составления портфолио.

П.: отвечать на простые вопросы учителя

К.: слушать и понимать речь других

Основы  российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину

07.09

2.

О вере, знании и культуре

Во что веруют христиане?

Религия, Бог, Иисус Христос, творения, культура, вера в Бога, любовь к ближним, православие, христиане, православная культура

Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

Р.: работать по предложенному учителем плану

П.: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Формирование  образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

14.09

3.

Священное писание.

О чем рассказывает Библия?

Для чего человеку дана жизнь?

Библия, любовь, молитва, благословение, благодать, Отче наш, человек, образ и подобие Божье

«Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.

Р.: работать по предложенному учителем плану

П.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

Бережное  отношение к материальным и духовным ценностям

21.09

4.

Что говорит о Боге православная культура.

Что люди узнали о Боге?

Бог Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой

Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках

Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя

П.: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

28.10

5.

Добро и зло.

Что такое добро и зло?

Мир невидимый, ангелы, Ангел Хранитель, добро, зло, гордость.

Рассказать, что такое «Десять заповедей» или

Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик»

Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

нравственно-эстетическое оценивание

05.09

6.

Что говорит о человеке православная культура

Какие правила для  жизни получили от Бога Адам и Ева?

Послушание, любовь, грех, раскаяние, прощение

Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках, объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть»; связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

12.10

7.

О талантах и душе человека

Каким был сотворённый Богом человек?

Тело, душа, совесть, дар, способности душевные, талант

Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души», в чём заключается свобода для христианина

Р.: организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний

19.10

8.

Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика.

Спасение.

Как Бог спасал человека?

Пророк, заповеди, скрижали

Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна, в чём состоит смысл христианского поста.

Р.: высказывать своё предположение

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

26.10

9.

Спаситель.

Почему христиане называют Христа Спасителем?

Евангелие, Рождество, Богородица, Сын Божий Иисус Христос, Спаситель, Богомладенец, дары волхвов

Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется.

Р.: высказывать своё предположение.

П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: Участвовать в диалоге

начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний

09.11

10.

Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди Блаженства.

Как найти путь к счастью?

Заповеди Блаженства, апостолы

Объяснить, чему учил Христос, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Р.: организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

личностное переживание; начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний

16.11

11.

Золотое правило жизни христиан

Чему Иисус учил людей?

Царство небесное, милосердие, ответственность

Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра.

Р.: уважительно относиться к партнеру.

П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы.

личностное переживание

23.11

12.

Добродетели и страсти. Какой я?

Что такое притча? Что такое добродетель?

Притчи, добродетели, вера, надежда, любовь, страсти, стыд

Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках

Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Нравственно-эстетическое оценивание; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

30.11

13.

Милосердие. Кто мой ближний?

Кто мой ближний? Что такое милосердие?

Милосердие, ближний, добрые дела, добродетели

Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным; какие существуют дела милосердия

Р.: организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

этические чувства как регуляторов морального поведения

07.12

14.

Жертвенная любовь

Что такое жертвенная любовь

Любовь, крестная жертва. Крест, раскаяние, Голгофа, Крестное знамение

Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

14.12

15.

Победа над смертью.

Для чего человеку дана жизнь?

Воскресение Христово, спасение, бессмертие, смерть духовная, Пасха

Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали;

П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

личностное переживание

21.12

16.

Поверь себя.

Может ли человек преодолеть смерть?

Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.

Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса

П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков

К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; личностное переживание; умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи

28.12

17.

Проверь себя.

Какие добродетели помогают христианам сражаться с страстями?

Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса

П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков

К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; личностное переживание; умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи

18.01

18.

Православные традиции. Православный храм.

О чём рассказывают украшения и изображения православных храмов?

Храм, крест, купол, паперть,, притвор, четверик, иконостас, алтарь, царские ворота, священник, клирос, скиния

Рассказать, как устроен православный храм, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно; может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».

Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.

Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

личностное переживание

21.01

19.

Православные Таинства.

Что называется в Православной церкви Таинством?

Матерь Божия, богослужение, Таинства, духовное рождение, литургия, Символ веры

Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.

Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

личностное переживание

01.02

20.

Священные образы. О чём рассказывает икона. Христианское искусство.

Что такое икона?

Святыня, икона, образ, фреска, мозаика

Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве; почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик»

Р.: определение общей цели и путей ее достижения

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

08.02

21.

Христианская семья.

Для чего человеку семья? Как рождается христианская семья?

Семья – малая Церковь, дар любви, дела любви, таинство брака, страх Божий, благодарение, послушание, любовь к Богу, освещение дома, молебен

Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

15.02

22.

Православный календарь и праздники.

Чему посвящены православные праздники?

Церковный календарь, православный праздник, пост, Христославы, колядки, Пасха, кулич, Христосование, именины

Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.

Рассказать историю проникновения христианства  в древнерусские земли и крещения Руси.

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

личностное переживание

22.02

23.

Православный календарь. Почитание Святых.

Святая Русь.

Кого называют святым?

Спасение, святой, Святая Русь, жития, лики святых

Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: готовность слушать собеседника

личностное переживание; начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний

01.03

24.

Верность.

За что прославили князей Бориса и Глеба?

Вера, верность, благоверный, христианский подвиг, страстотерпцы, кротость, смирение, жертвенная любовь

Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний

15.03

25.

Смирение.

Какого человека называли смиренным?

Монах, молитва, Лавра, смирение, чудо, Святыни, мощи, паломничество

Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России.

Р.: организовывать свое рабочее место под руководством учителя

П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

22.03

26.

Ратный подвиг.

Что защищали христианские воины? Чем жертвовали защитники Отечества?

Ратный подвиг, православная вера, защита Отечества, святой, благоверный

Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью Рассказать о герое

Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

личностное переживание; начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний

05.04

27.

Мужество.

В чем состоял подвиг Патриарха Ермогена?

Православие, Патриарх, вера, Отечество, крестное целование, духовный подвиг, Священномученик

Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета на участие в Куликовской битве.

Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

12.04

28.

Христианская радость.

Для чего живет человек? В чем счастье его жизни?

Старцы, христианская радость, цель жизни, благодать, преподобный.

Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

К.: готовность слушать собеседника

начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний

19.04

29.

Подвиг веры.

В чем заключается подвиг Новомучеников и Исповедников Российских?

Подвиг веры, Новомученики, Исповедники, любовь, святыня

Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом

Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями

П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи

К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

личностное переживание; начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний

26.04

30.

Как сохранить красивый мир? Святыни России.

Какие главные Святыни России?

Свобода, ответственность, добродетель любви, Богородица, чудотворные иконы

Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи

П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах

К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

03.05

31.

Проверь себя. Творческий проект «Диалог культур и поколений». Сохраняем культурное наследие.

Как сохранить культурное наследие России?

Духовная жизнь, духовная мудрость, духовный подвиг

Искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Р.: высказывать своё предположение

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи

10.05

32.

Святыни России.

Как подготовить проект «Святыни России?»

Святыни

Искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Р.: высказывать своё предположение

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

17.05

33.

Обращение к школьникам 22 века

Как написать обращение к школьникам 22 века?

Сокровища духовные, духовное завещание

Искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Р.: высказывать своё предположение

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний

24.05

34.

Золотая цепь святых.

Как составить золотую цепь святых?

Золотая цепь святых

Искать нужную информацию, систематизировать её,  сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Р.: высказывать своё предположение

П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей

К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

 Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа  «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» для 4 класса на татарском языке...

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»

Рабочая программа для 4 класса по     «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» на татарском...

Программа внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 5 класс

Предлагаемый материал нацелен на формирование у учущихся представления о культурном наследии народов нашей страны, о общечеловеческих ценностях предшествующих поколений (религиозное верование, фолькле...

Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры». "Праздники мусульман"

Урок ОРКСЭ «Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы исламской культуры»....

Урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры"

Методическая  разработка по ОРКСЭ на тему: Итоговый урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры".Защита проектов "Основы православн...

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...