Рабочая программа по хору для детей младшего школьного возраста
методическая разработка по музыке

В рабочей програме представлены цели и задачи, методы и приемы обучения, сроки реализации и учебно- тематический план, расчитанные на трехлетнее обучение хоровому пению в общеобразовательных учреждениях по дополнительным образовательным программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_horovoe_penie-_3_goda.docx43.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 171
Центрального района Санкт-Петербурга

                 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ     ПРОГРАММА

                                                                  "ХОРОВАЯ  СТУДИЯ КАМЕРТОН"

                                                                           Возраст детей: от 7-10 лет

                                                                   Срок реализации программы: 3 года

 

                                                                                                            недельных часов: 4 часа

                                                                       Разработчик: Криницына Елена Константиновна,                                                                                                                                                                                                                                                                             педагог дополнительного образования

                                                                                 Санкт- Петербург 2022г

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.        Пояснительная записка                                                        

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

1.2. Срок реализации учебного предмета

1.3. Форма проведения учебных аудиторных занятий

1.4. Цель и задачи учебного предмета

1.5. Планируемые результаты освоения программы

1.6. Методы обучения

1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Учебный план

III.        Календарный учебный график

IV.        Методическое обеспечение программы

        4.1. Методические материалы

        4.2. Диагностические материалы

V.    Список литературы

                                           

 1. Пояснительная записка  

Дополнительная общеобразовательная  программа  в области музыкального исполнительства -"Хоровое пение"  направлена на:

 - привлечение наибольшего количества детей к художественному образованию;

 - общее эстетическое развитие, воспитание граждан;

 - развитие творческих способностей подрастающего поколения;

 - формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

 - освоение новых практик с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей, и родителей (законных представителей);

- на развитие коллективных видов творчества, сохранение творческих исполнительских коллективов.

Программа  разработана с учётом:

- занятости детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ;

- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

 - вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности.

1.2.Срок реализации программы

Срок реализации программы "Хоровая студия Камертон" 3 года.

 Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.

1.3.Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Хоровая студия Камертон » рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий ,численностью от 15 человек.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

1.4. Цели программы:

 - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой деятельности;

- формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачи программы :

 - обучение навыкам хорового пения, создание условий для овладения навыками самостоятельной творческой деятельности в различных видах и формах индивидуального и коллективного музицирования;

 - обеспечение индивидуального подхода в обучении и  сопровождения образовательного процесса, приобретение детьми опыта творческой деятельности;

 - овладение  детьми  духовными  и  культурными  ценностями  народов мира.

  1.5. Планируемые результаты освоения обучающимися программы                                        Результатом освоения  программы «Хоровая студия Камертон»  является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков  в области  исполнительской подготовки:

 - навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);

 - умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

 - навыков публичных выступлений;

 - навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации.

 В области музыкально-теоретической подготовки:

 - первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);

- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

 - знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

Результаты освоения программы должны отражать:

 - наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;  

 - знание начальных основ хорового искусства, вокально – хоровых особенностей, художественно – исполнительских возможностей хорового коллектива;

- знание репертуара хорового коллектива;

 - знание наиболее употребляемой терминологии.  

Концертная практика (хор): 

- сформированный комплекс навыков и умений в области коллективного творчества – ансамблевого, оркестрового, хорового исполнительства, позволяющий демонстрировать единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

 - практические навыки и умения концертно-исполнительского опыта.

 - наличие вокально – хоровых навыков (дыхание, звукообразование, дикция, артикуляция);

-навыков ансамблевого строя (мелодическим и гармоническим); навыков 2-х-голосного пения;

- знание стилистических особенностей музыки.

                                        1.6. Методы обучения:

 1.Наглядный метод, состоящих из следующих компонентов:

* Слуховая наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки детьми во время исполнения ими упражнений, песен с ритмическими движениями; *Тактильная наглядность – ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания;

* Зрительная наглядность – показ певческих приемов в вокально-хоровых, ритмических упражнениях;

2. Словесный метод: объяснения, пояснения, указания, поэтическое слово.                        Методические приёмы: 

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

 • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения);

• работа над вокальными и хоровыми навыками;

 • проверка знаний у детей усвоения песни;

 2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

 • споем песню с полузакрытым ртом;

 • слоговое пение («ля», «бом» и др.) ;

 • хорошо выговаривать согласные в конце слова;

 • произношение слов шепотом в ритме песни;

 • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

• настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук) ;

• задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

 • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

 • использовать элементы дирижирования;

; • пение без сопровождения;

 • зрительная, моторная наглядность.

 3. Приемы звуковедения:

 • выразительный показ (рекомендуется a-cappella);

• образные упражнения;

• вопросы;

• оценка качества исполнение песни.

1.7.Общие требования к обстановке в кабинете:

  • чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;
  • свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.

Техническое и материальное обеспечение:

  • кабинет, содержащий ученические столы - 15 штук;
  • стол педагога - 1 штука;
  • музыкальный центр - 1 штука;
  • пианино или клавишный синтезатор - 1 штука;
  • ученическая доска - 1 штука;
  • ноутбук – 1 штука.

II. Учебно-тематический план

                       

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1 год обучения

1.

Введение. Певческая установка

Беседа

1

1

2

2.

Пение вокальных упражнений

Практический

1

15

16

3.

Формирование певческого дыхания

Комбинированный

1

6

7

4.

Формирование вокально-фоноционных навыков

Комбинированный

1

6

7

5.

Формирование певческой артикуляции

Комбинированный

1

6

7

6.

Формирование звуковысотного интонирования

Комбинированный урок

1

15

16

7.

Виды дирижерских жестов

Практическое

1

0

1

8.

Работа над активным унисоном

Комбинированный урок

1

24

25

9.

Работа над ритмической устойчивостью в унисоне

Комбинированный урок

1

6

7

10.

Работа над расширением диапазона

Комбинированный урок

1

4

5

11.

Отработка динамических оттенков

Комбинированный урок

1

4

5

12.

Музыкально-исполнительская  деятельность

Комбинированный урок

1

45

46

Итого

12

132

144

 2 год обучения

1.

Введение. Певческая установка

Беседа

1

1

2

2.

Пение вокальных упражнений

Практический

1

9

10

3.

Формирование певческого дыхания

Комбинированный

1

5

6

4.

Формирование вокально-фоноционных навыков

Комбинированный

1

5

6

5.

Формирование певческой артикуляции

Комбинированный

1

5

6

6.

Формирование звуковысотного интонирования

Комбинированный

1

9

10

7.

Работа над ритмической устойчивостью в унисоне

Комбинированный урок

1

5

6

8.

Работа над дыханием по фразам

Комбинированный урок

1

3

4

9.

Работа над цепным дыханием

Комбинированный урок

1

3

4

10.

Работа над двухголосием

Комбинированный урок

1

13

14

11.

Работа над произведениями a,capella

Комбинированный урок

1

13

14

12.

Отработка динамических оттенков

Комбинированный урок

1

3

4

13.

Развитие дикционных навыков в различных темпах

Комбинированный урок

1

3

4

14.

Музыкально-исполнительская  деятельность

Практический

-

54

54

Итого

13

131

144

 3 год обучения

1.

Пение вокальных упражнений

Практический

1

9

10

2.

Формирование певческого дыхания

Комбинированный

1

4

5

3.

Формирование певческой артикуляции

Комбинированный

1

4

5

4.

Формирование звуковысотного интонирования

Комбинированный

1

9

10

5.

Работа над ритмической устойчивостью в унисоне

Комбинированный урок

1

4

5

6.

Формирование вокально-фоноционных навыков

Комбинированный

1

4

5

7.

Работа над цепным дыханием

Комбинированный урок

1

3

4

8.

Работа над двухголосием

Комбинированный урок

1

14

15

9.

Работа над произведениями a,capella

Комбинированный урок

1

14

15

10.

Отработка динамических оттенков

Комбинированный урок

1

3

4

11.

Работа над дикционно-ритмическим ансамблем, строем

Комбинированный урок

1

3

4

12.

Работа над характером

Комбинированный урок

1

3

4

13.

Музыкально-исполнительская  деятельность

Практический

-

58

58

Итого

12

132

144

                       III. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий.

1 год

12.09.2022

09.06.2022

36

72

144

2 раза в неделю по 2 часа

2 год

11.09.2023

08.06.2023

36

72

144

2 раза в неделю по 2 часа

3 год

09.09.2024

06.06.2024

36

72

144

2 раза в неделю по 2 часа

IV. Методическое обеспечение программы

4.1. Методические материалы

Большое внимание со стороны педагога уделяется подбору тем для практических работ и формированию навыков работы в творческой группе.

При организации оценки индивидуальных достижений учащихся, чаще всего используется форма коллективного разбора – после самооценки работы обучающегося, производится коллективное обсуждение (педагог занимает позицию равного в группе).

п/п

Название раздела/тема

Форма занятий

Используемые методы и приемы

Дидактическое и техническое обеспечение

Форма подведения итогов

1

Введение. Певческая установка.

Групповая

Беседа, анкетирование, прослушивание, распевание, тестирование на музыкальные способности.

Компьютер, рояль.

Анкетирование, беседа, прослушивание.

2

Пение вокальных упражнений

Групповая

Беседа, рассказ, показ педагога, распевание.

Компьютер, рояль.

Беседа, опрос.

3

Формирование певческого дыхания.

Групповая

Беседа, рассказ, показ педагога, дыхательные упражнения, гимнастика,распевание.

Компьютер, рояль.

Выполнение практической работы (пропевание изученного материала), обсуждение результатов.

4

Формирование певческой артикуляции

Групповая

Беседа, рассказ, показ педагога, распевание, разучивание песни.

Компьютер, рояль.

Выполнение практической работы (пропевание изученного материала), обсуждение результатов.

5

Формирование звуковысотного интонирования

Групповая

Беседа, рассказ, показ педагога,  распевание, разучивание песни.

Компьютер, рояль.

Выполнение практической работы (пропевание изученного материала), обсуждение результатов.

6

Работа над ритмической устойчивостью в унисоне.

Групповая

Беседа, рассказ, показ педагога, дыхательная гимнастика, распевание, разучивание песни.

Компьютер, рояль.

Выполнение практической работы (пропевание изученного материала), обсуждение результатов.

7

Формирование вокально-фоноционных навыков.

Групповая

Беседа, рассказ, показ педагога, дыхательная гимнастика, распевание, разучивание песни, повтор изученного песенного материала.

Компьютер, рояль.

Концертное исполнение изученных песен, обсуждение результатов.

8

Работа над цепным дыханием.

Групповая

Беседа, рассказ, показ педагога, распевание.

Компьютер, рояль.

Выполнение практической работы (пропевание изученного материала), обсуждение результатов.

9

Работа над двухголосием.

Групповая

Беседа, рассказ, показ педагога,  распевание, упражнения для развития интонационного слуха.

Компьютер, рояль.

Выполнение практической работы (пропевание изученного материала), обсуждение результатов.

10

Работа над произведениями a,capella

Групповая

Беседа, рассказ, показ педагога, распевание,

упражнения для развития слуха, дыхательная гимнастика, разучивание песни.

Компьютер, рояль.

Выполнение практической работы (пропевание изученного материала), обсуждение результатов.

11

Отработка динамических оттенков.

Групповая

Беседа, рассказ, показ педагога, дыхательная гимнастика, распевание, разучивание песни.

Компьютер, рояль.

Выполнение практической работы (пропевание изученного материала), обсуждение результатов.

12    Работа над                дикционно-ритмическим

ансамблем, строем.

Групповая

Беседа, рассказ, показ педагога, дыхательная гимнастика,

распевание, разучивание песни, отработка трудных мест.

Компьютер, рояль.

Выполнение практической работы (пропевание изученного материала),

обсуждение результатов.

13. Работа над характером.

Групповая

Беседа, рассказ, показ педагога, дыхательная гимнастика,

распевание, целостное исполнение произведений.

Компьютер, рояль.

Выполнение практической работы (пропевание изученного материала),

обсуждение результатов.

14.Музыкально-исполнительская  деятельность

Групповая

Беседа, рассказ, показ педагога, дыхательная гимнастика, распевание, концертное выступление.

Компьютер, рояль.

Отчетное выступление, самоанализ обучающихся, опрос родителей и обучающихся об их удовлетворенности образовательным процессом.

4.2. Диагностические материалы

Для отслеживания результативности используется: входная диагностика, текущий контроль, промежуточный и итоговый контроль. Во время проведения диагностики педагог заполняет протокол результатов освоения программы.

Входная диагностика проводится в сентябре или на первом занятиидля вновь пришедшего учащегося в течение учебного года с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей.

Формы:         

-анкетирование

-прослушивание.

Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся.

Формы:

-педагогическое наблюдение;

-опрос по теме занятия;

-тестирование.

Промежуточный контроль предусмотрен в конце первого года обучения (май) с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.

Формы:

-устный и письменный опрос;

-анкетирование ;

-анализ участия в конкурсах различного уровня .

Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.

Формы:

-выполнение практических заданий;

-анализ участия в конкурсах различного уровня

-диагностика уровня воспитанности обучающихся

-опрос родителей и обучающихся об их удовлетворенности образовательным процессом .

V.    Список литературы

1. Алиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10.- М., 1975.

2. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. В кн.: Развитие детского голоса.- М., 1963

3. Апраксина О.А., Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10.- М., 1971.

4. Багадуров В. Вокальное воспитание детей.- М., Музыка, 1952

5. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности»: Монография.- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.

6. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение.- СПб., Музыка, 2000.

7. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре.- М., Музыка, 1967.

8. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе.- М., Музыка, 1972.

9. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки.- Новосибирск, Наука, 1991

10. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.- СПб., Лань, 1997.

11. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке.- М., 1977.

12. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса.- Л., Гос.муз.изд., 1939.

13. Левидов И.И. Вокальное воспитание детей.- Л., Тритон, 1936.

14. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей.- М.-Л., Советский композитор, 1967.

15. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 13.- М., 1978.

16. Огороднов Д.Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой.- Свердловск, 1981

17. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 16.- М., Музыка, 1985.

18. Сергеев А.А. Воспитание детского голоса.- М., Академия пед. наук РСФСР, 1950

19. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002

20. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.- М., Прометей, 1992.

21. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 15.- М., Музыка, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы «Школа сотрудничества» для детей младшего школьного возраста "

Социально-психологическое развитие современных детей должно обеспечить их адаптацию к нынешним социальным условиям общества. Родившись, дети попадают в мир, полный ожиданий, норм, установок, верований...

Программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста «Юный мастер»

Кружок «Юный мастер» предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую цел...

Программа социально – педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста «Радуга»

Актуальность программы. Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника изменение всего образа жизни и деятельности: изменяются отношения со значимыми взрослыми; появляется ...

Индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста с ОВЗ

*Индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста с ОВЗ*Индивидуальная образовательная программа *Разделы структуры ИОП...