Коррекционные программы учителя - логопеда для детей младшего школьного возраста 2022-2023 учебеный год
рабочая программа по логопедии

Юрченко Ирина Федоровна

Коррекционный курс учителя - логопеда : "Развитие речи"(1-4 классы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Развитие речи учащихся»

Содержание курса «Школа развития речи» 1 класс.

1 класс.

Всего часов: 33 часа

Уроки: 1 раз в неделю

Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова –«родственники» и слова – «друзья» (синонимы)

Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

 Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Предложение и словосочетание 2 часа

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст.

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения.

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.

Тематическое планирование 1 класс

п/п

Тема занятия        

Содержание занятия        

Основные виды деятельности

                                               Речь – 2 часа

1.

Речь

Знакомство с ролью речи в жизни людей.

Определить роль речи в жизни людей.

2.

Тише, громче.

Обсуждение значения употребления выразительной

речи в жизни.

Тренировка навыков выразительной речи.

                                           Слово – 16 часов

3.

Слова. Слова. Слова.

Формирование представлений о слове как комплексе звуков

Толковый словарь

Рассказ о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение

4.

Озорные буквы

Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове

Выведение понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

5.

Слова играют в прятки.

Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову.

Развитие внимательного отношения к слову

6.

Слово и его значение..

Сведения о лексическом значении слова.

Рассказывать о лексическом значении слова.

7.

Прямое и переносное значение слова.

Сведения о прямом и переносном значении слова.

Различать понятия о прямом и переносном значении слова

8.

Многозначные слова.

Формирование первичного представления о многозначности слов.

Вывести понятие многозначности слова.

9.

Омонимы.        

Формирование первичного        представления об омонимах и их значении в речи.        

Первичное представление об омонимах.

10.

Синонимы.        

Формировать первичное представление о синонимах, их

Первичное представление о синонимах.

11.

Антонимы.        

Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи.

Первичное представление об антонимах.

12.

Тематические группы слов.

Познакомить с тематическими группами слов

Выделять тематические группы слов.

13.

Наш цветной мир..

Формировать первичное представление об образности.

На примерах вывести первичное представление об образности

14.

Что на что похоже?

Формировать первичное представление о сравнении.

Первичное представление о сравнении.

15.

Что на что похоже?

16.

Голоса природы.        

        Использование изученного материала для развития воображения, памяти.

Развитие познавательного интереса к языку во время словесных игр.

17.

Проверим себя.        

Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации.

Уметь применять знания в нестандартной ситуации в соревнованиях между командами

18.

Загадки.

Формировать умения отгадывать загадки.

Тренировка в отгадывании загадок.

                Предложение и словосочетание

19.

Предложение.

Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.

Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова.

20.

Распространение предложения.

Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

                                  Культура общения – 5 часов

21..

Культура речи.

Обсуждение значения слов в жизни каждого

человека, деление их на группы по значимости.

Тренировка навыков культурной речи в

диалогах.

22.

Вежливые слова.                

Пословицы.        

Формирование навыков употребления в речи образных выражений.

Тренировка навыков употребления в речи образных выражений при объяснении фразы

23.

Учимся рассуждать.        

Сведения о причинно-следственных связях между предметами, явлениями, событиями.        установление причинно-следственных связей между предметами, явлениями, событиями

24.

Учимся рассуждать.        

Подбор слов, наиболее точно передающих мысль.

                                       Текст – 10 часов

25.

Текст.

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).

Первое представление о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).

26.

Текст.        

Обсуждение целостного единства предложений в тексте        

27.

Заглавие текста.        

        Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту

Тренировка навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.

28.

Тема текста.

Определение темы текста и составление текста на определенную тему.

Тренировка навыков определения темы текста и составления текста на

определенную тему.

29.

Повторение пройденного.

Выявить уровень усвоения изученного материала и

умения применять знания в нестандартной ситуации.

применение знаний в нестандартной ситуации: конкурс «Знайка

30.

Опорные слова.        .

Обсуждение особенностей построения текста и выделение опорных слов.

Тренировка навыка составления текста по опорным словам

31.

Мы строим текст.        

Отработка навыков построения связного текста

Тренировка навыков построения связанного текста.

32.

План текста.        

Составление плана текста, обсуждение его особенностей.

Тренировка навыков составления плана текста.

33.

Проверим себя.        

Выявить уровень усвоения изученного материала.

применение знаний в нестандартной ситуации: КВН

        

Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни. Тренировка навыков выразительной речи.

Слово(16ч.)

3.Слова, слова, слова. Формирование представлений о слове как комплексе звуков.        Рассказ о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение

4.Озорные буквы. Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове.        Выведение понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

5.Слова играют в прятки. Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову. Развитие внимательного отношения к слову.

6.Слово и его значение. Сведения о лексическом значении слова. Рассказывать о лексическом значении слова.

7.Прямое и переносное значение слова. Сведения о прямом и переносном значении слова.        Различать понятия о прямом и переносном значении слова.

8.Многозначные слова. Формирование первичного представления о многозначности слов. Вывести понятие многозначности слова.

9.Омонимы.        Формирование первичного        представления об омонимах и их значении в речи.        первичное представление об омонимах.

10.Синонимы. Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи.        первичное представление о синонимах.

11.Антонимы. Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи.        первичное представление об антонимах.

12.Тематические группы слов. Познакомить с тематическими группами слов Выделять тематические группы слов.

13.Наш цветной мир. Формировать первичное представление об образности. На примерах вывести первичное представление об образности.

14.Что на что похоже? Формировать первичное представление о сравнении. Первичное представление о сравнении.

15.Что на что похоже?                

16.Голоса природы.        Использование изученного материала для развития воображения, памяти. Развитие познавательного интереса к языку во время словесных игр.

17.Проверим себя. Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации.        уметь применять знания в нестандартной ситуации в соревнованиях между командами

18.Загадки. Формировать умения отгадывать загадки. Тренировка в отгадывании загадок.

Культура общения (5ч.)

19. Культура речи. Обсуждение значения слов в жизни каждого

человека, деление их на группы по значимости.        Тренировка навыков культурной речи в

диалогах.

20.Вежливые слова.                

Пословицы.        Формирование навыков употребления в речи образных выражений.Тренировка навыков употребления в речи образных выражений при объяснении фразы

21.        Учимся рассуждать.        Сведения о причинно-следственных связях между предметами, явлениями, событиями.        установление причинно-следственных связей между предметами, явлениями, событиями.

22.        Учимся рассуждать.        Подбор слов, наиболее точно передающих мысль.        

Текст.(10ч.)

23.Текст. Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).        Первое представление о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).

24.Текст. Обсуждение целостного единства предложений в тексте        

25.Заглавие текста.        Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. Тренировка навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.

26.Тема текста. Определение темы текста и составление текста на определенную тему.        Тренировка навыков определения темы текста и составления текста на

определенную тему.

27. Повторение пройденного. Выявить уровень усвоения изученного материала и

умения применять знания в нестандартной ситуации.        применение знаний в нестандартной ситуации: конкурс «Знайка»

28. Опорные слова.        Обсуждение особенностей построения текста и выделение опорных слов.        Тренировка навыка составления текста по опорным словам.

29.        Мы строим текст.        Отработка навыков построения связного текста.        Тренировка навыков построения связанного текста.

30. Мы строим текст. Сформирование сведений построения связного текста.        

31.        План текста.        Составление плана текста, обсуждение его особенностей.        Тренировка навыков составления плана текста.

32.        План текста.        Обсуждение признаков слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста.        

33.        Проверим себя.        Выявить уровень усвоения изученного материала.        применение знаний в нестандартной ситуации: КВН

Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности 2 класс

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

В результате занятий по курсу ученики научатся:

        запомнят многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

        узнают изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

        различать стили речи: разговорный и книжный;

        распознавать типы текстов;

        устанавливать связь предложений в тексте;

        распознавать стили речи;

        выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

        восстанавливать деформированный текст;

        устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

        составлять планы различных видов.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Развитие речи учащихся»

Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности 2 класса

Всего часов: 34

Урок – 1 раз в неделю

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей,

 

распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

В результате занятий по курсу ученики научатся:

        запомнят многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

        узнают изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

        различать стили речи: разговорный и книжный;

        распознавать типы текстов;

        устанавливать связь предложений в тексте;

        распознавать стили речи;

        выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

        восстанавливать деформированный текст;

        устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

        составлять планы различных видов.

                  Тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Элементы содержания

Элементы содержания

Основные виды деятельности

                                                        Слово – 13 часов

1.

Слово. Значение слова

Продолжить работу над понятием

«слово»

Знакомить со словарями: толковым, орфографическим.

определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

2.

Многозначные слова

Продолжить работу над понятием «многозначное» слово. Развивать память. Внимание.

Выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса.

3.

Омонимы

Продолжать формирование понятия «омонимы»

Находить омонимы в тексте. Знать

точное значение слова, не допускать речевых ошибок.

4.

Омофоны, омоформы

Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес я языку.

Различать омофоны и омоформы

5.

Синонимы

Продолжить формирование понятия «синонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать память, логическое мышление.

Различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и то же. Подбирать сминонимы, следить за выразительностью речи

6.

Антонимы

Продолжить формирование понятия «антонимы». Развивать внимательное отношение к языку и памяти.

Правильно расставлять слова ударение в словах, подбирать слова, противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах.

7-9

Фразеологизмы

Познакомить с понятием «фразеологизмы»

Находить в тексте фразеологизмы, уметь объяснять значение фразеологизмов, уметь употреблять крылатые слова в речи.

10.

Пословицы

Продолжить знакомство с пословицами

Объяснять и применять пословицы в своей речи

11.

Загадки

Продолжить знакомство учащихся с загадками. Их художественными особенностями.

Узнать предмет по его описанию и самому сочинять загадки

12.

Изобразительные средства языка.

Сравнение

Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений.

Сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу из данных учителем слов. Использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного содержания

13.

Изобразительные средства языка.

Олицетворение.

Познакомить с олицетворением, как изобразительным средством языка

                                     Предложение и словосочетание – 3 часа

14.

Связь между предложениями в тексте

Работа над деформированным текстом.

находить в деформированном тексте начало рассказа и

продолжать составлять рассказ.

15.

Связь между частями текста

Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление

находить в тексте части и понимать, как они связаны друг с другом.

16.

Работа с деформированным текстом

Проверить умение учащихся устанавливать связь  между предложениями и восстанавливать деформированный текст.

находить в тексте части и понимать, как они связаны друг с другом.

                                             Текст – 13 часов

17.

Текст. Тема текста. Заглавие.

Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать ее.

находить в тексте части и понимать, как они связаны друг с другом.

18-19.

Текст. Опорные слова.

Упражнять в выделении из текста опорных слов и составлении рассказа по опорным словам

выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста

20.

Проверим себя

Выявить уровень усвоения изученного материала.

Умение применять полученные знания в нестандартной

ситуации.

21.

План. Составление плана.

Продолжить работу над выработкой умения составлять план.

делить текст на части, выделять в каждой части самое

важное.

22-24.

Виды плана

Познакомить с разными видами плана.

различать картинный план, цитатный план.

25.

Редактирование плана

Проверить навыки построения связного текста. Умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память.

подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

26.

Типы текста. Описание.

Познакомить с текстом-описанием.

Развивать воображение, внимание.

выбирать из текста словосочетания для описания. по

вопросам составлять описание предмета, существа.

27.

Текст – сравнительное описание

Познакомить с текстом – сравнительным описанием нескольких предметов.

сравнивать  не  только  одинаковые  предметы,  но  и

разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

28.

Типы текста

Повествование

Познакомить с текстом- повествованием.

Развивать воображение.

составлять текст по опорным словам и по плану.

29.

Типы текста. Рассуждение.

Познакомить с текстом – рассуждением.

Развивать логическое мышление.

Различать текст-рассуждение от других типов текстов по вопросам: Зачем? Отчего? Почему?

                                         Культура общения – 5 часов

30-31.

Сочинение на тему «Мой выходной день».

Обучение письменному сочинению

Писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям

32-33..

Повторение пройденного

Повторить основные понятия. С которыми учащиеся познакомились в течение учебного года

Ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

Игровое занятие «Лето зовет».



Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Развитие речи учащихся»

Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности 3 класс.

Всего часов: 34

Уроки:  1 раз в неделю

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово.

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

В результате занятий по курсу ученики научатся:

        запомнят многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

        узнают изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

        будут различать стили речи: разговорный и книжный;

        распознавать типы текстов;

        устанавливать связь предложений в тексте;

        распознавать стили речи;

        выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

 

                   Тематическое планирование 3 класс

п/п

Тема занятия

Элементы содержания

Виды деятельности учащихся

                                               Слово – 17 часов

1.

Многозначные слова.

Знакомство с многозначными словами

различать многозначные слова; уметь находить выражения с

прямыми значениями слов.

2.

Омонимы, омоформы, омофоны.

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.

находить омонимы, омоформами и омофонами; составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл

слов.

3.

Фразеологизмы

Познакомить с понятием «фразеологизмы».

находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение

фразеологизмов; уместно употреблять крылатые слова в речи

4.

Сравнения

Познакомить с понятием «сравнение».

подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной

речи.

5.

Олицетворение

Познакомить с понятием «олицетворение».

Находить        и        употреблять        олицетворения        в        устной        и

письменной речи.

6.

Изобразительно- выразительные средства языка.

Эпитеты.

Познакомить с эпитетами, их назначением.

Находить и употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

7.

Слова нейтральные и

эмоционально окрашенные.

Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

8.

Откуда приходят

слова.

Познакомить с заимствованными словами

находить слова с одной фонетической приметой нерусского

происхождения, с двумя, с тремя.

9.

Этимология

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии

слов в языке.

использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.

10.

Как тебя зовут?

Познакомить с происхождением и значением

имен.

Объяснять происхождение имен.

11.

Как тебя зовут?

Познакомить с происхождением и значением

отчеств.

Объяснять происхождение отчеств.

12.

Наши фамилии.

Познакомить с происхождением фамилий.

высказывать предположения о происхождении фамилии.

13.

Топонимы.

Знакомить с топонимами

Объяснять топонимы

14.

Устаревшие слова.

Исследовать устаревшие слова.

находить и объяснять значение устаревших слов.

15.

Сочинение по картине В.М. Васнецова

«Богатыри».

Знакомить с написанием сочинения – описания картины.

Употреблять фразеологические        обороты,        объяснять        их, составляя по аналогии текст-ответ (подготовка к ВПР)

16.

Сочинение по картине В.М. Васнецова

«Богатыри».

17.

Проверим себя.

Выявить уровень усвоения изученного материала.

применять полученные знания в нестандартной ситуации.

                                                             Текст – 11 часов

18.

Типы текстов.

Знакомим с разными типами текстов и их

признаками.        

Различать типы текстов.

19.

Темы текстов. Опорные слова.

Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

определять тему текста; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст

20.

Связь предложений в

тексте.

Обсуждение признаков текста.

из предложений составлять текст.

21.

Цепная связь

предложений в тексте

Обсудить способы цепной связи

предложений в тексте

определять способы цепной связи предложений в тексте.

22.

Цепная связь

предложений в тексте

Обсудить понятие цепной связи

предложений в тексте

составлять из предложений текст, в котором предложения

соединяются цепной связью.

23.

Параллельная связь

предложений в тексте

Обсудить параллельную связь предложений

в тексте

составлять из предложений текст с параллельной связью

24-25.

Сочинение по картине В.Е. Маковского

«Свидание».

Знакомить с написанием сочинения – описания картины.        

правильно        определять и употреблять        связь        между предложениями в тексте.

26.

Единый временной план текста

Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время.

27.

Единый временной план текста

Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в

повествовательных текстах.

объяснять фразеологизмы; ставить в тексте в нужную форму.

28.

Единый временной план текста

Обсуждение с временной соотнесённостью

глаголов.

Редактировать повествовательные тексты.

                                                   Стили речи – 6 часов

29.

Стили речи

Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи.

различать тексты в разговорном стиле и в книжном.

30.

Стили речи

Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог

находить текст в разговорном стиле.

31.

Культура общения.

Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии

соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

32.

Научный стиль.

Обсудить признаки научного стиля.

различать научный текст от других.

33.

Словари.

Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).

Работать со словарями.

34.

Проверь себя.

Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года.

ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

                

.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Развитие речи учащихся»

Содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности 4 класс.

Всего часов:

Уроки: 1 раз в неделю

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное        чтение,        интонация.        Умение        самостоятельно        подготовиться        к        выразительному        чтению        произведения.        Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 1 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

 

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

В результате занятий по курсу ученики научатся:

        узнают многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;

        будут различать изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;

        узнают иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

        распознавать типы текстов;

        устанавливать связь предложений в тексте;

        распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.

        определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

        восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

                          Тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Тема занятия

Элементы содержания

Виды деятельности учащихся

1.

Омонимы, омофоны,

омоформы, каламбуры

Отличие многозначного слова от

омонимов. Знакомство с каламбурами.

представление об омонимах, омофонах, омоформах,

каламбурах.

2.

Фразеологизмы

Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами

Заменять слова фразеологизмами.        представление о фразеологизмах.

3.

Фразеологизмы

Работа с фразеологизмами. Заменять слова фразеологизмами

употребление фразеологизмов в устной и письменной речи. Составить рассказ, используя фразеологизмы.

4.

Диалектизмы.

Значение диалектизмов в литературном языке.представление о диалектизмах.

Находить диалекты в литературном языке.

5.

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении,

эпитете.

Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.

6.

Метафора.

Знакомство с метафорой.

Роль метафоры в художественном тексте.

Определение выражений с метафорой.

7.

Пословицы и поговорки.

Афоризмы.

Работа с пословицами и поговорками.

Знакомство с афоризмами.

уместно употреблять пословицы в речи.

8.

Сочинение по пословице.

Составлять текст по заданной пословице.

раскрывать смысл пословицы через составление текста по

аналогии

9.

Анализ сочинений по

пословицам.

        Работа над орфографическими и

речевыми ошибками.

редактировать текст, исправлять лексические и

стилистические ошибки.

10.

Художественный стиль.

Общее понятие.Знакомство с художественным стилем.

составлять текст в художественном стиле.

11.

Сочинение – пейзажная

зарисовка.

        Изобразительные языковые средства

художественного стиля.

составлять текст в художественном стиле. Подбирать

образные средства для написания сочинения.

12.

Рифма.

Понятие о стихотворении как об

определенном способом организованном тексте.

определять стихи, определенный ритм.

13.

Диалог и монолог.

Диалог и монолог как форма речи.

Определение в тексте диалогов, монологов.

14.

Драматические

импровизации

Знакомство с пьесой.

трансформировать рассказ в пьесу. Инсценировка отрывка из данного рассказа.

15.

Драматические

импровизации

Знакомство с пьесой.

трансформировать рассказ в пьесу. Инсценировка по

отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома».

16.

Композиция текста. Основные элементы

композиции.

Знакомство с элементами композиции текста.

определять все части текста.

17.

Композиция. Работа с деформирован-

ным текстом.

Деформированный текст. Композиция текста

определять элементы композиции текста. Определять стиль, тему, основную мысль текста. Работать с

деформированным текстом.

18.

Творческая работа.

Письмо сочинения на определенную тему

Писать сочинение на определенную тему.

19.

Сочинение – миниатюра в

художественном стиле.

Письмо сочинения в художественном

стиле

Составлять текст в художественном стиле.

20.

Творческая работа

Письмо сочинения «наоборот».

Сочинение сказки по опоре.

21.

Публицистический стиль

Знакомство с публицистическим стилем

и его особенностями.

писать сочинения в публицистическом стиле.

22.

Газетно –

публицистический стиль.

        Познакомить с особенностями газетно-

публицистического стиля.

определять корреспонденцию, репортаж, статью.

23.

Деловая игра «Вёрстка

газеты».

        Учиться «собирать» газету, располагать

типографский набор на страницах газеты.

Выпуск стенной газеты

24.

Официально – деловой стиль.

Знакомство с официально – деловым стилем и его особенностями.

написать деловой документ.

25.

Тезисы. Конспект.

Составление конспекта

написать конспект статьи.

26.

Аннотация.

Правила составления аннотации к прочитанной книге.

Написание аннотации к любимой книге

27.

Я пишу письмо

Знакомство с особенностями

эпистолярного жанра

оформление адреса на письме. Написать письмо другу

28.

Личный дневник

Важность ведения личного дневника.

Как вести записи в личном дневнике. Описание своего дня.

29.

Сочинение «Мои

любимые стихи».

Выбирать любимых поэтов, любимые стихи.

Чтение наизусть своего любимого стихотворения

30.

Сочинение «Мои

любимые стихи».

31.

Сочини сценарий для

мультфильма.

Придумать тему, каждому герою роль.

составление мультфильма (диафильма).

32.

Конкурс на лучшее название конфет.

        Собрать различные названия конфет. Установить источник происхождения этих названий.

Оформление своих исследований в виде презентации.

33.

Обобщение. Проверим себя.        

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации:

Лингвистический турнир.

34.

Итоги года. КВН.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 2022 - 2023 уч.г

Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...

Рабочая программа по шахматам на 2022-2023 уч год (возраст 8-11 лет)

Рабочая программа по шахматам на 2022-2023 уч год (возраст 8-11 лет)...

Рабочая программа кружка подвижные игры "Юниор" на 2022-2023 учебный год возраст обучающихся: 8-9 лет срок реализации: 1год

Данная рабочая программа кружка подвижные игры "Юниор" на 2022-2023 учебный год разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и ориентирована на испол...

Годовой план учителя - логопеда 2022-2023 уч. год

План работы учителя - логопеда...

Годовой отчет учителя- логопеда 2022 -2023 учебный год

ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА...

Отчёт учителя- логопеда ОГКОУ «Приволжская школа- интернат» за 2022-2023 учебный год.

Общее количество детей в 2022-2023 учебном году в ОГКОУ «Приволжская школа-интернат» 59 обучающихся, имеющих речевые нарушения, нарушения чтения и письма различной этиологии и степени выра...