Программа социально – педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста «Радуга»
рабочая программа
Актуальность программы. Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника изменение всего образа жизни и деятельности: изменяются отношения со значимыми взрослыми; появляется много новых требований, которые надо выполнять; родители возлагают на ребенка определенные надежды, а ребенок, в свою очередь, это чувствует и желает их оправдать. Нелегко приходится и родителям, которые привыкли к одному режиму, а теперь всё изменилось: ребенку надо помочь в подготовке домашнего задания, поддержать его в такой трудный и ответственный период жизни. Адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 37.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа социально – педагогического
сопровождения детей младшего школьного возраста
«Радуга»
Пояснительная записка.
Актуальность программы. Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника изменение всего образа жизни и деятельности: изменяются отношения со значимыми взрослыми; появляется много новых требований, которые надо выполнять; родители возлагают на ребенка определенные надежды, а ребенок, в свою очередь, это чувствует и желает их оправдать. Нелегко приходится и родителям, которые привыкли к одному режиму, а теперь всё изменилось: ребенку надо помочь в подготовке домашнего задания, поддержать его в такой трудный и ответственный период жизни. Адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Большинство исследователей выделяют три фазы адаптации:
1. Генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжениям (2-3 недели);
2. Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) вариант реакций на непривычное воздействие;
3. Относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие адекватно новым нагрузкам, варианты реагирования, т.е. собственно адаптация.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.
Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников.
С учетом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, выражающихся, в частности, в затруднениях в обучении, нарушениях поведения как в школе, так и дома, проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем, с которыми может столкнуться ученик, только начиная свою школьную дорогу. Поэтому проблема дезадаптации требует пристального внимания со стороны педагогов, школьного психолога, родителей.
Цель данной программы – создание условий для успешной адаптации обучающихся к обучению в школе. Деятельность психолога направлена на организацию определенных условий, некоторой среды, в которых ребенок смог успешно адаптироваться к новым социально-педагогическим условиям и в полной мере реализовать свои возможности и способности.
Задачи, решаемые при реализации программы:
- Определение группы дезадаптированных к новым социально-педагогическим условиям обучающихся;
- Проведение развивающей работы, направленной на успешную адаптацию к обучению в школе:
2.1 Формирование навыков учебной деятельности для успешного освоения школьной программы;
2.2 Развитие познавательной сферы (развитие внимание, памяти, мышления, речи, воображения);
2.3 Снижение школьной тревожности, обучение навыкам регуляции своего эмоционального состояния, способам снятия психоэмоционального напряжения;
2.4. Укрепление чувства уверенности в себе, собственных силах, формирование адекватной самооценки, оценки собственных возможностей и способностей;
2.5 Развитие коммуникативных качеств личности, способствующих более успешной адаптации в обществе сверстников;
3. Повышение мотивации учения, развитие познавательных мотивов учения.
Отличительные особенности. Программа включает не только работу с обучающимися, но педагогами и родителями в форме бесед, консультаций, участия педагога-психолога на родительских собраниях. Занятия с обучающимися по программе осуществляются в групповой форме в рамкам образовательного процесса.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Ответственное отношение к учению;
- Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве с представителями различных возрастных групп в процессе образовательной и других видах деятельности;
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
- Успешная адаптация обучающихся к обучению в школе;
- Повышение стрессоустойчивости;
- Развитие высших психических функций, навыков управления своим поведением и эмоциональным состоянием;
- Создание благоприятного психологического климата в классах.
В ходе реализации программы осуществляется входная и контрольная диагностика. Входная диагностика представляет собой комплекс методов и методик, содержание которых представлено в учебно-тематическом плане.
Контрольная диагностика для большинства обучающихся – это экспертные опросы педагогов, наблюдения педагога-психолога, результаты бесед с родителями. С отдельной категорий обучающихся, выделившихся в процессе реализации программы как дезадаптированные, будет проведен весь комплекс методов и методик, применявшихся на этапе входной диагностики.
Условия.
- Психологические условия: формирование позитивной атмосферы,
атмосферы доверия и сотрудничества; формирование мотивации у родителей, педагогов и учеников в содействии проведения программы.
- Педагогические условия: наличие специальных методологических разработок.
- Организационные: согласование проведения программы с администрацией, родителями и классным руководителем.
Возможные риски.
- Нежелание ребенка учиться;
- Низкая квалификация педагогов;
- Несоблюдение педагогами разработанных правил и моделей
поведения с классом.
- Страх ребенка идти в школу.
План мероприятий по реализации работы.
Тема | Форма работы | Ответственные |
Тема 1. Я – школьник. «Знакомство» Сказка «Лесная школа» | Групповая | соц. педагог |
«Как зовут ребят моего класса». Поделка «Букет для учителя». | Групповая | соц. педагог |
«Зачем мне нужно ходить в школу? | Индивидуальная | соц. педагог |
«Мой класс» Сказка «Смешные страхи» (Просмотр видео - ролика) | Групповая | соц. педагог |
«Какие ребята в моем классе» | Групповая | соц. педагог |
«Я умею управлять собой» (Беседа) | Индивидуальная | |
«Я умею преодолевать трудности» | Групповая | соц. педагог |
«Я умею слушать других» (Беседа) | Групповая | Администрация, педагог психолог, соц. педагог |
«Я умею учиться у ошибки» | Групповая | |
«Я умею быть доброжелательным» (Конкурс рисунков) | Групповая | |
«Я – доброжелательный» | Групповая | |
«Я умею быть ласковым» | Групповая | соц. педагог |
«Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими» | Групповая | Администрация, педагог психолог, соц. педагог |
«Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого» | Групповая | |
«Я учусь решать конфликты» | Групповая | |
«Я умею разрешать конфликты» | Групповая | |
ТЕМА 2. Мои чувства. «Радость. Что такое мимика?» | Групповая | |
«Радость. Что такое жесты?» | Групповая | соц. педагог |
«Радость. Как ее доставить другому человеку?» | Индивидуальная | |
«Радость можно передать прикосновением» | Групповая | соц. педагог |
«Грусть» | Групповая | Администрация, педагог психолог, соц. педагог |
«Страх» | Групповая | соц. педагог |
«Страх. Как его преодолеть?» | Групповая | Педагог психолог, соц. педагог |
«Гнев. С какими чувствами он дружит?» | Групповая | |
«Гнев и его польза» | Групповая | |
«Обида» | Индивидуальная | |
«Разные чувства» | Групповая | |
«Итоговое» | Групповая |
Методическое обеспечение программы психологического сопровождения младших школьников на этапе адаптации к обучению в школе
Для проведения занятий требуются просторный кабинет, столы, стулья, дополнительная специализированная литература для обучающихся не требуется.
Важен опыт работы в качестве практического психолога в образовании: опыт диагностической работы, групповой работы.
Каждое занятие включают в себя как теоретическую информации, так и практико-ориентированные упражнения и игры.
Реализация программы предполагает несколько этапов:
1. Групповая диагностика уровня адаптации к школьному обучению среди обучающихся 1 классов. На данном этапе предполагается посещение уроков с целью наблюдений за процессом адаптации обучающихся, использование специальных психологических методов диагностики, экспертных оценок учителей, беседы с родителями. Полученные таким образом данные позволят определить степень адаптации обучающихся к обучению в школе, а также выявить группу учеников, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
2. Развивающая работа по адаптации к обучению в школе. При необходимости организуются как индивидуальные занятия, так и групповые в зависимости от поставленных целей, выявленных трудностей и проблем.
3. Проведение повторной (контрольной) диагностики по определению уровня адаптации к обучению в школе среди обучающихся, с которыми проводилась развивающая работа. Целью данного этапа является контроль и анализ результатов развивающей работы, оценка достижений и успехов учащихся.
Формы работы
Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения детей можно использовать различные формы психологической поддержки:
1. Групповая и индивидуальная психодиагностика (изучение уровня адаптации к обучению в школе, изучение психологических свойств и состояний личности), основная цель которой выявление группы дез адаптированных обучающихся, определение факторов, способствующих успешной адаптации к школе.
2. Групповые психологические занятия с обучающимися, цель которых создание оптимальных психолого-педагогических условий для успешной адаптации к обучению в школе, эффективному освоению учебных программ. Особое значение имеет организация занятий с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.
3. Индивидуальные и групповые консультации родителей обучающихся (законных представителей) и педагогов, цель которых создание условий для успешной адаптации, оказание помощи в преодолении возникающих трудностей. Входе консультаций разрабатываются рекомендации по наиболее эффективным способам общения с детьми младшего школьного возраста, по оптимальным способам организации режима дня, построению оптимальных отношений с самим собой и окружающими людьми.
4. Психологическое просвещение педагогов через консультирование, размещение информации на стенде социально-психологической службы, участие в работе Педагогических советов, ставящее своей целью формирование и расширение психологических знаний об особенностях детей младшего школьного возраста, наиболее адекватных способах их воспитания, общения с ними. Данная работа позволяет оказывать ребенку опосредованную помощь, т.е. через систему целенаправленных влияний со стороны педагогов способствовать созданию условий для успешной адаптации к школе.
5. Консультирование родителей (законных представителей) детей (коллективное, индивидуальное) по проблемам обучения, адаптации к школе, личностным трудностям, по вопросам воспитания и общения с детьми. В ходе данной работы оказывается помощь по преодолению возникающих трудностей в сфере детско-родительских отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье рассматривается характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...
Проект социально-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к школе.
Проект социально-педагогических мероприятий по подготовке детей расчитан на детей с низким коммуникативным, мотивационным уровнем. Для детей из семей социального риска, так как, в таких семьях детям н...
Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с комплексными нарушениями.
Выступление на конференции....
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
В данной работе рассмотрены психолого-педагогические особенности развития младших школьников и основные виды психических расстройств в младшем школьном возрасте....
Комплексное сопровождение детей младшего школьного возраста детей с РАС
Сборник материалов областной практико-ориентированной конференции...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛОГО В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье отражаются специфика и особенности организации совместной деятельности детей и взрослого в развитии социального интеллекта детей 6-7 лет....
«Психолого – педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в период адаптации к обучению в школе. Методические рекомендации.»
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, в...