Программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста «Юный мастер»
рабочая программа (1 класс) по теме

Кружок «Юный мастер» предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_master_programma.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

             

Программа

 внеурочной деятельности  

для детей младшего школьного  возраста

 «Юный мастер»

                                                                 Работа выполнена: учителем начальных классов

                                                                                                  ГБОУ  ООШ  с.Муранка  

                                                                                                    Пожалустиной Л. И.

Сызрань

2012г.

                                                                                                                                                                

                                                     

Юный мастер

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Концепция программы

Общественно полезный труд – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.

Кружок «Юный мастер» предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе,  На занятиях кружка следует не только обучать детей элементарным трудовым навыкам, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.

Содержание кружка «Юный мастер» определяется с учетом  их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки.

В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются постоянные коллективы учащихся. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.

Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся. Школьники должны осознавать необходимость и  целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.

Актуальность программы:

 Занятия детей продуктивной деятельностью в кружке «Юный мастер» создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению,  формируются социально ценные практические умения, опыт и творчество.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Она может рассматриваться как один из способов обучения школьников видам полезного проведения досуга.

Происходит ориентация школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Практическая значимость:

  Практическая значимость программы заключается в том, что школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения. У детей формируются  навыки самообслуживания, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков.  На занятиях воспитываются нравственно - волевые качества личности: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.

     Внеклассные занятия способствуют развитию творческого мышления и воображения. Они привлекают детей результатами труда. Следовательно, общественно полезная деятельность является еще и средством эмоционально - эстетического воспитания и развития детей. Кроме того, занятия способствуют расширению политехнического кругозора учащихся, овладению детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями, расширению и обогащению личного жизненно-практического опыта учащихся; знакомит с миром профессий и их социальным значением.

Досуговая деятельность способствует приобщению школьников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Вид программы:

модифицированная (разработана  на основе примерных программ внеурочной деятельности начального основного общего образования в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования).

Цель программы:

Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями; расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся,   ознакомление с миром профессий и их социальным значением.

Задачи программы:

Обучающая.

Формирование осознанной потребности в труде, обучение элементарным трудовым навыкам, культуре труда, умения работать ручными инструментами, умения организовать своё  рабочее место, самоконтроля своей работы.

Развивающая.

Развитие личностных качеств, творческих способностей; развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Воспитательная.

   Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Воспитание уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе.

Возраст детей

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 -10 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. В кружок принимаются все желающие без специального отбора. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 10 до 15 человек.

Режим занятий:

   Общее число занятий в год – 33. При наполняемости группы 10-15 детей занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Состав  группы постоянный.  Дни занятий кружка  учитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Продолжительность занятий 35 минут. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

К концу года учащиеся должны уметь:

  • наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  • организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
  • уметь планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
  • различать материалы и инструменты по их назначению;
  • владеть навыками работы с тканью и простейшими инструментами
  •  ( линейкой, ножницами и иголкой, напёрстком, бумагой, картоном;
  • разрезать бумагу, картон по нанесенным меткам;
  • владеть техникой швов – «вперед иголку»,  «строчка»,  вдевать нитку в иголку, завязывать узелок;
  • качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея;
  • безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • выполнять правила культурного поведения в общественных местах.

Знать:

  • правила  техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой;
  • название и назначение материалов,  инструментов – ткань, напёрсток;
  • правила планирования и организации труда;
  • названия швов, технику выполнения швов;
  • что такое деталь (составная часть изделия);
  • виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления;
  • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами.
  •  уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);
  • размножение комнатных растений;
  • дежурство по столовой;
  • выращивание цветочно-декоративных растений.

Юный мастер

Тематический план

                                                       1 класс

                                                       33 часа

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Теоре тичес ких

Прак тичес ких

Всего

1

Вводное занятие.

1

 1

2

Работа по благоустройству..

4

9

13

3

Самообслуживание.

4

9

13

4

Люди – труженики моего города.

2

2

4

5

Итоговое занятие

2

2

Итого:

10

23

33

Учебно-тематический план

 

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Виды деятельности

Теоре тичес ких

Прак тичес ких

Всего

Вводное занятие.

1

Вводное занятие.

Экскурсия в парк: «Природа вокруг нас». Составление осеннего букета и украшение классной комнаты.

1

 1

Экскурсия.

Работа по благоустройству.

2

Благоустройство школьного двора, цветочных клумб: удаление мусора, остатков растений, сухих веток. Сбор семян цветочно-декоративных растений.

1

1

Практический.

3-4

Экскурсия в школьную теплицу. Ознакомление  с комнатными растениями  и уходом за ними.

1

1

2

Теоретический,практический.

5

Уход за  комнатными  растениями   (полив,  рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли) в классной комнате.

1

1

Практический.

6

Экскурсия в природу. Заготовка семян древесных и кустарниковых пород для зимующих птиц.

1

1

Практический.

7-8

Изготовление кормушек. Подкормка зимующих птиц.

1

2

3

Теоретический, практический.

9

Подготовка и участие в празднике «День птиц».

1

1

Практический.

10-11

Экскурсия в школьную оранжерею. Размножение комнатных растений.

1

1

2

Теоретический, практический.

12-13

Подготовка щкольных клумб к посадке цветочно-декоративных растений. Посадка цветочно-декоративных растений. Уход за растениями.

2

2

Практический.

Самообслуживание.

14-15

Самообслуживание дома. Помощь родителям. Уборка постели, личная гигиена, содержание одежды  в чистоте и порядке. Поддержание чистоты и порядка в классной комнате.

1

1

2

Теоретический, практический.

16-17

Сервировка стола. Столовые принадлежности и посуда. Виды складывания салфеток.

1

1

2

Теоретический, практический.

Презентация.

18-19

Правила по ТБ при работе инструментами. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой.

1

1

2

Теоретический, практический.

20-21

Правила по ТБ при работе инструментами. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом «в прокол». Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы.

2

2

Практический.

Конкурс.

22-23

Мелкий ремонт одежды. Шов «строчка». Заплатка на одежде.

2

2

Практический.

24-25

Экскурсия в городскую библиотеку.

Мастер – класс по мелкому  ремонту детских журналов и книг.

1

1

Теоретический.

26-27

Мелкий  ремонт детских журналов и книг классной  и школьной библиотеки.

2

2

Практический.

Люди – труженики моего города.

28-29

Экскурсия в живой уголок школы юннатов. Уход за животными живого уголка.

1

1

2

Теоретический, практический.

30

Экскурсия в конно–спортивный клуб. Ознакомление с условиями содержания животных и с сельскохозяйственными профессиями.

1

1

Практический.

31

 Экскурсия на городской хлебозавод. Встреча с работниками пищевой промышленности.

1

1

Теоретический,

Итоговое занятие

32-33

Подведение итогов практической работы учащихся. Отчёт презентация - путешествие «Где побывали, что увидели и что сделали своими руками первоклашки»

2

2

Оформление интерьера кабинета.

ИТОГО:

10

23

33

Содержание программы:                                                

1 Вводное занятие.     

Экскурсия в парк: «Природа вокруг нас». Составление осеннего букета и украшение классной комнаты.

2. Работы по благоустройству.

Благоустройство школьного двора, цветочных клумб: удаление мусора, остатков растений, сухих веток. Сбор семян цветочно-декоративных растений.

Экскурсия в школьную теплицу. Ознакомление  с комнатными растениями  и уходом за ними. Уход за  комнатными  растениями   (полив,  рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли) в классной комнате.

Экскурсия в природу. Заготовка семян древесных и кустарниковых пород для зимующих птиц.

Изготовление кормушек. Подкормка зимующих птиц.

Подготовка и участие в празднике «День птиц».

Экскурсия в школьную оранжерею. Размножение комнатных растений.

Подготовка щкольных клумб к посадке цветочно-декоративных растений. Посадка цветочно-декоративных растений. Уход за растениями.

3. Самообслуживание.

Самообслуживание дома. Помощь родителям. Уборка постели, личная гигиена, содержание одежды  в чистоте и порядке. Поддержание чистоты и порядка в классной комнате.

Сервировка стола. Столовые принадлежности и посуда. Виды складывания салфеток.

Правила по ТБ при работе с инструментами. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Безопасные действия с иголкой. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины. Использование модели шва. Упражнять в выполнении действий. Особое внимание обратить на то, чтобы дети не брали иглу в рот; не втыкали иглу в одежду; не вышивали слишком длинной ниткой. После окончания работы пересчитать количество игл.

Правила по ТБ при работе  с инструментами. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями способом «в прокол». Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. Использование модели пришивания пуговицы.

Мелкий ремонт одежды. Шов «строчка». Заплатка на одежде. Техника безопасности труда.

Экскурсия в городскую библиотеку.

Мастер – класс по мелкому  ремонту детских журналов и книг.

Мелкий  ремонт детских журналов и книг классной  и школьной библиотеки.

Техника безопасности труда.

4. Люди – труженики моего города.

Экскурсия в живой уголок школы юннатов. Уход за животными живого уголка.

Экскурсия в конно–спортивный клуб. Ознакомление с условиями содержания животных и с сельскохозяйственными профессиями.

 Экскурсия на городской хлебозавод. Встреча с работниками пищевой промышленности.

5. Итоговое занятие

Подведение итогов практической работы учащихся. Отчёт презентация - путешествие «Где побывали, что увидели и что сделали своими руками первоклашки»

Методическое обеспечение программы:

Формы проведения занятий:    

   Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия, - так и практические занятия: прогулки, экскурсии, непосредственное выполнение практических работ, работа с компьютером, с  интерактивной доской,   выставки детских работ. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.  

Методы работы:

Словесно- наглядный,

• Наглядно- практический,

• Практический.

   

 Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Техническое оснащение.

  1. Мультимедиапроектор.                                          
  2. Магнитная доска.
  3. Экран (на штативе или навесной).  
  4. Компьютер, интерактивная доска.   

Учебно-практическое оборудование

           

  1. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.(на каждого ребенка).
  2. Нитки катушечные цветные № 40 (основные и оттеночные).
  3. Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).
  4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).
  5.  Пуговицы с 2 и 4 отверстиями разных размеров и цветов (достаточное количество для осуществления выбора каждым ребенком).
  6. Кусочки трикотажного полотна разных размеров.
  7. Карандаши (на каждого ребенка) простые.
  8. Картон, цветная бумага
  9. Клей, кисточка.

Список литературы, используемой педагогом

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. М. «Просвещение» 2011.
  2. Программы  для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов. М. «Просвещение» 1988.
  3. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И. Фоминых.- М.: Просвещение, 1986. – 288с.
  4. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
  5. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.
  6. Симоненко В.Д. “Технология” - М., 2001 г.
  7. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 1985
  8. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ, 2000.-32с.
  9. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика, 1991, №12 с. 34-39
  10. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания // Педагогика, 1992, № 7-8

 Список литературы,   рекомендуемой для детей и родителей

  1. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
  2. Симоненко В.Д. “Технология” - М., 2001 г.
  3. Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.
  4. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Программа внеурочной деятельности для начальной школы «Юный патриот»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития чувства патриотизма....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...

Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления "Юный патриот"

Программа  внеурочной деятельности "Юный патриот" для учащихся 1 - 4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный краевед»

Рабочая  программа внеурочной деятельности  «Юный краевед»для обучающихся начального общего образования (1-4 классы)Количество часов: 68 часов  ( 2 часа в неделю)...

Программа внеурочной деятельности социального направления «Клуб юных экологов» /проектная деятельность/

Программа внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» продолжает знакомство обучающихся с культурой поведения в социуме. И если в 1- 3 классах мы говорили о культуре поведения среди людей (в школе, д...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Юный художник". Программа "Юный художник" является программой художественно- эстетического направления, предполагает кружковой...