Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1- 4 классов для обучающихся с умственной отсталостью
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1- 4 классов

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 1)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыка. Программа. УО 8 вид55.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1- 4 классов

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 1)

1класс - 33 часа (1 час  в неделю)

2 класс -34 часа (1 час в неделю)

3 класс - 34 часа (1 час в неделю)

4 класс – 34 часа (1 час в неделю)

Программа курса музыка для школы (1—4 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Музыка и пение» И.В Евтушенко.

Рабочую программу составил учитель:__________________________________

 

Пояснительная записка

          Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки учащихся каждого класса по музыке. 

Рабочая программа по музыке составлена на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида:

Учебник Музыка 1-2 класс: учеб. Для общеобраз. организаций, реализующих общеобразовательные программы / И. В. Евтушенко - М.: Просвещение, 2021.

Учебник Музыка 3 класс: учеб. Для общеобраз. организаций, реализующих общеобразовательные программы / И. В. Евтушенко - М.: Просвещение, 2021.

Учебник Музыка 4 класс: учеб. Для общеобраз. организаций, реализующих общеобразовательные программы / И. В. Евтушенко - М.: Просвещение, 2021.

Тип программы: программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 - 4 классы

Статус программы: рабочая программа учебного курса

Назначение программы:

- для обучающихся с ограниченными возможностями программа обеспечивает реализацию образовательных услуг, гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании начального коррекционного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации коррекционного образования;

Сроки освоения программы:

Освоение предмета «Музыка» предусмотрено на первых двух этапах обучения:

на I-ом этапе ― в 1-4 классах (при необходимости – с 1 дополнительным классом);

Объем учебного времени: 135 часов

Режим занятий:

1класс (1 час в неделю)

2 класс (1 час в неделю)

3 класс (1 час в неделю)

4 класс (1 час в неделю)

Форма обучения: очная

Итоговая оценка складывается из четвертных оценок.

           Содержание программы курса музыка  для школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. 

Основой  курса музыка  для  коррекционной школы 8 вида  являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования , формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).  

Планируемые результаты освоения учебного предмета по АООП МАОУ СШ______ для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Личностные

  • положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;
  • приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;
  • умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
  • представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
  • стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
  • умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;
  • проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
  • стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
  • стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;
  • стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.

Предметные результаты:

1 класс

  • Минимальный:
  • смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя;
  • выполнение специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка с помощью учителя;
  • эмоциональное восприятие разных по характеру произведения;
  • различение характера музыки (веселая, грустная);
  • умение различать динамические особенности музыки (громкая, тихая);
  • использование элементарных навыков игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан) с помощью учителя;
  • хоровое исполнение знакомых песен вместе с учителем.
  • Достаточный:
  • смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя и самостоятельно;
  • развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка самостоятельно);
  • развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения;
  • различение характера музыки (веселая, грустная;
  • умение различать динамические особенности музыки (громкая, тихая);
  • овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан) с помощью учителя;
  • умение пропевать короткие попевки на одном дыхании.
  • умение слаженно петь в группе и петь индивидуально.

  • 2 класс
  • Минимальный:
  • смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя;
  • выполнение специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка с помощью учителя;
  • эмоциональное восприятие разных по характеру произведения;
  • дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие) в знакомых произведениях (используются образы медведя, птички и др.);
  • различение характера музыки (веселая, грустная);
  • умение различать динамические особенностями музыки (громкая, тихая);
  • использование элементарных навыков игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан);
  • хоровое исполнение знакомых песен вместе с учителем.
  • Достаточный:
  • смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя и самостоятельно;
  • развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка самостоятельно);
  • развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения;
  • дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие);
  • различение характера музыки (веселая, грустная);
  • ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая);
  • овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовыми инструментах (бубен, барабан);
  • умение отчетливо произносить текст;
  • умение пропевать короткие попевки на одном дыхании;
  • умение слаженно петь в группе и петь индивидуально.
  • 3 класс
  • Минимальный:
  • смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя;
  • развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка с помощью учителя);
  • развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения;
  • дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие);
  • различение характера музыки (веселая, грустная);
  • ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая);
  • овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовыми инструментах (бубен, барабан);
  • умение пропевать короткие попевки на одном дыхании;
  • умение петь в группе и петь индивидуально в сопровождении педагога.
  • Достаточный:
  • умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога;
  • смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя и самостоятельно;
  • исполнение специальных упражнений слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка самостоятельно);
  • развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения;
  • дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие);
  • различение характера музыки (веселая, грустная);
  • ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая);
  • овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан);
  • умение отчетливо произносить текст, понимать его смысл;
  • умение пропевать короткие попевки на одном дыхании.
  • 4 класс
  • Минимальный:
  • умение выполнять подготовительные дыхательные упражнения, иметь правильную постановку для пения (ноги крепко стоят на полу спина ровная);
  • умение брать дыхание перед началом музыкальной фразы, удерживать дыхание на более длинную фразу;
  • умение отчетливо произносить текст песни и понимать ее содержание;
  • исполнение специальных ритмических упражнений;
  • умение выдерживать ритмический рисунок произведения в сопровождении инструмента вместе с педагогом;
  • умение слышать вступление, начинать и заканчивать пение вместе в группе;
  • умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога;
  • умение передавать словами внутреннее содержание различных музыкальных жанров;
  • умение петь мягко, напевно.
  • Достаточный:
  • умение выполнять подготовительные дыхательные упражнения, иметь правильную постановку для пения (ноги крепко стоят на полу спина ровная), уметь провести разминочную часть вместо учителя;
  • умение брать дыхание перед началом музыкальной фразы, удерживать дыхание на более длительных фразах, распределять равномерно;
  • умение отчетливо произносить текст песни и понимать ее содержание;
  • исполнение специальных ритмических упражнений;
  • умение выдерживать ритмический рисунок произведения в сопровождении инструмента;
  • умение слышать вступление, начинать и заканчивать пение вместе в группе;
  • умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога;
  • стремление выступить на концерте;
  • уметь спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
  • умение прочувствовать понять и передать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
  • умение выбрать из предложенного музыкального материала то, что больше нравиться.

1 класс

Основные требования к званиям и умениям учащихся I класса

к концу учебного года.

Учащиеся должны знать:

- характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).

Учащиеся должны уметь:

- петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

- выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;

- одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;

- правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;

- правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1; различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;

- различать песню, танец, марш;

- передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные).

2 класс

Основные требования к знаниям и умениям учащихся II класса к концу учебного года

Учащиеся должны знать:

- высокие и низкие, долгие и короткие звуки; музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);

- характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).

Учащиеся должны уметь:

- исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;

- различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;

- исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.

3-4 класс

  • Основные требования к знаниям и умениям учащихся III-IV класса к концу учебного года.

Учащиеся должны знать:

- современные детские песни для самостоятельного исполнения;

- значение динамических оттенков (форте — громко, пиано— тихо);

- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);

- особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);

- особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.

Учащиеся должны уметь:

- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

- ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;

- исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;

- различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

    Перечень учебно-методического обеспечения

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2014год.

2 .Мерзлякова С.И. музыкально-игровой материал. Учебное пособие для учащихся /

С.И. Мерзлякова – М.: Гуманит. Изд. «Владос», 2002

3. Алпарова Н.Н. Музыкально-игровой материал для школьников / Н.Н. Алпарова – М.: Гуманит. Изд. «Владос», 2002

4 .Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии . Учебное пособие для студентов пед.учеб. заведений./ под ред. Е.А. Медведевой/ Изд. Центр «Академия»,2014г.

5 .Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2017.

6 . Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.

Календарно-тематическое планирование по музыке

1 класс (1 часа в неделю, 33 часа в год)

п/п

Тема урока

Кол –во

часов

Дата проведения

По плану

Фактически

1

Звучащий мир вокруг нас.

1

2

Музыкальные жанры. Песня.

1

3

Части песни.

1

4

Музыкальные жанры. Колыбельная.

1

5

Музыкальные жанры. Танец.

1

6

Музыкальные жанры. Марш.

1

7

Природа в музыке. Осень.

1

8

Как появляется музыка?

1

9

Средства музыкальной выразительности: динамические оттенки.

1

10

Средства музыкальной выразительности: темп.

1

11

Высокие и низкие звуки.

1

12

Короткие и долгие звуки.

1

13

Природа в музыке. Зима.

1

14

Изучение новой песни.

1

15

Музыкальные портреты людей.

1

16

Настроения и чувства в музыке.

1

17

Повторение по теме «Настроения и чувства в музыке».

1

18

Природа в музыке. Весна.

1

19

Повторение по теме «Природа в музыке. Весна.»

1

20

Изучение новой песни.

1

21

Детские музыкальные инструменты: бубен, маракасы.

1

22

Детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан.

1

23

Игра на детских музыкальных инструментах.

1

24

Изучение новой песни.

1

25

Изучение новой песни.

1

26

Музыкальные инструменты: металлофон.

1

27

Музыкальные инструменты: флейта.

1

28

Музыкальные инструменты. Труба.

1

29

Музыкальные инструменты. Скрипка.

1

30

Музыкальные инструменты: гитара.

1

31

Музыкальные инструменты: арфа.

1

32

Повторение по теме «Музыкальные инструменты».

1

33

Природа в музыке. Лето.

1

ИТОГО

33ч.

Календарно-тематическое планирование по музыке

2 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактически

«Песни моего детства» - 15ч.

1

«Гимн России»

1

2

«Мелодия»

1

3

«Россия – Родина моя»

1

4

«Что мы знаем о музыке?»

1

5

«Музыка вокруг нас»

1

6

«Звучащие картины»

1

7

«Вечерняя сказка. Колыбельная»

1

8

Обобщающий урок первой четверти

1

9

«Веселые песни»

1

10

«Эти разные песни»

1

11

«Поэт, художник, композитор»

1

12-13

«Здравствуй, зимушка-зима»

2

14

«Разыграй песню о зиме»

1

15

Обобщающий урок второй четверти

1

«Веселые нотки» - 19ч.

16

«Край, в котором ты живешь»

1

17

«Мы – музыканты»

1

18

«Зауральская сторонушка»

1

19

«Эти разные танцы»

1

20-21

«Музыка в народном стиле»

2

22

«Музыкальная грамота»

1

23

«Гори, гори ясно»

1

24

«Музыкальные портреты»

1

25

«В концертном зале. Музыкальное впечатление (С. Рахманинов)»

1

26

Обобщающий урок третей четверти

1

27-28

«Песенка-чудесенка (П.И. Чайковский «Немецкая песенка»)»

2

29-30

«У каждого свой инструмент. Разыграй песню»

2

31-32

«Ничего на свете лучше нету»

2

33

Обобщающий урок четвертой четверти

1

34

Заключительный урок-концерт

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование по музыке

3 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

«Музыка в жизни человека» - 9 часов

1

Вводный урок. Повторение песен за 1- 2 класс.

1

2

Повторение раздела «Музыкальная грамота» за 1-2 класс.

1

3

Связь музыки с жизнью людей.

1

4

Роль музыки в трудовой жизни людей, отдыхе.

1

5

Роль музыки в трудовой жизни людей, отдыхе.

1

6

Русская народная сказка «Теремок».

1

7

Русская народная сказка «Теремок».

1

8

Русская народная сказка «Теремок».

1

9

Обобщающий урок по теме «Музыка в жизни человека».

1

«Музыка моего народа» - 10 часов

10

Интонационное своеобразие народной музыки — распевность на нескольких звуках одного слога.

1

11

Русские народные инструменты (ложки, балалайка и др.)

1

12

Главные признаки русской музыки.

1

13

Части песни (запев, припев, вступление, заключение).

1

14

Части песни (запев, припев, вступление, заключение).

1

15

Закрепление интереса к музыке различного характера, умение высказываться о ней.

1

16

Поем любимые песни.

1

17

Музыкальная игра «Бояре»

1

18

Урок-концерт «Песни моего народа»

1

19

Повторение темы «Музыка моего народа».

1

«Элементы музыкальной речи» - 8 часов

20

Понятия темп и ритм.

1

21

Ритмический рисунок.

1

22

В стране мультипультия «До, ре, ми»

Просмотр и обсуждение мультфильма

1

23

Нотная грамота. Ноты, стан, скрипичный ключ.

1

24

Лад. Мажор. Минор.

1

25

Элементы музыкальной речи. Лад. А.Дворжак «Юмореска».

1

26

Плавное и отрывистое звучание мелодии. С.Рахманинов «Итальянская полька».

1

27

Обобщение темы «Элементы музыкальной речи».

1

«Музыкальные коллективы» - 7 часов

28

Музыкальные инструменты и их звучание: арфа, орган, флейта.

1

29

Музыкальный коллектив – ансамбль.  (ДУЭТ), (ТРИО)

1

30

Музыкальный коллектив – ансамбль. (КВАРТЕТ)

1

31

Музыкальный коллектив – ансамбль. (ВИА)

1

32

Музыкальный коллектив – хор.

К.Вебер «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок».

1

33-34

Обобщающий уроки за год по разделу «Музыкальная грамота».

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование по музыке

4 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

Фактически

«Музыка и мы» - 9 часов

1

Вводный урок. Повторение песенного материала за 3 класс.

1

2

Повторение нотной грамоты за 3 класс.

1

3

Одиночные музыкальные инструменты. Арфа, орган, фортепиано.

1

4

Инструментальный ансамбль.

1

5

Вокальный ансамбль.

1

6

Одиночные музыкальные инструменты. Арфа, орган, фортепиано.

1

7

Хореографический ансамбль.

1

8

Вокально-инструментальный ансамбль

1

9

Обобщение темы «Ансамбли»

1

«Песня – душа человека» - 9 часов

10

Песня– душа человека. Мелодия.

1

11

Композиторы детям. Кто сочиняет музыку?

1

12

Можем ли мы понять музыку без слов?  Композиторы детям.

1

13

Песни о Родине.

1

14

В музыкальном театре. Мастерство исполнителя.

1

15

Развитие умения исполнять песни под фонограмму.

1

16

Развитие умения исполнять песню одновременно с фонограммой.

1

17

Развитие умения исполнять песню одновременно с фонограммой.

1

18

Обобщение темы «Песня – душа человека»

1

«Марш, танец и песня – основа всей музыки» - 9 часов

19

Марши разных характеров (военный, спортивный).

1

20

Марши разных характеров (праздничный, шуточный).

1

21

Марш разных характеров (траурный).

1

22

Танцы разных характеров (полька, полонез).

1

23

Танцы разных характеров (полька, полонез, вальс).

1

24

Танцы разных характеров (танго, хоровод).

1

25

Народные песни разных характеров

1

26

Современные песни разных характеров

1

27

Обобщающий урок «Марш, танец и песня – основа всей музыки»

1

Тема «Многофункциональность музыки» - 7 часов

28

Представление о многофункциональности музыки. Спортивная музыка.

1

29

Музыка для релаксации и отдыха.

1

30

Развлекательная музыка.

1

31

Урок – обобщение «Вспоминаем знакомые песни».

1

32-34

Урок-концерт «До свиданья, начальная школа»

3

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу Математические представления 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета:     В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуа...

Рабочая программа по курсу Речевая практика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.Используемый УМК:Учебник: С.В. Комарова. Речевая практика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированн...

Рабочая программа по курсу русский язык 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год. Используемый УМК:Учебник: Э.В. Якубовская, Я.В Коршунова «Русский язык». 2 класс. Учебник для общеобразовательных орган...

Рабочая программа по курсу ручной труд 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. Учебники: Л.А. Кузнецова «Технология» 2 класс  Москва «Просвещение»2016, учебник для специальных (...

Авторская рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация » представлен в предметной области «Язык и речевая практика» во 2 - 4 годах обучения по 2 ч. в неделю.Рабочая программа предмета &la...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Русский язык" 1 класс. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

Адаптированная рабочая программа по предмету "Русский язык" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту...