музыка 3 класс
рабочая программа по музыке (3 класс)
рабочая программа по музыке (в конструкторе),3 класс (2 вариант)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_id2012507.doc | 318.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
для 3 класса начального общего образования
на учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 3 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу.
Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина Инструментальная музыка
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет Программная музыка
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Mодуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Балет. Хореография — искусство танца
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов отечественных композиторов
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля
Ария, хор, сцена, увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных композиторов
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима
Пентатоника
Пентатоника - пятиступенный лад, распространённый у многих народов
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе)
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)
Ритмические рисунки в размере 6/8
Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм
Сопровождение
Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш
Музыкальная форма
Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Красота и вдохновение
Стремление человека к красоте. Особое состояние — вдохновение. Музыка — возможность вместе переживать вдохновение, наслаждаться красотой. Музыкальное единство людей — хор, хоровод
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников
Фольклор народов России
Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Кавказские мелодии и ритмы
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран с российскими республиками Северного Кавказа
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Песни верующих
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков
Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Современные обработки классической музыки
Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-
исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Современная музыкальная культура»:
иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к
расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Репертуар | Дата | Виды деятельности | Виды, | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||
всего | контрольные работы | практические работы | для слушания | для пения | для | ||||||
Модуль 1. Классическая музыка | |||||||||||
1.1. | Русские | 1 | С. В. Рахманинов. «Вокализ», Второй | Весёлая песенка Музыка А. Ермолова, слова В. Борисова | Знакомство с Слушание музыки. Фрагменты Характеристика | Устный | http://school-collection.edu.ru/catalog/ https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
1.2. | Вокальная музыка | 1 | произведения в Свешникова, Пятницкого; Большого Попова и др | Весёлая песенка Музыка А. Ермолова, слова В. Борисова | Знакомство с | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ |
1.3. | Симфоническая музыка | 1 | Ф. Шуберт. «Аве Мария»; Л. ван Бетховен. «Лунная соната», «К Элизе»; К. Дебюсси. ««Лунный свет»(из «Бергамасской «Турецкое рондо», Симфония № 40, | Весёлая песенка Музыка А. Ермолова, слова В. Борисова | Знакомство с Определение на слух тембров «Дирижирование»оркестром.; | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
1.4. | Инструментальная музыка | 1 | 0.5 | произведения в Свешникова, Пятницкого; Большого Попова и др | Это для нас Лаписовой | Знакомство с Определение | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | |||
1.5. | Программная музыка | 1 | Это для нас Лаписовой | Слушание | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | |||||
Итого по модулю | 5 | ||||||||||
Модуль 2. Музыка театра и кино |
2.1. | Балет. Хореография —искусство танца | 1 | П. И. Чайковский Балет«Лебединое озеро» | Евгений Сказки гуляют по свету, | Просмотр и Музыкальная | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
2.2. | Опера. Главные герои и номера оперного | 1 | Опера М. И. Глинки«Руслан и Людмила». | Евгений Сказки гуляют по свету, | ; Определение Освоение Звучащие тесты и кроссворды на | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
Итого по модулю | 2 | ||||||||||
Модуль 3. Музыкальная грамота | |||||||||||
3.1. | Интервалы | 1 | Л. ван Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» | “Сурок” | Освоение понятия«интервал». Анализ ступеневого состава мажорной и | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
Итого по модулю | 1 | ||||||||||
Модуль 4. Музыка в жизни человека |
4.1. | Красота | 2 | П. И. Чайковский. "Вальс цветов"; М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»; Музыка к Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова) «Патриотическая песня»(сл. А. Машистова); С. Прокофьев. Кантата Чайковский. Торжественная увертюра«1812 год»; | “Сурок” Муз. В. Гаврилин Сл. А. Шульгина | Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека.; | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
Итого по модулю | 2 | ||||||||||
Модуль 5. Народная музыка России | |||||||||||
5.1. | Сказки, мифы и легенды | 1 | былинные наигрыши; Глинка. Песня Баяна “Дела давно минувших дней…”(из оперы «Руслан и | «Добрая моя мама» Муз. В. Гаврилин Сл. А. Шульгина | Знакомство с | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ |
5.2. | Жанры | 1 | плясовые наигрыши | Прощай Русская | Различение на слух контрастных по Определение, | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
5.3. | Народные | 1 | Дожиночные ( Заклички зимы, зимние посиделки, Рождество и колядование, Пастушьи наигрыши. Егорьевские песни. | Прощай Русская | Знакомство с | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
5.4. | Фольклор народов России | 1 | 0.5 | адыгейский танец адыгейский танец «Ээҗин дун»,калмыцкая народная песня | «Бояре, а мы к вам пришли» | Знакомство с Определение | Практическая работа; | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ |
5.5. | Фольклор в | 1 | М. А. Балакирев "Заиграй, моя волынка"; Н. А. Римский-Корсаков "Как за речкою, да за Дарьею" | «Бояре, а мы к вам пришли» | Диалог с учителем о значении Чтение учебных, | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
Итого по модулю | 5 | ||||||||||
Модуль 6. Музыкальная грамота | |||||||||||
6.1. | Пентатоника | 1 | А. Эшпай «Татарская Раухвергер «Китайская песенка», А. Эшпай Марийская народная песня«Мельница» (минорная | Юрий | Слушание | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
6.2. | Тональность. Гамма | 1 | музыкальное приветствие«Прозвенел звонок», песня«Чтоб выучиться пению», музыкальные попевки про нотный стан, скрипичный ключ и ноты, песня «Звуки музыки». | Юрий | Определение на слух устойчивых звуков. Игра «устой — Упражнение на | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
6.3. | Интервалы | 1 | П. Чайковский. Фортепианный цикл«Времена года» («На тройке», «Баркарола») | Юрий | Освоение понятия«интервал». Анализ ступеневого состава мажорной и | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
Итого по модулю | 3 | ||||||||||
Модуль 7. Музыка народов мира |
7.1. | Кавказские | 1 | «Колыбельная» и «Русская пляска» из балета «Гаянэ»А. Хачатуряна | азербайджанская народная песня«Цыплята» | Знакомство с Определение | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
Итого по модулю | 1 | ||||||||||
Модуль 8. Классическая музыка | |||||||||||
8.1. | Инструментальная музыка | 1 | К. Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром №1; Й. Гайдн. Концерт № 1 для виолончели с | азербайджанская народная песня«Цыплята» | Знакомство с Определение | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
8.2. | Мастерство | 2 | Н. А. Римский-Корсаков.“Океан-море синее” (из оперы «Садко»); П. И. Чайковский. «Песнь жаворонка» (из цикла«Времена года»); Й. Гайдн. Симфония № 103 (финал) | Из чего же… Муз. Юрия Чичкова | Дискуссия на тему«Композитор — | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
Итого по модулю | 3 | ||||||||||
Модуль 9. Дузовная музыка | |||||||||||
9.1. | Песни верующих | 1 | Н. Сидельников. Духовный концерт № 1 П. Чесноков. «Да | «Вербочки» Блок | Просмотр | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
Итого по модулю | 1 |
Модуль 10. Музыкальная грамота | |||||||||||
10.1. | Музыкальный язык | 1 | Ф. Шуберт. «Аве Мария»; Л. ван Бетховен. «Лунная соната», «К Элизе»; К. Дебюсси. ««Лунный свет»(из «Бергамасской «Турецкое рондо», Симфония № 40, | «Вербочки» Блок | Знакомство с | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
10.2. | Ритмические | 1 | Ф. Шуберт. «Аве Мария»; Л. ван Бетховен. «Лунная соната», «К Элизе»; К. Дебюсси. ««Лунный свет»(из «Бергамасской «Турецкое рондо», Симфония № 40, | Из чего же… Муз. Юрия Чичкова | Исполнение, Разучивание, исполнение на ударных | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
Итого по модулю | 2 | ||||||||||
Модуль 11. Классическая музыка |
11.1. | Европейские композиторы-классики | 1 | Ф. Шуберт. «Аве Мария»; Л. ван Бетховен. «Лунная соната», «К Элизе»; К. Дебюсси. ««Лунный свет»(из «Бергамасской «Турецкое рондо», Симфония № 40, | Из чего же… Муз. Юрия Чичкова | Знакомство с Слушание музыки. Фрагменты Характеристика | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
11.2. | Программная музыка | 1 | 0.75 | «Утро» Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» | Р. Шуман | Сочинение | Практическая работа; | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | |||
11.3. | Симфоническая музыка | 1 | 0.5 | П. И. Чайковский "Детский альбом" | Р. Шуман | Знакомство с Определение на слух тембров | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | |||
11.4. | Вокальная музыка | 1 | «Жаворонок» Глинки; Римского-Корсакова; | «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой , | Знакомство с | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ |
11.5. | Инструментальная музыка | 1 | 0.75 | П.И. Чайковский. Концерт№ 1 для фортепиано с | «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой , | Музыкальная викторина.; | Тестирование; | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | |||
11.6. | Мастерство | 1 | Сюита «Шутка» Бах, | «Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой , | Дискуссия на тему«Композитор — | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
Итого по модулю | 6 | ||||||||||
Модуль 12. Музыкальная грамота | |||||||||||
12.1. | Сопровождение | 1 | . П.И. Чайковский | «Неприятность эту мы | Различение Составление | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
12.2. | Музыкальная форма | 1 | Дмитрий Борисович Бетховен – «Веселая, грустная» | «Неприятность эту мы | Слушание Составление | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | ||||
Итого по модулю | 2 | ||||||||||
Модуль 13. Современная музыкальная культура |
13.1. | Современные обработки | 1 | 0.75 | 0.25 | «Токката и фуга» И. С. Баха в новой А. Вивальди из цикла | ; Обсуждение | Устный | https://media.prosv.ru/content/item/8091/ | |||
Итого по модулю | 1 | ||||||||||
34 | 3 | 1 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Творчество выдающихся | 1 | Устный | |||
2. | Вокальная музыка | 1 | Устный | |||
3. | Симфонический | 1 | Устный | |||
4. | Жанры камерной | 1 | Устный | |||
5. | Рисование образов | 1 | 0.5 | Устный | ||
6. | Хореография — искусство танца. | 1 | Устный | |||
7. | Знаменитые оперные певцы | 1 | Устный | |||
8. | Понятие музыкаль- ного интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. | 1 | Устный | |||
9. | Музыка — возможность | 1 | Устный | |||
10. | Особое состояние —вдохновение. | 1 | Устный | |||
11. | Многообразие жанров народных песен | 1 | Устный | |||
12. | Жанры музыкального фольк-лора | 1 | Устный | |||
13. | Народные праздни- ки | 1 | Устный |
14. | Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик | 1 | Устный | |||
15. | Собиратели | 1 | 0.5 | Устный | ||
16. | Пентатоника — | 1 | Устный | |||
17. | Тоника, тональность.Знаки при ключе.Мажорные и | 1 | Устный | |||
18. | Тон, полутон. Консонан- сы: терция, кварта, квинта, | 1 | Устный | |||
19. | Композиторы и музыканты-исполнители Грузии, | 1 | Устный | |||
20. | Альбом. Цикл.Сюита. Соната.Квартет | 1 | Устный | |||
21. | Творчество выдаю- щихся исполните- лей — певцов, инструменталистов, | 1 | Устный | |||
22. | Консерватория, филармония. | 1 | Устный | |||
23. | Песни верующих.Молитва, хорал, песнопение, духовный стих | 1 | Устный | |||
24. | Музыкальный язык | 1 | Устный | |||
25. | Ритмические рисунки в размере 6/8 | 1 | Устный |
26. | Музыкальные шедевры, известные на весь мир. | 1 | Устный | |||
27. | Программная | 1 | Устный | |||
28. | Симфоническая музыка | 1 | 0.5 | Тестирование; | ||
29. | Вокальная музыка | 1 | 0.75 | Устный | ||
30. | Инструментальная музыка | 1 | 0.75 | Устный | ||
31. | Мастерство исполнителя | 1 | Устный | |||
32. | Сопровождение Вступление, заклю- чение, проигрыш | 1 | Устный | |||
33. | Музыкальная | 1 | Устный | |||
34. | Современные обработки классической музыки | 1 | 0.75 | 0.25 | Практическая работа; | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 3 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ https://media.prosv.ru/content/item/8091/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://media.prosv.ru/content/item/8091/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки
Технологическая карта урока "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...
Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»
Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся. «Какой дьявол может победить народ, способн...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...