Игра на детских музыкальных инструментах в «Ансамбле РНИ».Из опыта работы.
рабочая программа по музыке
Данная статья представлена в виде анализа опыта работы в ансамбле по использованию в дополнительной образовательной деятельности по изучению детских музыкальных инструментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_na_detskih_muzykalnyh_instrumentah_v_ansamble_rni._iz_opyta_raboty.docx | 17.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игра на детских музыкальных инструментах в «Ансамбле РНИ».Из опыта работы.
Данная статья представлена в виде анализа опыта работы в ансамбле по использованию в дополнительной образовательной деятельности по изучению детских музыкальных инструментов.
Занятия по музицированию на различных ударных музыкальных и шумовых инструментах позволяют эффективно развиваться сенсорной сфере детей. Дети начинают дифференцировать звуки по высоте, улавливают динамические нюансы, координируют движения и развивают мелкую моторику, коммуникативные способности.
Программа «Ступеньки в музыку – музыкальные инструменты» имеет эстетическую направленность, ориентирована на воспитание детей через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, классической музыки, обучение игре на народных шумовых инструментах, музыкально-ритмических и творческих способностей и памяти.
Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие.
В основе программы лежат следующие принципы:
творческой направленности;
максимальной самореализации с учетом его индивидуальных особенностей;
этического отношения к личности ребенка;
конструктивного общения;
добровольности.
Отличительной особенностью данной программы является воспитание музыкальных способностей учащихся начальной школы, обучение игре на шумовых инструментах и приобщение детей к творческой деятельности.
Новизна и отличительная особенность программы заключается в системе обучения игре на народных шумовых инструментах учащихся, основанной на разнообразном сочетании творческой деятельности: ритмические, инструментальные, несложные игровые миниатюры со словом и пением, экспериментирование со звуками.
Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занятий, способствующих развитию различных сторон психики ребенка, включая эмоционально-волевую и познавательную сферы. Учащимся занятия в творческом объединении помогают сформировать и развить творческий потенциал, коммуникативные навыки, научиться групповой сплоченности, культуре поведения в социуме. Кроме того, проводятся индивидуальные занятия с учащимися.
Актуальность программы в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для учащихся.
Занятия оркестра детских шумовых и ударных инструментов во многом помогают решить эту проблему. Наличие оркестра расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.
Это способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей ребенка.
В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Дети приучаются слушать музыку и вникать в ее содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от ее прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.
Музыкальное воспитание детей также осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных шумовых инструментах. Характерные для русской народной культуры звуки, орнаменты, мелодии «пронизывают насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность шумовых народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
На занятиях объединения у учащихся вырабатывается чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.
Воспитание ребенка через музыкальное искусство, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности обусловили необходимость разработки данной программы.
Цель программы: развитие музыкально – ритмических и творческих способностей, учащихся через игру на шумовых народных инструментов, формирование эмоционально – радостных ощущений от активного участия в музицировании.
Задачи программы:
развитие индивидуальных способностей детей, их творческого мышления и ассоциативной фантазии;
развивать память и концентрацию внимания;
дать возможность и шанс каждому ребенку выразить себя, показать свое отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах;
воспитание с помощью музыки духовно-богатой, творческой, развитой личности;
обучение детей совместному музицированию, умению слышать не только себя, но и других участников оркестра;
воспитывать культуру общения в коллективе. воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыки;
воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца.
Программа «Ступеньки в музыку – музыкальные инструменты» рассчитана на учащихся от 7 до 11 лет. В творческое объединение принимаются дети по желанию.
Программа «Шумовой оркестр» реализуется в течение 3 лет.
Форма работы – групповое занятие два раза в неделю в объеме 36 часов, продолжительность занятия 45 минут, а также индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты программы:
играть индивидуально и в ансамбле, соблюдая ритм; слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему; петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном инструменте; понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле
Формы подведения итогов реализации программы.
Формой подведения итогов и реализации программы «Шумовой оркестр» является участие в проведении развлечений и досугов, праздников, концертов.
Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей предлагается диагностика, в которой выделены следующие параметры:
Формой подведения итогов и реализации программы «Шумовой оркестр» является участие в проведении развлечений и досугов, праздников, концертов.
В материалах программы «Ступеньки в музыку – музыкальные инструменты» предусмотрены диагностические материалы, которые проводятся на первых занятиях и в конце учебного года и представлены ниже в таблице.
Таблица
Диагностический материал определения развития музыкальных способностей при реализации программы «Ступеньки в музыку – музыкальные инструменты»
Интонирование | Чувство ритма | Дикция |
Правильное воспроизведение звуков. . | Правильное воспроизведение ритма. | ясность, разборчивость произнесения текста (с правильным ударением), позволяющая без напряжения понимать смысл слов, тем самым облегчающая восприятие музыки |
Координация. | Ориентация в пространстве | Сольное исполнение |
Умение согласовывать движения различными частями тела под музыку. | умение ощущать свое тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене. | умение исполнять произведение сольно в музыкальном сопровождении или без него |
Основные разделы программы взаимодействуют между собой и дополняют друг друга. Например: в пении используются музыкальные инструменты для сопровождения. Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети «украшают» частушкой, речитативом. Каждое занятие включает в себя теоретический материал об истории создания музыкальных инструментов и практический – школьники овладевают навыками исполнительства на народных и шумовых инструментах.
Ввиду того, что в рабочей программе предусмотрено использование разных игровых приемов, мы подобрали ритмические игры, которые способствуют развитию внимания, памяти, координации школьников. Например, ритмическая игра «Пение и хлопки».
Описание и ход игры: Неожиданный музыкально - ритмический эффект может дать следующий прием исполнения песни: часть класса поет ее мелодию, а другая, отстав на один - два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создается своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот прием, как показывает опыт, способствует развитию распределённого внимания и увлекает учащихся.
Более полный перечень ритмических игр представлен в приложении 2.
Для развития мелкой моторики рук, пальцев, мы подобрали несколько пальчиковых игр, представленных в приложении 3.
МЫ предлагаем провести на одном из заключительных занятий КВН, посвященный русской народной песне, который разработали. Сценарий КВН представлен в приложении 5.
В дальнейшей исследовательской работе мы разработаем содержание каждого занятия и проведем во время преддипломной практики несколько занятий.
Таким образом, проанализировав рабочую программу «Ступеньки в музыку – музыкальные инструменты», создается убеждение в том, что оркестр детских шумовых и ударных инструментов является действенным средством развития музыкального восприятия и слуха, музыкально-ритмических способностей, памяти. Создание таких оркестров - это замечательное средство развития младших школьников. Наличие оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио как инструмент самореализации младшего школьника (из опыта работы)
Автор: Краснмкова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Завершается первое десятилетие XXI века. Изменился общественно-политический строй, и в общественном сознании также произошли коренные из...
тематическое планирование факультативных занятий по обучению школьников с нарушением слуха музыкально-ритмическим движениям и игре на музыкальных инструментах
Календарно-тематический план работы ансамбля «Радуга» во 2 классе составлен в соответствии с «Программой опытно-эксперементальной работы по обучению школьников с нарушенным слухом му...
« Развитие музыкально-творческих способностей посредством игры на детских шумовых инструментах на уроках музыки и внеурочной деятельности».
Цель мастер-класса:Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию игровых моментов с применением шумовых инструментов, способствующих развитию чувства ритма у детей,...
Игра на шумовых музыкальных инструментах с детьми с умственной отсталостью с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)
Тема занятия: «Игра на шумовых инструментах с детьми с умственной отсталостью с применением ЭОР». Цель: Стимулировать интерес детей к игре на шумовых музыкальных инструментах.Задачи: ...
«Игра на шумовых музыкальных инструментах как средство развития творческих способностей учащихся».
Презентация из опыта работы с детским шумовым оркестром.Примерный перечень инструментов, доступных для использования в начальной школе , а так же репертуар произведений....
Статья - «Размышления о воспитании младших школьников с помощью репертуара на занятиях вокального ансамбля в детском музыкальном театре».
Статья о выборе репертуара, который учит, воспитывает, впечатляет и направляет чувства учащихся творить «Светлое, доброе, вечное»....
Мастер-класс на тему "История возникновения музыкальных инструментов. Способы и приемы игры на ударных и духовых инструментов ансамбля РНИ"
Музыка является частью культуры каждого народа. Музыка постоянно изменяется. То что в древности считали музыкой для нас это просто набор звуков. С развитием человечества изменялась и музыка....