Портфолио как инструмент самореализации младшего школьника (из опыта работы)
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Prilozhenie_Portfolio_uchenika.rar | 2.98 МБ |
Portfolio_uchenika_iz_opyta_raboty.rar | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Красникова Марина Борисовна
Портфолио как инструмент самореализации младшего школьника
1 ВВЕДЕНИЕ
1.1 Условия возникновения и становления опыта
Завершается первое десятилетие XXI века. Изменился общественно-политический строй, и в общественном сознании также произошли коренные изменения: "человек для общества" постепенно уступает в нём место "человеку для себя". Хорошо это или плохо – рассудит История. Школа же обязана сегодня главные усилия в сфере образования направляет на развитие, прежде всего, тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных «общественных потребностей», а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.
Исследования психологов заставляют принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она - решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
Однако, положительная мотивация личности, в свою очередь, невозможна без благополучного развития высших форм мышления ребёнка, которое во многом определяется уровнем сформированности его наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Поэтому, если мы рассматриваем формирование личности как непрерывный процесс, в котором начальная школа занимает одно из важнейших мест, следует во главу ставить задачу формирования высших форм мышления, в частности – мышления творческого. Творческое мышление требует осуществления умения ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, использовать нетривиальные способы анализа, сравнения, обобщения, формирование критериев оценок, для чего в урок необходимо включать продуктивные задания, направленные на развитие процессов творческого мышления: целеполагания, планирования, сравнения, обобщения, а также контроля и оценки.
Следствие формирования высших форм мышления - гармоничное развитие личности школьника в соответствии с его индивидуальными возможностями и особенностями, становление культуры его учебной деятельности, формирование способности к самообразованию.
Развитие воображения и мышления принципиально изменяет позицию ученика: он - творец, имеющий право выбора способов и путей деятельности,
обучающийся сознательно, следовательно – продуктивно и результативно.
1 Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. – 2001. - № 1. – С. 7-12.
Именно такой ученик, по моему мнению, способен к обучению в течение всей жизни, социально мобилен, и, следовательно, конкурентоспособен.
Известно, что до 75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них 23% профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со сверстниками; около 18% - под влиянием факторов «где-то слышал», «рассказали учителя, родители». Почти 22% вообще не задумываются о своем профессиональном будущем: выбор ими профиля происходит случайно.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает профильное обучение, при котором учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья ребенка и создаются условия для развития учеников в соответствии с их профессиональными намерениями. Цель профильного обучения - помочь учащимся определить сферу своих интересов, свои возможности, способности, что поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.
Реализации поставленной цели способствует формирование высокого уровня положительной мотивации к обучению, творчеству и сознательному выбору жизненных приоритетов с помощью объективного фиксирования результатов индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте. Таким средством является ученическое портфолио.
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов",- писал министр образования В.М.Филиппов в газете "Комсомольская правда" (14.01.2003). Эта задача не утратила актуальности и сегодня.
1.2 Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе
В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
- коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
- выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
Концепция портфолио:
Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика.
Философия ученического портфолио предполагает:
– смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
Основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".
Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
Функции портфолио:
- Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени.
- Целеполагания - поддерживает учебные цели ученика.
- Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ.
- Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
- Мотивационная - поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей.
- Рейтинговая - показывает диапазон навыков, умений, использование приобретенного опыта.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
1.3 Ведущая педагогическая идея опыта
Сущность моего опыта заключается в попытке разработать способы практической деятельности школьников на начальном этапе обучения с целью формирования, развития и повышения уровня их мыслительной деятельности. С этой целью я использовала различные пути актуализации субъективного опыта ребёнка, его творческих возможностей, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.
Портфолио решает следующие педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять активность и самостоятельность учащихся;
- расширять возможности обучения и самообучения; цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для дальнейшей успешной социализации.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка посредством:
- создания ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимального раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развития познавательных интересов учащихся и формирования готовности к самостоятельному познанию;
- формирования установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развития мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирования положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретения навыков рефлексии, формирования умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("Я реальный" - "Я идеальный");
- формирования жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован" - девиз ученика начальной школы в работе с портфолио.
1.4 Длительность работы над опытом
В работе классного руководителя я решаю три основные задачи воспитательного процесса:
- содействие развитию каждого ребенка;
- организация эффективного функционирования классного коллектива;
- формирование у школьников готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
В 2006 – 2007 учебном году я разработала и изготовила печатную основу ученического портфолио. В течение трёх лет портфолио прошёл апробацию в качестве не только портфеля достижений и успехов каждого моего ученика, но и важного элемента воспитательного и учебного процесса.
Считаю, что опыт работы с ученическим портфолио обладает высокой степенью актуальности и направлен на совершенствование личностно-ориентированной технологии учебного занятия и продуктивных методов обучения.
1.5 Диапазон опыта
Создание условий для самореализации ученика, реализация субъектного подхода, уважение к возможностям ребёнка, позволяют мотивировать процесс развития его мыслительных и творческих возможностей, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ: раздел "Творческие работы" становится основным и главным, раздел "Официальные документы" используется только в качестве приложения.
С помощью портфолио ученика решаются задачи развития мышления и воображения, повышения уровня мотивации школьников в процессе их творческой деятельности, поиска одарённых детей и создания условий для их самореализации.
Однако необходимо помнить, что составление портфолио - не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Широта сферы применения портфолио ученика в учебно-воспитательной работе делает его востребованным педагогическим и методическим инструментом, в частности – при организации обучения учащихся начальных классов основам проектной деятельности.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Личностный аспект портфолио ученика начальных классов
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Мало кто будет спорить с тем, что результатом воспитания является личность воспитанника. Правда, всегда при этом возникает вопрос: а что именно имеется в виду?
Пожалуй, многие педагоги на этот вопрос ответили бы - «всестороннее развитие личности ребенка». А сколько сторон у личности? Какие это стороны? Как узнать, достигли воспитатели этого результата? Да и вообще - достижим ли он в широкой практике воспитания?
Основная трудность в решении вопроса о результатах воспитания состоит в необходимости соблюдения одновременно двух важных условий. С одной стороны, эти результаты должны быть четко определяемы, реалистичны и диагностируемы. С другой стороны, определение результатов воспитания и процесс их диагностирования должны отражать уважительное отношение к личности воспитанника.
Недопустимо сравнение воспитанников друг с другом - «один лучше, другой хуже». Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени. Недопустимо и вынесение прямой оценки личности ребенка - «ты плохой» или «ты хороший». Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.
Названные выше условия будут соблюдены, если в качестве результата гуманистического воспитания мы будем рассматривать личностный рост ребенка.
В современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир. Знания. Труд, Культура. Поскольку речь идет о гуманистических ценностях, следует обратить большее внимание, на основополагающую ценность гуманизма – ценность Человека. Она может проявляться в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я. Развитие ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте.
Исходя из вышесказанного, на первом этапе я использовала портфолио ученика в качестве именно средства диагностики личностного развития моих учеников.
2.2 Структурная модель портфолио
В начале портфолио помещён раздел, разъясняющий его смысл и содержание. В «Визитной карточке» ученик рассказывает о себе и семье, о своём месте в классном коллективе, о своей учёбе. Там же помещено генеалогическое древо ученика, составленное им совместно родителями (во многих случаях – с привлечением архивных материалов). Эта работа не только положительно повлияла на формирование исторической памяти и воспитание патриотизма школьников, но и укрепила отношения между различными поколениями в их семьях. В разделе «Педагогическая диагностика» накапливаются диагностические материалы по результатам учёбы и саморазвития. Сравнивая результаты мониторинга за длительный период, ученик получает возможность объективно оценить успехи и неудачи, проверить своё соответствие уровню собственных притязаний, поставить задачи по самосовершенствованию.
Раздел «Рефлексия» продолжает работу, начатую в предыдущем разделе. В нём ученик, объективно оценив свои достижения в учёбе и общественной деятельности, намечает план по дальнейшему самосовершенствованию. Учитель включён в процесс самоанализа, выражая одобрение или неодобрение самооценки ученика. «Родительский уголок» предназначен для накопления материалов, авторами которых являются родители ученика – автора портфолио. Здесь размещены анкеты, тесты, высказывания родителей по проблемам воспитания, записанные учеником рассказы об их детстве и юности, несущие педагогическую нагрузку.
Разделы «Мои творческие работы» и «Мои достижения и награды» вызывают и у школьников, и у их родителей живой интерес и желание работать с портфолио. Совместная работа над портфолио укрепляет семейные взаимоотношения и помогает создать положительные семейные традиции. Накопленный материал служит стимулом к дальнейшему росту успешности учеников и будет характеризовать их при переходе в школу второй ступени.
Жестких требований (государственного образца портфолио ученика) на данный момент не существует. Поэтому не следует рассматривать портфолио младшего школьника в качестве официального документа, досье, содержащего набор материалов. Считаю, что страницы с названиями частей портфолио должны быть функциональными в меру, то есть не только выполнять чисто утилитарную функцию – делить портфолио на необходимые разделы, помогать ребёнку ориентироваться в помещаемых им материалах, давать образец (там, где это необходимо) заполнения отдельных страниц, но и быть способными привлекать внимание ученика, вызывать в нём чувство радости, повышать его эмоциональный тонус.
Опасение, что портфолио ученика начальной школы превратится в "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) или что на передний план выведется раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты), заставило меня в печатную основу портфолио включить рекомендации для ученика и его родителей:
Портфолио – это портфель личных достижений ученика, который содержит:
- личные работы ученика,
- творческие работы, отражающие его интересы,
- лучшие работы, отражающие рост успехов ученика в какой-либо области,
- самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников,
- доклады,
- сообщения,
- размышления об отобранных материалах и своем продвижении в учебной и внеклассной деятельности.
Рисование «генеалогического древа», анкетирование, самоанализ интересов, учебных склонностей, взаимоотношений ребёнка с коллективом класса также ориентируют автора портфолио на соотнесение Я с окружающим миром, в котором, кроме достижений, есть и проблемы, которые ему придётся и приходится решать.
Вообще, большая часть материалов, содержащихся в портфолио, побуждает ребёнка именно к рефлексии, самооценке и самоконтролю, формируя, таким образом, важнейшие личностные качества: самостоятельность, активность, ответственность, креативность, кругозор, сбалансированную самооценку. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Интерес к формированию и накоплению портфолио усиливает положительную мотивированность ученика. Наблюдая за процессом собственного личностного роста, ребёнок начинает ориентироваться на положительные гуманистические ценности. Он может наглядно убедиться как в ценности другого человека, так и в ценности собственного я. Так, например, ученик А имеет большой объём материала в разделе «Мои достижения», ученик Б – в разделе «Мои награды», а ученик В – в разделе мои творческие работы. Сравнение наглядно показывает как творческие пристрастия и наклонности, так и разнообразие интересов и, следовательно, возможность для сотрудничества и дополнения друг друга. Успехи одноклассника начинают восприниматься не как конкуренция, а как соревнование равного с равным. Неуспехи, творческие и учебные проблемы воспринимаются не как трагедия обойдённого успехом одиночки, а как проблема всего классного коллектива. Как показало анкетирование учащихся во втором, третьем и четвёртом классах, уровень положительной мотивированности учеников демонстрировал склонность к росту, качество взаимоотношений значительно улучшилось, неформальные лидеры стабильно совпадали с формальными, самооценка подавляющего большинства совпадала с реальностью.
В начале каждого нового учебного года ученики внимательно изучали своё портфолио, анализировали собранный в нем материал. Менее значимые работы и документы помещались в отдельную папку, а то, что представляет бóльшую ценность, размещались в специальном разделе. Его мы озаглавили "Работы, которыми я горжусь".
Навыки рефлексии, умение анализировать собственные и чужие поступки, их причины и последствия, стремление к созданию доброжелательной и творческой атмосферы в классе – отличительная черта моих учеников. При этом каждый из них вполне осознаёт себя как самостоятельную и самоценную личность. Убеждена, что формирование перечисленных качеств было бы невозможным или, точнее, более затруднённым, без применения в полной мере портфолио ученика как инструмента воспитания.
2.3 Участие родителей в процессе формирования портфолио ученика начальных классов
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись.
Конечно же, по мере того, как он взрослеет, эту помощь сводится к минимуму. С самого начала работу ребенка строилась таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. Однако немалую работы проделали и родители.
Так, к примеру, рисование генеалогического древа подвигло родителей не только опросить вместе с ребёнком ныне живущих представителей старшего поколения, но и обращаться за информацией в архивы и к ресурсам сети Интернет.
Считаю важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Поэтому родители, помогая ребёнку выбрать фотографию, старались дать ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. Следует отметить, что, судя по выбранным фотографиям, дети не старались представить себя намного лучше, чем их воспринимают окружающие, в то же время пытаясь выразить определённое свойство характера или показать своё увлечение.
Охотно и с интересом большая часть родителей работала с рефлективными материалами – анкетами и тестами, вместе с детьми записывала поучительные рассказы о собственном школьном прошлом.
Существенен вклад родителей и в формирование у детей навыков целеполагания. Немало времени посвятили они помощи своим чадам в составлении планов на неделю, в анализе их достоинств и недостатков. На первичном этапе, когда ученики не имеют ещё прочных навыков самоанализа, такая помощь неоценима.
Могу утверждать, что, благодаря участию большинства родителей в работе над детским портфолио, удалось не только глубже посвятить родителей в проблемы их детей, не только помочь детям раскрыться с новой (часто неожиданной для родителей) стороны, но и удалось сформировать у школьников высокий уровень мотивации к учебной, познавательной, творческой и общественной деятельности.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного обучения.
Важно также отметить, что помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и родителями, ни в коем случае не подменяет его собственную творческую деятельность. Развитие младшего школьника невозможно без осуществления взрослыми функции управления. Учителю же функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса.
Уверена, что применение портфолио в начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения.
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).
Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»
АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...
Коррекционно–логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников. (Из опыта работы).
Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...
«Создание комфортной образовательной среды — приоритетное направление в работе классного руководителя с младшими школьниками» (Из опыта работы)
В выступлении описывается опыт работы учителя по созданию комфортной образовательной среды с помощью игровых проектов и коллективных форм обучения....
Особенности организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками (из опыта работы)
Выступление на конференции (из опыта работы)...
Комментарии
Спасибо