Технологическая карта музыкального занятия для учащихся среднего школьного возраста по теме ««Русские праздники календарного цикла: Масленица»»
план-конспект занятия по музыке (3 класс)
Технологическая карта
музыкального занятия для учащихся среднего школьного возраста
по теме ««Русские праздники календарного цикла: Масленица»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_prazdniki_kalendarnogo_tsikla.docx | 37.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Технологическая карта
музыкального занятия для учащихся среднего школьного возраста
по теме ««Русские праздники календарного цикла: Масленица»»
Специальность: 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Разработала: студентка группы ПДО 3.2.Пашкова А.С.
Проверила: преподаватель практики Гох С. В.
Оценка:_________
Подпись____________
Волгодонск, 2020
Пояснительная записка
Тема: «Русские праздники календарного цикла: Масленица»
Возраст: 10-11 лет;
Продолжительность занятия: 45 минут;
Тип занятия: типовой традиционный;
Цель: Прививание детям осознанного отношения к празднику Масленица через выявление его связи с жизнью наших предков;
Задачи:
Обучающие:
- Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- Формирование способностей «внутреннего слуха», т.е. способность «внутри себя» мысленно услышать то, что в данный момент не слышим, и «внутреннего зрения», т.е. способность «внутри себя»» мысленно увидеть то, что в данный момент не видим (всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы можем внутренним слухом «услышать» ту или иную музыку;
- Формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развивающие:
- Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа;
- Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
- Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Воспитывающие:
- Воспитание уважения к традициям своего народа;
- Побуждение к рефлексии и размышлению о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России;
Планируемые предметные результаты:
- Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
- Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
- Приобретение умения выявлять и различать характерные свойства народной и композиторской музыки;
Планируемые метапредметные результаты:
- Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа;
- Приобретение навыка приобретения знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Планируемые личностные результаты:
- Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- Приобретение способности реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Методы:
- словесный (рассказ по теме урока, беседа с детьми, вопросы, коллективная рефлексия);
- театрально-игровой метод (инсценировка русской народной сказки с элементами атрибутики героев и реквизита);
- метод создания проблемной ситуации (задавание детям вопросов и побуждение к поиску ответов на них путем рефлексии и размышлений);
- наглядно-зрительный (просмотр презентации);
- наглядно-слуховой (прослушивание музыки, просмотр видео-фрагментов, демонстрация распевочных упражнений педагогом);
- фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися);
- коллективный (поиск детьми ответов на вопросы, пение, инсценировка, работа в компании);
Методическое обеспечение:
- интернет-ресурсы:
- https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-muzike-dlya-klassa-na-temu-zvuchaschie-kartini-proschanie-s-maslenicey-3847401.html
- https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/04/21/urok-muzyki-po-fgos-vo-2-klasse-po-programme-edkritskoy-tema-uroka
- https://kopilkaurokov.ru/muzika/uroki/razrabotka-uroka-na-tiemu-zvuchashchiie-kartiny-proshchaniie-s-maslienitsiei
- https://urok.1sept.ru/articles/625868
- https://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-uroka-po-muzyke-v-3-m-klasse-po-teme-razd.html
Литература:
- Е. Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1-4 классы». Методическое пособие. – Москва: «Просвещение», 2004.
Музыкальные образцы:
- Пьеса П.И.Чайковского «Масленица». Февраль из фортепианного цикла «Времена года», русская народная песня «ой блины».
СанПиН:
- Нормы и правила пожарной безопасности были соблюдены, температура была оптимальной для нахождения детей в кабинете, мебель (стулья, парты и шкафы) и ее расстановка опасности и рисков порчи здоровья не представляла, освещение было хорошим и в надлежащем количестве;
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, фортепиано, колонки, блинчики из бумаги, фломастеры, наклейки с оценками;
Содержание занятия
Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем новом занятии. Прошу вас занять свои места! Зима подошла к концу, но тем не менее не будем забывать, что она нам подарила различные праздники. Назовите их? (Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, Масленица). Посмотрите, сколько праздников! Несмотря на то, что они следуют друг за другом, смысл каждого из них, традиции проведения и значение разные. Сегодня на уроке мы познакомимся с самым весёлым, древним и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека.
Для начала скажите мне, что вы знаете об этом празднике? (слушает ответы детей) Да, все верно! Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, песни, пляски. Возник он в глубокой древности. Начиналась Масленица за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи. Это последняя неделя перед постом, когда можно есть молоко, яйца, сыр. Всё же главное угощение – блины, круглые, румяные, горячие символизируют солнце, которое восходит всё раньше и раньше, удлиняя день, приближая весну и лето. На наших столах блины, а в центральной России помимо блинов, использовали и другие символы солнца – горящие колеса, спускаемые с гор.
Также из соломы мастерили чучело масленицы. Соломенное чучело, олицетворяющее злую, суровую, подчас голодную для многих крестьянских семей зиму везли на окраину села, пели, плясали вокруг него, блинами закликали на двор весну-красну, а в конце праздника чучело Зимы- масленицы сжигали на костре. Но перед сжиганием припоминали, что зима принесла не только морозы, метели, вьюги, простуды, но и различные зимние забавы: увлекательные катанья на лыжах и коньках, на сноубордах. Новогодние праздники, за елку, подарки, зимние каникулы. Поэтому зиму-масленицу хоть и провожали со двора, но с большим почетом и уважением. Называлась она в разных регионах по-разному: честная, широкая, веселая, объедуха, однако все же чаще – просто масленица или сырная неделя. Каждый день масленицы имел своё название и значение:
1 день (понедельник)
Понедельник (первый день) – Встреча масленицы. В этот день встречают масленицу, встречали масленицу всегда сытостью и довольством. Чем богаче масленицу праздновали, тем богаче год будет. Изготавливали и наряжали куклу-чучело.
2 день (вторник)
Второй день масляной недели назывался Заигрыши. Конечно, тут вспоминались все зимние игры и потехи, строились снежные и ледяные крепости. Родственники ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища. Но вот наступил третий день масляной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит – лакомка. Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок – и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки.
3 день (среда)
Среду величали Лакомкой. Кто-то все же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это? Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами, творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: Где блины, там и мы… Ребята, а вы умеете печь блины? (слушает ответы) Молодцы, очень интересные у вас ответы! А кто знает, как и из чего пекут блины? (дети перечисляют ингредиенты, процесс приготовления, личные впечатления). На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете.
4 день (четверг)
Следующий день – самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год.
5 день (пятница)
Вот и пришел пятый день – Тещины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тещу к себе приглашает, блинами угощает, да не просто так, а если будет приглашение, и чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета и уважения.
6 день (суббота)
Суббота. Что делать, опять идти в гости? Увы. День так и назывался Золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестер мужа могло быть много: пять или десять… Невестка приходит и дарит золовкам подарки.
7 день (воскресенье)
Настало воскресенье или Прощеный день. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла. К этому дню чучело из соломы и тряпок несли через всю деревню, а к вечеру всем миром сжигали чучело масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай. В этот день заканчивается обжорство и веселье. А теперь давайте посмотрим, какие же веселые частушки поются во время этого праздника!
(просмотр видеоролика «Масленичные частушки! Казачий хор Петра Матрёничева»)
Вот и перелистали мы все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная пятница. А завтра? Завтра первый день Великого поста.
Пришло время с Масленицей проститься,
И друг другу повиниться
Все обиды и ссоры простить,
Чтоб красиво и честно зажить.
Масленицу чествовали весёлыми гуляньями, разудалыми играми, катаниями на лошадях, разными потехами. В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом… продолжите фразу? (Великого Поста!) Правильно, ребята, Великого поста, предшествующего светлому празднику Пасхи, Воскресения Христова.
А сейчас мы с вами поиграем в одну интересную масленичную игру! Называется она «Масленичные горелки»! Сейчас я вам расскажу правила:
- Сначала мы становимся парами друг за другом. Держимся за ручки. Руки подняты вверх - образуются ворота. Последняя пара пробегает под воротами из рук и становится первой. Так льется ручеек, пока каждая пара не пробежит под воротами. После того, как ручеек закончен, поем песенку "Гори, гори ясно". В это время ведущий стоит на 6 шагов впереди ручейка. Как только песенка допета, первая пара разбегается – один из пары бежит вдоль своей стороны ворот, другой - соответственно вдоль своей. Водящий должен поймать кого-либо из пары, пока им не удалось вновь взяться за руки. Как только водящий поймал беглеца, он берет его за руку и пара становится последней в "ручейке". Оставшийся без пары водит. Всем все понятно? (Да!) Теперь давайте пропоем слова нашей песенки!
Гори, гори ясно!
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят!
Колокольчики звенят!
Динь-дон, динь-дон!
Выбегай скорее вон!
И для закрепления повторим песенку несколько раз (повторяют песенку) Запомнили? (Да!) Приступим!
(дети играют в «Горелки»)
Поиграли? Размялись? Как настроение? (Отличное!) Очень хорошо! Держите наклейки. А теперь нас ждет слушание музыки. Название я вам не скажу, попробуйте угадать его сами (прослушивают произведение «Февраль. Масленица» из фортепианного цикла «Времена года» П. И.Чайковского, на заднем фоне картина Б. Кустодиева «Масленица»).
Что вы можете сказать об этом произведении? Какое оно по характеру? Соответствует ли оно содержанию картины на слайде? Какие оно у вас вызывает эмоции? (слушает ответы) Отлично, вижу, у вас очень красочные впечатления. А теперь скажите, как бы вы назвали эту музыкальную композицию? (слушает ответы) Молодцы, вы все почти угадали. Мы с вами прослушали фортепианную пьесу Петра Ильича Чайковского под названием «Февраль. Масленица» из музыкального цикла «Времена года». А картина, которую мы видим, принадлежит кисти известного русского художника Бориса Кустодиева. «Масленица» у Чайковского – это картина народного гулянья, где живописные моменты сочетаются со звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур, Чайковский создаёт картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Смех, веселье, песни скоморохов – всё сливается в праздничном гулянье.
Молодцы, за выполнение этого задания каждый из вас получает по наклейке! А прежде, чем перейти к следующей части нашего урока, я хочу задать вам несколько вопросов. Исстари, на Руси людей почитали смышлеными, да находчивыми. Хочу посмотреть: не растеряли ли вы эти способности?
- Как по-другому народ называл праздник Масленицы? (Широкая, веселая, объедуха…)
- Сколько дней длится праздник? (7 дней)
- Назовите эти дни.
- Основное масленичное блюдо? (Блины)
- Почему блины круглые? (Символ солнца)
Итак, наше занятие подходит к концу, так что пока у нас есть время, давайте все вместе подведем итоги. Вспомним, что мы сегодня нового узнали, какие новые слова услышали? Что больше всего запомнилось? Что понравилось? А теперь давайте посчитаем наши блинчики. У кого больше? Так всегда бывает, что у кого-то больше, у кого-то меньше, но не спешите расстраиваться: мы же вместе их зарабатывали. Сейчас мы сделаем так: я вам дам волшебную тарелочку Желаний и яркие фломастеры. Вы напишите на своих блинчиках пожелания или добрые слова и положите их в эту тарелочку, и они обязательно сбудутся! И помните: мы все сильные и когда делаем что-то в одиночку, и когда работаем и учимся в коллективе. Вы все сегодня постарались на славу, мы вами очень довольны! А теперь прощаемся до следующего занятия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: «Развитие навыков совместной деятельности».
Цели:- Развитие навыков общения, умения сотрудничать и сплоченно взаимодействовать.Задачи:1) снижение уровня тревожности у детей;2) снятие эмоционального и физического напряжения;3) развитие чувства д...
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие позитивной самооценки учащихся."
Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста и выполняет следующие задачи: снятие эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки учащихся, пов...
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: «Эмоция страха».
Данное занятие используется в работе с тревожными учащимися младшего школьного возраста. Цели занятия: раскрытие причин возникновения страхов, осознание необходимости эмоции страха в жизни человека....
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Способы освобождения от страха".
Задачи занятия: познакомить детей со способами освобождения от страха, усиление Я ребенка, снятие эмоционального и физического напряжения....
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: Развитие групповой сплоченности.
Задачи:1) Развитие раскрепощенности учащихся.2) Снятие напряжения.3) Повышение значимости каждого ребенка.4) Расширение сферы те...
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Развитие навыков вербального и невербального общения".
Задачи:1) Развитие сплоченности.2) Снятие напряжения.3) Развитие эмоционально выразительных движений....
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста. Тема: "Формирование мотивации групповой работы".
Задачи занятия:1) Стимуляция эмоционального раскрытия участников.2) Развитие сплоченности группы.3) Развитие произвольности.4) Снятие напряжения....