Конспект урока музыки в 2 классе "Опера Руслан и Людмила"
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 2
Студентка:Потоцкая .
Учебный предмет: Музыка
Тема: «Опера «Руслан и Людмила»
Образовательная система: Школа России
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: Ввести в музыкальный мир оперы «Руслан и Людмила»
Задачи:
Образовательные:
- Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;
- Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
- Формировать патриотические качества личности.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление и творческие способности;
- Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
- Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, прислушиваясь к мнениям других;
- Участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- Создавать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к разным видам искусств;
- Пробуждать интерес к русскому фольклору, уважению народных обычаев.
Оборудование: презентация, слова песни
Планируемые результаты:
Предметные:
- Взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;
- Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
- Патриотические качества личности.
Личностные:
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Создание условий, способствующих развитию эстетического вкуса, интереса и любви к разным видам искусств;
Метапредметные:
Познавательные.
- Умение развивать логическое мышление и творческие способности;
Регулятивные:
- Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
Коммуникативные:
- Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
План урока
1. Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Самостоятельное формулирование цели урока учащимися
5. Этап реализации построенного проекта
5.1.Работа над темой урока
5.2.Знакомство с оперой
5.3.Физминутка
6. Этап анализа произведения
6.1.Работа с произведениями
6.2.Характеристика героев
7. Этап обобщения и интерпретации
8. Этап рефлексии учебной деятельности.
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планиру-емые результаты |
1. Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД |
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Анна Александровна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.
Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться Будем думать, рассуждать Можем мы урок начать | Дети приветствуют учителя, садятся за свои парты. | фронтальная | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | -Сегодняшний урок я начну хорошо известными поэтическими строчками: Слайд 1. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: - А вы можете продолжить? -Тогда в группах допишите потерявшие слова. (Работа в группах - дети дописывают слова на карточках). -Давайте прочитаем, что получилось. (Дети зачитывают строки из поэмы Пушкина). -Какому поэту принадлежат эти строки? (А.С.Пушкин) На доску вывешивается портрет писателя. -Когда А.С.Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила». Поэма – литературный и музыкальный жанр, произведение в стихах. Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина; волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими былинами. Поэма была написана в 1818—1820, после выхода из Лицея. Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.
| (на праздниках, посиделках, на гуляньях) | фронтальная | П1, Л1 , П.1, |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | -Посмотрите на слайд. Как вы думаете, куда мы сегодня с вами пойдём? ( в театр). -А кто был в театре? ( ответы детей). -А что там делают? (смотрят спектакли). -Правильно…но спектакль необычный…давайте вместе попробуем угадать на какой спектакль мы пойдём? (Разгадывают кроссворд и угадывают слово, называют тему урока «опера")
5.Шестиструнный музыкальный инструмент (гитАра). -Что получилось? (опера). -А что такое опера? (Опера — музыкально-драматическое произведение в котором поют). | (чтобы проводить зиму и встретить весну) | фронтальная | Пр.1, П.1, |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (Познакомимся с оперой) - Да, правильно, на нашем уроке мы с вами познакомимся с одной оперой, а с какой узнаете позже. | Формулируют тему урока. Формулируют цели урока. | фронтальная | Р.1, Л1 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий | 5.1. Работа над темой урока - Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира. - Давайте перенесемся на 175 лет назад. А хотите узнать, что было 175 лет назад? …Морозным ноябрьским вечером, 27 ноября 1842 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера волшебной, сказочной оперы русского композитора М.И. Глинки, на сюжет поэмы А.С. Пушкина Руслан и Людмила. -Почему опера волшебная и сказочная? (в сказках, в опере действуют добрые и злые волшебники, шапка-неведимка, живая голова великана, живая и мертвая вода, меч-кладинец, волшебное кольцо, пробуждающее Людмилу). Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и отважного витязя Руслана. В разгар пира происходит таинственное похищение Людмилы злым волшебником Черномором. По призыву Светозара Руслан и оба отвергнутых жениха Людмилы отправляются на поиски Людмилы. Руслан попадает в пещеру доброго волшебника Финна, который открывает тайну похищения Людмилы могущественным Черномором и обещает ему помочь. 5.2. Знакомство с оперой - Предлагаю вам посмотреть видеоматериал, который познакомит нас произведением. 5.3. Физкультминутка Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) |
Ответы учащихся (учитель помогает найти нужные слова и направляет ответы учащихся). | Фронтальная | Р1, П1, Л1, Л2 , Пр.2, Л.1, П.1, К.1, К.1, Пр.3 |
6. Этап анализа произведения Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи. | 6.1 Работа с произведениями - Теперь предлагаю вам прослушать некоторые музыкальные произведения из оперы. Звучит "Увертюра" (2 произведение). -Как звучит произведение? -Какой тут возникает образ? -Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? (Образ света, радости, богатырской удачи – тема Руслана) -Выберите карточку, которая соответствует образу Руслана (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера). -Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера и называется. -Послушаем фрагмент из арии Русланаъ Слушают «Дай, Перун, булатный меч…» (3 – произведение). -Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? ( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен). -Как вы думает, кто исполняет это произведение? Правильно, поет один человек и его называют СОЛИСТ. -Добро в сказке борется со злом. Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина? Коварный, злобный Черномор, – Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин. -Теперь послушаем, как характеризует Черномора сам композитор. Звучит (М.И.Глинка – «Марш Черномора») (4- произведение) -По каким признакам мы можем определить, что этот герой фантастический, сказочный? (звучание колокольчиков). -Какими чертами характера он обладает? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы). -Черномор в опере не поет, у него нет вокальной партии. Почему? (он – сила зла). -Выберите карточку, которая соответствует образу Черномора (у детей набор карточек разных цветов ярких и темных. Работа с карточками определение характера). -Своим прототипом – первообраз, Руслан имеет легендарных богатырей из русских былин и сказок, которые защищали русский народ. -Каких вы знаете богатырей? (Слайд 12) -С каким цветом ассоциируется у вас его образ? (красный – цвет крови). -А как вы думаете, образ Людмилы, каким цветом можно изобразить? (желтый – цвет солнца, радости, Родины). -А как вы думаете, , какой музыкой у Глинки заканчивается опера? видеофрагмент "Финал" (5-произведение). -Как звучал финал оперы? (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная). -Кто исполняет это произведение ? (хор). -А какой хор? (смешанный) -Глинка уже в начале оперы своей музыкой предрекал победу добра над злом. Светлые стороны жизни победили. 6.2. Характеристика героев -Перед вами в одном столбике имена главных героев. А в другом - характеристика героев. Давайте попробуем подобрать характеристику к каждому герою (Слайд 13 – 14). Людмила – “милая людям”. Руслан – “русый, светловолосый, настоящий русский человек”. Князь Владимир несёт мир, добро, владеет миром (Князь Владимир Святославич. 980 – 1015 – время княжения. Сын Святослава Игоревича. Обороняя Русь от набегов кочевников, поставил на границах “заставы богатырские”. Много славных подвигов совершили богатыри русские, охраняя родную землю от кочевников. Новый князь остался в памяти как герой былин – Владимир Красное Солнышко. При нём начался расцвет древнерусской культуры. С ним связано крещение Руси.) Черномор –поступки героя чёрные, недобрые. -В рабочих тетрадях Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: «На сцене медленно появляются светлые облака…». Как вы думаете, о чём должны возвестить светлые облака? (Главное – прославить богатырский русский народ, его прекрасную, любящую душу, прославить могучую Русь! Нет, не кончилась Русь! И богатыри не перевелись! Русь та же. Красота та же!) -У композитора есть свои средства музыкальной выразительности, благодаря которым, мы представляем мужественного Руслана, нежную Людмилу, коварного Черномора. Они сегодня как будто бы побывали в нашем классе. -В сказках добро всегда побеждает зло, и в нашей музыке, звучащей на уроке были доброта, свет, вдохновение и все самое лучшее, что может быть в жизни. -Мы сегодня прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и открыли её для себя с новой стороны. | -Ответы учащихся | фронтальная | Л1, П1, К1, К1, Л.1 |
7. Этап обобщения и интерпретации Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции | А теперь посмотрите на экран. - С каким произведением мы с вами познакомились на уроке? -Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»? -Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»? | (масленица) | Фронтальная | П2, П1, К1 |
8. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Что было самым интересным? - Что узнали нового? - Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок! До новых встреч! | Отвечают на вопросы . | Фронтальная | Р1, К2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...
Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы....
Конспект урока музыки в 1 классе Тема: Музыка утра, разработчик :Карпец Екатерина Александровна (урок – игра)
Урок в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкальн...