Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
классный час по музыке (2 класс)
Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opera_ruslan_i_lyudmila._stseny_iz_opery.docx | 22.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Форма урока: Урок-путешествие
Цель: Ввести в музыкальный мир оперы «Руслан и Людмила»
Задачи урока:
Образовательная:
- Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
- Раскрыть через художественный образ тему добра и зла
Развивающая:
- Развивать творческие способности и мышление учащихся
- Развивать позитивное отношение к классической музыки
Воспитательная:
- Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.
Ход урока:
Организационный момент: Музыкальное приветствие.
У: - Здравствуйте ребята!
Д: - Здравствуйте!
Наш сегодняшний урок я хочу начать хорошо известными поэтическими строчками:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом…
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Ребята, а знаете ли вы, какому поэту принадлежат эти строки?
Правильно, А.С. Пушкину
Слайд 1
Когда А.С.Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила».
Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина; волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими былинами.
Ребята, а как вы думаете, где можно посмотреть спектакли? Как называются эти места?
Д:(Театры).
У: Верно. Давайте представим, что мы с вами попали в театр.
А как вы думаете, что можно посмотреть в музыкальном театре?
Д: Оперу, сказку, балет.
Слайд 2 У: Молодцы. Поэма - сказка «Руслан и Людмила» была прочитана русским композитором М.И.Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила». А что же такое опера?
Д:(Опера — музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят а поют в сопровождении оркестра).
Слайд 3 У: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить и какова тема нашего урока?
Д: О опере. Тема урока Опера «Руслан и Людмила»
У:Да, тема нашего урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество.
Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты. Опера была написана после смерти Пушкина. Посмотрите, как изобразил художник Илья Репин Михаила Ивановича Глинку в период сочинения оперы "Руслан и Людмила".
Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).
У.: Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?
Д.: Без музыки.
У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр.
Слайд 4 У: Опера начинается со сцены свадебного пира:
Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Слайд 5.Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.
Все имеет свое начало. Так же его имеют и произведения. А знаете, как называется инструментальное вступление к музыкальному театральному спектаклю, например, опере или балету?
Д: УВЕРТЮРА
У: Правильно. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки.
Слайд 5
(слушание увертюры)
Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?
-Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера .
Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?
(звучит ария).
У.: Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?
Д.: ответы.
-Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? ( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен).
У:Скажите, как называется человек, который исполняет произведение один?
Д: (его называют СОЛИСТ.)
У: Добро в сказке борется со злом. Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?
Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...
Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
Как вы думаете, какая музыка должна быть у злых сил?
Д:( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)
У:Теперь послушаем и посмотрим, как характеризует Черномора сам композитор.
– Определите, какой из жанров он для этого выбирает: песню, танец или марш? (жанр марш). Слушайте внимательно. Слайд 6
(видео «Марш Черномора»)
Слайд 7
Итак, какой из жанров он для этого выбирает: песню, танец или марш? (жанр марш) Попробуем промаршировать под эту музыку. (маршируют) Удобно вам было маршировать?
-Какими чертами характера обладает Черномор? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы).
Сейчас мы еще раз послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора» для этого попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым оркестром.
Слайд 8 (Слушание музыкального произведения - М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» с пластическим интонированием)
У: Почему ваши жесты были разными?
Д: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.
Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые интонации (ведь Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы).
У:А как вы думаете, какой музыкой у Глинки заканчивается опера?
Д: Ответы детей
Слайд 9.(видеофрагмент "Финал")
Слайд 10
Как звучал финал оперы?
Д: (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная).
У: Кто исполняет это произведение ?
Д: (хор).
У: А какой хор?
Д: (смешанный: мужчины и женщины)
Многие художники изображали сюжеты из поэмы «Руслан и Людмила» на своих картинах. Художники, на своих шкатулках изображали мотивы поэмы
Вы тоже обязательно сможете побеждать зло, как богатырь Руслан, если будете сильными и выносливыми. А для этого нужно хотя бы несколько минут в день заниматься зарядкой. Поэтому давайте мы с вами немного потанцуем.
Слайд 11 Физкультминутка.
Мы сегодня прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и открыли её для себя с новой стороны.
Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений является «Руслан и Людмила» - былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.
-Я предлагаю закончить урок песней Маши и Вити о сказках.
Исполнение Песни « Спор Маши и Вити о сказках»,
Итог урока.
- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?
-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?
-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?
Домашнее задание: Найти стихотворение о сказочных героях, которых поется в песне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....
конспект урока по литературному чтению. Поэма ""Руслан и Людмила" А.С. Пушкина
Данный урок знакомит детей с отрывком из произведения "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина . Презентацию к уроку можно скачать с сайта - https://vk.com/doc36957967_437782701?hash=1695f6ee58ad049aa7&am...
План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"
План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"...
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"...
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...
Конспект урока музыка 2 класс "Что выражает музыка?"
Тема урока. «Что выражает музыка?»Цель. Создать условия, для того, чтобы учащиеся почувствовали в произведение которое они исполняют, различные настроения и чувства....