Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.
классный час по музыке (2 класс)

Лисякова Анастасия Сергеевна

Конспект урока музыки во 2 классе Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opera_ruslan_i_lyudmila._stseny_iz_opery.docx22.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания      

Форма урока:   Урок-путешествие

Цель: Ввести в музыкальный мир оперы «Руслан и Людмила»

Задачи урока:

Образовательная: 

- Познакомить с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

- Раскрыть через художественный образ тему добра и зла

Развивающая:

- Развивать творческие способности и мышление учащихся

- Развивать позитивное отношение к классической музыки

 Воспитательная:

 - Воспитание общечеловеческих качеств: желание помочь в трудную минуту, сочувствие.

Ход урока:

Организационный момент: Музыкальное приветствие.

У: - Здравствуйте ребята!

Д: - Здравствуйте!

Наш сегодняшний урок я хочу начать хорошо известными поэтическими строчками:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том: 
И днём и ночью кот учёный,
Всё ходит по цепи кругом…

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Ребята, а знаете ли вы, какому поэту принадлежат эти строки?

Правильно, А.С. Пушкину 

Слайд 1

Когда А.С.Пушкину было всего 20 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила».

Это первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина; волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими былинами. 

Ребята, а как вы думаете, где можно посмотреть спектакли?  Как называются эти места?

Д:(Театры).

У: Верно. Давайте представим, что мы с вами попали в театр.

А как вы думаете, что можно посмотреть в музыкальном театре?

Д: Оперу, сказку, балет.

Слайд 2 У: Молодцы. Поэма - сказка  «Руслан и Людмила» была прочитана русским композитором М.И.Глинкой. Он написал по сюжету поэмы А.С. Пушкина оперу, которая так и называется «Руслан и Людмила». А что же такое опера? 

Д:(Опера — музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят а поют в сопровождении оркестра).

Слайд 3 У: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить и какова тема нашего урока?

Д: О опере. Тема урока Опера «Руслан и Людмила»

У:Да, тема нашего урока: «Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Ещё при жизни великого поэта М.И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила», надеясь на взаимное сотрудничество.

Но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты.  Опера была написана  после смерти Пушкина. Посмотрите, как изобразил художник Илья Репин Михаила Ивановича Глинку в период сочинения оперы "Руслан и Людмила".

Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. В создании оперы принимают участие очень много людей. Это писатели, музыканты, художники, оперные артисты (певцы).

У.: Ребята, что, по-вашему, является главным в опере? Без чего опера будет простым спектаклем?

Д.: Без музыки.

У.: Правильно! Ради неё мы идем в оперный театр.

Слайд 4 У: Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.  Слайд 5.Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Все имеет свое начало. Так же его имеют и произведения. А знаете, как называется инструментальное вступление к музыкальному театральному спектаклю, например, опере или балету?

Д: УВЕРТЮРА

У: Правильно. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры «Руслан и Людмила» русского композитора М.И.Глинки.

Слайд 5

(слушание увертюры)

Каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»?

-Молодцы, вот такой праздничной, победной, богатырской, торжественной музыкой начинается опера .

Послушаем фрагмент из арии Руслана. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания образа главного героя?  

(звучит ария).

У.: Какая музыка по характеру? Каким вы представили себе Руслана?

Д.: ответы.

-Что мы можем сказать о герое благодаря такой музыкальной характеристике? ( Что он полон решимости на борьбу, что он храбр и отважен).

У:Скажите, как называется человек, который исполняет произведение один?

Д: (его называют СОЛИСТ.)

У: Добро в сказке борется со злом.  Кто олицетворяет силы зла в поэме А.С. Пушкина?

Коварный, злобный Черномор,
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой, с бородою...
...Умен, как бес, и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая...

Так описывает Черномора в своей поэме А.С. Пушкин.
Как вы думаете
какая музыка должна быть у злых сил

Д:( Музыка должна звучать грозно, резко, отрывисто.)

У:Теперь послушаем и посмотрим, как характеризует Черномора сам композитор.

– Определите, какой из жанров он для этого выбирает: песню, танец или марш? (жанр марш). Слушайте внимательно. Слайд 6

(видео «Марш Черномора»)

Слайд 7

Итак, какой из жанров он для этого выбирает: песню, танец или марш? (жанр марш) Попробуем промаршировать под эту музыку. (маршируют) Удобно вам было маршировать?

-Какими чертами характера обладает Черномор? (коварство, злоба, ненависть, стремление к богатству, жажда наживы).

Сейчас мы еще раз послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора» для этого попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым  оркестром.

Слайд 8 (Слушание музыкального произведения - М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» с пластическим интонированием)

У: Почему ваши жесты были разными?

Д: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.

Музыка звучит уже не так грозно, немного ускоряется ,появляются насмешливые  интонации  (ведь Черномор-это карлик, который без бороды не представляет никакой угрозы).

У:А как вы думаете, какой музыкой у Глинки заканчивается опера?

Д: Ответы детей

Слайд 9.(видеофрагмент "Финал")

Слайд 10

Как звучал финал оперы?

Д: (Она такая же, как в начале: торжественная, радостная, мажорная).

У: Кто исполняет это произведение ?

Д: (хор).

У: А какой хор?

Д: (смешанный: мужчины и женщины)

Многие художники изображали сюжеты из поэмы «Руслан и Людмила» на своих картинах. Художники, на своих шкатулках изображали мотивы поэмы 

Вы тоже обязательно сможете побеждать зло, как богатырь Руслан, если будете сильными и выносливыми. А для этого нужно хотя бы несколько минут в день заниматься зарядкой. Поэтому давайте мы с вами немного потанцуем.

Слайд 11 Физкультминутка.

Мы сегодня прикоснулись к музыке Глинки, такой недосягаемой и доступной, и открыли её для себя с новой стороны.
Русская музыка неразрывно связана с великими традициями русской классической литературы. Русская опера всё время ориентируется на Пушкина. И одним из произведений является «Руслан и Людмила» - былинно – эпическая опера Глинки. Секрет её популярности, её долголетия в том, что она написана двумя гениями – авторами сюжета и музыки. Слово Пушкина по – особому открывается через сочинение Глинки. Думаю, сегодня мы в этом убедились.

-Я предлагаю закончить урок песней Маши и Вити о сказках.

Исполнение Песни  « Спор Маши и Вити о сказках», 

Итог урока.

- С каким произведением мы с вами познакомились на уроке?

-Кто сочинил поэму «Руслан и Людмила»?

-Кто сочинил оперу «Руслан и Людмила»?

Домашнее задание: Найти стихотворение о сказочных героях, которых поется в песне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

конспект урока по литературному чтению. Поэма ""Руслан и Людмила" А.С. Пушкина

Данный урок знакомит детей с отрывком из произведения "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина . Презентацию к уроку можно скачать с сайта - https://vk.com/doc36957967_437782701?hash=1695f6ee58ad049aa7&am...

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"

План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"...

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Конспект урока музыка 2 класс "Что выражает музыка?"

Тема урока. «Что выражает музыка?»Цель. Создать условия, для того, чтобы  учащиеся почувствовали в произведение которое они исполняют, различные настроения и чувства....