Методическая разработка урока музыки в 1 классе
методическая разработка по музыке (1 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Жаворонкова С.В.
ГБОУ СОШ №, район: школа № 103, Выборгский район
Предмет: Музыка
УМК: Музыка. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Класс: 1.1 от 07.09.2020
Тип урока: «Вводный»
Методы и приемы обучения: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:
Этапы урока | Формы диагностики | Методы диагностики |
Самоопределение к деятельности | фронтальная | Методы устной диагностики |
Актуализация знаний | фронтальная | проблемный |
Постановка учебной задачи | фронтальная | поэтапного открытия |
“Открытие” новых знаний | фронтальная | частично-поисковый |
Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока | фронтальная | поэтапного открытия |
Рефлексия | фронтальная | широких ассоциаций |
Домашнее задание |
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в малых группах, индивидуальная
Оборудование: • компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки
Дидактические материалы: ноты песни “Наша школа” на сл. М.Пляцковского, муз. Е.Птичкина
плакат с изображением нот и нотоносца;
Методическое обеспечение, ресурсы: Учебник для учащихся 1 класса начальной школы «Музыка» (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина);
- «Уроки музыки» поурочные разработки 1-4 класс (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина);
- Методика работы с учениками «Музыка» 1-4 класс (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина).
Используемые ресурсы:
- https://yandex.ru/?clid=2270453&banerid=6302000000:584c0ed058963300212dddb8&win=242;
-https://www.youtube.com/;
-https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/10/16/konspekt-uroka-horovod-muz-
Организация пространства:
Тема года (тема раздела) | «Музыка вокруг нас» | |||
Тема урока | «И муза вечная со мной. Хоровод муз» | |||
Художественно -педагогическая идея урока | Послушай, как щебечут птицы, послушай, как поет волна, как дождь в окно твое стучится – повсюду музыка слышна. К.Бальмонт | |||
Цель | Цель урока для учащихся | Педагогическая цель урока | ||
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки. | знакомство со спецификой предмета “Музыка” и вовлечение первоклассников в сферу её различных воплощений | |||
Задачи | Задачи урока для учащихся | Педагогические задачи урока | ||
сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия “шумовые звуки” и “музыкальные звуки”; ввести понятия “композитор”, “исполнитель”, “слушатель”; установить логические связи между их видами деятельности; познакомить с композитором П.И.Чайковским и фрагментом его балета “Щелкунчик”, обратить внимание на образную связь музыки танца Феи Драже с содержанием сказки Э.Гофмана и хореографией; побудить детей к размышлению о музыке и составлению личного мнения о ней; научить простейшим приёмам вокально-хоровой работы и обратить внимание детей на важную в этом процессе роль дыхания; познакомить с правилами охраны слуха и голоса; закрепить и систематизировать полученные знания. закрепить и систематизировать полученные знания. | Развивающие : развивать внимание, слуховую память, воображение; способствовать расширению кругозора; развивать детский голос. Воспитывающие: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей; формировать музыкальный вкус; пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету Образовательные: получение учащимися представления об инструменте; знакомство с подвидами фортепиано и приемами исполнения | |||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (содержание заданий) | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
| Приветствует обучающихся. «Здравствуйте, ребята!» Создание рабочей атмосферы. У. Разрешаю тихо сесть. Тсссс, секреты мира здесь. Прозвенел уже ... (звонок), Начинается ... (урок) – Интересная наука О чудесном мире звуков. К нотам тянется рука, Ведь урок наш - ... музыка! | Вместе с учителем приветствуют друг друга | Сформировать целостное представление знаний по теме. | Личностные: положительное отношение к учению,самоопределение готовность к уроку к познавательной деятельности; Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
| Как вы думаете, зачем нужна музыка? Где вы встречались с ней? А знаете ли вы, как и когда появилась музыка? Приглашаю вас заглянуть в далёкое прошлое. | Дети отвечают на вопросы | учатся слушать вопросы и отвечать на них. | Коммуникативные : вступать в учебный диалог с учителем и сверстниками . Познавательные: осознать познавательную задачу, выделять и формулировать учебную цель |
| Знакомство с шумовыми и музыкальными звуками. У. Верно. А какой музыкальный инструмент есть у каждого человека? У. А похоже ли пение на то, как мы привыкли разговаривать? У. Вокруг нас с вами огромное количество разных звуков. Запомните! Звуки, которые гремят, шуршат, гудят, кричат, топают, булькают, свистят, пищат называются шумовыми. Они совсем не похожи на музыку, и вы вряд ли захотите подпевать им или танцевать в их сопровождении. Свой «шумный» голос есть у всего на свете. Он помогает всему живому разговаривать друг с другом, передаёт окружающим очень важную информацию, например, предупреждает об опасности. Прислушайтесь. Подумайте, что вы слышите за окном?.. А теперь обратите внимание на звуки внутри нашей школы... Но с каждым новым веком мир становится всё громче и громче, заставляя нас уставать от его шума. Очень громкие звуки способны навсегда отнять у нас слух. Не приближайтесь к источнику такого звука, старайтесь как можно меньше слушать музыку в наушниках, ведь громкая музыка тоже превращается в опасный шум. Запомните, если вы стали плохо слышать тихие звуки (шелест листьев, журчание ручья, шёпот человеческого голоса), то это уже повод обратиться к врачу. Музыкальные звуки другие: мелодичные, приятные на слух, они могут нарисовать в воображении человека целую историю, рассказать о чувствах человека, его душевных переживаниях. Слушая музыку, мы вместе с её героями и плачем, и смеёмся. И ещё одна очень важная особенность музыкальных звуков - их можно записать специальными значками - нотами! (показ на плакате). А теперь, проверьте себя! Д. Голос. Д. В пении слова тянутся. | Дети знакомятся с понятиями : музыкальные и шумовые звуки Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. а) стать музыкантом б) тот кто сочиняет музыку, кто играет на инструментах, поет с) композитор d) Исполнитель e) зрители, слушатели | сформировать первоначальные знания о мире звуков, ввести понятия «шумовые звуки» и «музыкальные звуки»; | Личностные - самоопределение, регулятивные - целеполагание, планирование, коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Предметные – определение будущих знаний, |
| История происхождения слова «музыка». У. А вы знаете, почему музыку назвали музыкой? Вот послушайте, как звучит это слово на разных языках: по-русски - музыка, по-английски - music, на немецком - music, на французском - musique, на итальянском - musica. Правда, эти слова похожи? У. Слово «музыка» пришло к нам из Древней Греции, жители которой считали, что на греческой горе Олимп живут боги, среди них покровители искусств - Апполон и его 9 спутниц - муз. В греческом языке слово «музыка» звучало немного иначе – «мусике», что означало «искусство муз». До сих пор существует легенда о том, что людям, которые что-то создают, сочиняют, придумывают, помогают эти добрые феи - музы. Давайте встанем! Музыка – урок особенный, потому внутри него случаются музыкальные переменки, но даже на перемене мы продолжаем учиться! Сегодня мы познакомимся с песенкой-игрой, состоящей из шумовых и музыкальных звуков. Называется эта история – “Сказка берёзового леса”. Спрячьте руки за спину. Как только в сказке появятся новые герои или события, нужно будет повторять за мной движения, но затем снова руки спрятать, иначе... иначе я вас поймаю! Давайте попробуем (показ принципа игры на 1 куплете без сопровождения) В конце сказки я буду считать до трёх, после чего вы должны сказать “Апчхи!” Давайте попробуем: раз, два, три, апчхи! (Дети повторяют) | Игра “Сказка берёзового леса”. | Развивается восприятие, осмысление, запоминание учебного материала. | Личностные – смыслообразование, познавательные – извлечение информации, коммуникативные – постановка вопросов, умение слушать и слышать. Предметные – новые знания, личностные - формирование эмоц-ценностного отношения к искусству, метапредметные - развитие худ. восприятия школьника |
| Давайте подберём слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку и настроение, которое она у вас вызывает. Хорошо. Давайте ещё раз посмотрим на доску и вспомним три понятия, без которых нельзя представить себе любую музыку. - Назовите их? (Композитор, исполнитель, слушатель). Музыку сочиняют для нас композиторы. Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать ее неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящими слушателями. Музыка всегда «возникает» из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка П. Чайковского. Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей? (ответы обучающихся) Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр. - А может быть, кто-то из вас знает, как называют того человека, который руководит оркестром музыкантов? (ответы обучающихся) Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, Он в оркестре – президент! Верно. Это дирижер. А давайте представим себя исполнителями – дирижерами оркестра (ведь каждый из вас хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижер управляет оркестром или хором). Сейчас мы попытаемся ощутить себя настоящими исполнителями и расскажем музыку с помощью выразительных дирижерских жестов. | Дети знакомятся с понятиями : композитор, исполнитель, слушатель. СЛУШАНИЕ: «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» | Формируется осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить. | Личностные - самоопределение, смыслообразование, регулятивные - целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование, коррекция, коммуникативные – умение слушать и слышать, познавательные – постановка и решение проблем. Предметные – первичные навыки игры на ф-но, личностные – развитие интереса к разным видам муз. деятель-ти, метапредметные - формир. эмоц-ценностного отношения к искусству |
| Молодцы! Сегодня на уроке мы почувствовали себя слушателями, когда слушали музыку , исполнителями, когда дирижировали воображаемым оркестром. Какое у вас настроение в конце урока? Стихотворение о музыке Сегодня вы хорошо поработали! До новых встреч с музыкой! | Поднимают смайлики с разной мимикой, которые соответствуют настроению | Личностные - самоопределение, регулятивные - оценка , коммуникативные – учебное сотрудничество. Предметные – закрепление ЗУН, метапредметные - формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...
Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"
Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать у обучающихся умения определять хар...
Методическая разработка урока музыки 1 класс
Тема урока: «Портреты запели и заговорили»Цель: Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.Задачи: 1. Развивать умение определять жив...
Методическая разработка урока музыки 4 класс "Звать через прошлое к настоящему"
Разработка урока "Звать через прошлое к настоящему" составлена на высокохудожестенных образцах русской культуры (кантата С.Прокофьева, картина П.Корина, фильма С.Эйзенштейна) с целью духовно...
Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"
Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...
Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»
Методическая разработка урока музыки в третьем классеТема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»...
Методическая разработка урока музыки 1 класс по теме:" Край в котором ты живёшь."
Методическая разработка урока музыки 1 класс по теме:" Край в котором ты живёшь."...