Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему
Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать у обучающихся умения определять характер произведения и творчески выражать свои эмоциональные переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока музыки на тему:"Поэзия зимы" | 512.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока музыки во 2- м классе
По программе автора Д.А.Рытова «Музыка»
из раздела: «Музыкальные шедевры »
Тема урока: « Поэзия зимы».
Цели урока.
1. Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении зимы.
2. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.
3. Формировать умение определять характер произведения и творчески выражать свои эмоциональные переживания.
Задачи:
Образовательные:
1. способствовать формированию музыкального вкуса;
2. вовлечь детей в активное слушание, исполнение музыкального репертуара, а также речевого общения и рассуждения;
3. научить видеть связь разных искусств.
Развивающие:
1. развивать наблюдательность;
2. умение слушать классическую музыку;
3. развивать вокальные навыки;
4. развивать художественные и творческие способности учащихся.
Воспитательные:
1. воспитывать любовь к искусству, к родной природе;
2. гордость за великое наследие русского искусства.
Оборудование.
1. Стихотворение Ф.И.Тютчева « Чародейка- зима»;, А.С.Пушкина «Зимняя дорога»
2. Репродукция картины А.А. Пластова «Первый снег», фото-картины с зимними пейзажами;
3. П.И. Чайковский музыкальный альбом «Времена года» пьеса Январь – «У камелька »,
А. Вивальди музыкальный альбом «Времена года. Зима»;
Песня « Метель» муз. С. Потолковского, сл. Н.Новикова.
4.Портрет композитора: П.И.Чайковского.
5. Выставка книг стихотворений известных поэтов: Н. Некрасова, С. Есенина, А.С. Пушкина, Ф. Тютчева и др.
6. Учебник по музыке- 2 класс
7. Бумага для рисования - листы формата А2,кисти, акварель или гуашь, снежинки 3 шт. ( белая, голубая, синяя) для каждого ребенка
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие.
Учитель поет. Здравствуйте ребята..
Дети отвечают:( поют хором) Добрый день.
Учитель говорит:
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Все за парты дружно сели ( пауза… дети садятся )
И внимательно на доску посмотрели.
2.Сообщение темы урока.
На доске написано « Поэзия зимы»
Учитель говорит:
Сегодня ребята, мы поговорим о прекрасном времени года - зиме. Посмотрите в окно. Всё кругом стало белым-бело.
3.Беседа о сезонных изменениях в природе.
Учитель: Что изменилось в природе?
Предполагаемые ответы детей: Наступила зима. Стало холодно. Выпал снег и покрыл всю землю. Деревья сбросили листья. Все реки замёрзли и покрылись льдом. Улетели перелётные птицы. и т.д.
Учитель: Молодцы. Всё заметили.
Подготовка детей к слушанию музыки.
Учитель. Посмотрите на портрет .
-Вы узнали? Чей это портрет? Какого композитора?
Ответы обучающихся : Это портрет русского композитора П.И.Чайковского.
Учитель: Правильно. Молодцы ребята. П.И.Чайковский очень любил свою Родину, любовался красотами родной природы. И сочинил много музыкальных произведений, в частности музыкальный альбом « Времена года», который состоит из 12 пьес. Как вы думаете, почему именно 12 пьес?
Дети отвечают: потому что в году 12 месяцев.
Учитель: Правильно. Каждая пьеса в этом альбоме имеет свое название.
Январь «У камелька»; Февраль « Масленица»; Март «Песня жаворонка», Апрель « Подснежник» и т.д. К каждой пьесе были подобраны стихи известных поэтов: А.С.Пушкина, … Сегодня мы послушаем пьесу под названием: Январь « У камелька».
Учитель: посмотрите в учебнике, что означает слово « Камелек»
Дети читают в учебнике разъяснение слова « Камелек».
Учитель, А теперь слушаем музыку…..
4. Слушание музыки. Обучающиеся слушают музыку П.И.Чайковского пьесу « У Камелька»
5. Беседа.
Учитель: Какое настроение создает эта музыка? Какие интонации вы почувствовали в ней?
Предполагаемые ответы детей: Спокойствие и тишина, грусть, нежность и т. д
6. Просмотр картин
Учитель: Ребята, обратите внимание, на картину А.А.Пластова « Первый снег», как художник с помощью кисти и красок сумел передать своё настроение и отношение к зиме? О чем он хотел нам рассказать?
Созвучна ли эта музыка картине?
Ответы детей…
Учитель. Объясните свой ответ.
Какие краски ушли вместе с осенью, а какие пришли зимой?
Предполагаемые ответы детей: Ушли осенние краски: жёлтая, оранжевая, красная, зелёная. С зимой пришла - белая, голубая краска.
Учитель. Да, белого цвета зимой больше всего. А какие ещё цвета любит зима?
Предполагаемые ответы детей: Зима любит голубой цвет, серебристый, серый, синий.
Учитель. Правильно ребята, и поэтому их называют холодными цветами. Это цвета снега, льда, зимнего неба.
Учитель, Посмотрите , ребята, на экран и полюбуйтесь красотой зимних пейзажей. (демонстрация репродукций картин зимних пейзажей под музыку)
Просмотр видеоролика.
(в данной работе представлена лишь часть картин)
Учитель: Вам понравились эти картины?
Ответы детей…
7. Чтение Стихотворений:
Учитель: Ребята, композиторы с помощью нот, звуков сочиняли музыку, в которой хотели показать образ зимы, многие художники рисовали зимние пейзажи, а как же писатели и поэты нам рассказывают о зиме? Давайте послушаем стихотворения известных поэтов классиков: Ф.И.Тютчева и А.С.Пушкина Как они словесно создают образ зимы?
Текст стихотворений написан в учебнике. Обучающиеся по желанию, выразительно читают стихотворения.
8 Беседа.
Учитель: Какие картины вы представили? Какой образ ЗИМЫ - у вас предстал перед глазами при прослушивании стихотворений?
Предполагаемые ответы детей: Красивый пейзаж, зимний лес, на ветвях деревьев лежит пушистый снег, темное небо, сильный ветер, снежный вихрь, метель и т.д
Учитель: Какое настроение возникло при прослушивании какого-то конкретного стихотворения? Сравните, изобразительные интонации в стихотворениях и в музыке.
Предполагаемые ответы детей: настроение разное, то нежное, ласковое, спокойное, то грустное и немного тревожное, иногда даже злобное и т.д…
Учитель: Зима бывает разной
холодной и прекрасной
Снежной и пушистой,
Суровой и веселой…
Вы наверно догадались, почему веселой? - О каком зимнем празднике идет речь?
Дети отвечают: Новый год, Рождество..
Учитель: Давайте , с вами, превратимся на некоторое время в маленьких снежинок и проведем музыкальную разминку.
9.Физкультминутка.. « Вальс снежинок» Дети выполняют пластическое дирижирование, ритмические движения под музыку П.И.Чайковского
(Дети по желанию могут взять снежики, которые лежат у них на парте, и выполнять с ними пластические движения)
Учитель: Спасибо ребята, у вас получился замечательный танец снежинок. садитесь.
10 . Пение. Вокальная работа.
Учитель: А теперь послушайте еще одно музыкальное произведение:
Песню « Метель»
Дети слушают песню в исполнении учителя.
Учитель: О чем в ней поется? Какое настроение, характер?
Ответы детей…
Разучивание мелодии песни. Вокальная работа над унисонным звучанием мелодии, над текстом, фразеровкой, дикцией, динамикой, эмоциональным исполнением.
11. Творческое задание.
Учитель: А теперь разделимся на группы.
(Учитывая психологические особенности каждого класса, возможно разделить по рядам, или желанию ребят- создать малые группы 2-3 чел.)
Каждой группе творческое задание: « Нарисуй-те картину, в которой постарайтесь выразить ОБРАЗ ЗИМЫ.»
Выполнение рисунков под музыку А.Вивальди « Зима»
Во время рисования - индивидуальная беседа с детьми.
Учитель: А как ты думаешь, бывают ли весёлые и грустные краски?
Предполагаемые ответы детей : Краски не бывают грустными и весёлыми, но передать ими своё настроение можно. Если весёлое настроение, то рисуем яркими красками, а если грустное — тёмными красками .
Учитель: Какое у тебя настроение? Какая у вас зима?
- Почему ты выбрал именно эти краски? Ты любишь зиму? и др.
12. Подведение итогов.
Учитель: Ребята, вы молодцы! Справились со всеми заданиями, были внимательными слушателями и прекрасными певцами- исполнителями , выразительными чтецами и хорошими танцорами, талантливыми художниками и интересными рассказчиками.
Свои творческие работы вы можете продемонстрировать всем ребятам.
Каждая группа показывает выполненные рисунки на тему «Образ Зимы»
( выставка работ детей у доски..)
13.Домашнее задание.
Учитель: Сегодня вы услышали и исполнили музыку, стихи, посмотрели картины, пейзажи а так же сами творчески придумали
и нарисовали свои шедевры на тему: « Образ зимы» , а так же постарались установить связь между тремя видами искусства: музыкой, поэзией и живописью.
Я предлагаю вам дома, закрепить все полученные на уроке знания и умения: эмоционально исполнить песню для своих родных и близких, а также проявить свои творческие таланты: можете нарисовать свой рисунок, или сочинить небольшое стихотворение , возможно сделать интересную поделку на тему «Образ зимы» , а тем, у кого есть возможность, подобрать к своей работе - желательно классическое музыкальное произведение.
14. Рефлексия.
- С каким музыкальным произведением мы познакомились? Кто автор?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам особенно понравилось на уроке?
- Какое настроение у вас создалось в ходе урока, почему?
А теперь, по желанию, вы можете выбрать, одну из 3-х снежинок, которые лежат у вас на парте, и прикрепить на доску, сделаем новогодний- снегопад!
Выход обучающихся из класса под спокойную музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по программе "Планета знаний". Тема: Согласные звуки
Урок: Русский язык Тема: Согласные звуки.Цель урока:Приведение в систему знаний учащихся о согласных звуках и об их смыслоразличительной роли.Задачи:Обучающие: научить учащихся разли...
Методическая разработка урока музыки в 1-м классе на тему "Природа просыпается"
Первые признаки весны, изображённые в музыке, стихах, живописи....
Методическая разработка урока музыки в 4 классе на тему "Театр музыкальной комедии"
Музыкальная комедия является одной из самых доступных форм для восприятия музыкального творчества. Она даёт возможность людям из разных слоёв общества и разного мировосприятия приобщиться к музыкально...
Методическая разработка урока музыки в 1 классе на тему "Музыкальный портрет"
Конспект урока, презентация, музыкальный материал....
Методическая разработка урока музыки в 3 классе по теме: Современные музыкальные исполнители
В ходе данного урока учащиеся знакомятся с многообразием музыкальных современных исполнителей в разных жанрах: фольк, поп, эстрада...
Методическая разработка урока музыки для 3 - го класса по теме: "Увертюра к опере Руслан и Людмила"
Методическая разработка урока музыки для 3 - го класса по теме: "Увертюра к опере Руслан и Людмила"...