Методическая разработка урока музыки 4 класс "Звать через прошлое к настоящему"
методическая разработка по музыке (4 класс)

Разработка урока "Звать через прошлое к настоящему" составлена на высокохудожестенных образцах русской культуры (кантата С.Прокофьева, картина П.Корина, фильма С.Эйзенштейна) с целью духовно-нравственного воспитания личности учащихся на примере образа князя Александра Невского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandr_nevskiy.docx18.54 КБ
Файл a_nevskiy_prezentatsiya.pptx756.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                   Урок музыки

                            "Звать через прошлое к настоящему»

                            Методическая разработка урока музыки 5 класс

                                                         

Подготовила и провела учитель музыки                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        МБОУ Средняя общеобразовательная школа№ 15»

                                                            Сергиево-Посадского муниципального округа

                                                                     Московской области

                                                            Шехованова Галина Борисовна

Цель: раскрытие образа защитника Отечества А.Невского через произведения искусства

Задачи: актуализировать знания об А.Невском; познакомить с жанром "кантата" в музыке С.Прокофьев; понятием "триптих" в ИЗО на примере картины П.Корина; учить размышлять о сходстве музыки и живописи, формировать творческую активность и мышление; воспитывать интерес к отечественной истории, уважение к культурному наследию страны.

Оснащение: компьютер, мультимедийная установка

Ход урока: на фоне кадров из фильма Эйзенштейна "Александр Невский" звучит стихотворение

     Много героев имела страна. История наша богата.

     Но первым он поднял народ на врага и Русь для него была свята.

     Он к лику святых был причислен народом за ратный свой труд, за большие дела,

     За то, что хотел он народу свободы, за то, чтоб свободною Русь была.

                                         На экране портрет А.Невского

Учитель: о ком будет разговор на уроке?   - Об Александре Невском.

Учитель: почему русский народ помнит его много лет?   - За его славные дела и поступки

Учитель: названием нашего урока мы взяли слова русского композитора М.Мусоргского "Звать через прошлое к настоящему". Как вы понимаете эти слова?  ( Во все времена человек должен быть готовым защищать свою Родину и делать все для ее спокойствия и благополучия)

Учитель: Кто же такой А.Невский? ( Историческая справка, подготовленная  учениками)

Учитель: почему об этом историческом деятеле мы говорим на уроках искусства? (Чтобы познакомиться с произведениями искусства, посвященными А .Невскому)

Учитель: что мы хотим и что можем узнать сегодня на уроке? ( Какие произведения искусства рассказывают о нем)

Учитель: образ А.Невского запечатлен в разных жанрах литературы и искусства. В начале урока мы видели на экране фрагменты из фильма С.Эйзенштейна "А.Невский", который вышел на экраны страны в 1938 году. В это время гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия нависла над человечеством. Почему фильм появился в это время? ( Чтобы поднять дух нашего народа и вселить уверенность в победе над врагом)

Учитель: какую роль играет музыка в фильме? ( Музыка "раскрашивает "фильм, делает его эмоционально ярким)

Учитель: кинорежиссер предложил написать музыку к фильму своему другу, композитору С.Прокофьеву. И фильм, и музыкальное оформление к  нему имели необычайный успех. И же в 1939 году Прокофьев создает самостоятельное музыкальное произведение на основе музыки к фильму - "Кантата А.Невский.

Найти в учебнике на стр.90  определение "Кантата", записать в тетрадь.

 Слайд  "Кантата - многочастное вокально-инструментально произведение торжественного содержания для солистов, хора, оркестра"

Слайд (части кантаты)

Учитель: что может передать музыка? (эпоху, настроение, характер героев)

Слушаем 2 часть "Песня об Александре Невском":

"А и было дело на Неве-реке"  (широко, песенно, протяжно, величаво, напевно, былинно)

"Не уступим мы землю русскую" ( напористо, решительно).

Слушаем 4 часть "Вставайте, люди русские" . Отражает ли музыка характер русского народа? ( маршевая, призывная  - сильно, смело, отважно, призывно).

Учитель: что услышали во вступлении? (колокольный звон). Почему звучит колокол? (русский обычай - оповещение)

Учитель: весь ли фрагмент звучит активно? ( средняя часть - песенно, протяжно, воссоздает образ Родины-матери). Эта музыка- призыв к борьбе за русскую землю. Точно также, но уже в 1941 году зазвучала по всей стране песня Г.Александрова на стихи Лебедева-Кумача "Священная война"

Слушаем фрагмент песни "Священная война " с демонстрацией видеокадров о начале войны.

Учитель: в 1942 году художник П.Корин создал картину-триптих "Александр Невский"

Найти в учебнике на т. 90-91 определение "Триптих" , записать в тетрадь

На экране слайд "Триптих-произведение искусства из трех частей, объединенных общей темой"

На экране картина. Дать названия частям ("В северной сторонке" , "А.Невский", "Былинный сказ").

Учитель: определите характер героя . Какие краски использует художник (суровый взгляд, мужество, решительность, гордость).

На экране слова А.Невского "Кто с мечом на Русь придет, тот от меча и погибнет!"

Учитель: значимость слов князя актуальна многие годы и века. В 1944 году копию картины вынесли к воротам Новгорода как предупреждение фашистским захватчикам. В России за особые заслуги в деле служения Отечеству была учреждена высокая государственная награда - "Орден Александра Невского".  Русская православная церковь причислила его к лику святых. А в 2017 году имя Александра Невского было признано главным Символом России. Как вы думаете- почему? ( воин, защитник, полководец, победитель, патриот, святой).

Учитель: вернемся к теме урока. Нужно ли заглядывать в прошлое? ( Обязательно надо знать историю своей страны, изучать дела и поступки славных героев, учиться у них служению своей стране и своему народу).

Ученик: Русь моя! Священная держава! Много претерпела ты невзгод!

                Но всегда служил тебе исправно твой бесстрашный, преданный народ!

                Нечисть не однажды покушалась навсегда расправиться с тобой,

                Но всегда сыны твои являлись и с врагом вступали в смертный бой!

Учитель: сейчас выполним самостоятельное задание. Надо создать синквейн по теме урока.

1 вариант - кантата "Александр Невский"; 2 вариант - триптих "Александр Невский"

( самостоятельная работа в тетради), комментирование.

Работа над песней "Служить России".

Домашнее задание: работа над проектом "Песни о защитниках Отечества".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звать через прошлое к настоящему.

Слайд 2

Портрет А лександра Н евского

Слайд 3

КАНТАТА- б ольшое многочастное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора, оркестра.

Слайд 4

Кантата « александр невский» I. Русь под игом монгольским; II. Песня об Александре Невском; III. Крестоносцы во Пскове; IV. Вставайте, люди русские; V. Ледовое побоище; VI. Мёртвое поле; VII. Въезд Александра во Псков

Слайд 5

ТРИПТИХ- х удожественное произведени е, состоящее из 3-х картин, рисунков, объединенных одной идеей, сюжетом, темой.

Слайд 6

П. Корин. Триптих Александр Невский

Слайд 7

Орден Александра Невского


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки «В современных ритмах. Мюзикл»

Отличительной особенностью современного урока музыки  стало широкое применение межпредметных связей, охват большого  культурологического пространства. Также новый Образовательный стандарт пр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...

Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"

Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать    у обучающихся  умения определять  хар...

Методическая разработка урока музыки "Что за прелесть эти сказки!"

Урок музыки в 4 классе по теме "Что за прелесть эти сказки!" из цикла "День полный событий" посвящён творчеству А.С.ПушкинаАвтор: Супрун И.Н....

Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»

Методическая разработка урока музыки в третьем классеТема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»...

Методическая разработка урока музыки «Здравствуй, Родина моя" по программе «Музыка» 2 класс авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме «Здравствуй, Родина моя» представляет материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разработка в...