Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»
методическая разработка по музыке (3 класс)
Методическая разработка урока музыки в третьем классе
Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_muzyki_v_3_klasse.docx | 30.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №473
Калининского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока музыки в третьем классе
Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»
Разработчик учитель музыки:
Губченко М.Г.
Санкт-Петербург
2021
Класс: 3 класс.
Учебник (УМК): Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» 3 класс.
Тип урока: Открытие нового знания.
Форма проведения: урок-путешествие
Формы организации учебной деятельности: групповая работа, индивидуальная работа.
Тема урока: Чудо музыка. Острый ритм джаза
Цель урока: Сформировать у обучающихся понятие о джазе, как о новом направлении музыкального искусства.
Задачи:
- Образовательная
Познакомить обучающихся:
- с определением — джаз;
- с истоками джазовой музыки (спиричуэл, блюз);
- с историей возникновения джаза;
- с характерными особенностями стиля;
- со знаменитыми исполнителями джазовой музыки;
- со средствами музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;
- Развивающая
- Развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Р. Бойко «Дело было в Каролине»
- Развивать умения анализировать, сравнивать, рассуждать
- Воспитательные
- Воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус;
- Воспитывать уважение к культуре разных народов;
- Формировать коммуникативные навыки посредством групповой и парной работы
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, колонки, презентация
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УДД |
Организационный момент | Приветствие обучающихся. Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
Усвоение новых знаний и способов действия | - Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя (Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент) «Хелло, Долли» Луи Армстронг (видео) -Помогите отгадать имя таинственного незнакомца. -Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз, а не народная песня? -Тема нашего урока «Чудо музыка. Острый ритм джаза» -Как вы думаете, о чём мы должны узнать в течение этого урока? | Отвечают на вопросы Слушают музыкальное произведение - Джаз - Характерный острый, резкий, неровный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов. -История Джаза -Инструменты Джаза -Известные исполнители джазовой музыки. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания | -Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни. Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о каком-то джазе. Родиной джаза считается Северная Америка, город Новый Орлеан. Здесь, как и по всему югу Америки, жило много бывших рабов с плантаций. Хотя некоторые историки утверждают, что джаз возник сразу в нескольких местах Америки. Возможно самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза — Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Он буквально пронизан музыкой и танцами. Веселый, шумный, пестрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения. Итак, из моего рассказа, что нового о джазе вы узнали? -Теперь выясним, каковы же музыкальные корни джаза. -Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. -Истоки Джаза следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. В редкие часы отдыха рабы пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам - всему, что находилось под рукой. Вначале это была настоящая африканская музыка. Но на слух воспринималось то, что звучало вокруг - музыка белых. А те пели, в основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни спиричуэл. - Спиричуэл — жанр афро-американской духовной хоровой музыки. - А сейчас мы послушаем музыку, ваша задача определить, кто исполняет это музыкальное произведение. Слушаем музыку. - Что такое смешанный хор? В конце XIX века появились и другие песни - песни-жалобы, песни протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом труде, об обманутых надеждах. - Блюз — народная песня американских рабов с грустным, печальным оттенком. Слушаем музыку и определяем, какая музыка по характеру. Регтайм считается одним из предшественников джаза. Джаз унаследовал от регтайма ритмическую остроту, создаваемую несовпадением ритмически свободной, как бы «разорванной» мелодии. Некоторое время после Первой мировой войны регтайм вновь был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе и фокстрот. - Записываем в тетради. Рэгтайм — танцевальная музыка. Слушаем музыку и определяем характер музыкального произведения. | Слушают историю про джаз Отвечают на вопросы Узнают известных авторов джазовой музыки Слушают музыкальные произведения. - Музыка серьезная, исполняет смешанный хор. - Коллектив, где поют и мужчины и женщины. - Грустная, печальная. - Музыка веселая, игривая. | 1) Коммуникативные: - формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий); 2) Познавательные: - построение логической цепи рассуждения; - поиск и использование в практической деятельности информации о джазовом искусстве; 3) Личностные: - интерес к музыке и музыкальной деятельности; - привлечение жизненно-музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными стилями, жанрами, произведениями; |
Первичное закрепление | В самом начале урока, когда мы прослушали с вами музыкальный фрагмент, вы отметили необычный ритм произведения. Вот такой острый ритм очень характерен для джаза. И это неудивительно. Джаз зародился в негритянской среде. Этот народ удивительно музыкальный. Особенно тонко у них развито чувство ритма. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. Сначала показывает учитель, затем все вместе. - Что является основой джазовой музыки является? | Физкульт – минутка в джазовых ритмах. - Основой джазовой музыки является ритм. | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; - планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки; 2) Личностные: - воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов; 3) Познавательные: - осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; |
Вокально-хоровая работа. Распевание и разучивание. | Для того, чтобы прочувствовать всю красоту джазовой музыки, я предлагаю выучить новую песню, которая называется «Дело было в Каролине». У Вас на партах лежат слова песни, вы её прослушаете и определить стиль, характер, в котором она написана. Исполнение песни учителем Анализ: - Итак, в каком стиле прозвучала песня? - С помощью каких музыкальных средств Вы так быстро определили музыкальный стиль? - Какой характер музыки? - разучивание по фразам; - первый куплет со словами; - Работа над дикцией. - Работа над выразительностью исполнения. Ребята, вам понравилась песня? Трудно было ее исполнять? В чем трудность? -Такой ритм называют - син-копированный, акцент на слабую долю. Это – одна из характерных особенностей джаза. | - Джазовом. - Ритм синкопированный, акцент на слабую долю, игривость. - веселый. - Ритм скачкообразный, запаздывающий. | 1) Познавательные: - владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке и словарём музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия и музицирования; - воспринимать джазовую музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям; - определять на слух джазовые мелодии, называя их особенности; - выражать личностную интерпретацию музыкальных произведений; 2) Личностные: - воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов; |
Коррекция знаний и способов действий | - Еще одной основой джазовой музыки является импровизация. Как вы считаете, что это такое? В переводе с латинского импровизация – внезапный, неожиданный. И мы сегодня с Вами тоже будем импровизировать. Игра – импровизация «Хлопай в такт». - Трудно было вам было выполнять задание? Что сложного? | - Импровизировать - значит играть, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочинённое. Импровизация ритмических рисунков. | 1) Регулятивные: - прогнозирование; - волевая саморегуляция; 2) Познавательные: - осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; |
Контроль и самооценка знаний и способов действия. Слушание музыки | А сейчас пришло время познакомиться с известными джазовыми исполнителями. Откройте, пожалуйста, учебник на стр.118 и найдите имена известных джазовых музыкантов. - А в России есть тоже известные певцы, которые исполняли и исполняют джазовую музыку. Это Лариса Долина, Ирина Отиева.Постепенно негритянская музыка приобретала свою популярность. А один из американских композиторов даже решил изучать негритянский фольклор и отправился в негритянскую деревню, где знакомился с негритянскими песнями и танцами. Это был Джорж Гершвин, который создал оперу «Порги и Бесс». Он считал, что музыка «черных» также достойна уважения. Слушание музыки. Анализ прослушанной музыки. Лад- Темп- Тембр- Динамика- Регистр- - Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными? | Обучающиеся читают учебник, слушают музыку и отвечают на вопросы. | 1) Коммуникативные: - формирование навыков развёрнутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий); 2) Познавательные: - умение структурировать знания; |
Подведение итогов | На каждом уроке мы должны узнавать, что – то новое. А вы узнали новое? - Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает? - Назовите инструменты, которые используют для исполнения Джаза | - Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов) - труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки. | 1) Познавательные: - умение структурировать знания; - оценка процессов и результатов деятельности. 2) Регулятивные: - саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Рефлексия и домашнее задание | А сейчас аплодисментами покажите своё отношение к уроку. По вашим аплодисментам мы поймём понравился ли вам урок. Домашнее задание: нарисовать в тетради любой музыкальный инструмент, преобладающий в джазовой музыке. А Мистер Джаз прощается с Вами. До новых встреч, юные ценители искусства. | 1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; - оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |
Планируемые результаты:
Предметные:
- основные особенности джазовой музыки – мелодические, ритмические, тембровые, вокальные и т.д.;
- краткую историю возникновения джазовой музыки;
- имена выдающихся композиторов и исполнителей джаза.
- Умения:
- воспринимать джазовую музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- определять на слух джазовые мелодии, называя их особенности;
- выражать личностную интерпретацию музыкальных произведений;
- отличать джаз от других музыкальных направлений современной музыкальной культуры.
Личностные:
- Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к лучшим традициям джазовой музыкальной культуры;
- Эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Метапредметные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Музыкальный материал. Слушание.
1. Луи Армстронг:
«Hello, dolly»
«Go down Moses»
«What A Wonderful World»;
2. Элла Фицджеральд – «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» (Summertime);
3. Элла Фицджеральд и Дюк Эллингтон «Караван»;
4. Лариса Долина и Gloria Gaynor – «I Will Survive»;
5. Лариса Долина «Hello, dolly»;
6. Дж. Гершвин «Рапсодия в блюзовых тонах».
Песенный материал:
1. Р. Бойко «Дело было в Каролине»
2. Муз. Г.Гладкова, сл. Дж. Чиарди «Мистер Жук».
Интернет источники:
1. История возникновения джаза: https://soundtimes.ru/o-dzhaze/chto-takoe-dzhaz
2. Вокруг нас. История появления джаза: https://vokrug-nas.ru/istoriya-poyavleniya-dzhaza/
3. Ох, уж этот джаз. История развития джаза: https://muz-school.ru/services/oh-uj-etot-djaz.html
4. 15 самых влиятельных джазовых музыкантов в истории: https://jazzpeople.ru/jazz-in-faces/15-samyh-vliyatelnyh-dzhazovyh-muzykantov/
5. Джордж Гершвин: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/dzhordzh-gershvin
6. Луи Армстронг: https://soundtimes.ru/dzhazovye-ispolniteli/lui-armstrong
7. Элла Фицджеральд: https://soundtimes.ru/dzhazovye-ispolniteli/ella-fitsdzherald
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока чтения для 2 класса. Тема: "Честное гусеничное" В. Берестов.
Урок литературного чтения во втором классе по произведению В.Берестова "Честное гусеничное". На этапе мотивации ученикам предлагается в парах отгадать загадку о гусенице (героине произведения). В тече...
Методическая разработка урока русского языка (3 класс).Тема "Словоизменение и словообразование"
Материал содержит конспект урока по русскому в 3 классе по теме"Словоизменение и словообразование" по программе Л.В.Занокова....
Методическая разработка урока математики в третьем классе "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз".
Урок математики в третьем классе по программе "Школа России". Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления....
Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-3"
Можно использовать на уроке математики в 1 классе....
Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».
День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство с новым материалом.Цели урока: 1....
Методическая разработка урока ИЗО во 2 классе. Тема: «Что за чудо!Вот так чудо» (Рисование черепахи)
Создавать графическими средствами выразительные образы природы....