МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ
С.С. ПРОКОФЬЕВА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфонической сказки С.Прокофьева "Петя и волк".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass.odt | 17.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ
С.С. ПРОКОФЬЕВА»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Автор: Алексеева О.А.,
учитель музыки
МБОУ СОШ №40
г. Владимира
Разработка сделана на основе программы «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в разделе «В концертном зале».
Методические рекомендации:
Учитель должен стремиться к созданию на уроке атмосферы увлеченности, заинтересованности музыкой С.С. Прокофьева; пробудить творческое начало учащихся в размышлениях о музыке. В качестве домашнего задания можно предложить ребятам нарисовать свои иллюстрации к симфонической сказке «Петя и волк» или подготовить инсценировку сказки «Петя и волк» и показать ее на следующем уроке (под музыку).
При знакомстве с героями сказки рекомендую не давать готовую таблицу на доске, а заполнить ее по мере слушания и осознания учащимися музыкального материала.
Если у учителя нет возможности обеспечить каждого ученика набором карточек (7 штук на каждого), то можно каждому ученику раздать по 2-3 карточки, которые ребята будут поднимать, когда услышат музыку «своих» героев сказки.
Музыкальный материал:
- «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам»;
- симфоническая сказка «Петя и волк» (музыкальные темы героев сказки);
- песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.
Изобразительный ряд:
- портрет С.С. Прокофьева;
- фотография 9-летнего композитора, играющего на фортепиано;
- карточки с изображением героев сказки «Петя и волк»;
- плакат «Симфонический оркестр»;
- рисунок с изображением рояля.
Понятия:
- фортепиано, форте, пиано;
- рояль;
- тембр;
- музыкальная тема;
- симфонический оркестр.
Литература:
- Т.А.Затямина «Современный урок музыки»;
- Т. Бейдер, В. Белобородова, А. Тилевич «Музыка»
Цель урока: сформировать интерес к музыке С.С. Прокофьева.
Задачи урока:
- развитие восприятия музыки, эмоционального и осознанного отношения к ней;
- познакомить с творчеством С.С. Прокофьева;
- закрепление знаний об инструменте «фортепиано»;
- познакомить с инструментами симфонического оркестра;
- сформировать представление о понятии «тембр»;
- научить различать на слух музыкальные инструменты;
- развитие певческих умений и навыков (выработка унисона, кантилены, умение удерживать дыхание на протяжении всей фразы).
Ход урока:
Вход в класс под «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева.
- Ребята, кто вспомнит автора марша, под который вы вошли в класс?
(С.С. Прокофьев).
- Сегодня мы поговорил об этом композиторе и о его музыке. Это был крупнейший русский композитор, автор многих известных во сем мире балетов, опер, многочисленных симфонических и фортепианных произведений.
- Давайте вспомним, с какими произведениями С.С. Прокофьева мы уже познакомились на предыдущих уроках?
(учащиеся называют произведения «Утро», «Прогулка», «Вечер» и др., если затрудняются, то учитель наигрывает музыкальные фрагменты).
- У каждого композитора свой путь приобщения к музыке, но всех объединяет большой интерес к музыке с детства. С.С. Прокофьев родился в 1891 году в селе Сонцовка, на Украине. Маленький Сережа с детства полюбил музыку и, еще не зная нот, всюду рисовал нотные знаки, как другие мальчики рисуют домики, кораблики или человечков. Он очень любил природу, собирал гербарии, коллекции, много читал, играл в шахматы. Однажды Сережу взяли в Москву и повели на спектакль в оперный театр. Оркестр, декорации, пение солистов и хора произвели на него огромное впечатление. Вернувшись в Сонцовку, Сережа пробует сам сочинять и ставить музыкальные спектакли. Свои первые детские оперы он назвал «Великан» и «На пустынных островах». Юный композитор пытался изобразить в музыке явления природы: порывы ветра, дождь, бурю. Исполнителями его опер были деревенские ребятишки, а зрителями — все домашние. В этом детском увлечении музыкальным театром проявились большие творческие способности Сережи. Но чтобы стать настоящим композитором, надо было много и долго учиться. Начались серьезные занятия музыкой под руководством композитора Р.М.Глиэра.
К 13-ти годам Прокофьев был подготовлен для поступления в консерваторию на композиторский факультет. «Вступительный экзамен, -вспоминал он впоследствии,- прошел довольно эффектно. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре мои оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес». Талантливый тринадцатилетний мальчик-композитор был сразу принят в консерваторию по трем специальностям: как композитор, пианист и дирижер.
- Скажите, а кто такой пианист?
(Человек, который в совершенстве владеет игрой на фортепиано).
- А что означает это слово?
(Ребята уже знают, что форте — это громко, пиано — тихо. Это громкий- тихий инструмент)
- А вы знаете, что фортепиано бывает двух видов: в форме концертного рояля и инструмента для домашнего музицирования (пианино)?
Учитель читает стихотворение.
- Сергей Прокофьев в детстве очень любил слушать сказки. А когда он вырос, решил написать для детей свою музыкальную сказку. Он очень хотел научить ребят любить и понимать симфоническую музыку. И написал для них симфоническую сказку «Петя и волк» о смелом пионере Пете, который спасает своих друзей от злого волка. (Учитель рассказывает сюжет сказки). Исполняют сказку чтец и симфонический оркестр. Для каждого героя сказки композитор сочинил яркую, своеобразную музыку. Она становится еще выразительнее оттого, что все действующие лица этой сказки изображены в оркестре своим инструментом.
- Напомните мне героев сказки.
(Ученики называют героев, а учитель записывает на доске)
Герои сказки | Музыкальные инструменты |
Петя | 2 скрипки, альт, виолончель |
дедушка | фагот |
птичка | флейта |
утка | гобой |
кошка | кларнет |
волк | 3 валторны |
охотники | литавры, большой барабан |
- - У каждого музыкального инструмента есть свой ТЕМБР, благодаря которому мы не спутаем, например, скрипку с флейтой. У человека тоже есть свой неповторимый тембр голоса. Когда вам кто-то звонит по телефону, вы, не видя человека, по тембру его голоса узнаете, кто вам звонит. Итак, тембр - это окраска голоса человека или музыкального инструмента.
- Давайте познакомимся с нашими героями. Не забудьте, что у каждого из них есть своя мелодия (музыкальная тема), которую исполняет определенный инструмент.
(Ученики слушают фрагменты основных тем. Учитель объясняет и записывает в таблицу музыкальные инструменты).
- А сейчас давайте поиграем в одну интересную игру и заодно проверим нашу музыкальную память.
(Учитель раздает карточки, на которых изображены герои сказки).
- Игра называется «Картинки». Я буду включать музыкальные темы разных персонажей сказки, а вы должны вспомнить, кого характеризует эта музыка, и поднять правильную карточку.
(После каждого фрагмента учитель задает вопрос: «Как вы узнали, что эта мелодия характеризует именно этого героя?». Учащиеся отмечают различные средства музыкальной выразительности, музыкальные инструменты. Учитель благодарит учащихся за внимательность.)
- Сегодня мы познакомились с героями сказки и запомнили их музыкальные характеристики (мелодии, тембры музыкальных инструментов). На следующем уроке мы послушаем всю сказку целиком в записи и придем к одному очень важному выводу, что музыка всегда развивается и вместе с развитием сюжета сказки будут видоизменяться и музыкальные темы героев, но, конечно, мы их все равно узнаем.
- Давайте споем песню «Сказки гуляют по свету» (Работаем над развитием певческих умений и навыков).
- Не правда ли, увлекательное путешествие в мир сказки мы сегодня совершили, а помогла нам в этом музыка С.С. Прокофьева!!!
Выход из класса под «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка сюжетно-ролевого урока по легкой атлетике для учащихся 1-4 классов по предмету: "Физическая культура"
Сюжетно-ролевой урок направлен на формирование интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями, побуждение их активной деятельности, получение сведений об истории возникновения и развитии легк...
Конспект интегрированного урока обучения грамоте и музыки "Сказка в народном творчестве"
Данный урок является связующей нитью двух разных тем, изучаемых в первом классе на уроках музыки и обучения грамоте. Это темы: "Русские народныые музыкальные инструменты" и "Фестиваль русских на...
Сценарий сказки «Колобок» на английском языке для учащихся 3 классов
Данная разработка способствует развитию навыков и способности диалогической речи; созданию условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков ...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ «СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ». Сказки «Репка», «Секреты здоровья». ( с участием учащихся 4 –го класса).
Сказки «Репка», «Секреты здоровья».( с участием учащихся 4 –го класса)....
Методическая разработка урока Английская народная сказка "Сказка про трех поросят" Литературное чтение 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовате...
Развитие творческих способностей учащихся . Совместно с учителем музыки Ермаковой Т.А. создан на базе моего класса ансамбль "ЛОЖКАРИ"в рамках реализации ФГОС доп. образование
Совместно с учителем музыки Ермаковой Т.А. создан на базе моего класса ансамбль "ЛОЖКАРИ"в рамках реализации ФГОС доп. образование. Выступаем на школьных праздниках, в поселковом клубе, в ЦР...
Сценарий сказки "Репка" на английском языке для учащихся 3 классов. The Turnip.
Сценарий сказки "Репка" предназначен для учащихся начальной школы. Театральные постановки на уроках английского языка способствуют повышению мотивации учащихся, а также преодолению пас...