музыка 4 кл.
рабочая программа по музыке (4 класс)
Рабочие программы и КТП по предмету "Музыка" для 4 класса (Школа России)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_4_kl.docx | 51.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Филиал МАОУ «Ярковская СОШ» «Дубровинская СОШ»
«Рассмотрено» на заседании ШМО Руководитель ШМО_______Кивацкая В.Н. Протокол № 1 от «30» августа 2019 г. | «Согласовано» методист __________Воробьева В.Н. «30» августа 2019г. | «Утверждено» Директор ___________О.В. Щукина Приказ № 205-ОД от «30» августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка»
4 класс
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. От 18.12.2012г), с основной образовательной программой начального общего образования Филиал МАОУ «Ярковская СОШ» «Дубровинская СОШ» , с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс». М., Просвещение, 2017 г..
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися.
В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами Тюменской области.
Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.
Цели курса заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовно нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, развитие способностей к художественно- образному, эмоционально- ценностному восприятию произведения музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
Цели программы:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты освоения содержания учебного предмета «Музыка» отражают:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения содержания учебного предмета «Музыка» отражают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения содержания учебного предмета «Музыка» отражают:
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Содержание учебного предмета «Музыка».
Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для 4 класса:
Раздел 1. «Россия — Родина моя» (4 часа)
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.
Раздел 2. «День, полный событий» (5 часов)
«В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» (5 часов)
Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа)
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел 5. «В музыкальном театре» (5 часов)
Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Раздел 6. «В концертном зале» (6 часов)
Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (5 часов)
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня.
Содержание музыкального материала:
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия
1-й части. С. Рахманинов. «Вокализ». С. Рахманинов.
«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня.
«Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской.
Русские народные песни: «Колыбельная» в обраб. А. Лядова,
«У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый
мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова.
«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.
«Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.
«В деревне». М. Мусоргский.
«Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».
Г. Свиридов.
«Зимнее утро» из «Детского альбома». П. Чайковский.
«У камелька» (Январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Русские народные песни: «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер»; «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина.
«Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане».
Н. Римский-Корсаков.
«Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский.
Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов».
М. Мусоргский.
«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
«Земле Русская», стихира. «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых.
Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин.
«Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки».
М. Мусоргский.
Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев. Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
«Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого.
Тропарь праздника Пасхи.
«Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков.
«Богородице Дево, радуйся» № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов.
«Не шум шумит», русская народная песня.
«Светлый праздник», фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.
Народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские;
«Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская;
«Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская;
«Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская;
«Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская и др.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.
«Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский.
«Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов.
«Светит месяц», русская народная песня-пляска.
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Троицкие песни.
«Музыкант-чародей», белорусская сказка.
«Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из II действия; сцена и хор из III действия; сцена из IV действия. М.Глинка.
Песня Марфы («Исходила младешенъка») из оперы «Хованщина».М. Мусоргский.
«Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
«Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский.
«Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус.
Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
«Звездная река». Слова и музыка В. Семенова.
«Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
«Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин.
«Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром, фрагменты.
П. Чайковский.
«Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
«Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
«Песня франкского рыцаря», ред. С. Василенко.
«Полонез»(ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен.
«Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского.
Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
«Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
«Арагонская хота».М. Глинка.
«Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов.
Прелюдии № 7и № 20. Ф. Шопен.
Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен.
Соната № 8 («Патетическая»). Л.Бетховен.
«Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Григ.
Народные песни: «Исходила младешенъка», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская, в обраб. Ж. Векерлена и др.
«Пожелания друзьями, «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы.
«Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого.
«Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц.
«Шехеразада», фрагменты 1-й части симфонической сюиты. Н. Римский-Корсаков,
«Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Календарно-тематическое планирование предмета «Музыка»
в рамках УМК «Школа России» в 4 классе. 1 час в неделю — 34 часа в год.
№ п/п | дата план | дата факт | Тема урока (раздела) | кол-во час. | Основное содержание по теме | Планируемые результаты (УУД) | Примечание |
Россия – Родина моя. | 4 | ||||||
1. | 03/09 | Мелодия. Ты запой мне эту песню. | 1 | Красота родной земли в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. С. Рахманинов «Концерт №3 для фортепиано с оркестром». | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. | ||
2. | 10/09 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | 1 | Тайна рождения песни. Лирические образы музыки С. Рахманинова. С. Рахманинов «Вокализ». В. Локтев, сл. О. Высотской «Песня о России». «Ты, река ль моя, реченька» - р.н.п. | Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество и высказывать мнение о его содержании. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. | ||
3. | 17/09 | Как сложили песню. Ты откуда, русская, зародилась музыка. Н.р.к. (Народные песни жителей Ярковского района) | 1 | Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и другие. Особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. «Милый мой хоровод», «Солдатушки, бравы ребятушки», «А мы просо сеяли» - р.н.п. | Исполнять и разыгрывать народные песни. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного творчества. Узнавать образцы музыкального фольклора России. Выполнять творческие задания. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. | ||
4. | 24/09 | Я пойду по полю белому. На великий праздник собралася Русь. | 1 | Патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). С. Прокофьев «Александр Невский» (фрагменты). М. Глинка «Иван Сусанин» (фрагменты). | Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. | ||
День, полный событий. | 5 | ||||||
5. | 01/10 | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья. | 1 | Музыкальность поэзии А. Пушкина. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы. П. Чайковский «Времена года» | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А.Пушкина. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | ||
6. | 08/10 | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 | Музыкально-поэтические образы природы. М. Яковлев, ст. А. Пушкина Зимний вечер». | Понимать особенности построения музыкальных и литературных произведений. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов. | ||
7. | 15/10 | Что за прелесть эти сказки. Три чуда. | 1 | Музыкально-поэтические образы сказок. Н. РимскийКорсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты). П. Чайковский «Евгений Онегин» (фрагменты). | Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов. | ||
8. | 22/10 | Ярмарочное гуляние. | 1 | Многообразие жанров народной музыки. «Уж как по мосту, мосточку» - р.н.п. | Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов. | ||
9. | 05/11 | Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый. | 1 | Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование. Музыкальность поэзии А. Пушкина. М. Мусоргский «Борис Годунов» (фрагменты). М. Глинка «Венецианская ночь». | Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Выполнять творческие задания. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности. Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания содержания музыкальных образов. | ||
«О России петь – что стремиться в храм». | 5 | ||||||
10. | 12/11 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 | Нравственные подвиги святых земли Русской. «Былина об Илье Муромце» А. Бородин «Симфония №2». | Рассуждать о значении православной музыки в творчестве русских композиторов. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | ||
11. | 19/11 | Кирилл и Мефодий. | 1 | Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. «Величание святым Кириллу и Мефодию». М. Мусоргский «Богатырские ворота». | Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, фрески, скульптуры. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | ||
12. | 26/11 | Праздник праздников, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 1 | Праздники Русской православной церкви. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание). Особенности их мелодики, ритма, исполнения. «Тропарь праздника Пасхи». П. Чесноков «Молитва». | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов. | ||
13. | 03/12 | Родной обычай старины.
| 1 | Церковные и народные традиции праздника. «Не шум шумит» - р.н.п. | Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, фрески, скульптуры. Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов. | ||
14. | 10/12 | Светлый праздник. | 1 | Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. С. Рахманинов «Светлый праздник». | Рассуждать о значении колокольности в музыке русских композиторов. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов. | ||
Гори, гори ясно, чтобы не погасло. | 4 | ||||||
15. | 17/12 | Композитор — его имя народ. | 1 | Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. «Вишня»-я.н.п., «Аисты»-уз.н.п., «Санта Лючия»-ит.н.п. | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | ||
16. | 24/12 | Музыкальные инструменты России. Оркестр народных инструментов. Н.р.к (фольклор народов Тюменской области. Народные инструменты) | 1 | Единство слова, напева, инструментального наигрыша. Устная и письменная традиция сохранения фольклора. Музыкальные инструменты России. Г. Свиридов «Ты воспой, воспой, жавороночек». «Светит месяц» -р.н.п. | Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестра. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, ритмического сопровождения. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | ||
17. | 14/01 | Музыкант-чародей. | 1 | Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. «Музыкант-чародей» - белорусская сказка. | Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Выполнять творческие задания. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | ||
18. | 21/01 | Народные праздники. Троица. | 1 | Церковные и народные праздники на Руси. Икона «Троица» А. Рублева. Фольклорный праздник. | Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания. Оценивать свою творческую деятельность. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. | ||
В музыкальном театре. | 5 | ||||||
19. | 28/01 | Опера «Иван Сусанин» М.Глинки. За Русь мы все стеной стоим. | 1 | События отечественной истории в творчестве М. Глинки. Опера. Музыкальная тема — характеристика действующих лиц. Ария, речитатив. М. Глинка «Иван Сусанин» (фрагменты). | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | ||
20. | 04/02 | Исходила младешенька. | 1 | Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. М. Мусоргский «Хованщина» (фрагменты). | Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | ||
21. | 11/02 | Русский Восток. | 1 | Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. А. Хачатурян «Гаянэ» (фрагменты). | Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | ||
22. | 18/02 | Балет «Петрушка» И.Стравинского. | 1 | Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. И. Стравинский «Петрушка» (фрагменты). | Оценивать собственную творческую деятельность. Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов. | ||
23. | 25/02 | Театр музыкальной комедии. | 1 | Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. И. Штраус «Летучая мышь». Ф. Лоу «Моя прекрасная леди». | Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. | ||
В концертном зале. | 6 | ||||||
24. | 03/03 | Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. | 1 | Музыкальные инструменты:скрипка, виолончель. А. Бородин «Квартет№2». | Определять и соотносить различные по смыслу интонации. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | ||
25. | 10/03 | Вариации на тему рококо. | 1 | Образные сферы камерной инструментальной музыки (квартет, вариации, сюита, соната). П. Чайковский «Вариации на тему рококо», | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений. | ||
26. | 17/03 | Старый замок. Счастье в сирени живет. | 1 | Особенности музыкальной драматургии. С. Рахманинов «Сирень». М. Мусоргский «Старый замок». | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе восприятия и музицирования, участие в различных видах музыкального творчества. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. | ||
27. | 31/03 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена. | 1 | Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена. Ф. Шопен «Вальс», «Полонез», «Мазурка», «Желание». | Передавать в пении,драматизации, музыкально-пластическом движении образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе восприятия и музицирования, участие в различных видах музыкального творчества. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. | ||
28. | 07/04 | Патетическая соната Л.Бетховена. | 1 | Образные сферы камерной инструментальной музыки (квартет, вариации, сюита, соната). Л. Бетховен «Соната №8». | Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе восприятия и музицирования, участие в различных видах музыкального творчества. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. | ||
29. | 14/04 | Годы странствий. Царит гармония оркестра. | 1 | Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнители. М. Глинка «Арагонская хота». П. Чайковский «Баркарола». | Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). Усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе восприятия и музицирования, участие в различных видах музыкального творчества. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. | ||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. | 5 | ||||||
30. | 21/04 | Прелюдия С.Рахманинова. | 1 | Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Произведения С. Рахманинова. | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов. | ||
31. | 28/04 | Исповедь души. Революционный этюд. | 1 | Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Произведения Ф. Шопена. | Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. | ||
32. | 12/05 | Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. | 1 | Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Известные исполнители. С. Рихтер, С. Лемешев, М. Ростропович. | Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Узнавать музыку из произведений, представленных в программе. Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. | ||
33. | 19/05 | Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. | 1 | Интонационная выразительность музыкальной речи. Обработка, переложение, импровизация. Образы былин и сказок. Творчество В. Высоцкого. Н. Римский-Корсаков. Фрагменты из опер. | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. | ||
34. | 26/05 | «Рассвет на Москва-реке» М.Мусоргского. | 1 | Образ Родины в музыке. М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке». | Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным произведениям. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. Умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки
Технологическая карта урока "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...
Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»
Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся. «Какой дьявол может победить народ, способн...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...