Конспект урока по музыке.Тема "Соната"
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Ход урока

  1. Орг. Момент

Здравствуйте, ребята!!! Давайте пожмём друг другу руки, улыбнёмся и пожелаем успешной работы.

  1. Акт. Знаний

На протяжении последних уроков вы знакомились с примерами камерной музыки. Посмотрите на слайд. Какие определения вам уже знакомы? (Пьеса, романс, камерная музыка) Назовите особенности, приведите примеры.

- А знакомы ли вы с сонатой?

- Сформулируйте тему урока. Какую цель мы поставим?

- Сегодня мы познакомимся еще с одним примером камерной музыки. Но перед этим давайте узнаем, что такое соната .

   3. Изучение нов. материала

Первоначально сонатами называли любое инструментальное сочинение, а все вокальные сочинения назывались кантатами (т.к. cantare в переводе- это петь). Но позже соната стала одним из жанров инструментальной музыки. Существовали и церковные сонаты . Как вы думаете, где их можно было услышать?

- Соната – это большое, из несколько частей, инструментальное произведение. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

- Классическая соната состоит из 3-4 частей. Это экспозиция, разработка, реприза. Часто после этих трех основных частей следует кода.

Экспозиция, основные музыкальные темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу или дополняют одна другую. Главная партия отвечала за демонстрацию первой темы в сонатной форме и носит определяющую функцию для характера музыки. Она задает импульс мелодии. Пока побочная партия приводила развитие к уравновешенному состоянию и лирически сосредотачивала, затормаживая процесс. она во всем противостоит главной. Она часто длится дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке.

 Разработка, название говорит само за себя: здесь представленные в экспозиции темы развиваются и изменяются; Мелодия как правило, медленная, лирическая. . Эта часть обычно наиболее драматичная, кульминационная для всего произведения, приносит напряжение.

Реприза – повтор первой части (экспозиции), при этом все присутствующие темы звучат в единой тональности. Темы возвращаются в своем первоначальном виде. 

Кода усиливает ощущение завершенности, законченности произведения, утверждает основной образ.

 

- Ребята, у вас было домашнее задание подготовить биография композиторов. Кто может прочитать биографию Бетховена?

 

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий композитор, пианист, дирижер. Бетховен родился 17 декабря 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, скрипке, флейте.

Уже в 12 лет в биографии Людвига ван Бетховена была получена первая работа музыкальной направленности –помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку.
В 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. 
Гайдн отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавенистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая.

Биография Бетховена следующих лет обильно наполнена новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христо на Масличной горе».

В 1796 году Бетховен начинает  терять слух.После потери слуха, он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

В 1802-1812 годах Бетховен сонаты писал с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса. В биографии Людвига ван Бетховена тех лет слава, популярность композитора были очень велики. Даже власть, не смотря на его откровенные мысли, не смела трогать музыканта.

- Сейчас я предлагаю прослушать вам произведение Бетховена – Лунная соната

- Какая картина у вас возникла когда вы слушали мелодию? Опишите.

- Давайте подумаем и скажем, какие музыкальные инструменты звучали во время исполнения?

- Как вы думаете как менялось на протяжении «настроение» мелодии ?

 Ребята, ранее мы с вами познакомились с частями сонаты. Вспомнили.

- Сейчас я предлагаю вам разделить прослушанное произведение на части.

 

- Как вы думаете действительно ли соната называется «Лунная» ? Музыку, посвященную возлюбленной Джульетте Гвиччарди, Людвиг Ван Бетховен назвал «Соната вроде фантазии». По счету это была соната № 14.

Назвав свое произведение фантазией, композитор будто говорит нам: заранее предупреждаю, что произведение не самых строгих музыкальных правил, в нем я даю себе волю пофантазировать. И вам, слушателям, желаю того же. Название «Лунная» дал сонате поэт-романтик Людвиг Рельштаб, уже после его смерти. При звуках сонаты он представлял себе тихую гладь озера и плывущую по ней одинокую лебедь.

- А сейчас мы с вами будем петь, а о чем будет песня нам поможет загадка. Но чтобы ее правильно отгадать, нужно ее до конца дослушать и если кто то знает ответ поднимает руку!

Травку ест, воды не пьёт

Он в большой семье живёт.

Вылез, встал  на бугорок,

После долгой спячки зимней,

Он пушистый и массивный

Толстый байбачок … сурок
 

«Суро́к», соч. 52 № 7 (фр. Marmotte) — классическая песня Людвига Ван Бетховена на стихи И.В. Гёте

 

ФИЗМИНУТКА

        4. Итог урока

-Итак, ребята с каким  жанром инструментальной музыки мы познакомились?

- На какие части она делится?

       5. Рефлексия

-Нарисуйте солнышку улыбочку те, у кого все хорошо получалось и не возникало затруднений.

А кому было сложно, нарисуйте грустное выражение лица.

 

Домашнее задание выучить песню

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx26.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход урока

  1. Орг. Момент

Здравствуйте, ребята!!! Давайте пожмём друг другу руки, улыбнёмся и пожелаем успешной работы.

  1. Акт. Знаний

На протяжении последних уроков вы знакомились с примерами камерной музыки. Посмотрите на слайд. Какие определения вам уже знакомы? (Пьеса, романс, камерная музыка) Назовите особенности, приведите примеры.

- А знакомы ли вы с сонатой?

- Сформулируйте тему урока. Какую цель мы поставим?

- Сегодня мы познакомимся еще с одним примером камерной музыки. Но перед этим давайте узнаем, что такое соната .

   3. Изучение нов. материала

Первоначально сонатами называли любое инструментальное сочинение, а все вокальные сочинения назывались кантатами (т.к. cantare в переводе- это петь). Но позже соната стала одним из жанров инструментальной музыки. Существовали и церковные сонаты . Как вы думаете, где их можно было услышать?

- Соната – это большое, из несколько частей, инструментальное произведение. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта.

- Классическая соната состоит из 3-4 частей. Это экспозиция, разработка, реприза. Часто после этих трех основных частей следует кода.

Экспозиция, основные музыкальные темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу или дополняют одна другую. Главная партия отвечала за демонстрацию первой темы в сонатной форме и носит определяющую функцию для характера музыки. Она задает импульс мелодии. Пока побочная партия приводила развитие к уравновешенному состоянию и лирически сосредотачивала, затормаживая процесс. она во всем противостоит главной. Она часто длится дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке.

 Разработка, название говорит само за себя: здесь представленные в экспозиции темы развиваются и изменяются; Мелодия как правило, медленная, лирическая. . Эта часть обычно наиболее драматичная, кульминационная для всего произведения, приносит напряжение.

Реприза – повтор первой части (экспозиции), при этом все присутствующие темы звучат в единой тональности. Темы возвращаются в своем первоначальном виде. 

Кода усиливает ощущение завершенности, законченности произведения, утверждает основной образ.

- Ребята, у вас было домашнее задание подготовить биография композиторов. Кто может прочитать биографию Бетховена?

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий композитор, пианист, дирижер. Бетховен родился 17 декабря 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, скрипке, флейте.

Уже в 12 лет в биографии Людвига ван Бетховена была получена первая работа музыкальной направленности –помощник органиста при дворе. Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку.
В 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи. Людвиг Бетховен стал играть в оркестре, слушать университетские лекции. Случайно столкнувшись в Бонне с Гайдном, Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. 
Гайдн отметил, что музыка Бетховена была мрачной и странной. Однако в те годы виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. Произведения Бетховена отличаются от классической игры клавенистов. Там же, в Вене, были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая.

Биография Бетховена следующих лет обильно наполнена новыми произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христо на Масличной горе».

В 1796 году Бетховен начинает  терять слух. После потери слуха, он работает над Третьей – Героической симфонией. Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. Опера «Фиделио» ставится в Вене, Праге, Берлине.

В 1802-1812 годах Бетховен сонаты писал с особым желанием и рвением. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса. В биографии Людвига ван Бетховена тех лет слава, популярность композитора были очень велики. Даже власть, не смотря на его откровенные мысли, не смела трогать музыканта.

- Сейчас я предлагаю прослушать вам произведение Бетховена – Лунная соната

- Какая картина у вас возникла когда вы слушали мелодию? Опишите.

- Давайте подумаем и скажем, какие музыкальные инструменты звучали во время исполнения?

- Как вы думаете как менялось на протяжении «настроение» мелодии ?

 Ребята, ранее мы с вами познакомились с частями сонаты. Вспомнили.

- Сейчас я предлагаю вам разделить прослушанное произведение на части.

- Как вы думаете действительно ли соната называется «Лунная» ? Музыку, посвященную возлюбленной Джульетте Гвиччарди, Людвиг Ван Бетховен назвал «Соната вроде фантазии». По счету это была соната № 14.

Назвав свое произведение фантазией, композитор будто говорит нам: заранее предупреждаю, что произведение не самых строгих музыкальных правил, в нем я даю себе волю пофантазировать. И вам, слушателям, желаю того же. Название «Лунная» дал сонате поэт-романтик Людвиг Рельштаб, уже после его смерти. При звуках сонаты он представлял себе тихую гладь озера и плывущую по ней одинокую лебедь.

- А сейчас мы с вами будем петь, а о чем будет песня нам поможет загадка. Но чтобы ее правильно отгадать, нужно ее до конца дослушать и если кто то знает ответ поднимает руку!

Травку ест, воды не пьёт

Он в большой семье живёт.

Вылез, встал  на бугорок,

После долгой спячки зимней,

Он пушистый и массивный

Толстый байбачок … сурок

«Суро́к», соч. 52 № 7 (фр. Marmotte) — классическая песня Людвига Ван Бетховена на стихи И.В. Гёте

ФИЗМИНУТКА

        4. Итог урока

-Итак, ребята с каким  жанром инструментальной музыки мы познакомились?

- На какие части она делится?

       5. Рефлексия

-Нарисуйте солнышку улыбочку те, у кого все хорошо получалось и не возникало затруднений.

А кому было сложно, нарисуйте грустное выражение лица.

Домашнее задание выучить песню


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...