Рабочая программа "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по музыке (3 класс)

Бронникова Марина Геннадьевна

по музыку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_nach.shk_._21_veka_muzyka-3klass.docx223.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\Светлана\Desktop\001.jpg 

Рабочая программа

(модифицированная)

начального общего образования

учебного предмета «Музыка»

для 3 класса

Составил:   Бронникова Марина Геннадьевна

учитель  начальных классов

 высшей квалификационной категории

2019 год

Рабочая программа по курсу «Музыка» для 3 класса составлена на основе концептуального положения программы «Начальная школа ХХI века», соотнесена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с учетом требований, изложенных в «Примерных программах по учебным предметам. Начальные классы. 1—4 классы». Программа обеспечена учебником:  Музыка. 3 класс под ред. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, М.: Вентана –Граф, 2016 г.  На изучение данного предмета в учебном плане МАОУ «Байкаловская СОШ» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

  

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;

- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.

Регулятивные УУД:

- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)

- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;

- осуществление элементов синтеза как составление целого.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса, школы.

          Предметные результаты:

- Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

- Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально- хоровых произведений, в импровизации.

 К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:

  • проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;
  • понимать синкретику народного творчества;

Решать учебные и практические задачи:

  • выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
  • сравнивать народную и профессиональную музыку;
  • свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец;
  • узнавать произведения;
  • называть русских композиторов, называть их имена;
  • приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
  • различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном стиле»;
  • самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.

 Музыка в жизни человека

Выпускник научится:

• воспринимать музыку различных жанров; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции;

• воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

• реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать.

Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится:

• соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Музыкальная картина мира

Выпускник научится:

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

• оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

  1. Содержание учебного предмета

Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения.

Музыка в жизни человека.(49часов)

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональнхсферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. (54 часа)

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства, музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как о способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития.

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира.(29 часов)

Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-  и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчеств разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,                                             отводимых на освоение каждой темы

№ раздела

Наименование раздела программы

№ урока

Темы уроков раздела

Кол-во часов

1

Характерные черты русской музыки

1.

Путешествие на родину русского музыкального языка.

1

2.

Едем в фольклорную экспедицию.

1

3.

Как это бывает, когда песни не умирают.

1

4.

Едем на Север., на Юг

1

5.

 М. Балакирев Вариация на тему М. Глинка «Жаворонок».

1

6.

Праздники в современной деревне.В. Гаврилин Пьесы для фортепиано из циклов «Деревенские эскизы» и «Портреты».

1

7.

 М. Глинка Вариации на тему русской народной песни: «Ах,ты, душечка, красна Девица», «Среди долины ровные».

1

8.

 И. Стравинский Детские песни на народные тексты «Тили бом», «Медведь». Сюита №2 (Марш. Полька. Вальс. Галоп).

1

Всего: 8

2

Народное музыкальное творчество – «энциклопедия» русской интонационности

9.

  А. Лядов Пьесы для фортепиано «Про старину»Детские песни на народные тексты. Вариация для фортепиано на тему М. Глинки «Венецианская ночь»).

1

10.

Жанры народной песни «Высота ли, высота под небесная…»

1

11.

Исторические песни и былинный эпос. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невскиий».

1

12.

Героико-патриотическая тематика. М.Глинка. Опера «Иван Сусанин».

1

13.

Лирические песни. М. Мусоргский Песня «Сиротка». Симфоническая картина «Ночь на лысой горе».

1

14.

А. Варламов Романсы «Белеет парус одинокий»  на стихи  М. Лермонтова. Красный сарафан» на стихи Н. Цыганова. «На заре ты ее не буди» ст. А. Фета.

1

15.

Календарные песни. «А мы просо сеяли» русская народная песня.

1

16.

Обрядовые песни. Рождественские колядки.

1

17.

А. Даргомыжский. Симфоническая  картина «Баба Яга». Частушки и страдания.

1

18.

Плясовые наигрыши.   Г. Свиридов. Кантата для смешного хора и оркестра. «Курские песни» сл. Народные. Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на ст. С. Есенина.

1

19.

Народная песня в царских палатах.

1

20.

 С. Прокофьев Симфония №1. Четыре пьесы фортепиано «Сказки старой бабушки». Детские песни для голоса и ф-но (ст. Н. Саконского, Л.  Квитко. Фортепианная пьеса «Наваждение» (ор.4.№4).

1

Всего: 12

3

Истоки русского классического романса

21.

Русский романс. Н. Римский-Корсаков. Романсы на сл. А. Толстого «Не ветер вея с высоты», «Звонче жаворонка пенье» .

1

22.

Крестьянская песня. Городской салонный романс. «Сидел Ваня», «Выхожу один я на дорогу».

1

23.

Городская лирика. Старинный романс. «Коробейники», «Светит месяц», «Утро туманное».

1

24.

 С. Рахманинов. Полька. Романсы «Островок» на ст. К. Бальмонта, «На смерть чижика» на ст.  В. Жуковского. Транскрипции для фортепиано «Сирень». «Маргаритки».

1

Всего: 4

4

Композиторская музыка для церкви

25.

Музыка в храме. И.С.Бах. Органная музыка. П.Чайковский Литургия Святого Иоанна Златоуста. Д. Бортнянский «Услыши, боже, глас мой».

1

26.

«Богородице Дева, радуйся». Ф.Шуберт «Аве Мария».

1

Всего: 2

5.

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре

27.

 А. Шнитке Музыка к мультфильму «Стеклянная гармоника». «Балерина на корабле», «Рики-Тики-Тави». «Белый пароход» Музыка к /ф «Вызываем огонь на себя». «Маленькие трагедии». «Сказка странствий».

1

28.

 Л. , Аренский Фантазия на темы Рябинина для фортепиано с оркестром, вокальные сочинения «Спи, дитя моё, усни» ст. П. Майкова, «Детская песня» ст. Плещеева, «Расскажи, мотылёк» ст. Л. Модзалевского.

1

29.

Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов.

1

30.

Картины народной жизни в музыке композиторов Г.Свиридов. Сюита «Время, вперёд!». Б.Тищенко. Симфония «Хроника блокады».

1

31.

Сказка ложь, да в ней – намёк…П. Чайковский  Балет «Лебединое озеро». Симфонии №1, 2 финал.

1

32.

  Д. Кабалевский  Песни для детей: Школьные годы» на сл. Е. Долматовского, «Наш край» на сл. А. Пришельца, С. Маршака, А. Барто, В. Викторова.

1

33, 34

Концерт С.Рахманинова для фортепино с оркестром № 3, часть I -33ур

Концерт С.Рахманинова для фортепино с оркестром № 3, часть II, III.

2

Всего: 8

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа. Школа 21 века. 2 класс

Рабочая программа по всем предметам.  "Школа 21 века. " 2 класс. В программе разработаны индивидуальные "маршруты" для детей, имеющих затруднения в обучениии развитии,а также для детей, имеющих с...

Рабочая прогрвмма Школа 21 века 3 класс

Программа соответствует ФГОС, позволяет учителю создавать условия  для формирования у школьников учебных дествий, направленных на результат обучения....

Рабочая программа "Наследие веков" для 6-7 класса

Актуальность программы определяется современными требованиями образования, потребностями общества.  Она определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является ос...