Методическая разработка Открытое занятие в студии электроакустической музыки «АккСи+» на тему: «Я приглашаю вас в свой мир творчества…или концерт состоится! »
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс)
Методическая разработка
Открытое занятие в студии электроакустической музыки «АккСи+»
на тему: «Я приглашаю вас в свой мир творчества…или концерт состоится! »
Lesson "I invite you to my world of creativity...or a concert will take place!"it is addressed to a group (12-15 people) of students 7 - 11 years without special training, wishing to be engaged in Studio of electroacoustic music "ACCSI+" on the educational program "Instrumental ensemble "ACCSI+".
keyboard synthesizer, group class, group training, initial ensemble training
Содержание
- Введение.
- План-конспект.
- Ход проведения занятия (описание).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_statya_konkurs_pedagog-master_gmo.doc | 111.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Городской форум- конкурс педагогических достижений
в области применения цифровых музыкальных инструментов
и музыкально-компьютерных технологий в УДОД
«Педагог-мастер и его класс»
в номинации «Открытое занятие»
Методическая разработка
Открытое занятие
в студии электроакустической музыки «АккСи+»
на тему:
«Я приглашаю вас в свой мир творчества…или концерт состоится! »
Methodical development
Open lesson
in the Studio of electroacoustic music "AccSi+»
on the theme:
"I invite you to my world of creativity...or the concert will take place! »
Брызгалова Марина Олеговна
Педагог дополнительного образования
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района
Санкт-Петербурга
Bryzgalova Marina Olegovna
Teacher of additional education
State budgetary institution of additional education
Palace of children's (youth) creativity of the Kirov region
Saint-Petersburg's
Lesson "I invite you to my world of creativity...or a concert will take place!"it is addressed to a group (12-15 people) of students 7 - 11 years without special training, wishing to be engaged in Studio of electroacoustic music "ACCSI+" on the educational program "Instrumental ensemble "ACCSI+".
keyboard synthesizer, group class, group training, initial ensemble training
Содержание
- Введение.
- План-конспект.
- Ход проведения занятия (описание).
В настоящее время происходит изменение всей системы дополнительного образования, появляются новые программы, формы, методы и технологии обучения, разработка которых - одно из приоритетных направлений процесса модернизации. При этом социальный заказ общества отражается в популярности того или иного направления дополнительного образования. Электронный клавишный синтезатор занимает одну из лидирующих позиций среди желающих обучаться музыке, создает прекрасные возможности для творческого музыкального самовыражения учащихся, открывает мир музыки с совершенно другой стороны, о которой они даже не догадывались: область электронной аранжировки музыки – музыкальной деятельности нового типа, без которого немыслимо электронное музицирование.
Внедрение в педагогическую практику клавишного синтезатора открывает новые возможности в многогранной творческой деятельности, и одного процесса самообразования и практической деятельности становится недостаточно, т. к. владение электронным музыкальным инструментом требует определенных знаний и навыков. И мне представилась такая возможность, когда в ЦТР и ГО «На Васильевском», совместно с городским Центром развития дополнительного образования СПб, были организованы курсы повышения квалификации и городское учебно-методическое объединение, способствуя профессиональному росту и развитию педагогов системы дополнительного образования, использующих в образовательном процессе электронные музыкальные инструменты. Популяризация клавишного синтезатора привела к введению номинации «Синтезатор» в конкурсы инструментальной музыки, а также к организации конкурсов электроакустической музыки различных уровней.
В 2011году в ГБУ ДО Дворец детского юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга появился новый творческий коллектив - студия электроакустической музыки «АккСи+». «АккСи+» - это содружество прекрасного и живого звука Аккордеона и многогранного инструмента-оркестра Синтезатора. Большую роль в становлении студии сыграл опыт использования синтезатора как аккомпанирующего инструмента в ансамбле аккордеонистов «АккСи+» в ДДЮТ «На Торжковской» (сейчас «Китеж плюс»), в котором и зародилось наше музыкально-электронное творчество. Увидев огромные возможности синтезатора и стабильное проявление интереса учащихся к новому инструменту, постепенно сложилась методика работы по обучению игре на синтезаторе, созданию аранжировок, обогащению творческого развития учащихся. Клавишный синтезатор довольно быстро занял лидирующие позиции, и стал использоваться не только в составе ансамбля аккордеонистов, но и для сольной игры учащихся, влюбленных в этот чудо-инструмент.
Сегодня в студии электроакустической музыки занимаются около 60 юных музыкантов от 5 до 18 лет. Это четыре сплоченных и дружных ансамбля со своими названиями и репертуаром: уже ставшие Лауреатами конкурсов «Музыкальные вирусы» и «Озорные нотки», делают первые шаги в мир музыки: «Магнит» и «Музыкаторы». В студии есть и свои звездочки-солисты, юные музыканты имеют еще и свой сольный репертуар, которым радуют нас на концертах, участвуют в конкурсах, где становятся Лауреатами.
Занятия в студии ведутся по двум образовательным программам:
-«Синтезатор - инструмент-оркестр» реализуется в системе дополнительных платных услуг, наиболее эффективно позволяет развивать индивидуальные способности учащегося;
-«Инструментальный ансамбль «АккСи+» одна из самых интересных и доступных форм обучения совместному музыкальному творчеству.
Традиционно обучение детей игре на музыкальных инструментах осуществляется в форме индивидуальных занятий, которые постепенно перешли в систему платных услуг. С 2013г занятия в нашей студии проводятся только в группах, в каждой из которых не менее 15 детей 1-го года обучения, 12 учащихся 2-го, и не менее 10 учащихся с 3-го года обучения. На первый год обучения принимаются дети от 7 до 15 лет без специальной подготовки, но я стараюсь учитывать психолого-возрастные особенностей личности ребенка, и формировать группы 7 - 9 лет или 10 – 12 лет (это могут быть и 2 группы 1-го года обучения, тогда надо набрать не менее 30 желающих обучаться в студии). Набор в ансамбль осуществляется в процессе предварительного прослушивания, на котором педагог проводит тестирование музыкальных способностей учащихся, определяется степень заинтересованности в музыкально-творческой деятельности, визуально определяется физическое и психическое здоровье ребенка.
По учебному плану программы обучения каждая группа студии занимается 2 раза в неделю по 2 учебных часа. Занимаясь в нашем коллективе, ребята приобретают навыки музицирования на любимых инструментах, знакомятся с нотной грамотой, основами гармонии, аранжировки. Приобретают навыки игры соло и в ансамбле, опыт концертных и конкурсных выступлений.
Внедрение групповой формы занятий начального обучения игре на синтезаторе является новым, и даже пугающим своими сложностями в плане организации и дисциплины, моментом в работе педагога. Так как дети, приходящие в коллектив, не имеют музыкальной подготовки и не владеют игрой на инструменте, работа группы ведется с «чистого листа». И здесь на первый план выходит более важное и главное, нежеле скорость обучения игре на инструменте, которая, несомненно, падает без индивидуальных занятий, это создание сплоченного коллектива! Нужно увлечь, любыми способами заинтересовать и сделать все, чтобы детям было интересно на занятиях. Это игры на знакомство, снятия напряжения, придумка названия группы ансамбля, упражнения на сплочение, знакомство и приобщение к традициям студии.
Большинство мероприятий уже стали традиционными мероприятиями нашей студии, которые мы поддерживаем, а также по мере развития коллектива, вводим и новые традиции. Это новогодние и отчетные концерты студии, конкурс портфолио обучающихся, внутренние конкурсы солистов «Я уже артист», «Моя аранжировка», «Звезда «АккСи», дискотеки с забавными играми, музыкальные посиделки, походы на концерты, прогулки, творческие видео - отчеты, видео-уроки, семейные праздники, музыкальный теплоход.
Я считаю, что необходимо создать условия, при которых учащийся испытывает череду эмоций. Ведь когда задействованы чувства и эмоции учащихся, учебный процесс проходит конструктивнее.
Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?»
Потом восхищение: «Как здорово!»
И, наконец, восторг: «И я так могу!»
Также учебный прoцесс, осуществляемый на оснoве группoвой формы обучения, будет бoлее эффективным, если сoблюдать следующие педагoгические услoвия: учет психолого-возрастных осoбенностей личности, моделирование ситуаций концертного выступления, взаимообучение учащихся, развитие артистизма, организация различных учебнo-твoрческих мероприятий, создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы, использование компьютерных технологий и интернет-ресурсoв.
Занятие «Я приглашаю вас в свой мир творчества…или концерт состоится!» адресовано группе (12-15 человек) учащихся 7 - 11 лет без специальной подготовки, желающим заниматься в студии электроакустической музыки «АккСи+» по образовательной программе «Инструментальный ансамбль «АккСи+».
Цель занятия: приоткрыть удивительный мир музыки ансамблевого исполнения на клавишных синтезаторах.
Задачи занятия:
Обучающие:
- познакомить с правилами подготовки синтезатора к эксплуатации;
- познакомить с выразительными возможностями синтезатора, освоив главные настройки инструмента
- показать область применения настроек при создании электронной аранжировки
- научить исполнять «Волшебную песню» в ансамбле синтезаторов.
Развивающие:
- развивать музыкально-творческие способности: музыкальную память, слух, чувство ритма;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.
Воспитывающие:
- создать позитивную атмосферу на занятии для продуктивной деятельности
- пробудить интерес к музыкальным занятиям и обучению игре на синтезаторе;
- вовлечь учащихся в творческо-деятельностный процесс подготовки концертного выступления
Ожидаемый результат:
- будут знать правила и смогут подготовить синтезатор к эксплуатации;
- будут знать выразительные возможности синтезатора, освоив главные настройки инструмента
- будут знать область применения настроек при создании электронной аранжировки
- проявят интерес к ансамблевому исполнению, музыкальным занятиям;
- проявят увлеченность в творческо-деятельностном процессе подготовки концертного выступления
- смогут исполнить «Волшебную песню» в ансамбле синтезаторов.
- почувствуют единство творческого коллектива;
- получат первый опыт публичного выступления.
План-конспект
Этап занятия | Хроно- метраж времени | Содержание занятия (деятельность педагога) | Содержание занятия (деятельность учащихся) | |
1 | Органи- зацион-ный | 5мин | Приветствие учащихся. Формулировка цели и задач занятия. | Позитивный «вход» в занятие и настрой Настраиваются на занятие. |
2 | Основ-ной Информационно-познавательный | 30 мин | Познакомить с синтезатором: обращение с синтезатором: уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети). | Знакомство с синтезатором Сравнивают с фортепиано, знакомятся с 1-м секретом синтезатора |
3 | Практи-ческая деятель-ность Техноло гический | Последовательное освоение возможностей синтезатора «Ноты»: познакомить с нотами, показать на клавиатуре зашифрованные ноты-цифры «Звуки»: познакомить с музыкальными, шумовыми, электронными звуками, показать как настроить «voice» «Стили»: познакомить со стилями Марш, Вальс, Полька, Рок. Подготовить концертное выступление ансамбля «АккСи+» | Называют нотки, включают синтезаторы, играют по зашифрованным нотам-цифрам; Играют в игру «Шумит, играет», распределяются по голосам и настраивают «voice», исполняют на синтезаторе «Волшебную песню»; Исполняют на синтезаторе «Волшебную песню» в стиле Рок. Готовятся к выступлению, одевают концертные бабочки, исполняют «Волшебную песню» | |
4 | Заключи-тельный Рефлек- сивный | 10 мин | Подведение итогов и выход на успешность каждого учащегося Позитивная оценка работы каждого учащегося на занятии. Итоги. Рефлексия «Нотки». | Обмениваются впечатлениями о занятии, вписывают свои имена на нотках и прикрепляют на афишу. |
Ход проведения занятия
- Организационный этап.
(М.О. (Марина Олеговна), играя на аккордеоне, встречает детей в зале)
М.О. – Здравствуйте, дорогие ребята, проходите, пожалуйста! Как я рада, что вы пришли! Садитесь в зрительный зал! (дети садятся на зрительские места М.О. играет)
- Дорогие ребята…ой! Уважаемые зрители! Меня зовут Марина Олеговна и я рада вас приветствовать на концерте ансамбля «АккСи +»! (здесь фанфары и я сняла аккордеон)
-Наш ансамбль уникальный. Ведь в нем участвуют удивительные инструменты, внутри каждого из которых прячется целый оркестр! Это – синтезаторы! Итак, приветствуем! Ансамбль «АккСи +»! (провоцирует аплодисменты. Никто не выходит)
- Приветствуем! Ансамбль «АккСи +»! (опять аплодисменты. И опять никого.)
- Что случилось?.. Ничего не понимаю… Но зрители уже в зале… Инструменты на сцене… Афиша есть… (начинаю уходить)
-Нет! творческие люди никогда не останавливаются на полпути и не могут подвести зрителей… А вы, я думаю, ребята сообразительные!.. И мне кажется, что вы мне поможете и мы найдем выход из сложившейся ситуации! Пауза, задумалась -Именно вы станете музыкантами нашего ансамбля!!! (хлопок в ладоши, улыбаюсь)
-Мы порадуем наших зрителей! Концерт состоится!!! Но….
- для этого нам надо подготовиться! - превратимся из зрителей в артистов!
- а кто-нибудь из вас играет на инструментах? -а может кто-то поет?
- Замечательно! Так пойдемте же начнем нашу репетицию! Познакомимся с удивительным инструментом 21-го века и узнаем главные секреты синтезатора!
-А мы пока закроем наш занавес: Слайд занавес (дети встают, проходят на сцену, встают за синтезаторы)
- Основная часть. Информационно-познавательная.
Слайд - синтезатор
- На какой инструмент больше всего похож синтезатор? - на гармонь, на пианино и т.д.
- Правильно, а чем? – клавишами.
-Как вы думаете, а можно бить по клавишам? Нажимать подряд без разбора на кнопки? А пить чай за синтезатором? А играть мокрыми руками? А грязными? Можно ли его мыть? А сушить феном или у батареи?
-Итак, пора играть! Приготовились! Играем!!! (тишина, так как синтезаторы не подключены)
-Нет звука? И это первый секрет синтезатора: он, в отличие от других музыкальных инструментов, не играет без электричества!
-А ансамбль не может играть без дирижера. Ведь слово «ансамбль» в переводе с французского означает «все вместе». И для того, чтобы нам начать играть всем вместе, дружно, я буду вашим дирижером. Мы будем действовать только по моей команде, по взмаху моей руки: на счет три-четыре. Договорились? ----да
-Ну теперь включаем! (находят кнопку «вкл», включают.)
- Молодцы! Теперь можно и сыграть что-нибудь….. три-четыре……(играем ужас)
-Ой, что-то у нас ничего не получается. Может есть еще какой-то секрет? Давайте посмотрим, а вы пока присаживайтесь. (Здесь дети должны сесть на стулья за синтезаторами)
- Технологический этап. Практическая деятельность.
Слайд «Ноты» (2-й секрет)
На экране появляются ноты и их названия.
Что это за знаки такие? -ответы детей
-правильно, это ноты. Вы же их наверняка все знаете. Сколько всего нот? ……
- и на синтезаторе, как и на пианино, каждая клавиша – это какая-то определенная нота. И чтобы сыграть красивую мелодию, мы будем нажимать на клавиши в определенном порядке.
Видите, у вас некоторые клавиши обозначены цифрами 1,2,3? - да
-А под ними скрываются разные засекреченные ноты.
-Давайте попробуем все вместе нажать клавишу с цифрой 1. три, четыре…..– нажимают
-молодцы! Какой красивый аккорд у нас получился.
-А теперь с цифрой 2…..
- отлично! Нажимаем цифру 3…….. и снова 2……..
-повторим: нажимаем в таком порядке: 1-2-3-2 и еще раз 1-2-3-2 и еще раз 1-2-3-2 (я считаю до восьми каждую клавишу-цифру)
- отлично! Можете присесть. (дети садятся на стулья)
-Пришло время познакомиться с еще одним секретом нашего синтезатора.
Слайд звуки музыкальные, шумовые, (электронные)
-Оказывается, в синтезаторе прячутся разные звуки. Прямо сейчас
я на синтезаторе сыграю какой-нибудь звук, а вы постарайтесь отгадать, какой это звук: шумовой или музыкальный. Если звук шумовой – вы топаете ногами; а если это звук музыкальный – вы пропеваете звук «А» и изображаете как играют на этом музыкальном инструменте.
Например: Вода - Что делает? - Шумит (топайте ногами)
Рояль - Что делает? - Играет (пойте звук "А") и т.д.
Неожиданно звучат космические и волшебные звуки.
-Как бы вы назвали такие звуки? …….
- это электронные звуки.
-как вы уже поняли, наш синтезатор может издавать любой звук, голос любого инструмента. Но для этого мы должны сделать определенную настройку. Настроить какой-нибудь звук.
Слайд «ВОЙС»
-эта настройка называется «ВОЙС» по-английски означает звук, голос. Нужно нажать кнопку со словом «войс» (показываю на слайде), а потом набрать цифры, номер звука или голоса какого-нибудь инструмента.
Я беру карточки с настройками и картинками инструментов.
-Предлагаю вам выбрать карточку с каким-нибудь инструментом. А на обратной стороне написан номер этого голоса.
Я подхожу с подносом к каждому. Они берут карточку.
-Кто же у нас будет играть на скрипках? – дети поднимают руки с карточками, у кого скрипки (4 чел)?
-Проходите за синтезаторы – скрипки (дети проходят, я забираю карточки, номера настроек наклеены на синтезаторах)
-У кого труба? …..
- а космический электронный звук кто будет играть?.......
Все распредилились по своим «войсам»
-ну вот мы настроили наши «войсы», давайте сыграем, три-четыре……..
Играем все вместе……..
Скрипки….
Трубы……
Космос…..
Все вместе…….
-Молодцы! У нас получился целый оркестр!!!!
-Но у нас есть еще один секрет! Поэтому, пожалуйста, присаживайтесь.
Слайд СТИЛИ
-Это стили! Существует очень много разных стилей. Знаете ли вы их?
-что это за стиль? играю стиль МАРШ ……отгадывают
- Полька
-Вальс
-Рок
-наш синтезатор может воспроизводить любой стиль! Теперь сыграем нашу мелодию в стиле РОК! (дети встают, играют мелодию под мой аккомпанемент)
(каждая группа нажимает вовремя свои клавиши по кивку (взмаху рукой М.О.)
Репетиция…
-Дорогие ребята, … то есть уважаемые артисты! Приближается минута нашего выступления! А выступление – это всегда праздник, поэтому в свои костюмы мы внесем праздничный элемент! (беру поднос с бабочками) Прошу вас взять концертную бабочку!
(дети прикрепляют бабочки. М.О. – шарф, белые перчатки. Возвращаются за синтезаторы)
-Итак, настала главная минута для каждого артиста – минута выступления. У вас сегодня дебют, то есть самое первое выступление перед зрителями! Ребята, давайте объявим наш ансамбль вместе – как только я скажу «выступает ансамбль…» и махну рукой, вы скажете хором: «АккСи +» и не забудьте поклониться зрителям. Готовы? Прорепетируем: «выступает ансамбль…»
-Тогда открываем наш занавес! Слайд «Занавес»
(М.О. «открывает» занавес, поворачивается к зрителям, играет фанфары на аккордеоне.)
-Уважаемые зрители! Сегодня перед вами выступает ансамбль …«АккСи +»!!!!!
(играют….. поклон….)
- Заключительная часть.
- Аплодисменты! Какие же вы молодцы! Настоящие артисты!
- И это нам все удалось, потому, что вы сегодня познакомились с удивительным инструментом…(ответ детей)… …... у которого есть много секретов. Какой первый секрет? Кто помнит? А какие звуки можно настроить? А стили?
- Отлично!
-Как здорово, что концерт состоялся! И я приглашаю артистов внести в нашу афишу свои имена! В этом нам помогут разноцветные ноты, в которые мы впишем свои имена и поместим их на афишу.
А цвет ноты означает ваше настроение, красный цвет выберет тот, у кого настроение отличное, желтый цвет выберет тот, у кого настроение хорошее, а коричневый цвет – тот, у кого вообще нет никакого настроения!
(дети выбирают ноты, вписывают имена, приклеивают на стан.
М.О. помогает им, направляет…..
смотрит, удивляется, начинает что-то тихонько наигрывать на аккордеоне).
- Ребята! Ну-ка разойдитесь чуть-чуть… (играю). Случилось чудо! Прикрепив ноты в случайном порядке, вы, неожиданно для самих себя, сочинили мелодию! Это ваше первое совместное музыкальное творчество! (играет ее)
-Сегодня вы стали музыкантами, артистами и композиторами! Концерт состоялся! Вас смело можно назвать участниками нашего ансамбля «АккСи+»! - Позвольте в память о нашей встрече вручить вам буклеты студии «АккСи+» (раздаю буклеты)
-Как здорово, что иногда случаются такие чудеса! Но еще одно чудо я могу вам пообещать! С синтезатором вы уже познакомились, а если вы продолжите занятия в нашем коллективе, то сможете научиться играть и на этом уникальном инструменте – аккордеоне, который сопровождал сегодня наш концерт! И именно он весело проводит нас с этой встречи!
(М.О. играет веселую музыку, и выводит детей)
Методическое и техническое оснащение занятия
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран
- презентация к занятию
- наглядные пособия
- синтезаторы Yamaha PSR-E 443 - 8шт.
Литература
- Кузнецова В. Знакомство с синтезатором. – М.: Смолин К.О., 2000. – 92 с.: ил.
- Харьковский А. Чайник на синтезаторе. – СПб: Композитор, 2009. – 94 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка итогового занятия студии английского языка в 1 классе "The Little House in the Wood"
Методическая разработка сказки "Теремок" на английском языке. Её можно поставить с детьми 1 класса, которые только начали изучать английский язык. Ребятам,проявляющим активный интерес к изучению...
Методическая разработка открытого занятия по теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ» Квиллинг
Тема: "Цветы для мамы". Цель: создать открытку в технике квиллинг....
Методическая разработка открытого занятия по теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ» Квиллинг
Методическая разработка открытого занятияпо теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ»Квиллинг Тема: "Цветы для мамы"....
Методическая разработка открытого занятия по теме: «Русская деревня» Деревенские избы в технике аппликации
Конспект занятия студии дизайна «Волшебный мир»Коллективное панно из бумагиЗанятие студии декоративно-прикладного творчества для учащихсяТема: Русская деревняЦели: формирование предст...
Методическая разработка открытого занятия на тему: «Искусство речи. Значение и смысл»
Цель: Сформировать навыки работы с интонацией (звучность, темп, высота речи)Задачи:ОбучающиеОбеспечить в ходе занятия усвоение следующих понятий: интонация; звучность, темп, высота речиРазвивающиеСпос...
«Использование диагностических контрольно-измерительных материалов в студии электроакустической музыки «АккСи+»»
Комплект диагностических контрольно-измерительных материалов (КИМ) используется для определения уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Осно...
Методическая разработка открытого занятия на тему Умей сказать нет
Информирование детей о влиянии табака, алкоголя, наркотиков на организм.1. Формирование умения сказать «нет».2. Развитие альтернативных форм...
- Мне нравится (1)