Методическая разработка Открытое занятие в студии электроакустической музыки «АккСи+» на тему: «Я приглашаю вас в свой мир творчества…или концерт состоится! »
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Брызгалова Марина Олеговна

Методическая разработка

Открытое занятие в студии электроакустической музыки «АккСи+»

на тему: «Я приглашаю вас в свой мир творчества…или концерт состоится! »

Lesson "I invite you to my world of creativity...or a concert will take place!"it is addressed to a group (12-15 people) of students 7 - 11 years without special training, wishing to be engaged in Studio of electroacoustic music "ACCSI+" on the educational program "Instrumental ensemble "ACCSI+".

keyboard synthesizer, group class,  group training, initial ensemble training

Содержание

  1. Введение.
  2. План-конспект.
  3. Ход проведения занятия (описание).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_statya_konkurs_pedagog-master_gmo.doc111.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Городской форум- конкурс педагогических достижений

в области применения цифровых музыкальных инструментов

и музыкально-компьютерных технологий в УДОД

«Педагог-мастер и его класс»

в номинации  «Открытое занятие»

Методическая разработка

Открытое занятие

в студии электроакустической музыки «АккСи+»

на тему:

«Я приглашаю вас в свой мир творчества…или концерт состоится! »

Methodical development

Open lesson

in the Studio of electroacoustic music "AccSi+»

on the theme:

"I invite you to my world of creativity...or the concert will take place! »

Брызгалова Марина Олеговна

Педагог дополнительного образования

                                         Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования  

Дворец детского (юношеского) творчества Кировского района

Санкт-Петербурга

Bryzgalova Marina Olegovna

Teacher of additional education

 State budgetary institution of additional education  

Palace of children's (youth) creativity of the Kirov region

Saint-Petersburg's

Lesson "I invite you to my world of creativity...or a concert will take place!"it is addressed to a group (12-15 people) of students 7 - 11 years without special training, wishing to be engaged in Studio of electroacoustic music "ACCSI+" on the educational program "Instrumental ensemble "ACCSI+".

keyboard synthesizer, group class,  group training, initial ensemble training

Содержание

  1. Введение.
  2. План-конспект.
  3. Ход проведения занятия (описание).

В настоящее время происходит изменение всей системы дополнительного образования, появляются новые программы, формы, методы и технологии обучения, разработка которых - одно из приоритетных направлений процесса модернизации. При этом социальный заказ общества отражается в популярности того или иного направления дополнительного образования. Электронный клавишный синтезатор занимает одну из лидирующих позиций среди желающих обучаться музыке, создает прекрасные возможности для творческого музыкального самовыражения учащихся, открывает мир музыки с совершенно другой стороны, о которой они даже не догадывались: область электронной аранжировки музыки – музыкальной деятельности нового типа, без которого немыслимо электронное музицирование.

Внедрение в педагогическую практику клавишного синтезатора открывает новые возможности в многогранной творческой деятельности, и одного процесса самообразования и практической деятельности становится недостаточно, т. к. владение электронным музыкальным инструментом требует определенных знаний и навыков. И мне представилась такая возможность, когда в ЦТР и ГО «На Васильевском», совместно с городским Центром развития дополнительного образования СПб, были организованы  курсы повышения квалификации и  городское учебно-методическое объединение,  способствуя профессиональному росту и развитию педагогов системы дополнительного образования, использующих в образовательном процессе электронные музыкальные инструменты. Популяризация клавишного синтезатора привела к введению номинации «Синтезатор» в конкурсы инструментальной музыки, а также к организации конкурсов электроакустической музыки различных уровней.

В 2011году  в ГБУ ДО Дворец детского юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга появился новый творческий коллектив -  студия электроакустической музыки «АккСи+». «АккСи+» - это содружество прекрасного и живого звука Аккордеона и многогранного инструмента-оркестра Синтезатора. Большую роль в становлении студии сыграл опыт использования синтезатора как аккомпанирующего инструмента в ансамбле аккордеонистов «АккСи+» в ДДЮТ «На Торжковской» (сейчас «Китеж плюс»), в котором и зародилось наше музыкально-электронное творчество. Увидев огромные возможности синтезатора и стабильное проявление интереса учащихся к новому инструменту, постепенно сложилась методика работы по обучению игре на синтезаторе, созданию аранжировок, обогащению творческого развития учащихся. Клавишный синтезатор довольно быстро занял лидирующие позиции, и стал использоваться не только в составе ансамбля аккордеонистов, но и для сольной игры учащихся, влюбленных в этот чудо-инструмент.

Сегодня в  студии электроакустической музыки занимаются около 60 юных музыкантов от 5 до 18 лет.  Это  четыре сплоченных и дружных ансамбля со своими названиями и репертуаром: уже ставшие Лауреатами конкурсов «Музыкальные вирусы» и «Озорные нотки», делают первые шаги в мир музыки: «Магнит» и «Музыкаторы». В студии есть и свои звездочки-солисты, юные музыканты имеют еще и свой сольный репертуар, которым радуют нас на концертах, участвуют в конкурсах, где становятся Лауреатами.

Занятия в студии ведутся  по двум образовательным программам:

-«Синтезатор - инструмент-оркестр» реализуется в системе дополнительных платных услуг, наиболее эффективно позволяет развивать индивидуальные способности  учащегося;

-«Инструментальный ансамбль «АккСи+» одна из самых интересных и доступных форм обучения совместному музыкальному творчеству.

Традиционно обучение детей игре на музыкальных инструментах осуществляется в форме индивидуальных занятий, которые постепенно перешли в систему платных услуг. С 2013г занятия в нашей студии проводятся только в группах, в каждой  из которых  не менее 15 детей 1-го года обучения, 12 учащихся 2-го, и не менее 10 учащихся с 3-го года обучения. На первый год обучения принимаются дети от 7 до 15 лет без специальной подготовки, но я стараюсь  учитывать  психолого-возрастные особенностей личности ребенка,  и формировать группы 7 - 9 лет или 10 – 12 лет (это могут быть  и 2 группы 1-го года обучения, тогда надо набрать не менее 30 желающих обучаться в студии). Набор в ансамбль осуществляется в процессе предварительного прослушивания, на котором педагог проводит тестирование музыкальных способностей учащихся, определяется степень заинтересованности в музыкально-творческой деятельности, визуально определяется физическое и психическое здоровье ребенка.

По учебному плану программы обучения каждая группа студии занимается 2 раза в неделю по  2 учебных часа.  Занимаясь в нашем коллективе, ребята приобретают навыки музицирования на любимых инструментах, знакомятся с нотной грамотой, основами гармонии, аранжировки. Приобретают  навыки игры соло и в ансамбле, опыт концертных и конкурсных  выступлений.

Внедрение групповой формы занятий начального обучения игре на синтезаторе является новым, и даже пугающим своими  сложностями в плане организации и дисциплины, моментом в работе педагога. Так как  дети, приходящие в коллектив, не имеют музыкальной подготовки и не владеют игрой на инструменте, работа группы ведется с «чистого листа». И здесь на первый план выходит более важное и главное, нежеле скорость обучения игре на инструменте, которая, несомненно, падает без индивидуальных занятий, это создание сплоченного коллектива! Нужно увлечь, любыми способами заинтересовать и сделать все, чтобы детям было интересно на занятиях. Это игры на знакомство, снятия напряжения, придумка названия группы ансамбля, упражнения на сплочение, знакомство и приобщение к традициям студии.

Большинство мероприятий уже стали традиционными мероприятиями нашей студии, которые мы поддерживаем, а также по мере развития коллектива, вводим и новые традиции. Это новогодние и отчетные концерты студии,  конкурс портфолио обучающихся, внутренние конкурсы солистов «Я уже артист», «Моя аранжировка», «Звезда «АккСи», дискотеки с забавными играми, музыкальные посиделки,  походы на концерты, прогулки, творческие видео - отчеты, видео-уроки, семейные праздники, музыкальный теплоход.

Я считаю, что необходимо  создать условия, при которых учащийся испытывает череду эмоций. Ведь когда задействованы чувства и эмоции учащихся, учебный процесс проходит конструктивнее.

Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?»

Потом восхищение: «Как здорово!»

И, наконец, восторг: «И я так могу!»

Также учебный прoцесс, осуществляемый на оснoве группoвой формы обучения, будет бoлее эффективным, если сoблюдать следующие педагoгические услoвия: учет психолого-возрастных осoбенностей личности, моделирование ситуаций концертного выступления, взаимообучение учащихся, развитие артистизма, организация различных учебнo-твoрческих мероприятий, создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы, использование компьютерных технологий и интернет-ресурсoв.

         Занятие «Я приглашаю вас в свой мир творчества…или концерт состоится!» адресовано группе (12-15 человек) учащихся 7 - 11 лет без специальной подготовки, желающим заниматься в студии электроакустической музыки «АккСи+» по  образовательной программе «Инструментальный ансамбль «АккСи+».

Цель занятия: приоткрыть удивительный мир музыки ансамблевого исполнения на клавишных синтезаторах.

Задачи занятия:

 Обучающие:

  • познакомить с правилами подготовки синтезатора к эксплуатации;
  • познакомить с выразительными возможностями синтезатора, освоив главные настройки инструмента
  • показать область применения настроек при создании электронной аранжировки
  • научить исполнять «Волшебную песню» в ансамбле синтезаторов.

Развивающие:

  • развивать музыкально-творческие способности: музыкальную память, слух, чувство ритма;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.

Воспитывающие:

  • создать позитивную атмосферу на занятии для продуктивной деятельности
  • пробудить интерес к музыкальным занятиям и обучению игре  на синтезаторе;
  • вовлечь учащихся в творческо-деятельностный процесс подготовки концертного   выступления

Ожидаемый результат:

  • будут знать правила и смогут  подготовить синтезатор к эксплуатации;
  • будут знать выразительные возможности синтезатора, освоив главные настройки инструмента
  • будут знать область применения настроек при создании электронной аранжировки
  • проявят интерес к ансамблевому исполнению, музыкальным занятиям;
  • проявят увлеченность в творческо-деятельностном процессе подготовки концертного выступления
  • смогут исполнить «Волшебную песню» в ансамбле синтезаторов.
  • почувствуют единство творческого коллектива;
  • получат первый опыт публичного выступления.

План-конспект

Этап занятия

Хроно- метраж времени

Содержание занятия

(деятельность педагога)

Содержание занятия (деятельность учащихся)

1

Органи- зацион-ный

5мин

Приветствие учащихся.

Формулировка цели и задач занятия.

Позитивный «вход» в занятие и настрой

Настраиваются на занятие.

2

Основ-ной

Информационно-познавательный

30 мин

Познакомить с синтезатором: обращение с синтезатором: уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе (питание от электросети).

Знакомство с синтезатором Сравнивают с фортепиано, знакомятся с 1-м секретом синтезатора

3

Практи-ческая деятель-ность Техноло гический

Последовательное освоение возможностей синтезатора 

«Ноты»: познакомить с нотами, показать на клавиатуре зашифрованные ноты-цифры

«Звуки»: познакомить с музыкальными, шумовыми, электронными  звуками, показать как настроить «voice»

 «Стили»: познакомить со стилями Марш, Вальс, Полька, Рок.

Подготовить концертное выступление ансамбля «АккСи+»

Называют нотки, включают синтезаторы, играют по зашифрованным нотам-цифрам;

Играют в игру «Шумит, играет», распределяются по голосам и настраивают «voice», исполняют на синтезаторе «Волшебную песню»;

Исполняют на синтезаторе «Волшебную песню» в стиле Рок.

Готовятся к выступлению, одевают концертные бабочки, исполняют «Волшебную песню»

4

Заключи-тельный Рефлек- сивный

10 мин

Подведение итогов и выход на успешность каждого учащегося

Позитивная оценка работы каждого учащегося на занятии. Итоги. Рефлексия «Нотки».

Обмениваются впечатлениями о занятии, вписывают свои имена на нотках и прикрепляют на афишу.

Ход проведения занятия

  1. Организационный этап.

(М.О. (Марина Олеговна), играя на аккордеоне, встречает детей в зале)

М.О. – Здравствуйте, дорогие ребята, проходите, пожалуйста! Как я рада, что вы пришли! Садитесь в зрительный зал!  (дети садятся на зрительские места М.О. играет)

- Дорогие ребята…ой! Уважаемые зрители! Меня зовут Марина Олеговна и я рада вас приветствовать на концерте ансамбля «АккСи +»!  (здесь фанфары и я сняла аккордеон)

-Наш ансамбль  уникальный. Ведь в нем участвуют удивительные инструменты, внутри каждого из которых прячется целый оркестр! Это – синтезаторы! Итак, приветствуем! Ансамбль «АккСи +»! (провоцирует аплодисменты. Никто не выходит)

- Приветствуем! Ансамбль «АккСи +»! (опять аплодисменты. И опять никого.)

- Что случилось?.. Ничего не понимаю… Но зрители уже в зале… Инструменты на сцене… Афиша есть… (начинаю уходить)

-Нет! творческие люди  никогда не останавливаются на полпути и не могут подвести зрителей… А вы, я думаю, ребята сообразительные!.. И мне кажется, что вы мне поможете и мы найдем выход из сложившейся ситуации! Пауза, задумалась  -Именно вы станете музыкантами нашего ансамбля!!! (хлопок в ладоши, улыбаюсь)

-Мы порадуем наших зрителей! Концерт состоится!!! Но….

- для этого нам надо подготовиться!  - превратимся из зрителей в артистов!

- а кто-нибудь из вас играет на инструментах?    -а может кто-то поет?

- Замечательно! Так пойдемте же начнем нашу репетицию! Познакомимся с удивительным инструментом 21-го века и узнаем главные секреты синтезатора!

-А мы пока закроем наш занавес:  Слайд занавес (дети встают, проходят на сцену, встают за синтезаторы)

  1. Основная часть. Информационно-познавательная.

Слайд - синтезатор

- На какой инструмент больше всего похож синтезатор? - на гармонь, на пианино и т.д. 

- Правильно, а чем? – клавишами.

-Как вы думаете, а можно бить по клавишам? Нажимать подряд без разбора на кнопки? А пить чай за синтезатором? А играть мокрыми руками? А грязными? Можно ли его мыть? А сушить феном или у батареи?

 -Итак, пора играть! Приготовились! Играем!!! (тишина, так как синтезаторы не подключены)

-Нет звука? И это первый секрет синтезатора: он, в отличие от других музыкальных инструментов, не играет без электричества!

-А ансамбль не может играть без дирижера. Ведь слово «ансамбль» в переводе с французского означает «все вместе». И для того, чтобы нам начать играть всем вместе, дружно, я буду вашим дирижером. Мы  будем действовать только по моей команде, по взмаху моей руки: на счет три-четыре. Договорились?    ----да

-Ну теперь включаем!  (находят кнопку «вкл», включают.)

- Молодцы! Теперь можно и сыграть что-нибудь….. три-четыре……(играем ужас)

-Ой, что-то у нас ничего не получается. Может есть еще какой-то секрет? Давайте посмотрим, а вы пока присаживайтесь. (Здесь дети должны сесть на стулья за синтезаторами)

  1. Технологический этап. Практическая деятельность.

Слайд  «Ноты» (2-й секрет)

На экране появляются ноты и их названия.

Что это за знаки такие?  -ответы детей

-правильно, это ноты. Вы же их наверняка все знаете. Сколько всего нот? ……

- и на синтезаторе, как и на пианино, каждая клавиша – это какая-то определенная нота. И чтобы сыграть красивую мелодию, мы будем нажимать на клавиши в определенном порядке.

Видите, у вас некоторые клавиши обозначены цифрами 1,2,3?    - да

-А под ними скрываются разные засекреченные ноты.

-Давайте попробуем все вместе нажать клавишу с цифрой 1.  три, четыре…..– нажимают

-молодцы!  Какой красивый аккорд у нас получился.

-А теперь с цифрой 2…..

- отлично! Нажимаем цифру 3…….. и снова 2……..

-повторим: нажимаем в таком порядке: 1-2-3-2 и еще раз 1-2-3-2 и еще раз 1-2-3-2    (я считаю до восьми каждую клавишу-цифру)

- отлично! Можете присесть. (дети садятся на стулья)

-Пришло время познакомиться с еще одним  секретом нашего синтезатора.

Слайд   звуки музыкальные, шумовые, (электронные)

-Оказывается, в синтезаторе прячутся разные звуки. Прямо сейчас

я на синтезаторе сыграю какой-нибудь звук, а вы постарайтесь отгадать, какой это звук: шумовой или музыкальный.  Если звук шумовой – вы топаете ногами; а если это звук музыкальный  – вы пропеваете звук «А» и изображаете как играют на этом музыкальном инструменте.

Например: Вода - Что делает? - Шумит (топайте ногами)

Рояль - Что делает? - Играет (пойте звук "А") и т.д.

Неожиданно звучат космические и волшебные звуки.

-Как бы вы назвали такие звуки? …….

- это электронные звуки.

-как вы уже поняли, наш синтезатор может издавать любой звук, голос любого инструмента. Но для этого мы должны сделать определенную настройку. Настроить какой-нибудь звук.

Слайд «ВОЙС»

-эта настройка называется «ВОЙС» по-английски означает звук, голос. Нужно нажать кнопку со словом «войс» (показываю на слайде), а потом набрать цифры, номер звука или голоса какого-нибудь инструмента.

Я беру карточки с настройками и картинками инструментов.

-Предлагаю вам выбрать карточку с каким-нибудь инструментом. А на обратной стороне написан номер этого голоса.

Я подхожу с подносом к каждому. Они берут карточку.

-Кто же у нас будет играть на скрипках? – дети поднимают руки с карточками, у кого скрипки (4 чел)?

-Проходите за синтезаторы – скрипки (дети проходят, я забираю карточки, номера настроек наклеены на синтезаторах)

-У кого труба? …..

- а космический электронный звук кто будет играть?.......

Все распредилились по своим «войсам»

-ну вот мы настроили наши «войсы», давайте сыграем, три-четыре……..

Играем все вместе……..

Скрипки….

Трубы……

Космос…..

Все вместе…….

-Молодцы! У нас получился целый оркестр!!!!  

-Но у нас есть еще один секрет! Поэтому, пожалуйста, присаживайтесь.

Слайд  СТИЛИ

-Это стили! Существует очень много разных стилей. Знаете ли вы их?

-что это за стиль?  играю стиль МАРШ ……отгадывают

- Полька

-Вальс

 -Рок

-наш синтезатор может воспроизводить любой стиль! Теперь сыграем нашу мелодию в стиле РОК! (дети встают, играют мелодию под мой аккомпанемент)

(каждая группа нажимает вовремя свои клавиши по кивку (взмаху рукой М.О.)

Репетиция…

-Дорогие ребята, … то есть уважаемые артисты! Приближается минута нашего выступления! А выступление – это всегда праздник, поэтому в свои костюмы мы внесем праздничный элемент! (беру поднос с бабочками) Прошу вас взять  концертную бабочку! 

(дети прикрепляют  бабочки. М.О. – шарф, белые перчатки. Возвращаются за синтезаторы)

-Итак, настала главная минута для каждого артиста – минута выступления. У вас сегодня дебют, то есть самое первое выступление перед зрителями! Ребята, давайте объявим наш ансамбль вместе – как только я скажу «выступает ансамбль…»  и махну рукой, вы скажете хором: «АккСи +» и не забудьте поклониться зрителям. Готовы?  Прорепетируем: «выступает ансамбль…»  

-Тогда открываем наш занавес! Слайд «Занавес»

(М.О. «открывает» занавес, поворачивается к зрителям, играет фанфары на аккордеоне.)

-Уважаемые зрители! Сегодня перед вами выступает ансамбль …«АккСи +»!!!!!

(играют….. поклон….)

  1. Заключительная часть.

- Аплодисменты! Какие же вы молодцы! Настоящие артисты!

- И это нам все удалось, потому, что вы сегодня познакомились с удивительным инструментом…(ответ детей)… …...  у которого есть много секретов. Какой первый секрет? Кто помнит?  А какие звуки можно настроить?  А стили?

- Отлично!

-Как здорово, что концерт состоялся! И я приглашаю артистов внести в нашу афишу свои имена! В этом нам помогут разноцветные ноты, в которые мы впишем свои имена и поместим их на афишу.

А цвет ноты означает ваше настроение, красный цвет выберет тот, у кого настроение отличное, желтый цвет выберет тот, у кого настроение хорошее, а коричневый цвет – тот, у кого вообще нет никакого настроения!  

(дети выбирают ноты, вписывают имена, приклеивают на стан.

М.О. помогает им, направляет…..

смотрит, удивляется, начинает что-то тихонько наигрывать на аккордеоне).

- Ребята! Ну-ка разойдитесь чуть-чуть… (играю). Случилось чудо! Прикрепив ноты в случайном порядке, вы, неожиданно для самих себя, сочинили мелодию! Это ваше первое совместное музыкальное творчество! (играет ее)

-Сегодня вы стали музыкантами, артистами и композиторами! Концерт состоялся! Вас смело можно назвать участниками нашего ансамбля «АккСи+»! - Позвольте в память о нашей встрече вручить вам буклеты студии «АккСи+» (раздаю буклеты)  

-Как здорово, что иногда случаются такие чудеса! Но еще одно чудо я могу вам пообещать! С синтезатором вы уже познакомились, а если вы продолжите занятия в нашем коллективе, то сможете научиться играть и на этом уникальном инструменте – аккордеоне, который сопровождал сегодня наш концерт! И именно он весело проводит нас с этой встречи!

(М.О. играет веселую музыку, и выводит детей)

Методическое и техническое оснащение занятия

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран

- презентация к занятию

- наглядные пособия

- синтезаторы Yamaha PSR-E 443 - 8шт.

Литература

  1. Кузнецова В. Знакомство с синтезатором. – М.: Смолин К.О., 2000. – 92 с.: ил.
  2. Харьковский А. Чайник на синтезаторе. – СПб: Композитор, 2009. – 94 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового занятия студии английского языка в 1 классе "The Little House in the Wood"

Методическая разработка сказки "Теремок" на английском языке. Её можно поставить с детьми 1 класса, которые только начали изучать английский язык.  Ребятам,проявляющим активный интерес к изучению...

Методическая разработка открытого занятия по теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ» Квиллинг

Тема:  "Цветы для мамы".           Цель: создать открытку в технике квиллинг....

Методическая разработка открытого занятия по теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ» Квиллинг

Методическая разработка открытого занятияпо теме: «ЦВЕТЫ ДЛЯ МАМЫ»Квиллинг   Тема:  "Цветы для мамы"....

Методическая разработка открытого занятия по теме: «Русская деревня» Деревенские избы в технике аппликации

Конспект занятия студии дизайна «Волшебный мир»Коллективное панно из бумагиЗанятие студии декоративно-прикладного творчества для учащихсяТема: Русская деревняЦели: формирование предст...

Методическая разработка открытого занятия на тему: «Искусство речи. Значение и смысл»

Цель: Сформировать навыки работы с интонацией (звучность, темп, высота речи)Задачи:ОбучающиеОбеспечить в ходе занятия усвоение следующих понятий: интонация; звучность, темп, высота речиРазвивающиеСпос...

«Использование диагностических контрольно-измерительных материалов в студии электроакустической музыки «АккСи+»»

Комплект диагностических контрольно-измерительных материалов (КИМ) используется для определения уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Осно...

Методическая разработка открытого занятия на тему Умей сказать нет

Информирование детей о влиянии табака, алкоголя, наркотиков на организм.1.     Формирование умения сказать «нет».2.     Развитие альтернативных форм...