Игра-викторина "Моя музыка"(методическая разработка)
методическая разработка по музыке (1 класс)

Орлянская Татьяна Валерьевна

Викторина рассчитана на детей младшего дошкольного возраста в рамках тематического мероприятия в летнем лагере, во внеклассной работе. Игра раскрывает перед детьми элементарные знания нотной грамоты, способствует творческой самореализации и сплочению детского коллектива; оформлена авторскими стихами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_muzyka.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-КОНКУРСНАЯ  ИГРА-ВИКТОРИНА  

«МОЯ  МУЗЫКА»

Цели: -    обогащать знания детей о музыке;

  • способствовать сплочению разновозрастных коллективов: детей разных классов, учителей и детей;
  • учить вхождению в новый коллектив, быстрой и комфортной адаптации в нем;
  • развивать элементы логики, мышления, памяти, наблюдательность, находчивость, творческость с помощью конкурсных заданий;
  • воспитывать доброжелательное отношение не только к одноклассникам, но и к ребятам другого класса, взаимопомощь, ответственность за свой коллектив, приветливость, отзывчивость, уважение к мнению и личности ровесника, общительность и коммуникабельность;
  • прививать познавательный интерес к музыкальному искусству;
  • повышать уровень музыкального развития детей.

Оборудование:  призы для всех участников команд (нотки), музыкальное

                            табло для каждой команды в виде нотной строки и скри-

                            пичного ключа, карточки  для  конкурса № 4,  фломасте-

                            ры, листы бумаги для конкурсов № 1, 7; строка из песни

                            для  конкурса № 11;  магнитофон,  фонограммы,  тексты

                            песен, аудиозапись  (музыкальное сопровождение)  всей

                         игры.

Звучит нежная мелодия «Серебряная мечта», под которую ведущий читает стихи:

Где музыка берет начало?

Где ноту первую берет?

- В горах, - мне Эхо отвечало, -

Ее торжественный восход.

Где музыка берет начало?

Где тот живительный исток?

- В лесах, - мне Птица прокричала, -

Начало музыкальных строк.

Где музыка берет начало?

В каком краю ее рассвет?

В краю, где детство отзвучало,

В краю, где ты оставил след.

- Ребята, мы начинаем нашу музыкальную игру.

Все вы, я думаю, любите музыку, песни и танцы. (Да.) Музыка с нами повсюду: и в школе, и дома, и даже на улице. А как вы думаете, что такое «музыка», из чего она получается? (Ответы детей.) Не знаете? Я вам скажу. И з звуков. Если нажать на клавишу пианино – будет звук, на две – два звука. А если это музыкант, то он знает, как нажимать много клавиш так, чтобы получилась музыка. Пение птиц – это тоже музыка, и тиканье часов – музыка, под него даже можно петь. Да и вы сами можете создавать музыку. Например, вот так. (Ведущий демонстрирует ритмический рисунок с помощью хлопков и притопов.)

Наша игра так и будет называться – «Моя музыка». И вы сегодня будете не ребятами, а маленькими нотками. А значит, и названия ваших команд должны быть музыкальными. Посовещайтесь. (Команды были названы «Скрипичный ключ» и «Веселая нотка». Названия записываются на доске над табло каждой из команд.) Капитанами команд будут ваши учителя. Они будут иногда помогать вам, когда я им разрешу.

Ребята, звуки, из которых состоит музыка, нужно как-то записывать, чтобы другие люди смогли их сыграть. Как вы думаете, с помощью чего записывают звуки? (С помощью нот.) Да, записывают их с помощью нот. А какие ноты вы знаете? (До, ре, ми, фа. соль, ля, си.) Сколько их? (Семь.) Ноты записывают на специальной нотной строке, которая состоит из пяти линеечек, а в начале каждой такой строки обязательно ставится вот такой значок. (Ведущий показывает на табло одной из команд.) Кто знает, как он называется? (Скрипичный ключ.) Правильно, скрипичный ключ.

Ребята, а кто мне сможет ответить на такой вопрос: вы какие нотки – черно-белые или цветные? (Мы цветные.) А вот сейчас вам и придется это доказать: если вы будете находчивыми, смелыми, творческими, воспитанными – это значит, что вы цветные нотки, а если нет – то черно-белые. Ну что, проверим? (Да!)

За каждую победу в конкурсе я буду записывать в ваших музыкальных строчках по одной нотке. Чья команда наберет больше нот, та и победит.

1.  Угадай мелодию

- Все вы, конечно, любите мультики и песенки, которые в них звучат. А знаете ли вы сказочных героев, исполняющих ваши любимые песенки? (Да.) А вот насколько хорошо вы их знаете, мы сейчас и проверим.

Будут звучать отрывки песен из ваших любимых мультфильмов. Ваша задача – угадать, какие сказочные герои их исполняют. Отвечает команда, которая первой поднимет руку. Также, я могу задавать вопросы-бонусы, за которые эта команда может получить дополнительные баллы. В этом конкурсе капитаны вам не помогают, они только записывают очки (1 балл за правильно названного героя, 1 балл за правильный ответ на вопрос). Побеждает та команда, которая наберет больше баллов за весь конкурс.

  1. Мыши (из м/ф «Кот Леопольд») (Сколько их? Назови их цвет.)
  2. Шапокляк (Что носила Шапокляк в сумочке? Как звали крыску?)
  3. Осьминожки (Сколько ног у осьминогов?)
  4. Винни Пух (Назови четырех его друзей.)
  5. Бременские музыканты
  6. Черепаха Тортила (Назови название кинофильма.)
  7. Леопольд (Что говорил кот Леопольд в конце каждого мультфильма?)

- Хорошо, теперь я вижу, что сказочных героев вы знаете. А знаете ли вы сами песенки из мультфильмов?

Сейчас будут звучать вступления к детским песням, а вы попробуйте угадать названия этих песен.

  1. Два веселых гуся (Из какого мультфильма эта песенка?)
  2. Песенка Красной Шапочки (Как точно называется кинофильм?)
  3. В лесу родилась елочка
  4. Буратино
  5. Спокойной ночи, малыши!
  6. Баю-баюшки-баю (Бременские музыканты) (Назови всех пятерых друзей-музыкантов.)

2.  Окончи фразу

Не поэт я, не ученый,

По-английски ни гу-гу,

Только в песнях разбираюсь -

Кончить фразу я смогу.

- Я буду читать фразу из песни, а вы должны ее окончить. Читать я буду по очереди для каждой команды. Играем до первого промаха. Капитаны не помогают.

  1. В траве сидел (кузнечик)
  2. Чудо-остров, чудо-остров, жить на нем легко и (просто).
  3. Расскажи, Снегурочка, где (была)?
  4. Пусть бегут неуклюже пешеходы (по лужам).
  5. Собака бывает кусачей только от жизни (собачей).
  6. Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку (лопатой).
  7. И я, и я, и я того же (мнения).
  8. Буквы разные писать тонким перышком (в тетрадь).
  9. Как положено друзьям, все мы делим (пополам).
  10. Каждому, каждому в лучшее верится, катится, катится голубой (вагон).

3.  Танцы, танцы…

Засиделись что-то долго,

Думаю, пора вставать.

Приглашаю всех ребяток

Встать в кружок потанцевать.

Это вам не просто шманцы -

Это конкурс - “Танцы, танцы...”

- Я приглашаю по 2 участника от каждой команды. Сейчас будут звучать отрывки из разных песен (мелодии разных стилей и жанров). Ваша задача – станцевать, но так, чтобы ваши движения соответствовали данному отрывку. (В середине конкурса игроки меняются и на их место выходят новые участники.)

В этом конкурсе победителей нет, ничья.

4.  Караоке по-русски

Пусть шпарит кто-то по-французски,

А у нас - “Караоке по-русски”!

Для участия в этом конкурсе приглашаются капитаны и по три человека из каждой команды. Капитаны тянут карточки, на обороте которых написаны названия песен («Елочка», «Песенка друзей»). Эти песни и должны будут исполнить команды под фонограмму. Капитаны получают слова песни, и команды готовятся.

Здесь, так же, как и в предыдущем конкурсном задании, должна быть ничья.

5.  Инструменты

- А хорошо ли вы знаете музыкальные инструменты?

Каждая команда будет говорить название одного музыкального инструмента (по очереди). Капитаны снова не участвуют в конкурсе. Играем до победы, пока какая-нибудь команда не сможет больше дать ни одного верного ответа.

6.  Танцуют все

Очень сильно подустали

Наши мягкие места.

Сели, встали, сели, встали...

Танцевать там не пора?

Приглашаю всех на танец!

Лента русая в косе,

Стрижка, хвостик, бантик, шмантик выходи!

Танцуют все!

- Сейчас будет звучать хорошо известная всем вам песенка («Танец маленьких утят»), под которую мы будем танцевать: и я, и вы, и ваши капитаны. Вам нужно внимательно смотреть на меня, потому что в любой момент я могу показать или назвать любую часть тела и спрятать ее, и тогда вам придется танцевать дальше уже без нее, так, как я буду показывать. Победит команда, игроки которой будут самыми внимательными и не сделают ошибок.

В конце конкурса каждая команда получает по нотке.

7.  Пойми меня

Объяснялась с другом я,

Проболтала с ним полдня.

Всем в общении поможет

Конкурс наш “Пойми меня”.

- Это конкурс капитанов. Сейчас я скажу вашим капитанам название одной песни («Чебурашка»), а они должны будут нарисовать это название так, чтобы вы смогли догадаться, что это за песня. Чья команда быстрее догадается, та и побеждает в этом конкурсе.

8.  Тема

Семь заданий позади,

Что маячит впереди?

Это не плакат, не схема,

Это новый конкурс “Тема”.

Задание: спеть как можно больше песен, где встречались бы названия каких-либо животных (даже сказочных). В этом конкурсе капитаны помогают своим командам. Проигрывает команда, которая не смогла больше спеть ни одной песни.

9.  Хлопки

- Следующее задание такое. Каждому игроку из каждой команды по очереди я буду задавать определенный ритмический рисунок (несложный). Например (показывает). Ваша задача – повторить его в точности, без ошибок. Играем до промаха. Проиграет та команда, которая первой ошибется.

10.  Паровозики

Приглашается половина игроков из одной команды и половина – из другой. Команды выстраиваются «паровозиками» и кладут руки друг другу на пояс или на плечи.

- Вы – паровозики. Но один из вас – веселый паровозик, а другой – грустный. Сейчас будут звучать фрагменты разных мелодий. Веселый паровозик может двигаться только под веселые, быстрые мелодии, а грустный – под грустные, медленные. Слушайте внимательно. Как только начинается медленная музыка – веселый паровозик останавливается, а грустный начинает ехать, а как только зазвучит быстрая музыка – грустный стоит, а веселый едет. Понятны правила? Тогда начнем. (Капитаны не участвуют.)

Через некоторое время после начала конкурса команды меняются ролями: теперь веселый паровозик становится грустным, а грустный – веселым.

Затем выходят играть остальные участники команд, и все начинается сначала.

Победителей в этом конкурсе нет. Каждому – по нотке.

11.  Два рояля

Ты узнать попробуй песню,

Только зря не унывай.

Хочешь, думай постепенно,

Сможешь, сразу угадай.

Это вам не ля-ля,

Это “Два рояля”!

- И наконец, наш последний на сегодня конкурс.

Задание: дана строчка, в которой перепутаны слова. Нужно точно восстановить строчку, угадать и спеть песню (капитаны не помогают командам):

а, начинается, ну, улыбки, с, дружба

Команде, победившей в этом конкурсе, записывается последняя нотка в нотную строку, и обе команды поют под фонограмму песню «Улыбка».

Ведущий подсчитывает количество нот в музыкальных строках команд и объявляет команду-победительницу.

- Вы доказали мне, ребята, что вы, действительно, цветные нотки, а не черно-белые. Вы доказали, что любите и знаете музыку. Ведь результат налицо: ваши силы равны (в игре была ничья). Будьте и дальше всегда такими же веселыми, умными, находчивыми и творческими личностями.

Взгляни на небо, если в небе алом

Горит закат и светится заря,

И если Музыка с тобою нас связала,

То мы, наверно, рождены не зря.

- А наградой вам будут вот такие разноцветные нотки.

Ведущий вручает капитанам команд призы, а капитаны раздают их детям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕ С.С. ПРОКОФЬЕВА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ «СКАЗКА В МУЗЫКЕС.С. ПРОКОФЬЕВА»ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА В данной методической разработке помещён материал, направленный на изучение учащимися симфони...

Методическая разработка урока музыки во 2-м классе по программе"Музыка" автора Д.А. Рытова из раздела"Музыкальные шедевры"

Показать взаимодействие разных видов искусства в изображении Зимы. Сравнить изобразительные интонации в стихотворениях и музыке.Формировать    у обучающихся  умения определять  хар...

Методическая разработка урока по предмету «Музыка» для учащихся 7-х классов "Сюжеты и образы духовной музыки на примере «Высокой мессы» И. С. Баха и «Литургии» С. В. Рахманинова"

Подвести учащихся к мысли о духовном  совершенствовании через духовные музыкальные образы.Обобщить  знания о музыке И. С. Баха;продолжить развивать слушательский  опыт семиклассников, с...

Методическая разработка к уроку музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"

Данная презентация предназначена для использования в ходе урока музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"...

Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Методическая разработка урока музыки в третьем классе Тема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»

Методическая разработка урока музыки в третьем классеТема: «Чудо музыка. Острый ритм джаза»...

методическая разработка - технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» составлена согласно образцу для проведения открытого урока для участия педагога в ...