Технологическая карта "Музыкальная азбука"
план-конспект урока по музыке (1 класс)
Технологическая карта "Музыкальная азбука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23.1._muzykalnaya_azbuka.docx | 25.93 КБ |
23_muzyka_muzykalnaya_azbuka_1_klass.docx | 48.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УМК: «Школа России» 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знания
Тема урока: «Музыкальная азбука»
Цель: ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик будет знать названия нот
Ученик будет уметь: различать ноты по звучанию
Метапредметные:
Познавательные УУД:
-понимать основные термины и понятия музыкального искусства;
-выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;
-учиться размышлять о музыке.
Регулятивные УУД:
-способность к контролю, самоконтролю;
-совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
Коммуникативные УУД:
-формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Личностные:
-демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки;
-развивать чувство ритма.
Оборудование и ресурсы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина: «Музыка 1 класс» - М.: Просвещение, 2018. – учебник, наглядное пособие, музыкальное сопровождение, мультимедия.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1-2 мин Цель: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | ||
Здравствуйте, ребята. Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. | Приветствуют учителя, садятся за парты. Приводят в порядок рабочее место.
| Коммуникативные УУД: -формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. |
II. Актуализация и пробное учебное действие 5 мин Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | ||
- Сегодня, прежде чем начать наш с вами урок, я бы хотела вас познакомить с одной загадочной мелодией. Прослушайте ее и скажите, о чем она? (Звучит песня «Азбука» А.Заруба , Б.Заходер) - Ребята, о чем же была песенка? (Об Азбуке) Правильно, а что такое азбука и зачем она нужна? ( Азбука- это книга и нам нужна, чтобы мы знали буквы, умели составлять слова и предложения). - А сколько же букв в русском алфавите? (В русском алфавите 33 буквы). - Все верно, благодаря этим буквам, мы с вами можем читать, писать, разговаривать. | Слушают мелодию. Отвечают на вопросы | Коммуникативные УУД: -формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности |
III. Выявление места и причин затруднения 2-3 мин Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | ||
- Сегодня мы начнём знакомиться еще с одной азбукой. На каком уроке мы с вами находимся? (На музыке). - Значит и азбука у нас с вами будет? (Музыкальная). Тема нашего урока «Музыкальная азбука». | Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД: -учиться размышлять о музыке. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения 1-2 мин Постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе выбора способа и средств их реализации. | ||
- Правильно, для чего нужна музыкальная азбука? (Чтобы записывать музыку). - Верно. Музыка, как и наша речь, состоит из особых музыкальных звуков, которые обозначаются определёнными значками – нотами. И чтобы заниматься музыкой – петь, играть на каком-либо инструменте, сочинять, - нужно знать и понимать музыкальный язык. И сегодня мы начнём знакомиться с основными музыкальными звуками. | Отвечают на вопросы. Слушают учителя. | |
V. Реализация построенного проекта 9-10 мин Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | ||
«Музыкальная азбука» - это начало большого путешествия в страну музыки. Здесь много интересного! Постепенно, знакомясь со всеми жителями этой страны, мы много узнаем и многому научимся. И только четыреста лет назад в Италии изобрели НОТЫ – это знаки, которыми записывается музыка. а сколько их всего? Да, их всего семь, но сколько музыкальных произведений сочинено композиторами, сколько песен написано!!!! В каждой нотке заложена огромная сила. Эта сила может нас развеселить, а может заставить плакать. А кто знает название всех семи нот. До, ре, ми, фа, соль, ля, си! (Давайте все вместе повторим) А теперь мы не много отдохнем, а помогут нам в этом наши 7 нот. Физ. минутка: ДО – попрыгаем на месте 1-2-3! РЕ – похлопаем в ладоши 1-2-3! МИ – побегаем на месте 1-2-3! ФА – наклоны, дружно, вместе 1-2-3! СОЛЬ – потянемся повыше 1-2-3! ЛЯ – присядем, да пониже 1-2-3! СИ – надуемся как шар 1-2-3! И все дружно спустим пар 1-2-3!!! Чтобы пьесу записать Ноты нужно твердо знать! Есть у радуги семь красок, А у музыки семь нот. Только кто же без подсказок Эти ноты разберет? Как слова записывают с помощью букв, так и музыку записывают с помощью нот. Эти полоски – нотный стан. На них записывают нотки. Сейчас мы посмотрим на нотки и послушаем их. Но прежде, чем это сделать, я хочу обратить ваше внимание на этот знак в начале нотного стана. Может кто-нибудь из вас знает, как он называется и для чего нужен? (скрипичный ключ, он говорит о начале любого муз произведения) Этот ключик не простой! Расскажу я вам какой! Я сначала нарисую Закорючку вот такую, Дальше линию продлю, На верхушке закруглю, Ой, какой-то вышел гусь. Я чуть-чуть его боюсь. Нет! Я сделаю вот так: Чтобы был не гусь, а знак, Быстро линию прямую Жирной точкой завершу я. Вот и вышел ключ отличный, А зовется он скрипичный. И второе имя есть, Напишу его я здесь: ключ соль. -Если ноты записать по порядку, то получится звукоряд. Давайте изобразим как же ноты располагаются на нотном стане(показ на доске, дети рисуют у себя в тетр). Вы заметили, что названия нот – это по сути слоги русского языка. Давайте придумаем слова, где встречаются эти слоги – ноты « До – дом» «Ре – репка» « Ми – мишка «Фа – фара» «Соль – соль» «Ля – лягушка» «Си – синица» | Отвечают на вопросы учителя | Предметные: Ученик будет знать названия нот Ученик будет уметь: различать ноты по звучанию. Познавательные УУД: -понимать основные термины и понятия музыкального искусства; -выявлять различные по смыслу музыкальные интонации; -учиться размышлять о музыке. |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 1-2 мин Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | ||
Семь всего лишь нот на свете: До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ты запомни ноты эти И со мной произнеси: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.(Учитель вместе с детьми поет звукоряд, показывая звуковысотность рукой). Ребята, для того чтобы закрепить знания задам вам вопросы. 1) Как называются значки, которыми записывается музыка? 2) Сколько нот в музыкальной азбуке? 3)Угадай ноты 4)Расставь ноты на нотный стан и назови их | Отвечают на вопросы учителя | Предметные: Ученик будет знать названия нот Ученик будет уметь: различать ноты по звучанию |
Предварительный просмотр:
Предмет: Музыка
Класс: 1
Тема урока: Музыкальная азбука.
Цель урока: Узнать и изучить азбуку музыки, знания о нотной азбуке; учиться исполнять и слушать музыку, взаимодействовать в процессе хорового пения.
Тип урока: открытие нового знания.
Планируемые результаты:
1. Формирование предметных УУД:
а) исполнять музыкальные произведения (пение, музыкально-пластическое движение)
б) общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов;
в) воплощать художественно-образное содержание (в пении, слове, движении, игре);
г) эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
2.Формирование личностных УУД:
а) формировать мотивацию к обучению и познанию;
б) уметь давать адекватную самооценку;
в) формировать готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
3.Формирование регулятивных УУД:
а) умение удерживать цель деятельности до получения ее результата;
б) умение видеть ошибку;
в) умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
4. Формирование познавательных УУД:
а) умения эмоционально исполнять музыкальные произведения.
б) воспринимать на слух музыкальное произведение.
в) давать образную характеристику прослушанного произведения.
5. Формирование коммуникативных УУД:
а) воспринимать различные точки зрения;
б) строить монологическое высказывание;
в) владеть диалогической формой речи;
г) ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
д) умения слушать и слышать учителя, ученика.
Оборудование: компьютер, музыкальный материал, УМК, презентация. Е.Д.Критская Г.П.Сергеева Т.С.Шмагина «Музыка 1 класс».
Музыкальный материал:
- «Азбука» А. Островский.
- «Звуки музыки» Р. Роджерс
- «Учат в школе» В. Шаинский.
- «Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковский.
Этапы урока | Содержание занятия, задания, упражнения. Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 – 2 мин). Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Дети входят в класс под песню «Азбука» А.Островского Ребята, скажите о чем была песенка? Зачем нам нужна азбука? Кто может мне ответить, сколько в русском алфавите букв? | Песенка про азбуку. Азбука нам нужна, чтобы уметь составлять слова и предложения. С помощью букв мы читаем и пишем слоги, слова и предложения. Нет. | Личностные: формирование положительной мотивации к обучению в школе, к урокам. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин). Цель: актуализации и пробного учебного действия. | Интересно было бы узнать, а для чего нужны 33 буквы, что можно с ними делать? Как вы думаете, что еще можно назвать азбукой? Азбукой, ребята, называют не только буквы. Основу чего-либо, важную и необходимую, тоже называют азбукой. Например, азбука поведения, азбука вежливости. А есть ли азбука у музыки? А хотели бы вы это узнать? | Буквы можно читать и писать. | Познавательные: ориентироваться в системе знаний. Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: формирование эстетических чувств и представлений. |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин). Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Сегодня мы с вами поговорим о том, что составляет основу для музыки. Как вы, ребята, думаете можно ли написать музыку буквами или цифрами? Скажите, ребята, а можно ли записать музыку? С помощью чего?
| Нет. Буквами мы можем записать только слова песни. Можно. С помощью нот. | Регулятивные: использовать определённые учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания. Познавательные: осознавать необходимость нового знания. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин). Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. | Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Тема нашего урока: Музыкальная азбука. А какую цель мы сегодня поставим на урок? Чтобы достичь нашей цели, что мы должны сделать? Давайте поставим задачи на сегодняшний урок. Задачи:
Учиться исполнять и слушать музыку. (Выделенные слова написаны заранее учителем на доске, дети должны их дополнить) | Узнать и изучить азбуку музыки. | Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу. |
V. Реализация построенного проекта (10 – 16 мин). Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Ребята, перед вами клавиатура. Скажите, у какого инструмента эти клавиши? - Посчитайте, пожалуйста. Сколько нот всего? - Правильно. Всего семь нот. А как они называются - А теперь давайте их споем. - А теперь, чтобы их запомнить, давайте вместе поиграем. Подходите по одному ко мне, вытаскивайте любой листочек. Прочитайте что там написано. На ваших листочках написаны названия нот. Я буду петь, а вы, услышав свою ноту, быстренько встаете с места и также быстро садитесь. Договорились? - С нотами мы познакомились, теперь нам нужно их куда-то поселить. А куда же мы их поселим? - Правильно, им нужен дом. Посмотрите на слайд и скажите, пожалуйста, из чего этот дом состоит? - А сколько линеечек, сосчитайте - Да, ребята. Дом состоит из линеечек, и называется нотным станом. Давайте скажем вместе: нотный стан. - Ребята, но мы видим, что на линеечках нет наших нот. Наверное, домик закрыт. И чтобы нотам попасть к себе домой, нужен ключ. Давайте с вами поможем ноткам найти этот ключ. Вам такое задание. На ваших партах лежат конвертики, а внутри буквы. Вам нужно собрать слово «ключ» - Молодцы, ребята. Вы все справились с этим заданием и помогли нашим ноткам попасть к себе домой. Во главе вы видите тот самый ключ, без которого ноты не могут жить. А называется он «скрипичный ключ». Давайте все вместе повторим. - Ребята, ноты дома, и нам весело и хорошо. Пришло время потанцевать и отдохнуть. Покажите мне ваше настроение. - Давайте теперь научимся писать ноты. Буквы мы уже умеем писать и будет неплохо, если мы научимся писать ноты. У вас на столах лежат листочки с линеечками, и я написала вам для образца красной пастой скрипичный ключ и ноты. Посмотрите сначала, как я это делаю, и повторяйте в своих тетрадях. - Давайте посмотрим, какие у вас получились красивые ноты. Поднимите свои листочки и покажите друг – другу и нашим гостям. - А у кого – нибудь есть желание выйти к доске и написать на нотном стане? - Дорогие ребята. Вы теперь научились писать ноты. Молодцы! Ну, а теперь давайте мы споем песенку про веселую мышку, которая жила в рояли и очень любила музыку. Но перед тем как спеть, давайте вспомним, как мы должны вести себя при пении. - Для начала подготовим наш голосовой аппарат к пению, т.е. сделаем голосовую гимнастику. Давайте споем распевки мягко, спокойно - Ну а теперь споем песню - Молодцы, ребята! Вы настоящие музыканты и так хорошо исполнили песенку о веселой мышке. А вы хотите, чтобы мышка была всегда с вами и помогала вам учится. - Если вы захотите, то вы можете дома в своих тетрадях нарисовать мышку, а на следующем уроке нам покажете. - Итак, дорогие ребята, мы с вами сегодня познакомились с музыкальной азбукой. Давайте вспомним, что новое сегодня мы узнали. Чтобы играть на музыкальных инструментах, петь песни, сочинять музыку мы должны знать… - В музыке всего… - Ноты пишутся на … - Линеечек всего…. - Эти линеечки называются … - Во главе нот стоит … - А также мы узнали, как они называются… | -Фортепиано -Семь -До, ре, ми, фа, соль, ля, си - В дом -Из линеечек - Пять -Нотный стан. Дети выполняют задание -Скрипичный ключ Дети поднимают свои листочки с нарисованными нотами Желающие выходят к доске и рисуют ноты. Дети повторяют правила во время пения Дети поют распевки Дождик, дождик, Исполняют песню «Веселая мышка» - Да! -Ноты - Семь нот - Линеечках - Пять - Нотным станом - Скрипичный ключ - До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си | Познавательные: Понимать данную информацию, находить в тексте нужные сведения; выделять главное. Коммуникативные: согласовывать свои действия с партнёром; владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи. Регулятивные: самостоятельно определять критерии оценивания; дают оценку своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Старинные азбуки и буквари".
Пример технологической карты урока Учитель ___________________________________________________________________________________Класс: 1 Предмет: литературное чтениеТема: Старинные азбуки и буквари...
Технологическая карта урока чтения "Прощание с Азбукой"
Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; учить выразительно читать стихотворения.Планируемые результаты образования: ...
Технологическая карта урока развития речи в 3 классе по теме "Азбука вежливости. Как написать письмо."
Технологическая карта урока разработана по русскому языку в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа", но также может быть использована и учителями начальных классов, работающими по другим...
Технологическая карта по литературному чтению 1 класс "Прощание с азбукой"
Программа "Школа России"...
Технологическая карта урока по азбуке. Тувинский язык
здесь представлена примерная технологическая карта урока на тувинском языке....
Технологическая карта урока музыки для 1 класса по теме «Музыкальная азбука» . Программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.
Технологическая карта урока музыки для 1 класса по теме «Музыкальная азбука»....
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...