Технологическая карта по литературному чтению 1 класс "Прощание с азбукой"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Программа "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_goreva.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное    бюджетное   общеобразовательное   учреждение

«Гимназия «Шанс»

г.Волгодонска

Технологическая карта урока

по ФГОС

Предмет:  литературное чтение

по программе «Школа России»  класс: 1«Б»

Тема:   «Прощание с азбукой»

Автор-составитель: учитель начальных классов   Горева   Наталия   Анатольевна

                                                                                                 2015 г.  

   

                                                           УМК «Школа России»

                                           Обучение грамоте (литературное чтение)

                                                     Технологическая  карта

Цели урока: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите, формировать умение расставлять слова в алфавитном порядке.

Образовательные:

-закрепить знание порядка расположения букв в алфавите;

-познакомить детей с историей русского алфавита;

-формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита;

-формировать навыки сознательного и плавного чтения.

Развивающие:

-развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.

Воспитательные:

-воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в парах, в группах.

Перечень  УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:

Личностные: 

Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

1) Формировать  умение слушать и понимать других;

2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) умение работать в паре, в группе.

Познавательные (логические):

1) Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2)  умение представлять информацию в виде схемы;

3) умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) умение обобщать и классифицировать по признакам.

Общеучебные: 

- умение структурировать  знания;

-оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

1) Формировать умение высказывать своё предположение;

2 умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;

-  волевая саморегуляция;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Тип урока: Обобщающий урок

Формы работы учащихся:

 индивидуальная,

 фронтальная,

 парная,

 групповая

  Необходимое техническое оборудование

 ПК (1) для учителя,

 Мультимедийная  установка.

                                                                                   

                                                                               Сценарий урока

Этап урока,

цель

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контро-ля

осуществляемые

действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организа-ционный
момент

Эмоциональный настрой на урок;  проверка готовности оборудования и класса к уроку

Приветствует учащихся. Проверяет готовность
к уроку. Звучит музыка «Чему учат в школе»

Приветствуют учителя.  Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей (у каждого буквы алфавита из надувных шаров)

Воспринимать на слух речь педагога

Наблюдение  учителя

II. Актуализа-ция знаний, сообщение целей

Обеспечение мотивации и принятие целей учебно-познава-тельной деятельности

Читает стихотворение:

Вы представьте себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если б не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?…

Ведь в книжках есть про всё, про всё

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля.

Про космонавтов,

Что выше всех летали много раз,

Про дождь, и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

- Сегодня мы собрались с вами, чтобы поблагодарить книгу, которая научила нас читать.

Кажется, все собрались: и дети, и гости, но кого-то не хватает. Так кого же мы ждём?

Пошел ты в школу первый раз,
Принес ее ты в первый класс. (Азбука)

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя

Понимать смысл текста.

Формулировать
ответы на вопросы учителя.

Выполнять инструкцию

Устные ответы

III. Формиро-вание учебных умений и навыков действий

IV.Продол-жение формирования  учебных умений и навыков действий

V. Подведение итогов

VI. Внеурочная деятель-ность

Речевая минутка.

 Работа над муз.песенкой

Загадки

Работа у доски

   Игра

Загадки

Физкульми-нутка

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Появляется Азбука:

Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучите на «пять»
И сможете тогда …
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.

Азбука: Сегодня я пришла посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали?

-Итак, Буквы ,равняйсь! Смирно! Все ли на месте? Гласные? Согласные звонкие? Согласные глухие? Мне очень хочется посмотреть, все ли буквы знают свои места и свою роль в русской азбуке?

Дети поют песенку «Алфавит»

Учитель  предлагает пройти испытания

Учитель организует вопросно-ответную беседу

 Испытание 1 «Викторина по страницам Азбуки»

  1. Кого называют «первоучителями словенским»? Почему? ( Кирилла и Мефодия, потому что они создали славянскую азбуку)
  2. Откуда появилось  слово  «Азбука»?

(Аз и Буки-первые буквы славянского алфавита)

  1. Что мы делаем с помощью букв? Что делаем со звуками? (Буквы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим)
  2. Чего больше в русском алфавите: звуков или букв? ( 42 звука,33 буквы)
  3. Кто такой Иван Федоров? В чем его заслуги перед русским народом?

( Первопечатник,  напечатал первый русский букварь в 1574 году)

  1. Кто из русских писателей явился родоначальником современного литературного языка? (А.С.Пушкин)

      7)Назовите произведения Пушкина.

      8)Какой известный детский писатель носил фамилию Корнейчуков? (К.И.Чуковский)

       9)Из каких произведений эти строки:

           - Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой. (Мойдодыр)

          - Ох, и трудная это работа –

Из болота тащить бегемота. (Телефон)

            - Воробышек прискакал

И коровой замычал…(Путаница)

           - И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу» (Федорино горе)

       - Ехали медведи на велосипеде,

        А за ними кот задом наперед. (Тараканище)

          - Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу. (Муха-цокотуха)

10) Кто написал известные стихи: «Зайка», «Мишка», «Бычок»? (А.Л.Барто)

11) В стихотворении С.В.Михалкова «Котята» как выглядит котенок по кличке «Раз» (самый белый), «Два» (самый смелый), «Три» (самый умный), «Четыре» (самый шумный), «Пять» (похож на Три и Два)?

12) .Кто автор стихотворения «Песенка-азбука»? (Б.В.Заходер) Чем оно может помочь детям? (Выучить алфавит).

13) Поробуйте угадать героя сказки:

 1. Всех на свете он добрей,
  Лечит он больных зверей,

   И однажды бегемота 
  Вытащил он из болота.
  Он известен, знаменит, 
  Это Доктор …

2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила

               Девочка  имя забыла свое,
               Вы подскажите, как звали ее?

3. Всех он любит неизменно
Кто к нему не приходил 
Догадались это Гена,
Это Гена …

                      4. У отца был мальчик странный,
                         Необычный, деревянный.
                        Он имел предлинный нос.
                        Что за сказка? Вот вопрос?

Испытание2  «Знание букв и звуков»

Учитель организует вопросно-ответную беседу:

1) парные согласные;

2) гласные буквы, обозначающие 2 звука;

3) согласные, которые всегда твердые, всегда мягкие

Испытание 3  « Составление слов из перепутанных букв»

Задания для капитанов команд у доски.

Учитель:

- Вот беда! А у меня-то все буквы перепутались! Помогите их разобрать

( БВУАК, КИГНА,УНЧИКЕ) .В словах поставить ударение и разбить на слоги.

Учитель: Покажите, какие вы дружные. Составьте слова из данных букв, которые спрятаны в конверте.  (Пчела,  Цветок. Дружба)

Испытание 4  «Живые буквы»

Во время игры звучит весёлая мелодия А.Рыбникова  из к/ф «Усатый нянь»)

Учитель: У  каждого из вас в руках есть буква. Я называю слово, а нужные буковки выбегают и образуют его. (эхо, школа, мир, родина, весна).

Испытание 5«Сообразительность» 

Чтение и отгадывание загадок о школьных принадлежностях (Карандаш, линейка, краски)

     Пишет он, когда диктуют,

     Он и чертит, и рисует.

     А сегодня вечерком

    Он раскрасит мне альбом.

                                 (Карандаш).

      Измерительный прибор,
    И шкала есть на нём.
    Всё измерит без труда,
     Очень нужна она всегда! (линейка)

Радугу нарисовать помогут,
Яркие, цветные, просто расписные,
Детям радость доставляют,
Их рисунки улучшают! (краски)

Учитель. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете.

     Утюг        стол                  книга       апельсин

     Окно         школа             лошадь     карандаш

     Мост         урок                иголка      жук

     Доска        портфель        эхо           ослик

Учитель и «Азбука» подводят итоги , считают количество цветов в каждой команде

Азбука: Милые ребята, какие вы молодцы! Мне очень понравилось у вас, но мне пора уже, побегу к другим ребятам, которые не научились читать.

Учитель:  Подожди, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?

Азбука: А это мой сюрприз. Я принесла вам учебники «Литературное чтение», а еще настоящие дипломы об окончании азбуки, но азбуку не забывайте. Ведь я – ваша первая книга, по которой вы научились читать.

Учитель вручает «Грамоты за знание Азбуки», раздаёт детям новые учебники.

Правила  обращения с книгой Приложение 1.

Учитель: Мы очень тебе благодарны, Азбука! Ребята подготовили тоже для тебя сюрприз, прочитают стихотворения

1  . Мы теперь читаем сами, 
      Знаем слоги и слова.
      Скажем Азбуке спасибо – 
     Расставаться нам пора!

2. Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.

3. . Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать .
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Азбука  уходит:  До свидания, ребята!!!!

Учитель:

Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.

   Всем спасибо за внимание!

   До счастливых новых встреч!

Звучит финальная песня.

Учитель приглашает детей посетить городскую библиотеку

Правила обращения с книгой

• Не берите книги грязными руками.

• Читайте, сидя за удобным столом.

• Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов.

• Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой.

• Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

• Не читайте на ходу и при движении транспорта.

• Не читайте до усталости. Через 30–40 минут делайте перерыв в чтении.

• Храните книги на закрытых полках.

Слушают

Заранее изученную песенку поют дети

Разбивает детей на 3 команды:

1.Буквы, обозначающие гласные звуки;

2.Буквы, обозначающие согласные звонкие;

3.Буквы, обозначающие согласные глухие;

За каждый правильный ответ команда получает цветочек.

Отвечают на вопросы учителя

Отгадывают названия произведений К.И.Чуковского

Отвечают на вопросы

Выразительно читают текста стихотворения «Котята»

Отгадывание героев сказок

Работа в группах.

Рассматривают  на столе буквы.

На листе бумаги каждая команда записывает ответы к заданию

Работа у доски трех капитанов

Дети составляют слова из букв

Работа в группах.

Учитель называет слово, а дети выходят и становятся в определенном порядке

   

Работа в группах

Читают загадки сами ученики, выбирают команды лучших чтецов

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Дети выполняют упражнения

(на внимание)

Дети помогают подсчитать результаты

 

Дети обобщают и делают выводы

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Слушают правила обращения с книгой

Заранее подготовленные ученики читают стихотворения

выразительно

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Дети принимают приглашение

Приложение 1

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий.

Формировать общее мнение в совместной деятельности.

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Формулировать
ответы на вопросы учителя.

Учитывать разные мнения;

учебное сотрудничество со сверстниками

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Договариваться
в совместной деятельности.

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий.

Договариваться
в совместной деятельности.

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Уметь выразительно читать текст с передачей различных интонаций

Уметь внимательно слушать слова и находить гласные и согласные звуки

Договариваться
в совместной деятельности.

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий.

Наблюде-ние учителя

Устная работа

Фронтальный опрос

Устные ответы

Контроль работы команд

Контроль ответов

Письмен-ные ответы

Контроль работы команд

Контроль правиль-ности ответов

Оценива-ние учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Старинные азбуки и буквари".

Пример технологической карты урока Учитель ___________________________________________________________________________________Класс: 1 Предмет: литературное чтениеТема: Старинные азбуки и буквари...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...