Технологическая карта по литературному чтению 1 класс "Прощание с азбукой"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия «Шанс»
г.Волгодонска
Технологическая карта урока
по ФГОС
Предмет: литературное чтение
по программе «Школа России» класс: 1«Б»
Тема: «Прощание с азбукой»
Автор-составитель: учитель начальных классов Горева Наталия Анатольевна
2015 г.
УМК «Школа России»
Обучение грамоте (литературное чтение)
Технологическая карта
Цели урока: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите, формировать умение расставлять слова в алфавитном порядке.
Образовательные:
-закрепить знание порядка расположения букв в алфавите;
-познакомить детей с историей русского алфавита;
-формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита;
-формировать навыки сознательного и плавного чтения.
Развивающие:
-развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.
Воспитательные:
-воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в парах, в группах.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
Личностные:
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
1) Формировать умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение работать в паре, в группе.
Познавательные (логические):
1) Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) умение представлять информацию в виде схемы;
3) умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам.
Общеучебные:
- умение структурировать знания;
-оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:
1) Формировать умение высказывать своё предположение;
2 умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;
- волевая саморегуляция;
- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Тип урока: Обобщающий урок
Формы работы учащихся:
индивидуальная,
фронтальная,
парная,
групповая
Необходимое техническое оборудование
ПК (1) для учителя,
Мультимедийная установка.
Сценарий урока
Этап урока, цель | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контро-ля | |
осуществляемые действия | формируемые | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организа-ционный | Эмоциональный настрой на урок; проверка готовности оборудования и класса к уроку | Приветствует учащихся. Проверяет готовность | Приветствуют учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей (у каждого буквы алфавита из надувных шаров) | Воспринимать на слух речь педагога | Наблюдение учителя |
II. Актуализа-ция знаний, сообщение целей | Обеспечение мотивации и принятие целей учебно-познава-тельной деятельности | Читает стихотворение: Вы представьте себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если б не было бы книг, Если б все исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До весёлых повестей?… Ведь в книжках есть про всё, про всё Про реки и моря, И что у неба нет конца, И круглая Земля. Про космонавтов, Что выше всех летали много раз, Про дождь, и молнии, и гром, Про свет, тепло и газ. - Сегодня мы собрались с вами, чтобы поблагодарить книгу, которая научила нас читать. Кажется, все собрались: и дети, и гости, но кого-то не хватает. Так кого же мы ждём? Пошел ты в школу первый раз, | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя | Понимать смысл текста. Формулировать Выполнять инструкцию | Устные ответы |
III. Формиро-вание учебных умений и навыков действий IV.Продол-жение формирования учебных умений и навыков действий V. Подведение итогов VI. Внеурочная деятель-ность | Речевая минутка. Работа над муз.песенкой Загадки Работа у доски Игра Загадки Физкульми-нутка Обобщение | Появляется Азбука: Я – Азбука, учу читать, Азбука: Сегодня я пришла посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали? -Итак, Буквы ,равняйсь! Смирно! Все ли на месте? Гласные? Согласные звонкие? Согласные глухие? Мне очень хочется посмотреть, все ли буквы знают свои места и свою роль в русской азбуке? Дети поют песенку «Алфавит» Учитель предлагает пройти испытания Учитель организует вопросно-ответную беседу Испытание 1 «Викторина по страницам Азбуки»
(Аз и Буки-первые буквы славянского алфавита)
( Первопечатник, напечатал первый русский букварь в 1574 году)
7)Назовите произведения Пушкина. 8)Какой известный детский писатель носил фамилию Корнейчуков? (К.И.Чуковский) 9)Из каких произведений эти строки: - Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает головой. (Мойдодыр) - Ох, и трудная это работа – Из болота тащить бегемота. (Телефон) - Воробышек прискакал И коровой замычал…(Путаница) - И кастрюля на бегу Закричала утюгу: «Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу» (Федорино горе) - Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед. (Тараканище) - Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу. (Муха-цокотуха) 10) Кто написал известные стихи: «Зайка», «Мишка», «Бычок»? (А.Л.Барто) 11) В стихотворении С.В.Михалкова «Котята» как выглядит котенок по кличке «Раз» (самый белый), «Два» (самый смелый), «Три» (самый умный), «Четыре» (самый шумный), «Пять» (похож на Три и Два)? 12) .Кто автор стихотворения «Песенка-азбука»? (Б.В.Заходер) Чем оно может помочь детям? (Выучить алфавит). 13) Поробуйте угадать героя сказки: 1. Всех на свете он добрей, И однажды бегемота 2. Бабушка девочку очень любила, Девочка имя забыла свое, 3. Всех он любит неизменно 4. У отца был мальчик странный, Испытание2 «Знание букв и звуков» Учитель организует вопросно-ответную беседу: 1) парные согласные; 2) гласные буквы, обозначающие 2 звука; 3) согласные, которые всегда твердые, всегда мягкие Испытание 3 « Составление слов из перепутанных букв» Задания для капитанов команд у доски. Учитель: - Вот беда! А у меня-то все буквы перепутались! Помогите их разобрать ( БВУАК, КИГНА,УНЧИКЕ) .В словах поставить ударение и разбить на слоги. Учитель: Покажите, какие вы дружные. Составьте слова из данных букв, которые спрятаны в конверте. (Пчела, Цветок. Дружба) Испытание 4 «Живые буквы» Во время игры звучит весёлая мелодия А.Рыбникова из к/ф «Усатый нянь») Учитель: У каждого из вас в руках есть буква. Я называю слово, а нужные буковки выбегают и образуют его. (эхо, школа, мир, родина, весна). Испытание 5«Сообразительность» Чтение и отгадывание загадок о школьных принадлежностях (Карандаш, линейка, краски) Пишет он, когда диктуют, Он и чертит, и рисует. А сегодня вечерком Он раскрасит мне альбом. (Карандаш). Измерительный прибор, Радугу нарисовать помогут, Учитель. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете. Утюг стол книга апельсин Окно школа лошадь карандаш Мост урок иголка жук Доска портфель эхо ослик Учитель и «Азбука» подводят итоги , считают количество цветов в каждой команде Азбука: Милые ребята, какие вы молодцы! Мне очень понравилось у вас, но мне пора уже, побегу к другим ребятам, которые не научились читать. Учитель: Подожди, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения? Азбука: А это мой сюрприз. Я принесла вам учебники «Литературное чтение», а еще настоящие дипломы об окончании азбуки, но азбуку не забывайте. Ведь я – ваша первая книга, по которой вы научились читать. Учитель вручает «Грамоты за знание Азбуки», раздаёт детям новые учебники. Правила обращения с книгой Приложение 1. Учитель: Мы очень тебе благодарны, Азбука! Ребята подготовили тоже для тебя сюрприз, прочитают стихотворения 1 . Мы теперь читаем сами, 2. Мы хотим сказать тебе спасибо, 3. . Как хорошо уметь читать! Учитель: Как сегодня радуются дети – Всем спасибо за внимание! До счастливых новых встреч! Звучит финальная песня. Учитель приглашает детей посетить городскую библиотеку Правила обращения с книгой • Не берите книги грязными руками. • Читайте, сидя за удобным столом. • Держите книгу не ближе 30–40 см от глаз, с наклоном 45 градусов. • Не делайте в книге пометок ручкой. Пользуйтесь карандашом, закладкой. • Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным. • Не читайте на ходу и при движении транспорта. • Не читайте до усталости. Через 30–40 минут делайте перерыв в чтении. • Храните книги на закрытых полках. | Слушают Заранее изученную песенку поют дети Разбивает детей на 3 команды: 1.Буквы, обозначающие гласные звуки; 2.Буквы, обозначающие согласные звонкие; 3.Буквы, обозначающие согласные глухие; За каждый правильный ответ команда получает цветочек. Отвечают на вопросы учителя Отгадывают названия произведений К.И.Чуковского Отвечают на вопросы Выразительно читают текста стихотворения «Котята» Отгадывание героев сказок Работа в группах. Рассматривают на столе буквы. На листе бумаги каждая команда записывает ответы к заданию Работа у доски трех капитанов Дети составляют слова из букв Работа в группах. Учитель называет слово, а дети выходят и становятся в определенном порядке
Работа в группах Читают загадки сами ученики, выбирают команды лучших чтецов Определяют своё эмоциональное состояние на уроке Дети выполняют упражнения (на внимание) Дети помогают подсчитать результаты
Дети обобщают и делают выводы Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Слушают правила обращения с книгой Заранее подготовленные ученики читают стихотворения выразительно Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Дети принимают приглашение Приложение 1 | Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий. Формировать общее мнение в совместной деятельности. Принимать и сохранять учебную цель Формулировать Учитывать разные мнения; учебное сотрудничество со сверстниками Принимать и сохранять учебную цель Договариваться Принимать и сохранять учебную цель Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий. Договариваться Принимать и сохранять учебную цель Уметь выразительно читать текст с передачей различных интонаций Уметь внимательно слушать слова и находить гласные и согласные звуки Договариваться Принимать и сохранять учебную цель Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий. | Наблюде-ние учителя Устная работа Фронтальный опрос Устные ответы Контроль работы команд Контроль ответов Письмен-ные ответы Контроль работы команд Контроль правиль-ности ответов Оценива-ние учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Старинные азбуки и буквари".
Пример технологической карты урока Учитель ___________________________________________________________________________________Класс: 1 Предмет: литературное чтениеТема: Старинные азбуки и буквари...
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...
Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...
Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...