Внеурочная деятельность по музыке в 4 классе
методическая разработка по музыке (4 класс)

Мякота Анна Викторовна

Мероприятие по музыке по теме Познание православной культуры через музыку и изо.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     "Познание православной культуры и музыкальное творчество"

                 Разработка внеурочной деятельности  по музыке в 4 классе.

    Духовно-нравственное воспитание является в современной образовательной ситуации одним из важнейших направлений, а понятие «духовность» в современной философии трактуется как активность человеческого духа, который несводим ни к сознанию, ни к психике. Духовность, как качество личности. проявляется во всех сферах его жизнедеятельности: познавательной, трудовой, игровой, в общении, в сфере его ценностей, поступков, поведения.

Цель занятия: -Познакомить с православным праздником Рождества Христова, Пасхи.

        Развивать детей через постижение духовной музыкальной культуры;

        Познакомить с церковным песнопением;

        Воспитывать уважение к русской национальной культуре;

        Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

        Развивать навыки вокально-хорового исполнения;  

        Познакомить с православными праздниками Рождества Христова, Пасхи.

Формирование УУД:

Личностные действия: 1. Понимать значение духовной музыки для русского человека.

2.Познакомить с народными традициями празднования православного праздников " Рождество", «Пасха» на Руси.

3. Формировать эмоциональное содержания музыкальных сочинений.

4.Понимать основные термины и понятия из области церковного музыкального искусства.

5 Эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.

6 Передавать собственные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности..

Регулятивные действия:1.  Учить высказываться о характере, мелодии прослушанной музыки, сравнивать произведения..

2.Уметь контролировать свои действия в процессе исполнения песен.

3.Уметь выполнять задания творческого характера.

4.Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом, карточками, интерактивной доской.

2. Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка

своей музыкально-творческой деятельности.

3.Воспитание любви к духовной музыке и музыке композиторов разных стран.

народа и страны.

Познавательные действия: 1. Расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания.

2.Формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на   музыку, участие в музыкально-творческой деятельности.

3. Уметь передавать настроение в музыке.

Коммуникативные действия: 1. Учиться работать в группах.

2. Уметь сотрудничать с учащимися своего класса и с учителем в процессе музыкально- творческой деятельности.

3.Участвовать в хоровом исполнении музыкальных произведений.

4.Воспитание уважения к культурным традициям своего народа.

Оборудование занятия: компьютер, проектор, интерактивная доска, ноты, презентация с репродукциями картин русских художников .

 Музыкальный материал:

             Песня -молитва к Пресвятой Богородице"

              Песни " Ночь тиха", " В ночном саду"

             Церковное песнопение " Милость Мира"

              Песня " В Вифлееме тишина"

             Песня " К нам пришла весна"

                                                     Ход урока:

               

 Звучит песня - молитва " К Пресвятой Богородице"

 

 Учитель. Ребята , о ком это произведение? ( ответ учащихся).

Кто такая Дева Мария ?

      В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов создан вечный ,  чистый и благородный   образ матери Иисуса Христа- Марии.

Искренность , нежность, трепетное чувство любви преклонение людей перед небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии.

     Посмотрите как показали этот образ русские художники , обратите внимание одинаково ли изображена Дева Мария? ( ответ учащихся).

 ( На сцене появляются две  девочки )

               

 Старшая девочка. На небе тьма сгустилась

                                 На землю ночь спустилась.

                                Лишь костерок пастуший

                                   Горит в туманной мгле.  

                                      Все люди отдыхают

                                      Они еще не знают

                                   Что родился Спаситель

                                   Сегодня на земле.

Младшая девочка. Сестричка,  я еще совсем мала, расскажи как это

произошло?!

Старшая девочка. Более двух тысяч лет назад в далекой Палестине, в городе Вифлееме, произошло удивительное чудо: родился Младенец. Исполнились предсказания пророков: в мир пришел Спаситель!

   Римский император Август хотел узнать, сколько у него подданых, и велел провести перепись народа. Каждый человек должен был записаться в городе, откуда он был родом. Жили в те времена в Палестине Пречистая Дева Мария и святой стариц Иосиф. Городом их предков был Вифлеем, куда они и отправились. Дорога была долгой, и путники очень устали. В Вифлееме они не могли найти дома, где бы из приютили. Уже почти на ократне города Иосиф с Марией увидели пещеру, где во время непогоды укрывались пастухи и их скот.

 Обрадованные путники  вошли в пещеру. Там и родился у Пресвятой Девы Божественный Младенец- Господь наш Иисус Христос. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли.

Ночь была тихая и ясная . А на небе среди обычных звезд сияла совсем новая, по -особому яркая звезда.

Исполняются песни : " В Вифлееме тишина",

" Ночь тиха" , " В ночном саду"

Учитель. В день Рождества Христова люди собираются вместе на ночную службу, потом собираются за праздничным столом , а после этого ходят по улице с песнями, в которых прославляют Иисуса Христа. Кто из вас знает , как называются эти песни? ( ответ детей).

Колядки -это народные рождественские песни, в которых прославляют Иисуса Христа.

Посмотрите , как выразили в своем творчестве этот праздник русские художники.

Как приветствовали колядовщики хозяев ? ( ответ детей). А какие колядки вы знаете? (ответ детей).  

 песни " Добрый тебе вечер", Как пойдем мы колядовать"

Учитель. Церковное искусство обращается возвышенному, небесному миру. Созерцание икон, слушание песнопений вызывает у человека мысли о прекрасном, вечном.

Основной вид древнерусского церковного пения- знаменный распев. Это название происходи от старославянского слова знамя, то есть знак.

Иконы, песнопения, молитвы- часть духовной культуры Древней Руси.

Слушание " Милость мира"

Учитель. Долгожданным, светлым и радостным праздником на Руси была Пасха- Светлое Христово Воскресенье.

Пасха весенний праздник, солнечный , по особому радостный. Светла и торжественна Пасхальная служба в церкви.

 "Воскресенье Христово есть праздник всего  христианского мира, но нигде он не является таким светлым и таким небесным как в Православии. И нигде оно не празднуется так, как в России, на русской земле вместе с нежной и прозрачной , светлой и торжествующей весной.

Посмотрите на репродукции художников, как в своем творчестве они отразили этот праздник.

песни " К нам пришла весна", "  Христос Воскрес" 

Рефлексия:

 Учитель. Наше занятие  уже подходит к концу. Итак, подведём итоги. Ответьте на несколько вопросов:

Что нового вы узнали занятии? С какими произведениями познакомились? Какой праздник сопровождался народными гуляниями , колядками ?Что являлось символом наступления весны на Древней Руси? Чем запоминается этот праздник?  Как называется церковное песнопение?

Заполните анкеты с вопросами : 1.На  занятии я работал активно/пассивно.

                                                         2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

                                                         

 

 Учитель.                               Сумерки, тени, лампады мерцание,

Запах горящих свечей,

Лики святые ласкает сияние

Их быстрокрылых лучей.

Слово молитвы, церковное пение,

Дым в алтаре голубой.

В сердце смущение, в сердце волнение,

Очи покрыты слезой.

В храме смущение, в сердце волнение,

Очи покрыты слезой.

В храме я вижу молитву народную;

Крепнет здесь вера моя,

Жизни осмысленной цель благородную

Здесь обретаю вновь я.    

Ф. Тютчев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир музыки"

Внеурочная деятельность в 1 классе. Рабочая программа кружка "Мир музыки", расчитана на 2 часа в неделю...

Работа с одаренными детьми через метод проекта на уроках и внеурочной деятельности по музыке

Работа с одаренными детьми через метод проекта на уроках и внеурочной деятельности по музыке...

Внеурочная деятельность по музыке "Мир музыки".

Проблема организации внеурочной деятельности в начальных классах в соответствиями с требованиями ФГОС встаёт с особой остротой. Как определиться с темой курса, как разработать рабочую программу, как о...

Программа внеурочной деятельности по музыке 1-4 класс

Программа внеурочной деятельности по музыке 1- 4 класс...

Внеурочная деятельность .Урок музыки "Времена года в классической музыке"

Музыка П. И. Чайковского и А. Вивальди - это сокровищница классической музыки.Проявления природы в музыке у каждого композитора свое. Средства муз.выразительности как красски у художника , рисуют карт...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир музыки и песен" 1-4 класс

Цели и задачи: Создание оптимальных условий для духовного, интеллектуального развития детей, повышения познавательного интереса, поддержки и дальнейшего развития детского творчества.Создать услов...