Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир музыки"
рабочая программа (1 класс) по теме
Внеурочная деятельность в 1 классе. Рабочая программа кружка "Мир музыки", расчитана на 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_muzyki.docx | 48.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Без музыкального воспитания
невозможно полноценное
умственное развитие человека»
Сухомлинский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы музыкального кружка «Весёлые нотки» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.
В основу проекта музыкальной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании работы кружка (в соответствии с ФГОС начального общего образования) учитывается основная цель:
формирование фундамента музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи кружковой деятельности:
- Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
- Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
- Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
- Совершенствование художественного вкуса учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств, научить чувствовать и ценить красоту.
- Развивать творческие способности младших школьников.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10 лет.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы.
Постановка музыкальных номеров, инсценировка эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Режим занятий
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Каждое занятие длится 35 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
-готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) | -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой; -эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. | - адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности; - активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- самостоятельно включаться в творческую деятельность -осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели. | -осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах |
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | -адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Занятия в кружке «Весёлые нотки» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
На первом вводном занятии руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, противопожарный инструктаж учащихся. В конце занятия – музыкальная игра «Угадай мелодию».
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки.
Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы – музыкально-театрализованные упражнения, конкурс «Шумовые и музыкальные загадки», «Шумовой оркестр».
Методическое обеспечение:
Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т.Э. «Музыка», учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста – Москва, 1998,
«Детский оркестр»,
музыкальные записи, музыкальная игра «Угадай мелодию» (презентация).
2. Тема «Разбудим голосок»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Методическое обеспечение:
В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург – 2000,
М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" – 2005,
3. Тема «Развитие голоса»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
Методическое обеспечение:
В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999
4. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
Методическое обеспечение:
Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.
«Рождество» - пьеса для школьного театра/ Газета «Начальная школа». №11/1997.
Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 1993
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
5. Тема «Музыка»
Содержание
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
Методическое обеспечение:
Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - М.: Просвещение, 1989
В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991
компьютер, проектор, экран.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
Методическое обеспечение:
Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - М. "Аквариум" – 1999
Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
Видеокамера, компьютер, проектор, экран.
7. Тема «Радуга талантов»
Содержание
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. Прогонные и генеральные репетиции, выступление. Важна и непосредственная организация показа концерта: подготовка афиш, программок, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, костюмы, музыкальное сопровождение.
Методическое обеспечение: сборник сценариев О.Емельяновой.
компьютер, проектор, экран.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер,
музыкальный центр (караоке),
диски с записью музыкальных сказок,
диски с музыкой (классической и детской),
музыкальные инструменты.
Тематический план занятий в 1 классе
ЛИТЕРАТУРА
1. Е.И.Юдина «Первые уроки музыки и творчества» - Москва "Аквариум" - 1999
2. Т.Е.Вендрова «Пусть музыка звучит» - Москва "Просвещение" - 1990
3. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» - Москва "Просвещение" - 1999
4. В.Емельянов «Развитие голоса» - Санкт-Петербург - 2000
5. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005
6. Т.А.Затямина «Современный урок музыки» - Москва "Глобус" - 2010
7. Л.В.Масленникова-Золина «Необычные уроки 1-4 классы» - Волгоград - 2010
8. В.Б.Григорович, З.М.Андреева «Слово о музыке» - М.: Просвещение, 1990
9. Н.А.Капишников «Музыкальный момент» - М.: Просвещение, 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по внеурочной деятельности по музыке
Материал представляет программу по внеурочной деятельности по теме: "Школьный хор"....
программа по внеурочной деятельности по музыке
Материал представляет программу по внеурочной деятельности по теме: "Школьный хор"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы рисуем музыку"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы рисуем музыку"...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир музыки и песен" 1-4 класс
Цели и задачи: Создание оптимальных условий для духовного, интеллектуального развития детей, повышения познавательного интереса, поддержки и дальнейшего развития детского творчества.Создать услов...