Маршрут выявления и поддержки одарённых детей
методическая разработка по музыке (2, 3 класс)
Данная методическая разработка позволит педагогам дополнительного образования реализовать индивидуальные образовательные маршруты для учащихся.в комплексной образовательной программе дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по выявлению одарённых детей | 238.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы с детьми и молодёжью Калининского района Санкт-Петербурга “Академический”
Методическая разработка
Маршрут выявления и поддержки одарённых детей
Адресат: педагоги дополнительного образования
Автор: Слепенкова Ирина Алексеевна (педагог доп. образования)
Санкт-Петербург
(2019 год)
Оглавление
«Выявление и поддержка способных и одарённых детей» 3
Пояснительная записка
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначены стратегические задачи совершенствования образования детей и подростков, в частности, ставится задача: развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования.
Федеральная подпрограмма «Одаренные дети» указывает на необходимость обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, а также нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, на оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, на формирование личностного и профессионального самоопределения.
В Послании Президента Российской Федерации Д. А.Медведева Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года подчеркивается, что в России «должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».
В «Рабочей концепции одаренности» в рамках президентской программы «Дети России» (Москва, 1998 г) даны определения одаренности и одаренного ребенка.
- Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
- Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В рамках проекта «Одарённые дети и подростки», разработанного методическим отделом Центра внешкольной работы Калининского района, мною был составлен Маршрут выявления и поддержки одарённых детей, эффективно используемый в хоровой студии мальчиков и юношей.
«Выявление и поддержка способных и одарённых детей»
Заключение
В «Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг.» обозначены целевые ориентиры для учреждений дополнительного образования детей, выявлена проблема, требующая решения: недостаточная работа с одаренными детьми и талантливой молодежью;
Значимым результатом представляемого опыта является реализация индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.
Литература
1. Александрова Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя //Народное образование. 2008. №7. С.243-250.
2. Александрова Е.А., Алешина М.В. Элементы индивидуализации учения // Школьные технологии. 2003. № 2. С.54-66.
3. Логинова Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Библиотека журнала «Методист». 2006. №9. С.4-7.
4. Бессолицына Р., Ходырев А. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения //Директор школы. 2009. №4. С.58-63.
5. Суднева О.Ю. Одаренные дети: особенности и сложности развития // Современные исследования социальных проблем. 2012. №11. C.57- 60.
6. Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педагогика. 2001. N 4. С.30-44.
7. Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Закономерности социализации одаренных детей в современных социокультурных условиях // Современные исследования социальных проблем. 2012. №1. С. 635-644.
8. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М.,1997. С. 243-264
9. Липатова В.М. Специфика детской одаренности // Вестник магистратуры. 2014. №3(30). Т.1. С.86-88.
10. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. М., 2000.
11. Липатова В.М. Компетентностный подход при работе с одаренными студентами // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы. Тамбов, 2014. С. 182-186.
12. Фримен Дж. Одаренные дети и их образование: Обзор международных исследований // Иностранная психология. 1999. №11. С.10-18.
13. Липатова В.М. Разработка индивидуальных здоровьесберегающих маршрутов для одаренных детей // Социально-педагогическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области здоровьесбережения учащихся. Тула, 2014. С.141- 146.
Приложение
В данном приложении приведён пример использования «Маршрута выявления и поддержки одарённых детей» в Группе интенсивного обучения хоровой студии мальчиков и юношей.
Iступень – Выявление одарённых детей
На занятиях ведётся продолжительное педагогическое наблюдение за каждым певцом хора, его внутренней культурой, психо-физическим и эмоциональным состоянием, определяется успешность в обучении. Проводятся промежуточные мониторинги и диагностика.
IIступень –Выбор учебного материала
Для одарённого ребёнка на начальном этапе обучения очень важно максимально развивать способности, увлекать разноплановым репертуаром. Ребенок должен охватить больший, по сравнению с обычным учащимся, объём музыкального материала. Для разучивания предлагаются произведения русской и зарубежной классики, народные песни, старинные арии. Проводится ансамблевая и индивидуальная работа.
IIIступень – Публичные выступления
Хоровая концертная деятельность:
- Наблюдение за учащимися во время концертов, их эмоциональным состоянием, упорством в достижении результатов.
- Наблюдение за культурой поведения в концертном зале, на сцене (до и во время исполнения произведений), способностью слушать и выполнять различные задачи.
Участие в проектах:
- Проект «Симфония №3 Г. Малера» Пермского театра оперы и балета в рамках «Международного Дягилевского фестиваля», участие в исполнении (г. Пермь), 2014г.
- Проект «Собрание вертепных театров в Российском этнографическом музее» (Этнографический музей), 2011-2016 г.
- Совместный проект с Хором мальчиков «Дебют» г. Москва «И мы никогда не забудем с тобой» (Белый зал Политехнического университета), 2015-2016 г.
- Проект «Петербург. Селфи», участие в съёмках фильма (Государственная академическая Капелла), 2015 г.
- Проект «Живопись и музыка» (Государственный Русский музей), 2012-2015 г.
- Международный проект «Эдем» (Англия, Корнуол), 2015 г.
- Международный проект «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай», посвящённый 70-летию освобождения Австрии от фашизма (Вена, Австрия), 2015 г.
- Международный проект «Titanik-LIVE» (БКЗ «Октябрьский»), 2016 г.
- Проект Бориса Гребенщикова «Симфония БГ» (Государственная академическая капелла), 2016 г.
Участие в конкурсах и фестивалях:
- Открытый фестиваль современной музыки композиторов Санкт – Петербурга «Музыка над Невой».
- Всероссийский фестиваль «Невские хоровые ассамблеи».
- Всероссийский открытый конкурс – фестиваль «Русское Рождество в Санкт – Петербурге».
- Международный фестиваль современной духовной музыки «Полифоника».
- Международный фестиваль хоров мальчиков и юношей «Звучат мальчишек голоса» (г. Дубна, Московская область).
- Международный фестиваль «Рождественская мистерия».
- Международный Корнуольский мужской фестиваль – конкурс (Англия, Корнуол)
- Городской конкурс хоров младшего возраста
- Городской конкурс хоров мальчиков «Поют мальчишки»
- Международный конкурс детского творчества «Маленький Моцарт»
IVступень – Социализация
Творческое партнёрство
- Сотрудничество с профессиональными музыкантами: Владислав Чернушенко, Владимир Минин, Валерий Гергиев, Теодор Курентзис, Андрей Аниханов, Сергей Баневич, Денис Седов, Борис Гребенщиков, Андрей Думченко, Сергей Плешак.
- Сотрудничество с музыкальными коллективами: симфонический оркестр Капеллы;симфонический оркестр Детской филармонии; концертный хор мальчиков детской хоровой студии «Искра»; концертный хор мальчиков хоровой школы «Балтика» (г. Сосновый бор); хоровая школа мальчиков и юношей г. Дубна; хор мальчиков «Дебют» г. Москва.
Знакомство со специализированными учебными заведениями
- Санкт – Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт – Петербургское музыкально – педагогическое училище»
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова"
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М.П. Мусоргского»
- Санкт – Петербургский государственный институт культуры
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова"
V ступень – Создание портфолио одарённых детей
- Запись CD- диска солиста концертного хора Базуева Романа «Музыкальная акварель».
- Запись CD- дисков концертного хора: П.И.Чайковский «Литургия», «Рождественские песнопения».
- DVD–диски хора с концертов и фестивалей в Государственной академической капелле, 2013-2015 г.
- Создание видеоклипов с солистами хора: «PieJesu», «Гаммы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О реализации мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей
«Миссия … в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо ...
«Выявление и поддержка одарённых детей через интернет-конкурсы»
Статья на тему «Выявление и поддержка одарённых детей через интернет-конкурсы»...
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей
Изобразительное искусство. Мониторинг мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей....
Выявление и поддержка одарённых детей в начальной школе
Даны основные моменты работы по выявлению и поддержке одарённых детей в начальной школе....
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В данной статье говорится о системе работы с одарёнными детьми, о способах выявления детской одарённости. Рассказываю о том, как провожу эту работу на различных уроках- математике, русском языке. Расс...
Использование и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержки одарённых детей (из опыта работы)
Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед на...