ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация (1 класс) на тему

Бондаренко Светлана Семёновна

В данной статье говорится о системе работы с одарёнными детьми, о способах выявления детской одарённости. Рассказываю о том, как провожу эту работу на различных уроках- математике, русском языке. Рассказываю о применяемых заданиях на развитие логического мышления, в том числе о методе проектов, об участии детей в различных конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odaryonnost_bondarenko_s.s.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

С.С. Бондаренко

учитель начальных классов ГБОУ гимназии  г.Сызрани

"Таланты не падают с неба, а открываются нами, воспитателями, если мы мудро подходим к человеческой душе со своим педагогическим мастерством, как скульптор подходит с резцом к глыбе мрамора: без ума, творчества художника она просто мёртвая глыба" (В.А. Сухомлинский).

С внедрением в школах ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Задачи раннего выявления, а затем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;  
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Оно должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. В своей работе я предусматриваю реализацию основных направлений работы:

1. Диагностика психологических особенностей школьников с помощью специальных методик. Выявление учащихся, склонных к различным видам деятельности, определение уровня развития мыслительных операций, памяти, речи учащихся.

2. Игры на развитие психических процессов. Формирование более высокого уровня развития через систему специальных упражнений.

3. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках путём усложнения содержания задания. Развитие познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучение рациональным приемам самостоятельной работы.

4. Развитие речи учащихся средством внеклассного чтения. Развитие активного словарного запаса, обогащение мировоззрения.

5. Организация совместной деятельности учащихся на уроке через организацию групповых форм работы. Каждый ученик получает возможность на уроке говорить, доказывать, объяснять.

6. Система дополнительных творческих заданий. Развитие умения организовывать самостоятельную деятельность, работать с дополнительными источниками информации, в том числе и Интернет.

7. Индивидуальная работа с одаренными учащимися по направлениям. Заинтересованность в более глубоком изучении предмета, участие в олимпиадах и конкурсах.

8. Участие в проектно-исследовательской работе. Заложить основы исследовательской деятельности, участие в олимпиадах, создание проектов.

Исходя из своих наблюдений и результатов диагностики, могу сказать, что в моем 1а  классе на данный период обучения определилось несколько детей более способных к тем или иным областям знаний.

Творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед учеником. Приведу примеры из собственной практики.

На уроке русского языка надо было выполнить логически поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: волк, кошка, пушистая, собака, корова, лошадь. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово пушистая, т. к. это имя прилагательное, а остальные – имен существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и волк (это существительное 2 склонения, а остальные - первого).

На уроках дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно.  Например, на уроках литературного чтения ребята сами становятся авторами, сочиняют прекрасные сказки, рассказы, в которых делятся своими мыслями. В моём классе ученик Адамов Александр проявил незаурядные способности в области литературного чтения и русского языка. Саша стал победителем конкурса сочинений о Великой Отечественной войне в округе, а в областном конкурсе занял 2 место. Трое моих учеников (Адамов Александр, Мещеряков Никита, Алексеенко Роман) приняли участие в создании книги памяти к 70-летию Победы над фашистской Германией, выпущенной учителем русского языка и литературы Синельниковой Е.О.  Адамов Александр со своим сочинением о дедушке, участнике Великой Отечественной войны, участвовал в Международном конкурсе, заняв 1 место. Александр принял участие в окружном конкурсе проектов «Гулливер», выбрав область литературного чтения, заняв 1 место, темой его проекта была книга Волкова А.М. «Волшебник изумрудного города».

Работа по выявлению одарённых детей начинается на уроке математики, когда детям предлагаются различные упражнения и задания развивающего характера. Такие задания есть в нашем учебнике,  их предлагают нам наши методические пособия. Например:  реши ребус, головоломку; сравни площади фигур; заполни магический квадрат; найди «лишнее» выражение; задания следующего вида: «Разность двух чисел равна 56. Уменьшаемое в 2 раза больше вычитаемого. Назови эти числа» или практического характера: «Выложи из палочек такую фигуру (шестиугольник). Переложи 4 палочки так, чтобы получилось 2 остроугольных треугольника». Хорошо мыслящие дети сразу выделяются в процессе выполнения подобных заданий. С этими детьми я занимаюсь индивидуально в ходе подготовки к олимпиадам, где задания подобного характера решаются в большем объёме. Такие дети сами хотят участвовать в различных интернет  олимпиадах, таких как «МетаШкола», занимая призовые места или становясь победителями. Мещеряков Никита и Гусев Даниил своё логическое мышление развивают, занимаясь шахматами во Дворце творчества детей и молодёжи, имеют много грамот и кубков за проводимые соревнования. Эти мальчики в интернет конкурсах по шахматам имеют призовые места тоже. Мещеряков Никита любит заниматься сборкой кубика-рубика на время, собирая его меньше, чем за минуту. О его способностях было показано по местному ТВ и написано в городской газете «Мой город». В 2017 году Никита стал призёром окружной олимпиады по математике, отмечен грамотой Западного управления Министерства образования и науки Самарской области. Никита и Даниил неоднократно становились призёрами школьных олимпиад по математике. На уроках математики они выполняют большой объём заданий, в том числе и заданий повышенного уровня сложности.

Все задания, развивающие логическое мышление учащихся, можно разделить на:

а) задания на развитие и совершенствование внимания:

Это могут быть задания на отыскание ходов в обычных лабиринтах, лабиринты могут быть числовыми. Степень трудности таких лабиринтов достаточно велика, т.к. в них имеется разветвлённая сеть дорожек, продвигаясь по которым, необходимо выполнить определённые задания вычислительного характера: пройди путь от вершины пирамиды к её основанию, переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под ней, и набери по дороге сумму 35. Это задание выполняют методом проб.

б) задания на развитие восприятия и воображения:

Здесь надо представить характер того или иного преобразования, например, вообразить то целое, которое должно быть составлено из предложенных  частей, найти недостающую часть среди множества заданных частей для получения целого, на глаз соотнести размеры площадей нескольких заданных фигур, описать и изобразить взаимное расположение нескольких геометрических фигур или объектов и т.д.

в) задания на развитие памяти:

зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти детей.

Для этого используются дидактические игры, зрительные диктанты, содержание которых обогащается изучаемым математическим материалом. Учитель показывает в течение одной минуты одновременно все фигуры, изображённые на рисунке. А затем просит детей воспроизвести их в тетради по памяти.

г) задания на развитие мышления:

В курс включается система содержательно-логических заданий, направленных на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации, решение логических задач.

Умение сравнивать отрабатывается при проведении сравнения двух чисел, примеров, задач, уравнений, двух фигур, а затем и группы примеров, задач и т. д.

Подобные задания я включаю в устный счёт. Что делает его разнообразным,  некоторые задания развивающего характера я предлагаю для самостоятельной работы под «звёздочкой».

Для более сильных учащихся предлагаю на уроке выполнить более трудное задание в карточке, тесте, оцениваю это задание отметкой.

На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное задание треугольниками разного цвета: желтый – первый уровень, синий – второй уровень, красный – третий уровень (задания повышенной сложности).

Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

Как правило, дифференцированные задания во время урока я применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.

На уроках окружающего мира мои ученики   всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. На уроках «Окружающего мира» уже с первого класса дети учатся наблюдать, делать выводы, проводить опыты, экспериментировать, исследовать. Урок – исследование позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к «тайнам» превращает их в «исследователей».  Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.

По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

В начальных классах действенным средством сохранения интереса к исследованиям стало творческое проектирование. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своих, качественно новых идей.

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Конкурсы, викторины, марафоны и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Гелиантус», «МетаШкола», «Учи.ру»  и предметных олимпиадах разного уровня.

Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности.  

Неотъемлемой частью нашей работы с одарёнными детьми являются предметные недели. Каждый ребёнок может проявить свои способности  в любой научной  области. Дети пробуют создавать  предметные газеты, сами составляют кроссворды, придумывают загадки, ребусы.

Во внеурочной деятельности, также особой формой работы с одаренными детьми, являются театрализованные праздники.

В них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству. Так ученица моего класса Балясова Диана не раз была победителем и призёром в художественном чтении на  Кирилло-Мефодиевских чтениях городского и областного уровня, призёром областного конкурса стихов о Великой Отечественной войне «Память в сердце, гордость в поколениях».  Диана много раз одерживала победу на школьных конкурсах чтецов.

Во внеурочное время  у наших детей есть возможность как в школе, так и в других местах дополнительного образования заниматься в кружках по интересам. Алюшева Варвара и Золотых Глеб, занимаясь спортом, показали отличные результаты в окружном Летнем  фестивале Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, награждены грамотами Западного управления Министерства образования и науки за 1 и 2 места. Алексеенко Роман - творческая натура, любит рисовать.  Своё  дарование он проявил  в конкурсе рисунков «Рисуем героев книг А.П.Гайдара», отмечен Дипломом «Гайдаровского интернет-содружества».

Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

 Провожу  тематические родительские собрания («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т. п.); консультации для родителей и индивидуальные встречи;  открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Если дети – национальное достояние любой  страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.

Список использованных источников

Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12

 Примерная основная программа общеобразовательного учреждения. Начальная школа. (Стандарты второго поколения)

Генералова Н. С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.78-81.

 Гончарова Е. М. Развитие творческой одарённости младших школьников // Начальная школа плюс. - 2009. - № 8. - С.11-13.

 Емельянова, И. Е. Особенности организации деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.21-23.

 Емельянова, И. Е. Особенности организации деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.21-23.

Емельянова, И. Е. Особенности организации исследовательской деятельности одаренных детей // Начальная школа плюс. - 2009. - № 12. - С.15-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста

Проектная деятельность в начальной школе Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов 1.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является...

О реализации мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей

«Миссия … в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо ...

«Выявление и поддержка одарённых детей через интернет-конкурсы»

Статья на тему «Выявление и поддержка одарённых детей через интернет-конкурсы»...

Выявление и развитие одаренности детей младшего школьного возраста

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей....

Система выявления и сопровождения одаренных детей, как возможность самопознания и самореализации детей младшего школьного возраста

Статья раскрывает опыт работы педагог-психолога в школе в форме участия в фестивале "Портфолио как способ самореализации личности", организованного в САО  г. Москве в 2009-2013 на базе ГОУ ЦО №14...

Методы выявления одарённости у детей младшего школьного возраста

Данный методический материал позволит учителям начальных классов выявить одарённых детей при помощи разнообразных методик...

"Выявление и развитие талантов детей младшего школьного возраста"

Система диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости....