Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Изобразительное искусство. Мониторинг мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей
У маленьких учеников
Спросил художников Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось - не сосчитать
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну. Кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь ребята в самом деле,
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда все это подевалось?
В. Берестов
Организация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Только переход к развивающей системе образования с использованием различных инновационных технологий, в том числе и проблемно-диалогического обучения, способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребёнка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему еще в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы?
Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы мы начинаем сдерживать свои творческие порывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на творчество набрасывается узда традиционного образования.
Основная задача учителя – построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение так, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление талантов. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
Методики диагностики должны быть направлены на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления педагогов и родителей об умственных и творческих способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и их характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком
Одарённые дети или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Выявление одаренных и талантливых детей
- анализ особых успехов и достижений ученика;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
- преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришли к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из наших учеников.
Индивидуальный подход – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в значительной степени влияющих на его поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни.
Технология индивидуального подхода к одаренным детям:
- Определить уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности.
- Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
- Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков.
- Определить способы оценки успехов ребенка.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- факультативы;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- курсы по выбору;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в профильных классах
- интеллектуальные марафоны
Список использованных источников:
1. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М.: Знание, 1989
2. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993
3. Кулагина И. Ю. Личность школьника: От задержки психологического развития до одаренности: Учебное пособие для студентов и преподавателей. — М.: ТЦ "Сфера", 1999
4. Зимняя И.А., Кузьмина Н.Ф. «Педагогическая психология». - Ростов-на-Дону: Феникс 1997
5. http://festival.1september.ru/articles/212746/
6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/rabota-s-odarennymi-detmi-v-nachalnoy-shkole
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система выявления и сопровождения одаренных детей, как возможность самопознания и самореализации детей младшего школьного возраста
Статья раскрывает опыт работы педагог-психолога в школе в форме участия в фестивале "Портфолио как способ самореализации личности", организованного в САО г. Москве в 2009-2013 на базе ГОУ ЦО №14...
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся
Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Мониторинг возможностей и способностей обучающихся"...
Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования
В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...
Выявление и поддержка одаренных детей
Одаренные дети тяжело воспринимаются окружающими, и то, что является для одаренного ребенка нормальным познавательным процессом, другими людьми может рассматриваться как аномальная неспособность...
Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей
Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...